Недействующий

 
КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 января 2017 года N 7


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.09.2016 N 362 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОЛОГИЯ, НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ" НА 2017 - 2019 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 07.11.2023 N 719.
____________________________________________________________________


В соответствии с пунктом 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Кемеровской области от 20.12.2016 N 91-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Внести изменения в государственную программу Кемеровской области "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2019 годы, утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.09.2016 N 362 (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.12.2016 N 504), изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на и.о. заместителя Губернатора Кемеровской области (по угольной промышленности и недропользованию) Е.В.Хлебунова.

Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ






Приложение
к постановлению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 11 января 2017 года N 7

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОЛОГИЯ, НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ" НА 2017 - 2019 ГОДЫ


 Паспорт государственной программы Кемеровской области "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2019 годы

Наименование государственной программы

Государственная программа Кемеровской области "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2019 годы (далее - Государственная программа)

Директор Государственной программы

И.о. заместителя Губернатора Кемеровской области (по угольной промышленности и недропользованию) Е.В.Хлебунов

Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы

Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее - ДПР Кемеровской области)

Исполнители Государственной программы

ДПР Кемеровской области

Наименование подпрограмм Государственной программы

1. "Охрана окружающей среды".
2. "Минерально-сырьевые ресурсы".
3. "Развитие водохозяйственного комплекса".
4. "Обеспечение реализации Государственной программы"

Цели Государственной программы

1. Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем.
2. Устойчивое обеспечение экономики Кемеровской области запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах.
3. Устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение защищенности населения и объектов экономики и социальной сферы от негативного воздействия вод.
4. Обеспечение эффективной деятельности ДПР Кемеровской области и подведомственного ему ГКУ Кемеровской области "Областной комитет природных ресурсов"

Задачи Государственной программы

1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики.
2. Сохранение и восстановление биологического разнообразия Кемеровской области.
3. Повышение эффективности мониторинга окружающей среды.
4. Организация и обеспечение выполнения работ и научных исследований по вопросам охраны окружающей среды на территории Кемеровской области.
5. Обеспечение эффективного функционирования системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
6. Повышение геологической изученности территории Кемеровской области, получение геологической информации.
7. Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы на территории Кемеровской области.
8. Удовлетворение потребностей строительной индустрии Кемеровской области в строительных материалах.
9. Обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов Кемеровской области.

10. Обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах, охраны и восстановления водных объектов, эффективного и рационального использования водных ресурсов, удовлетворения потребностей населения и хозяйствующих субъектов Кемеровской области в водных ресурсах в требуемом количестве и в соответствии с показателями качества воды в водных объектах.
11. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Кемеровской области.
12. Ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов на территории Кемеровской области.
13. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению, улучшение их экологического состояния.
14. Повышение эксплуатационной надежности бесхозяйных и муниципальных гидротехнических сооружений прудов (водохранилищ) (гидроузлов), расположенных в пределах водных объектов федеральной собственности и (или) обеспечивающих безопасность населения и объектов экономики от негативного воздействия вод (за исключением сооружений транспортного назначения и сооружений, обеспечивающих технологические схемы систем промышленного, сельскохозяйственного и коммунального водоснабжения и водоотведения).
15. Обеспечение населенных пунктов, объектов экономики и социальной сферы сооружениями инженерной защиты.
16. Повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов.
17. Обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов

Срок реализации Государственной программы

2017 - 2019 годы

Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации

Всего - 540 850,7 тыс. руб., в том числе:
2017 год - 131 226,1 тыс. руб.;
2018 год - 142 465,1 тыс. руб.;
2019 год - 267 159,5 тыс. руб.
Из них:
областной бюджет - 249 030,9 тыс. руб.,
в том числе:
2017 год - 84 879,0 тыс. руб.;
2018 год - 92 914,0 тыс. руб.;
2019 год - 71 237,9 тыс. руб.;
федеральный бюджет - 287 226,8 тыс. руб.,
в том числе:
2017 год - 44 509,9 тыс. руб.;
2018 год - 46 795,3 тыс. руб.;
2019 год - 195 921,6 тыс. руб.;
местный бюджет - 4 593,0 тыс. руб., в том числе:
2017 год - 1 837,2 тыс. руб.;
2018 год - 2 755,8 тыс. руб.;
2019 год - 0,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

