Недействующий


КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2016 года N 362


Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2025 годы

(с изменениями на 28 декабря 2023 года)

(в ред. постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.12.2016 N 504, от 11.01.2017 N 7, от 28.09.2017 N 505, от 18.01.2018 N 14, от 19.07.2018 N 302, от 27.08.2018 N 350, от 24.12.2018 N 600, постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 17.05.2019 N 303, от 30.08.2019 N 510, от 26.11.2019 N 679, от 23.12.2019 N 735, от 06.05.2020 N 266, от 21.08.2020 N 517, от 25.12.2020 N 787, от 12.05.2021 N 237, от 22.09.2021 N 565, от 29.12.2021 N 833, от 12.07.2022 N 458, от 15.11.2022 N 748, от 23.03.2023 N 161, от 08.06.2023 N 373, от 14.08.2023 N 523, от 18.10.2023 N 690, от 03.11.2023 N 717, от 28.12.2023 N 898)

____________________________________________________________________

Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 07.11.2023 N 719.

____________________________________________________________________



С целью обеспечения на территории Кемеровской области - Кузбасса рационального использования и охраны недр и водных ресурсов, благоприятных экологических условий, защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:


(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 21.08.2020 N 517)


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Кемеровской области - Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2025 годы.


(в ред. постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.2017 N 505, от 27.08.2018 N 350, постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 30.08.2019 N 510, от 26.11.2019 N 679, от 15.11.2022 N 748)


2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по топливно-энергетическому комплексу, транспорту и экологии) Панова А.А.


(п. 3 в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 23.03.2023 N 161)


4. Постановление вступает в силу с 01.01.2017.



Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ



Утверждена
постановлением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 16 сентября 2016 г. N 362



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА "ЭКОЛОГИЯ, НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ" НА 2017 - 2025 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 23.03.2023 N 161, от 08.06.2023 N 373, от 14.08.2023 N 523, от 18.10.2023 N 690, от 03.11.2023 N 717, от 28.12.2023 N 898)




Паспорт государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2025 годы

Наименование государственной программы

Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2025 годы (далее - Государственная программа)

Директор Государственной программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по топливно-энергетическому комплексу, транспорту и экологии)

Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы

Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса (далее - МПР Кузбасса)

Исполнители Государственной программы

МПР Кузбасса

Наименование подпрограмм Государственной программы

1. "Охрана окружающей среды".

2. "Минерально-сырьевые ресурсы".

3. "Развитие водохозяйственного комплекса".

4. "Обеспечение реализации Государственной программы"

Региональные проекты, реализуемые в рамках Государственной программы

Региональный проект "Чистый воздух"

Региональный проект "Чистая страна"

Цели Государственной программы

1. Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем. Улучшение состояния атмосферного воздуха в г. Новокузнецке.

2. Устойчивое обеспечение экономики Кемеровской области - Кузбасса запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах.

3. Устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение защищенности населения и объектов экономики и социальной сферы от негативного воздействия вод.

4. Обеспечение эффективной деятельности МПР Кузбасса и подведомственного ему ГКУ "Комитет охраны окружающей среды Кузбасса"

Задачи Государственной программы

1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики. Снижение к концу 2024 года по г. Новокузнецку совокупного объема выбросов в атмосферный воздух на 20% от уровня 2017 года, совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ на 20% от уровня 2017 года.

2. Сохранение и восстановление биологического разнообразия Кемеровской области - Кузбасса.

3. Повышение эффективности мониторинга окружающей среды.

4. Организация и обеспечение выполнения работ и научных исследований по вопросам охраны окружающей среды на территории Кемеровской области - Кузбасса.

5. Обеспечение эффективного функционирования системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

6. Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены.

7. Повышение геологической изученности территории Кемеровской области - Кузбасса, получение геологической информации.

8. Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы на территории Кемеровской области - Кузбасса.

