Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2009 года N 619-ПП


О Концепции среднесрочной городской целевой программы работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы на 2010-2012 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу с 13 декабря 2014 года на основании
постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 702-ПП
____________________________________________________________________

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 января 1999 года N 24 "О внедрении Единой государственной картографической основы г.Москвы для решения задач управления городским хозяйством с использованием автоматизированных технологий" в городе были начаты работы по формированию пространственных данных, которые заложили фундамент для создания единого геоинформационного пространства города Москвы. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 года N 1157-р была одобрена Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, определяющая основные принципы и направления работ в области создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

На протяжении последних лет между федеральными органами исполнительной власти и городом Москвой был заключен ряд соглашений о взаимодействии и информационном обмене на основе пространственных данных.

В настоящее время в городе постоянно проводятся работы по созданию и развитию пространственной информации, формируются тематические базы пространственных данных, по отдельным территориям выполняются работы в трехмерном информационном пространстве. По результатам их выполнения накоплены значительные объемы пространственной информации, которые для обеспечения эффективного функционирования единого городского геоинформационного пространства и информационного обеспечения города в целом требуют решения задач по интеграции и постоянной актуализации.

В целях создания наиболее благоприятной среды для жизнедеятельности и дальнейшего устойчивого развития города за счет использования геопространственных данных Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить Концепцию среднесрочной городской целевой программы работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы на 2010-2012 годы (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Москомархитектуре совместно с заинтересованными органами исполнительной власти города Москвы на основании Концепции разработать среднесрочную городскую целевую программу работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы на 2010-2012 годы и представить ее на утверждение Правительства Москвы не позднее 10 августа 2009 года.

3. Председателю Совета по картографическому обеспечению г.Москвы предусмотреть в планах работы совета рассмотрение вопросов развития единого геоинформационного пространства города Москвы.

4. Признать утратившим силу пункт 8 постановления Правительства Москвы от 5 марта 1996 года N 203 "Об обеспечении выполнения программы развития метрополитена в 1996 году".

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первых заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И. и Росляка Ю.В.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 30 июня 2009 года N 619-ПП

Концепция среднесрочной городской целевой программы работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы на 2010-2012 годы

1. Используемая терминология

Единое геоинформационное пространство города Москвы - сочетание массивов пространственных данных о территории города Москвы, представленных в двухмерном и трехмерном видах, охватывающих наземное, подземное и надземное пространство, связанных между собой единой координатной основой, позволяющей отображать и обрабатывать пространственные объекты одновременно из разных массивов данных любых масштабов, включая массивы тематических данных различных пользователей. Единое геоинформационное пространство города Москвы является составной частью инфраструктуры пространственных данных города Москвы.

Пространственные данные (пространственная информация) цифровые данные о пространственных объектах, включающие сведения об их местоположении, форме и свойствах, представленные в координатно-временной системе.

Трехмерные пространственные данные (трехмерная пространственная информация) - цифровые данные о пространственных объектах, включающие сведения об их местоположении, форме и свойствах, представленные в трехмерном виде и трехмерной координатно-временной системе.

Инфраструктура пространственных данных города Москвы совокупность городских информационных ресурсов, технологий, систем, нормативных и правовых актов, необходимых для сбора, обработки, актуализации, хранения, распространения, обмена и использования пространственных данных и метаданных.

Метаданные (данные о пространственных данных) - данные, которые позволяют описывать содержание, объем, положение в пространстве, качественные и другие характеристики пространственных данных и пространственных объектов.

Информационное обеспечение города Москвы - совокупность городских информационных ресурсов, государственных и иных услуг, предоставляемых потребителям этих услуг для решения управленческих, научно-технических, социально-экономических и других задач, обеспечивающих жизнедеятельность города Москвы и его граждан.

