Неделя «Техэксперт» • 13-17 февраля 2023 года
КОНФЕРЕНЦИЯ «ИЗМЕНЕНИЯ 2023:
НОВЫЕ ЗАКОНЫ, ПРАВИЛА, ИНСТРУКЦИИ»


КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2016 года N 362


Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2025 годы

(с изменениями на 15 ноября 2022 года)

(в ред. постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.12.2016 N 504, от 11.01.2017 N 7, от 28.09.2017 N 505, от 18.01.2018 N 14, от 19.07.2018 N 302, от 27.08.2018 N 350, от 24.12.2018 N 600, постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 17.05.2019 N 303, от 30.08.2019 N 510, от 26.11.2019 N 679, от 23.12.2019 N 735, от 06.05.2020 N 266, от 21.08.2020 N 517, от 25.12.2020 N 787, от 12.05.2021 N 237, от 22.09.2021 N 565, от 29.12.2021 N 833, от 12.07.2022 N 458, от 15.11.2022 N 748)



С целью обеспечения на территории Кемеровской области - Кузбасса рационального использования и охраны недр и водных ресурсов, благоприятных экологических условий, защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:


(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 21.08.2020 N 517)


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Кемеровской области - Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2025 годы.


(в ред. постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.2017 N 505, от 27.08.2018 N 350, постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 30.08.2019 N 510, от 26.11.2019 N 679, от 15.11.2022 N 748)


2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по промышленности, транспорту и экологии) А.А.Панова.


(в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2018 N 600, постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 26.11.2019 N 679)


4. Постановление вступает в силу с 01.01.2017.



Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ



Утверждена
постановлением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 16 сентября 2016 г. N 362



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА "ЭКОЛОГИЯ, НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ" НА 2017 - 2025 ГОДЫ

(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 15.11.2022 N 748)



Паспорт государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2025 годы

Наименование государственной программы

Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2025 годы (далее - Государственная программа)

Директор Государственной программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по промышленности, транспорту и экологии)

Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы

Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса (далее - МПР Кузбасса)

Исполнители Государственной программы

МПР Кузбасса

Наименование подпрограмм Государственной программы

1. "Охрана окружающей среды".

2. "Минерально-сырьевые ресурсы".

3. "Развитие водохозяйственного комплекса".

4. "Обеспечение реализации Государственной программы"

Региональные проекты, реализуемые в рамках Государственной программы

Региональный проект "Чистый воздух"

Региональный проект "Чистая страна"

Цели Государственной программы

1. Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем. Улучшение состояния атмосферного воздуха в г. Новокузнецке.

2. Устойчивое обеспечение экономики Кемеровской области - Кузбасса запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах.

3. Устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение защищенности населения и объектов экономики и социальной сферы от негативного воздействия вод.

4. Обеспечение эффективной деятельности МПР Кузбасса и подведомственного ему ГКУ "Комитет охраны окружающей среды Кузбасса"

Задачи Государственной программы

1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики. Снижение к концу 2024 года по г. Новокузнецку совокупного объема выбросов в атмосферный воздух на 20% от уровня 2017 года, совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ на 20% от уровня 2017 года).

2. Сохранение и восстановление биологического разнообразия Кемеровской области - Кузбасса.

3. Повышение эффективности мониторинга окружающей среды.

4. Организация и обеспечение выполнения работ и научных исследований по вопросам охраны окружающей среды на территории Кемеровской области - Кузбасса.

5. Обеспечение эффективного функционирования системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

6. Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены.

7. Повышение геологической изученности территории Кемеровской области - Кузбасса, получение геологической информации.

8. Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы на территории Кемеровской области - Кузбасса.

9. Удовлетворение потребностей строительной индустрии Кемеровской области - Кузбасса в строительных материалах.

10. Обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов Кемеровской области - Кузбасса.

11. Обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах, охраны и восстановления водных объектов, эффективного и рационального использования водных ресурсов, удовлетворения потребностей населения и хозяйствующих субъектов Кемеровской области - Кузбасса в водных ресурсах в требуемом количестве и в соответствии с показателями качества воды в водных объектах.

12. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса.

13. Ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов на территории Кемеровской области - Кузбасса.

14. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению, улучшение их экологического состояния.

15. Повышение эксплуатационной надежности бесхозяйных и муниципальных гидротехнических сооружений прудов (водохранилищ) (гидроузлов), расположенных в пределах водных объектов федеральной собственности и (или) обеспечивающих безопасность населения и объектов экономики от негативного воздействия вод (за исключением сооружений транспортного назначения и сооружений, обеспечивающих технологические схемы систем промышленного, сельскохозяйственного и коммунального водоснабжения и водоотведения).

16. Обеспечение населенных пунктов, объектов экономики и социальной сферы сооружениями инженерной защиты.

17. Повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов.

18. Обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере недропользования, водных отношений, охраны окружающей среды и безопасности гидротехнических сооружений на территории Кемеровской области - Кузбасса

Срок реализации Государственной программы

2017 - 2025 годы

I этап - 2017 - 2018 годы

II этап - 2019 - 2020 годы

III этап - 2021 - 2025 годы

Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации

Всего - 5 093 668,7 тыс. руб., в том числе:

2017 год - 438 589,8 тыс. руб.;

2018 год - 210 285,1 тыс. руб.;

2019 год - 113 166,2 тыс. руб.;

2020 год - 107 431,8 тыс. руб.;

2021 год - 749 521,9 тыс. руб.;

2022 год - 896 126,7 тыс. руб.;

2023 год - 920 353,9 тыс. руб.;

2024 год - 886 956,7 тыс. руб.;

2025 год - 771 236,6 тыс. руб.

Из них:

областной бюджет - 3 180 315,7 тыс. руб.,

в том числе:

2017 год - 116 716,1 тыс. руб.;

2018 год - 97 861,3 тыс. руб.;

2019 год - 81 237,5 тыс. руб.;

2020 год - 90 446,3 тыс. руб.;

2021 год - 116 372,1 тыс. руб.;

2022 год - 320 655,3 тыс. руб.;

2023 год - 814 553,9 тыс. руб.;

2024 год - 771 236,6 тыс. руб.;

2025 год - 771 236,6 тыс. руб.;

федеральный бюджет - 1 900 750,4 тыс. руб.,

в том числе:

2017 год - 320 029,9 тыс. руб.;

2018 год - 111 431,8 тыс. руб.;

2019 год - 31 928,7 тыс. руб.;

2020 год - 16 985,5 тыс. руб.;

2021 год - 633 149,8 тыс. руб.;

2022 год - 573 055,1 тыс. руб.;

2023 год - 103 580,9 тыс. руб.;

2024 год - 110 588,7 тыс. руб.;

2025 год - 0,0 тыс. руб.;

местный бюджет - 12 602,6 тыс. руб.,

в том числе:

2017 год - 1 843,8 тыс. руб.;

2018 год - 992,0 тыс. руб.;

2019 год - 0,0 тыс. руб.;

2020 год - 0,0 тыс. руб.;

2021 год - 0,0 тыс. руб.;

2022 год - 2 416,3 тыс. руб.;

2023 год - 2 219,1 тыс. руб.;

2024 год - 5 131,4 тыс. руб.;

2025 год - 0,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

1. Эффективное функционирование системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

2. Снижение к концу 2024 года по г. Новокузнецку совокупного объема выбросов в атмосферный воздух на 20% от уровня 2017 года, совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ на 20% от уровня 2017 года).

3. Экологически безопасная и комфортная обстановка в местах проживания населения Кемеровской области - Кузбасса, его работы и отдыха.

4. Обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в информации о состоянии окружающей среды в Кемеровской области - Кузбассе, ее загрязнении.

5. Получение научных данных, создающих основу для формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды.