1. Эффективное функционирование системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
2. Экологически безопасная и комфортная обстановка в местах проживания населения Кемеровской области, его работы и отдыха.
3. Обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в информации о состоянии окружающей среды в Кемеровской области, ее загрязнении.
4. Получение научных данных, создающих основу для формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
5. Сохранность редких и исчезающих видов животных, растений и грибов, улучшение условий для сохранения биологического разнообразия Кемеровской области
6. Наличие современной геолого-картографической основы территории Кемеровской области для обеспечения нужд хозяйственной деятельности, прогноза развития минерально-сырьевой базы.
7. Наличие геологической информации о недрах, представляемой различным потребителям с использованием современных технологий доступа.
8. Наличие минерально-сырьевой базы, обеспечивающей потребности устойчивого развития добывающих мощностей базовых отраслей промышленности.
9. Научно обоснованная система требований комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов.
10. Государственный фонд недр, осваиваемый в интересах нынешнего поколения с учетом интересов будущих поколений.

11. Обеспечение эффективного и рационального использования водных ресурсов, снижение антропогенной нагрузки на водные объекты на основе исключения нелегитимного использования поверхностных водных объектов и осуществления контроля выполнения установленных условий водопользования, установления и закрепления на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, испытывающих антропогенную нагрузку.
12. Гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики Кемеровской области.
13. Создание и обеспечение благоприятных экологических условий для жизни населения, развития сферы услуг в области рекреации.
14. Повышение степени защищенности населения, объектов экономики и социальной сферы от негативного воздействия вод в результате выполнения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Кемеровской области, приведению гидротехнических сооружений в технически безопасное состояние, обеспечению сооружениями инженерной защиты.
15. Обеспечение условий для достижения целей Государственной программы в целом и входящих в ее состав подпрограмм.
16. Обеспечение качества и доступности государственных услуг в сфере экологии, воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов.
17. Обеспечение эффективности бюджетных расходов в сфере экологии, воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов


 1. Характеристика текущего состояния в Кемеровской области сферы деятельности, для решения задач которой разработана Государственная программа, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем


1.1. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Кемеровской области

Экологическая ситуация в области продолжает оставаться достаточно напряженной. К числу основных экологических проблем по-прежнему относятся: загрязнение атмосферного воздуха; загрязнение и истощение водных объектов; образование отходов производства и потребления; загрязнение и деградация почвенно-земельных ресурсов; снижение биологического разнообразия Кемеровской области, увеличение числа редких и исчезающих видов животных, растений и грибов; низкая экологическая культура населения.

При этом сценарий долгосрочного социально-экономического развития Кемеровской области показывает дальнейшее увеличение техногенной нагрузки на все компоненты природной среды региона.

Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов в 2015 году составил около 1344,5 тыс. т вредных (загрязняющих) веществ. По сравнению с 2008 годом выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 2015 году снизились на 11,3%, в том числе снизились средние за год концентрации таких загрязняющих веществ, как оксид и диоксид азота, бенз(а)пирен, взвешенные вещества и оксид углерода. Вместе с тем в городах Новокузнецке, Кемерово степень загрязнения воздуха оценивается как высокая.

В Кузбассе промышленные предприятия оказывают значительное воздействие на водные ресурсы. Объем забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов в Кемеровской области в 2015 году составил 1 630,41 млн. куб. м.

В 2015 году объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты составил 1 720,17 млн. куб. м, из них 185,83 млн. куб. м сброшено без очистки, 276,3 млн. куб. м - недостаточно очищенных; 129,69 млн. куб. м - нормативно очищенных, 1 128,35 млн. куб. м - нормативно чистых.

В 2015 году впервые за последние пять лет наблюдается снижение объема образования отходов производства и потребления, который составил 2,3 млрд. т, при этом более 90% - это отходы от деятельности угольных предприятий региона (вскрышная порода).

Необходимость решения экологических проблем является основой реализации Государственной программы.

В целях предотвращения негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности, установления соответствия документации, обосновывающей такую деятельность, экологическим требованиям, предусмотренным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в Кемеровской области организуется и проводится государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня.