9. Удовлетворение потребностей строительной индустрии Кемеровской области - Кузбасса в строительных материалах.

10. Обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов Кемеровской области - Кузбасса.

11. Обеспечение потребностей населения и хозяйствующих субъектов в водных ресурсах в требуемом количестве и в соответствии с показателями качества воды в водных объектах, охраны и восстановления водных объектов, эффективного и рационального использования водных ресурсов.

12. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса.

13. Ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов на территории Кемеровской области - Кузбасса.

14. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению, улучшение их экологического состояния.

15. Повышение эксплуатационной надежности бесхозяйных и муниципальных гидротехнических сооружений прудов (водохранилищ) (гидроузлов), расположенных в пределах водных объектов федеральной собственности и (или) обеспечивающих безопасность населения и объектов экономики от негативного воздействия вод (за исключением сооружений транспортного назначения и сооружений, обеспечивающих технологические схемы систем промышленного, сельскохозяйственного и коммунального водоснабжения и водоотведения).

16. Обеспечение населенных пунктов, объектов экономики и социальной сферы сооружениями инженерной защиты.

17. Повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов.

18. Обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере недропользования, водных отношений, охраны окружающей среды и безопасности гидротехнических сооружений на территории Кемеровской области - Кузбасса

Срок реализации Государственной программы

2017 - 2025 годы

I этап - 2017 - 2018 годы

II этап - 2019 - 2020 годы

III этап - 2021 - 2025 годы

Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации

Всего - 5 085 638,9 тыс. руб., в том числе:

2017 год - 438 589,8 тыс. руб.;

2018 год - 210 285,1 тыс. руб.;

2019 год - 113 166,2 тыс. руб.;

2020 год - 107 431,8 тыс. руб.;

2021 год - 749 521,9 тыс. руб.;

2022 год - 848 567,7 тыс. руб.;

2023 год - 950 082,8 тыс. руб.;

2024 год - 798 329,9 тыс. руб.;

2025 год - 869 663,7 тыс. руб.

Из них:

областной бюджет - 2 535 062,0 тыс. руб.,

в том числе:

2017 год - 116 716,1 тыс. руб.;

2018 год - 97 861,3 тыс. руб.;

2019 год - 81 237,5 тыс. руб.;

2020 год - 90 446,3 тыс. руб.;

2021 год - 116 372,1 тыс. руб.;

2022 год - 273 096,3 тыс. руб.;

2023 год - 557 443,4 тыс. руб.;

2024 год - 672 216,7 тыс. руб.;

2025 год - 529 672,3 тыс. руб.;

федеральный бюджет - 2 509 752,3 тыс. руб.,

в том числе:

2017 год - 320 029,9 тыс. руб.;

2018 год - 111 431,8 тыс. руб.;

2019 год - 31 928,7 тыс. руб.;

2020 год - 16 985,5 тыс. руб.;

2021 год - 633 149,8 тыс. руб.;

2022 год - 573 055,1 тыс. руб.;

2023 год - 388 346,3 тыс. руб.;

2024 год - 110 274,4 тыс. руб.;

2025 год - 324 550,8 тыс. руб.;

местный бюджет - 40 824,6 тыс. руб.,

в том числе:

2017 год - 1 843,8 тыс. руб.;

2018 год - 992,0 тыс. руб.;

2019 год - 0,0 тыс. руб.;

2020 год - 0,0 тыс. руб.;

2021 год - 0,0 тыс. руб.;

2022 год - 2 416,3 тыс. руб.;

2023 год - 4 293,1 тыс. руб.;

2024 год - 15 838,8 тыс. руб.;

2025 год - 15 440,6 тыс. руб.

(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 28.12.2023 N 898)

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

1. Эффективное функционирование системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

2. Снижение к концу 2024 года по г. Новокузнецку совокупного объема выбросов в атмосферный воздух на 20% от уровня 2017 года, совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ на 20% от уровня 2017 года.