6. Сохранность редких и исчезающих видов животных, растений и грибов, улучшение условий для сохранения биологического разнообразия Кемеровской области - Кузбасса.

7. Наличие современной геолого-картографической основы территории Кемеровской области - Кузбасса для обеспечения нужд хозяйственной деятельности, прогноза развития минерально-сырьевой базы.

8. Наличие геологической информации о недрах, предоставляемой различным потребителям с использованием современных технологий доступа.

9. Наличие минерально-сырьевой базы, обеспечивающей потребности устойчивого развития добывающих мощностей базовых отраслей промышленности.

10. Научно обоснованная система требований комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов.

11. Государственный фонд недр, осваиваемый в интересах нынешнего поколения с учетом интересов будущих поколений.

12. Обеспечение эффективного и рационального использования водных ресурсов, снижение антропогенной нагрузки на водные объекты на основе исключения нелегитимного использования поверхностных водных объектов и осуществления контроля выполнения установленных условий водопользования, установления и закрепления на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, испытывающих антропогенную нагрузку.

13. Гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики Кемеровской области - Кузбасса.

14. Создание и обеспечение благоприятных экологических условий для жизни населения, развития сферы услуг в области рекреации.

15. Повышение степени защищенности населения, объектов экономики и социальной сферы от негативного воздействия вод в результате выполнения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса, приведению гидротехнических сооружений в технически безопасное состояние, обеспечению сооружениями инженерной защиты.

16. Обеспечение условий для достижения целей Государственной программы в целом и входящих в ее состав подпрограмм.

17. Обеспечение качества и доступности государственных услуг в сфере экологии, воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов.

18. Обеспечение эффективности бюджетных расходов в сфере недропользования, водных отношений, охраны окружающей среды и безопасности гидротехнических сооружений на территории Кемеровской области - Кузбасса



1. Характеристика текущего состояния в Кемеровской области - Кузбассе сферы деятельности, для решения задач которой разработана Государственная программа, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем



1.1. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Кемеровской области - Кузбасса


Экологическая ситуация в области продолжает оставаться достаточно напряженной. К числу основных экологических проблем по-прежнему относятся: загрязнение атмосферного воздуха; загрязнение и истощение водных объектов; образование отходов производства и потребления; загрязнение и деградация почвенно-земельных ресурсов; снижение биологического разнообразия Кемеровской области - Кузбасса, увеличение числа редких и исчезающих видов животных, растений и грибов; низкая экологическая культура населения.


При этом сценарий долгосрочного социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса показывает дальнейшее увеличение техногенной нагрузки на все компоненты природной среды региона.


По данным Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в 2021 году суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составил 1667,814 тыс. т, что на 11,053 тыс. т меньше соответствующей величины 2020 года.


Выбросы от стационарных источников снизились на 8,603 тыс. т по сравнению с показателем 2020 года и составили 1603,214 тыс. т, или 96,1% от суммарного объема выбросов в 2021 году.


Распределение объема выбросов от стационарных источников по административным территориям Кемеровской области - Кузбасса неравномерно. Наибольшая величина выбросов отмечается в Новокузнецком муниципальном районе - 403,630 тыс. т (25,18%) и Новокузнецком городском округе - 268,297 тыс. т (16,73%). Далее следуют Междуреченский городской округ (168,826 тыс. т), Прокопьевский муниципальный округ (117,669 тыс. т), Беловский городской округ (98,324 тыс. т).


В 2021 году объем образования отходов производства и потребления составил 3,805 млрд т. Основной объем образовавшихся отходов приходится на предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Их вклад в 2021 году составил 3,619 млрд т (95,129% от общего количества отходов, образовавшихся на территории Кемеровской области - Кузбасса).


Необходимость решения экологических проблем является основой реализации Государственной программы.


В целях предотвращения негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности, установления соответствия документации, обосновывающей такую деятельность, экологическим требованиям, предусмотренным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в Кемеровской области - Кузбассе организуется и проводится государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня.