Одной из значимых проблем, решаемых в рамках Государственной программы, является сохранение растительного и животного мира на территории области. С 2000 года издается Красная книга Кемеровской области, повышающая возможность сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в области.

В Красную книгу Кемеровской области, изданную в 2012 году, внесено 300 видов, из них 135 видов животных и 165 видов растений, грибов и лишайников.

В настоящее время в соответствии с Законом Кемеровской области от 03.08.2000 N 56-ОЗ "О Красной книге Кемеровской области" осуществляются мероприятия по ведению региональной Красной книги, включая сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира, ежегодный мониторинг состояния видов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Кемеровской области, и другие. Следующее издание региональной Красной книги запланировано на 2022 год.

Не менее важным является повышение уровня экологической культуры, развитие системы экологического образования и просвещения населения области. Это становится возможным благодаря проведению массовых мероприятий экологической направленности, в том числе уроков экологической грамотности, акций, субботников, конкурсов, семинаров, конференций и других.

Ежегодно в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.10.2012 N 449 в Кузбассе проводятся Дни защиты от экологической опасности, в которых активное участие принимают около одного миллиона жителей области.

Также традиционно проводятся массовые международные, всероссийские и областные акции и субботники "Час Земли", "Зеленая весна", "Зеленая Россия", "Вода России", "Чистая река - чистые берега", "Соберем. Сдадим. Переработаем", "Живи, родник!", областные конкурсы "Семья. Экология. Культура", "Экологически ответственная компания", "Зеленый листок".

Проводится работа по обеспечению населения и организаций на территории Кемеровской области достоверной экологической информацией: издается ежегодный доклад о состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области; ежеквартально издается газета "Экологический вестник Кузбасса"; вопросы о качестве окружающей среды Кемеровской области и путях решения экологических проблем Кузбасса освещаются в региональных печатных и телевизионных средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Необходимо и дальше проводить мероприятия, направленные на повышение экологической культуры жителей Кемеровской области.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в целях получения достоверных данных о состоянии окружающей среды необходимо развивать территориальную систему экологического мониторинга.

На сегодняшний день плотность существующей государственной наблюдательной сети за состоянием окружающей среды в Кемеровской области не позволяет организовать и проводить государственный экологический мониторинг в требуемом объеме; количество пунктов основных гидрометеорологических наблюдений, а также объем измерений загрязнения окружающей среды недостаточны. Развитие системы экологического мониторинга окружающей среды в Кемеровской области приобретает особую актуальность в связи с дальнейшим развитием промышленного потенциала в регионе.

1.2. Недропользование

На территории Кемеровской области открыты, разведаны и разрабатываются сотни месторождений топливно-энергетического, металлургического и нерудного сырья, но, несмотря на то, что регион является одним из ведущих по добыче полезных ископаемых, Кемеровская область испытывает нехватку общераспространенных полезных ископаемых.

Так, например, в настоящее время на территорию области ввозятся строительные пески, необходимые для производства сухих строительных смесей. Строительная индустрия области испытывает дефицит в глинах, пригодных для изготовления кирпича, в песках для приготовления штукатурных и кладочных растворов, а также для использования их в качестве заполнителя в бетон. Частично потребность в этих видах сырья удовлетворяется за счет фракционирования песчано-гравийных смесей с получением песков-отсевов и щебня различных классов крупности. Однако перспективы развития сырьевой базы песчано-гравийных смесей в области крайне ограничены. Почти все месторождения расположены в зонах санитарной охраны действующих водозаборов питьевого и хозяйственного водоснабжения.

В связи с этим перспективным следует считать путь ликвидации возникшего дефицита строительного сырья за счет рационального использования ресурсов выявленных ранее, но детально не разведанных участков месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Решение этой задачи возможно путем выдачи лицензий на право пользования этими участками недр через проведение аукционов, разведки и постановки полученных запасов полезных ископаемых на государственный учет на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых и осуществления контроля за выполнением условий лицензионных соглашений.

Основной проблемой в области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов Кемеровской области является невыполнение пользователями недр лицензионных соглашений в части соблюдения сроков начала проведения и объемов геолого-разведочных работ, представления на государственную экспертизу отчетов о результатах работ и материалов подсчета запасов полезных ископаемых, согласования и утверждения проектной документации на разработку месторождений, сроков ввода их в эксплуатацию и выхода на проектные мощности.

