____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 07.11.2023 N 719.
____________________________________________________________________
В соответствии с Законом Кемеровской области от 14.12.2018 N 107-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (в редакции законов Кемеровской области от 26.12.2018 N 124-ОЗ, от 26.03.2019 N 14-ОЗ, от 26.06.2019 N 41-ОЗ), постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.02.2013 N 58 "Об утверждении Положения о государственных программах Кемеровской области" Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановляет:
1. Внести в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.09.2016 N 362 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2021 годы" (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.12.2016 N 504, от 11.01.2017 N 7, от 28.09.2017 N 505, от 18.01.2018 N 14, от 19.07.2018 N 302, от 27.08.2018 N 350, от 24.12.2018 N 600, постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 17.05.2019 N 303) следующие изменения:
1.1. В заголовке, пункте 1 после слов "государственной программы Кемеровской области" дополнить словом "- Кузбасса", цифры "2017 - 2021" заменить цифрами "2017 - 2022".
1.2. Государственную программу Кемеровской области "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2021 годы (далее - Государственная программа), утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по промышленности, транспорту и экологии) Панова А.А.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления в силу.
Положения паспорта Государственной программы, раздела 4 текстовой части Государственной программы в части ресурсного обеспечения на 2022 год, раздела 5 текстовой части Государственной программы в части плановых значений целевых показателей (индикаторов) на 2022 год (в редакции настоящего постановления) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
И.о. Губернатора
Кемеровской области - Кузбасса
В.Н.ТЕЛЕГИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА "ЭКОЛОГИЯ, НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ" НА 2017 - 2022 ГОДЫ
Наименование государственной программы | Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2022 годы (далее - Государственная программа) |
Директор Государственной программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области (по промышленности, транспорту и экологии) |
Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы | Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее - ДПР Кемеровской области) |
Исполнители Государственной программы | ДПР Кемеровской области |
Наименование подпрограмм Государственной программы | 1. "Охрана окружающей среды". 2. "Минерально-сырьевые ресурсы". 3. "Развитие водохозяйственного комплекса". 4. "Обеспечение реализации Государственной программы" |
Цели Государственной программы | 1. Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем. 2. Устойчивое обеспечение экономики Кемеровской области запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах. 3. Устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение защищенности населения и объектов экономики и социальной сферы от негативного воздействия вод. 4. Обеспечение эффективной деятельности ДПР Кемеровской области и подведомственного ему ГКУ Кемеровской области "Областной комитет природных ресурсов" (далее - ГКУ Кемеровской области "ОКПР") |
Задачи Государственной программы | 1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики. 2. Сохранение и восстановление биологического разнообразия Кемеровской области. 3. Повышение эффективности мониторинга окружающей среды. 4. Организация и обеспечение выполнения работ и научных исследований по вопросам охраны окружающей среды на территории Кемеровской области. 5. Обеспечение эффективного функционирования системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. 6. Повышение геологической изученности территории Кемеровской области, получение геологической информации. 7. Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы на территории Кемеровской области. 8. Удовлетворение потребностей строительной индустрии Кемеровской области в строительных материалах. 9. Обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов Кемеровской области. 10. Обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах, охраны и восстановления водных объектов, эффективного и рационального использования водных ресурсов, удовлетворения потребностей населения и хозяйствующих субъектов Кемеровской области в водных ресурсах в требуемом количестве и в соответствии с показателями качества воды в водных объектах. 11. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Кемеровской области. 12. Ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов на территории Кемеровской области. 13. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению, улучшение их экологического состояния. 14. Повышение эксплуатационной надежности бесхозяйных и муниципальных гидротехнических сооружений прудов (водохранилищ) (гидроузлов), расположенных в пределах водных объектов федеральной собственности и (или) обеспечивающих безопасность населения и объектов экономики от негативного воздействия вод (за исключением сооружений транспортного назначения и сооружений, обеспечивающих технологические схемы систем промышленного, сельскохозяйственного и коммунального водоснабжения и водоотведения). 15. Обеспечение населенных пунктов, объектов экономики и социальной сферы сооружениями инженерной защиты. 16. Повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов. 17. Обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов |
Срок реализации Государственной программы | 2017 - 2022 годы |
Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации | Всего - 1 239 164,5 тыс. руб., в том числе: 2017 год - 438 589,8 тыс. руб.; 2018 год - 210 285,1 тыс. руб.; 2019 год - 139 013,5 тыс. руб.; 2020 год - 159 515,9 тыс. руб.; 2021 год - 160 719,2 тыс. руб.; 2022 год - 131 041,0 тыс. руб. Из них: областной бюджет - 642 498,5 тыс. руб., в том числе: 2017 год - 116 716,1 тыс. руб.; 2018 год - 97 861,3 тыс. руб.; 2019 год - 107 084,8 тыс. руб.; 2020 год - 127192,9 тыс. руб.; 2021 год - 96 821,7 тыс. руб.; 2022 год - 96 821,7 тыс. руб.; федеральный бюджет - 593 830,2 тыс. руб., в том числе: 2017 год - 320 029,9 тыс. руб.; 2018 год - 111 431,8 тыс. руб.; 2019 год - 31 928,7 тыс. руб.; 2020 год - 32 323,0 тыс. руб.; 2021 год - 63 897,5 тыс. руб.; 2022 год - 34 219,3 тыс. руб.; местный бюджет - 2 835,8 тыс. руб., в том числе: 2017 год - 1 843,8 тыс. руб.; 2018 год - 992,0 тыс. руб.; 2019 год - 0,0 тыс. руб.; 2020 год - 0,0 тыс. руб.; 2021 год - 0,0 тыс. руб. 2022 год - 0,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы | 1. Эффективное функционирование системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. 2. Экологически безопасная и комфортная обстановка в местах проживания населения Кемеровской области, его работы и отдыха. 3. Обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в информации о состоянии окружающей среды в Кемеровской области, ее загрязнении. 4. Получение научных данных, создающих основу для формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды. 5. Сохранность редких и исчезающих видов животных, растений и грибов, улучшение условий для сохранения биологического разнообразия Кемеровской области. 6. Наличие современной геолого-картографической основы территории Кемеровской области для обеспечения нужд хозяйственной деятельности, прогноза развития минерально-сырьевой базы. 7. Наличие геологической информации о недрах, предоставляемой различным потребителям с использованием современных технологий доступа. 8. Наличие минерально-сырьевой базы, обеспечивающей потребности устойчивого развития добывающих мощностей базовых отраслей промышленности. 9. Научно обоснованная система требований комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов. 10. Государственный фонд недр, осваиваемый в интересах нынешнего поколения с учетом интересов будущих поколений. 11. Обеспечение эффективного и рационального использования водных ресурсов, снижение антропогенной нагрузки на водные объекты на основе исключения нелегитимного использования поверхностных водных объектов и осуществления контроля выполнения установленных условий водопользования, установления и закрепления на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, испытывающих антропогенную нагрузку. 12. Гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики Кемеровской области. 13. Создание и обеспечение благоприятных экологических условий для жизни населения, развития сферы услуг в области рекреации. 14. Повышение степени защищенности населения, объектов экономики и социальной сферы от негативного воздействия вод в результате выполнения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Кемеровской области, приведению гидротехнических сооружений в технически безопасное состояние, обеспечению сооружениями инженерной защиты. 15. Обеспечение условий для достижения целей Государственной программы в целом и входящих в ее состав подпрограмм. 16. Обеспечение качества и доступности государственных услуг в сфере экологии, воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов. 17. Обеспечение эффективности бюджетных расходов в сфере экологии, воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов |
1.1. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Кемеровской области
Экологическая ситуация в области продолжает оставаться достаточно напряженной. К числу основных экологических проблем по-прежнему относятся: загрязнение атмосферного воздуха; загрязнение и истощение водных объектов; образование отходов производства и потребления; загрязнение и деградация почвенно-земельных ресурсов; снижение биологического разнообразия Кемеровской области, увеличение числа редких и исчезающих видов животных, растений и грибов; низкая экологическая культура населения.
При этом сценарий долгосрочного социально-экономического развития Кемеровской области показывает дальнейшее увеличение техногенной нагрузки на все компоненты природной среды региона.
Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов в 2018 году составил 1383,065 тыс. т вредных (загрязняющих) веществ. За период с 2008 по 2018 год валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников снизились на 132,346 тыс. т. Наибольшее сокращение объемов выбросов наблюдалось по оксиду углерода - на 87,318 тыс. т и твердым веществам - на 34,950 тыс. т. По отношению к 2017 году масса выбросов уменьшилась на 7,0%.
Распределение объемов выбросов от стационарных источников по административным территориям Кемеровской области неравномерно. Наибольшая величина выбросов (41,6%) отмечается в г. Новокузнецке - 295,794 тыс. т и Новокузнецком районе - 279,628 тыс. т. Далее следует Ленинск-Кузнецкий район (97,125 тыс. т), г. Ленинск-Кузнецкий (91,196 тыс. т), г. Междуреченск и Междуреченский район (83,395 тыс. т), г. Калтан (74,379 тыс. т), Прокопьевский район (70,631 тыс. т), г. Белово (69,512 тыс. т) и Беловский район (59,981 тыс. т).
По данным наблюдений, в 2018 году уровень загрязнения атмосферного воздуха оценивался как высокий в городах Кемерово, Прокопьевске; очень высокий - в городе Новокузнецке.