3. Экологически безопасная и комфортная обстановка в местах проживания населения Кемеровской области - Кузбасса, его работы и отдыха.

4. Обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в информации о состоянии окружающей среды в Кемеровской области - Кузбассе, ее загрязнении.

5. Получение научных данных, создающих основу для формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды.

6. Сохранность редких и исчезающих видов животных, растений и грибов, улучшение условий для сохранения биологического разнообразия Кемеровской области - Кузбасса.

7. Наличие современной геолого-картографической основы территории Кемеровской области - Кузбасса для обеспечения нужд хозяйственной деятельности, прогноза развития минерально-сырьевой базы.

8. Наличие геологической информации о недрах, предоставляемой различным потребителям с использованием современных технологий доступа.

9. Наличие минерально-сырьевой базы, обеспечивающей потребности устойчивого развития добывающих мощностей базовых отраслей промышленности.

10. Научно обоснованная система требований комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов.

11. Государственный фонд недр, осваиваемый в интересах нынешнего поколения с учетом интересов будущих поколений.

12. Обеспечение эффективного и рационального использования водных ресурсов, снижение антропогенной нагрузки на водные объекты на основе исключения нелегитимного использования поверхностных водных объектов и осуществления контроля выполнения установленных условий водопользования, установления и закрепления на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, испытывающих антропогенную нагрузку.

13. Гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики Кемеровской области - Кузбасса.

14. Создание и обеспечение благоприятных экологических условий для жизни населения, развития сферы услуг в области рекреации.

15. Повышение степени защищенности населения, объектов экономики и социальной сферы от негативного воздействия вод в результате выполнения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса, приведению гидротехнических сооружений в технически безопасное состояние, обеспечению сооружениями инженерной защиты.

16. Обеспечение условий для достижения целей Государственной программы в целом и входящих в ее состав подпрограмм.

17. Обеспечение качества и доступности государственных услуг в сфере экологии, воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов.

18. Обеспечение эффективности бюджетных расходов в сфере недропользования, водных отношений, охраны окружающей среды и безопасности гидротехнических сооружений на территории Кемеровской области - Кузбасса



1. Характеристика текущего состояния в Кемеровской области - Кузбассе сферы деятельности, для решения задач которой разработана Государственная программа, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем



1.1. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Кемеровской области - Кузбасса


(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 18.10.2023 N 690)



Кемеровская область - Кузбасс располагает крупной многоотраслевой промышленностью и топливно-энергетическим комплексом, что обеспечивает стабильное развитие экономики области. Ежегодный рост добычи полезных ископаемых, увеличение выпуска продукции металлургической и химической промышленности, энергетики приводит к неизбежному загрязнению окружающей среды.


Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в области в настоящее время является стабильной.


К числу основных экологических проблем по-прежнему относятся: загрязнение атмосферного воздуха; загрязнение и истощение водных объектов; образование отходов производства и потребления; загрязнение и деградация почвенно-земельных ресурсов; снижение биологического разнообразия Кемеровской области - Кузбасса, увеличение числа редких и исчезающих видов животных, растений и грибов; низкая экологическая культура населения.


При этом сценарий долгосрочного социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса показывает дальнейшее увеличение техногенной нагрузки на все компоненты природной среды региона.


В 2021 году суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, по данным Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, составил 1 667,814 тыс. т, что на 11,053 тыс. т меньше соответствующей величины 2020 года.


В 2021 году выбросы от стационарных источников снизились на 8,603 тыс. т по сравнению с 2020 годом и составили 1603,214 тыс. т, или 96,1% от суммарного объема выбросов.


Распределение объема выбросов от стационарных источников по муниципальным образованиям Кемеровской области - Кузбасса неравномерно. Наибольшая величина отмечается в Новокузнецком муниципальном округе - 403,630 тыс. т (25,18%) и Новокузнецком городском округе - 268,297 тыс. т (16,73%). Далее следуют Междуреченский городской округ (168,826 тыс. т), Прокопьевский муниципальный округ (117,669 тыс. т), Беловский городской округ (98,324 тыс. т).