Одной из значимых проблем, решаемых в рамках Государственной программы, является сохранение растительного и животного мира на территории Кемеровской области - Кузбасса. С 2000 года издается региональная Красная книга, повышающая возможность сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов.


В Красную книгу Кузбасса, изданную в 2021 году, внесен 371 вид, из них 183 вида животных и 188 видов растений, грибов и лишайников.


В настоящее время в соответствии с Законом Кемеровской области от 03.08.2000 N 56-ОЗ "О Красной книге Кузбасса" осуществляются мероприятия по ведению Красной книги Кузбасса, включая сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира, ежегодный мониторинг состояния видов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Кузбасса.


Кемеровская область - Кузбасс является крупнейшим индустриальным центром России, имеющим выраженную сырьевую специализацию. Интенсивное развитие региона привело к возникновению такой проблемы, как накопленный вред окружающей среде.


На территории Кемеровской области - Кузбасса существует ряд объектов накопленного вреда окружающей среде (бывшие заводы, терриконы бывших шахт, хвостохранилища обогатительных фабрик и др.).


01.09.2022 вступили в силу пункты 5, 10, 12 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2021 N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2021 N 446-ФЗ), которыми Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" дополняется статьями 16.6, 75.1 и 78.2 и устанавливаются положения о направлении поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации средств от платы за негативное воздействие на окружающую среду, от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, платежей при добровольном возмещении такого вреда (за исключением нарушений обязательных требований на особо охраняемых природных территориях федерального значения), а также от административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (за исключением штрафов за административные правонарушения, совершенные в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения) на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (далее - природоохранные мероприятия).


Согласно нормам Федерального закона от 30.12.2021 N 446-ФЗ, использование средств от экологических платежей, зачисленных в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с планом природоохранных мероприятий субъекта Российской Федерации, утвержденным уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - план природоохранных мероприятий).


При этом в планы природоохранных мероприятий в первоочередном порядке необходимо включать мероприятия, направленные на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде.


План природоохранных мероприятий Кемеровской области - Кузбасса по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждается МПР Кузбасса.


Реализация проектов по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде Кемеровской области - Кузбасса позволит улучшить экологическую ситуацию в регионе, вовлечь высвобождающиеся земельные участки в хозяйственный оборот.


В настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ведет формирование государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ОНВОС). Ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на ОНВОС, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, в рамках федерального проекта "Чистая страна", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 21.12.2018 N 3.


Для включения в указанный реестр объектов, расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса, необходимо провести дополнительные исследования имеющихся объектов с привлечением аккредитованных лабораторий.


В целях реализации пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в рамках федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" разработан и утвержден региональный проект "Чистый воздух".


Участниками регионального проекта "Чистый воздух" совместно с МПР Кузбасса являются Министерство промышленности и торговли Кузбасса, Министерство транспорта Кузбасса, администрация г. Новокузнецка, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу, Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора, Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", крупные промышленные предприятия г. Новокузнецка, в том числе АО "ЕВРАЗ ЗСМК", АО "Кузнецкая ТЭЦ", АО "РУСАЛ Новокузнецк", АО "Кузнецкие ферросплавы".


В рамках регионального проекта "Чистый воздух" разработан комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Новокузнецке на период 2019 - 2024 гг. (далее - комплексный план), утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Абрамченко В.В. (26.05.2021 N 5049п-П11).


Комплексный план направлен на кардинальное снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обеспечение благоприятных условий проживания жителей г. Новокузнецка. К 2024 году планируется уменьшить выбросы в атмосферный воздух на 77,07 тыс. т (21,51% к уровню 2017 года).


Не менее важным является повышение уровня экологической культуры, развитие системы экологического образования и просвещения населения Кемеровской области - Кузбасса. Это достигается благодаря проведению массовых мероприятий экологической направленности, в том числе уроков экологической грамотности, акций, субботников, конкурсов, семинаров, конференций и других.