Город Новокузнецк - крупный промышленный центр Кузбасса, где расположены флагманы металлургической промышленности не только Кемеровской области, но и России - АО "ЕВРАЗ ЗСМК", АО "Русал Новокузнецк", АО "Кузнецкие ферросплавы", хозяйственная деятельность которых негативно сказывается на качестве атмосферного воздуха города. При этом город Новокузнецк входит в список самых загрязненных городов России.
В 2018 году объем образования отходов производства и потребления составил 3,60 млрд т. Основной объем образовавшихся отходов приходится на предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Их вклад в 2018 году составил 3,58 млрд т (99,35%) от общего количества образовавшихся отходов области.
Необходимость решения экологических проблем является основой реализации Государственной программы.
В целях предотвращения негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности, установления соответствия документации, обосновывающей такую деятельность, экологическим требованиям, предусмотренным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в Кемеровской области организуется и проводится государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня.
Одной из значимых проблем, решаемых в рамках Государственной программы, является сохранение растительного и животного мира на территории области. С 2000 года издается Красная книга Кемеровской области, повышающая возможность сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в области.
В Красную книгу Кемеровской области, изданную в 2012 году, внесено 300 видов, из них 135 видов животных и 165 видов растений, грибов и лишайников.
В настоящее время в соответствии с Законом Кемеровской области от 03.08.2000 N 56-ОЗ "О Красной книге Кемеровской области" осуществляются мероприятия по ведению региональной Красной книги, включая сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира, ежегодный мониторинг состояния видов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Кемеровской области, и другие. Следующее издание региональной Красной книги запланировано на 2021 год.
Кемеровская область - крупнейший индустриальный центр России, имеющий выраженную сырьевую специализацию. Интенсивное развитие Кемеровской области привело к возникновению такой проблемы, как накопленный вред окружающей среде.
На территории Кемеровской области существует ряд объектов накопленного вреда окружающей среде (бывшие заводы, терриконы бывших шахт, хвостохранилища обогатительных фабрик и др.).
Реализация проектов по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде Кемеровской области позволит улучшить экологическую ситуацию в регионе, вовлечь высвобождающиеся земельные участки в хозяйственный оборот.
В настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ведет формирование государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Для включения объектов, расположенных на территории Кемеровской области, в указанный реестр необходимо провести дополнительные исследования имеющихся объектов с привлечением аккредитованных лабораторий.
Не менее важным является повышение уровня экологической культуры, развитие системы экологического образования и просвещения населения области. Это становится возможным благодаря проведению массовых мероприятий экологической направленности, в том числе уроков экологической грамотности, акций, субботников, конкурсов, семинаров, конференций и других.
Ежегодно в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.10.2012 N 449 в Кузбассе проводятся дни защиты от экологической опасности, в которых активное участие принимают около одного миллиона жителей области.
Также традиционно проводятся массовые международные, всероссийские и областные акции и субботники "Час Земли", "Зеленая весна", "Зеленая Россия", "Вода России", "Чистая река - чистые берега", "Соберем. Сдадим. Переработаем", "Живи, родник!", областные конкурсы "Семья. Экология. Культура", "Зеленый листок" и др.
Проводится работа по обеспечению населения и организаций достоверной экологической информацией:
ежегодно издается доклад о состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области;
ежеквартально издается газета "Экологический вестник Кузбасса";
по мере необходимости в региональных печатных и телевизионных средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" освещаются вопросы о качестве окружающей среды Кемеровской области и путях решения экологических проблем Кузбасса.
Необходимо и дальше проводить мероприятия, направленные на повышение экологической культуры жителей Кемеровской области.
1.2. Недропользование
На территории Кузбасса открыты, разведаны и разрабатываются сотни месторождений топливно-энергетического, металлургического и нерудного сырья, но, несмотря на то, что регион является одним из ведущих по добыче полезных ископаемых, Кемеровская область испытывает нехватку общераспространенных полезных ископаемых.
Так, например, в настоящее время на территорию области ввозятся строительные пески, необходимые для производства сухих строительных смесей. Строительная индустрия области испытывает дефицит в глинах, пригодных для изготовления кирпича, в песках для приготовления штукатурных и кладочных растворов, а также для использования их в качестве заполнителя в бетон. Частично потребность в этих видах сырья удовлетворяется за счет фракционирования песчано-гравийных смесей с получением песков-отсевов и щебня различных классов крупности. Однако перспективы развития сырьевой базы песчано-гравийных смесей в области крайне ограничены. Почти все месторождения расположены в зонах санитарной охраны действующих водозаборов питьевого и хозяйственного водоснабжения.
В связи с этим перспективным следует считать путь ликвидации возникшего дефицита строительного сырья за счет рационального использования ресурсов участков месторождений общераспространенных полезных ископаемых, выявленных ранее, но детально не разведанных. Решение этой задачи возможно путем выдачи лицензий на право пользования этими участками недр через проведение аукционов, разведки и постановки полученных запасов полезных ископаемых на государственный учет на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых и осуществления контроля за выполнением условий лицензионных соглашений.