В 2021 году объем образования отходов производства и потребления составил 3,805 млрд т. Основной объем образовавшихся отходов приходится на предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых. В 2021 году их вклад составил 3,619 млрд т (95,129% от общего количества отходов, образовавшихся на территории Кемеровской области - Кузбасса).


Необходимость решения экологических проблем является основой реализации Государственной программы.


В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.


Мониторинг качества атмосферного воздуха и водных объектов на территории Кемеровской области - Кузбасса осуществляется Кемеровским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".


Наблюдательная федеральная государственная сеть в Кемеровской области - Кузбассе включает в себя 18 стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в городских округах: Кемеровском (8), Новокузнецком (8), Прокопьевском (2).


В течение 2022 года наблюдения на территории Кемеровской области - Кузбасса за состоянием водных объектов проводились на 18 водных объектах, в 27 населенных пунктах, 39 створах.


В то же время сложившаяся экологическая ситуация в Кемеровской области - Кузбассе, а также дальнейшее расширение производств ввиду развития промышленного потенциала региона, несущее дополнительную нагрузку на экологическую обстановку, без сомнения, требуют существенного расширения и совершенствования региональной системы экологического мониторинга.


В рамках реализации мероприятия "Развитие государственной системы экологического мониторинга" планируется установка постов за наблюдением состояния атмосферного воздуха в муниципальных образованиях Кемеровской области - Кузбасса с высоким объемом валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Калтанский городской округ, Междуреченский городской округ, Киселевский городской округ), а также приобретение передвижной лаборатории мониторинга атмосферного воздуха и передвижной лаборатории мониторинга водных объектов.


Принятые меры позволят вести наблюдения за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия на окружающую среду с целью оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды, принятия управленческих решений в области природопользования и охраны окружающей среды, регулирования выбросов в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, а также в целях обеспечения заинтересованных лиц достоверной информацией, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.


В целях предотвращения негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности, установления соответствия документации, обосновывающей такую деятельность, экологическим требованиям, предусмотренным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в Кемеровской области - Кузбассе организуется и проводится государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня.


Одной из значимых проблем, решаемых в рамках Государственной программы, является сохранение растительного и животного мира на территории Кемеровской области - Кузбасса. С 2000 года ведется Красная книга Кузбасса, повышающая возможность сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов.


В Красную книгу Кузбасса, изданную в 2021 году, внесен 371 вид, из них 183 вида животных и 188 видов растений, грибов и лишайников.


В настоящее время в соответствии с Законом Кемеровской области от 03.08.2000 N 56-ОЗ "О Красной книге Кузбасса" осуществляются мероприятия по ведению Красной книги Кузбасса, включая сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира, ежегодный мониторинг состояния видов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Кузбасса.


Кемеровская область - Кузбасс является крупнейшим индустриальным регионом России, имеющим выраженную сырьевую специализацию. Интенсивное развитие региона привело к возникновению такой проблемы, как накопленный вред окружающей среде.


На территории Кемеровской области - Кузбасса существует ряд объектов накопленного вреда окружающей среде (бывшие заводы, терриконы бывших шахт, хвостохранилища обогатительных фабрик и др.).


01.09.2022 вступили в силу пункты 5, 10, 12 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2021 N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2021 N 446-ФЗ), согласно которым Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" дополнен статьями 16.6, 75.1 и 78.2. Указанными статьями устанавливаются положения о направлении поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации средств от платы за негативное воздействие на окружающую среду, от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, платежей при добровольном возмещении такого вреда (за исключением нарушений обязательных требований на особо охраняемых природных территориях федерального значения), а также от административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (за исключением штрафов за административные правонарушения, совершенные в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения) на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (далее - природоохранные мероприятия).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»