Оценочные и разведочные работы на природный строительный камень с целью выявления месторождений и получения запасов камня, пригодного для получения щебня высокой механической прочности, проводились ранее в рамках подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы" соответствующих целевых программ:

краткосрочной региональной целевой программы "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2007 год, утвержденной Законом Кемеровской области от 12.12.2006 N 186-ОЗ;

долгосрочной целевой программы "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2008 - 2013 годы, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.07.2007 N 192.

Выявлено 3 месторождения - "Кайгуровское-2", "Трудненское" и "Березовское", где возможно получение запасов полезного ископаемого промышленных категорий.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области финансирование мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы строительных материалов в 2010 году было приостановлено.

Выполнена только первая часть поставленной задачи: выявлены месторождения общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ). Отсутствие финансирования является причиной невозможности полного завершения поставленных задач по определению количества запасов строительного камня промышленных категорий.

Следует отметить, что геологическая информация о недрах, полученная на первом этапе работ, уже позволяет выставить обнаруженные объекты недр на аукционные торги, что в существенной мере возместит затраты бюджета Кемеровской области на их поиски.

1.3. Водное хозяйство и водные отношения

Гидрографическая сеть, имеющаяся на территории Кемеровской области, принадлежит бассейну верхней Оби, представлена густой сетью малых и средних рек, озерами, водохранилищами, болотами. Всего по территории Кемеровской области протекает 32 109 рек общей протяженностью 76 479 км.

На территории Кемеровской области имеются водохозяйственные системы промышленного, сельскохозяйственного и коммунального водоснабжения и водоотведения, в том числе накопители жидких отходов (гидроотвалы, шламонакопители, флотохвостохранилища, отстойники, гидрозолоотвалы); пруды, обеспечивающие регулирование стока рек и временных водотоков, являющиеся стратегическим запасом водных ресурсов на случай пожаров и засухи.

Наиболее крупными водохранилищами являются Кара-Чумышское (62,46 куб. км), Беловское (59,0 куб. км), Дудетское (41,0 куб. км), Журавлевское (31,59 куб. км), которые используются для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, рыборазведения и рекреации.

Объем забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов в Кемеровской области в 2015 году составил 1 630,41 млн. куб. м.

Основными проблемами водохозяйственного комплекса Кемеровской области являются:

применение устаревших водоемких производственных технологий, недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами приборного учета, высокий уровень потерь воды при транспортировке;

сохраняющийся высокий уровень сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, вызванный высоким износом сооружений и использованием устаревших технологий производства и очистки вод;

нелегитимное использование поверхностных водных объектов;

значительный уровень износа гидротехнических сооружений;

значительная площадь территорий, подверженных негативному воздействию вод;

недостаточная оснащенность системы государственного мониторинга водных объектов.

Из-за наводнений в период паводков и другого негативного воздействия вод на территории Кемеровской области периодически происходят затопление и подтопление населенных пунктов, объектов экономики и социальной сферы, сельскохозяйственных угодий; разрушение берегов водных объектов в черте населенных пунктов.

Общая протяженность береговой линии водных объектов в границах поселений на территории Кемеровской области составляет 7 000 км. Численность населения, проживающего на территории Кемеровской области, подверженного негативному воздействию вод при прохождении паводков обеспеченностью 1%, в том числе на территориях, защищенных в результате реализации водохозяйственных мероприятий (работы по увеличению пропускной способности русел рек и др.), - 188 391 чел.

Протяженность участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, включая участки, на которых соответствующие работы осуществлены, составляет 395 км.

Площадь населенных пунктов, попадающих в зону затопления во время паводков, составляет 301,122 кв. км, где проживают 45 329 чел.

Среднемноголетний ущерб, наносимый паводками, составляет 400 млн. руб.

К наиболее опасным участкам относятся участки рек Томь (Междуреченский, Новокузнецкий городские округа), Кондома (Таштагольское городское поселение, Калтанский и Осинниковский городские округа), Мрас-Су (Усть-Кабырзинское сельское поселение Таштагольского муниципального района, Мысковский городской округ).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»