2. Введение

В Москве пространственные данные о городской территории постоянно накапливаются в Геофонде города Москвы, включающего в себя картографо-геодезические, геологические материалы, данные инженерных изысканий, представляющие согласованные между собой наборы пространственной информации в виде совокупности карт и планов, моделей местности, отдельных слоев картографической информации, а также материалов и данных дистанционного зондирования территории города Москвы, опорно-геодезической сети и других видов информации.

Пространственные данные, имеющие отраслевую принадлежность, такие как данные кадастра объектов недвижимости, градостроительного кадастра, кадастра особо охраняемых природных территорий, экологического мониторинга территории города Москвы, данные различных городских информационных систем, сформированные в результате выполнения городских программ и отдельных договоров, не являющиеся фондовой картографической информацией, накапливаются в составе тематических информационных ресурсов органов исполнительной власти города Москвы или уполномоченных городских организаций и служб.

Постановлением Правительства Москвы от 19 января 1999 года N 24 "О внедрении Единой государственной картографической основы г.Москвы для решения задач управления городским хозяйством с использованием автоматизированных технологий" в Москве были определены основные принципы выполнения работ по картографическому обеспечению территории города Москвы и, тем самым, были заложены основы по формированию и использованию пространственной информации различных масштабов в едином координатном (геоинформационном) пространстве.

Благодаря внедрению и активному использованию данных Единой государственной картографической основы (ЕГКО) города Москвы, а также материалов Общегородского Банка данных дистанционного зондирования по территории города Москвы (ОБДДЗ) и опорной геодезической сети (ОГС) города Москвы, постоянному ведению Геофонда города Москвы были созданы условия для использования и интеграции на их основе других общегородских информационных ресурсов, функционирования различных городских информационных систем, обеспечения совместимости пространственной информации данных систем, развития технологий, создания новых тематических информационных ресурсов и других задач, использующих при решении пространственную информацию о территории города Москвы.

Решение данных задач позволило пройти начальный этап формирования единого геоинформационного пространства, заложить фундамент для дальнейшего развития и совершенствования инфраструктуры пространственных данных на территории города Москвы, в том числе для разработки новых (недостающих на сегодняшний момент) массивов пространственных данных.

Вместе с тем отсутствие или неактуальность пространственной информации ведет к снижению эффективности работы органов исполнительной власти города Москвы, городских организаций и служб и, как следствие, к снижению качества предоставляемых государственных и иных услуг.

Исходя из этого диктуется необходимость продолжения реализации в Москве государственной политики в сфере информационного обеспечения на основе единого геоинформационного пространства через механизм Программы, включая разработку новых видов пространственных данных и совершенствование законодательства по данному направлению. Необходимость в новом информационном обеспечении подтвердили решения Совета по картографическому обеспечению города Москвы на заседании, состоявшемся 2 декабря 2008 года (протокол N 2/08) с участием представителей органов исполнительной власти и служб города Москвы.

Перспективными видами работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы являются работы по созданию и развитию базовой региональной системы навигационно-геодезического обеспечения города Москвы на основе спутниковых технологий с использованием системы ГЛОНАСС/GPS и трехмерной цифровой модели подземного, наземного и надземного пространства города Москвы на базе ЕГКО и ОБДДЗ города Москвы.

Настоящая Концепция и будущая Программа направлены на обеспечение выполнения следующих нормативных правовых документов:

- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ "Градостроительный Кодекс Российской Федерации";

- Закон Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ "Земельный кодекс Российской Федерации";

- Закон Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";

- Закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии";

- распоряжение Мэра Москвы от 3 февраля 1998 года N 98-РМ "О едином порядке присвоения и регистрации адресов объектов недвижимости в г.Москве".

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 года N 1157-р "О Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации";

- Закон города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы";

- постановление Правительства Москвы от 19 января 1999 года N 24 "О внедрении Единой государственной картографической основы г.Москвы для решения задач управления городским хозяйством с использованием автоматизированных технологий";

- постановление Правительства Москвы от 21 марта 2000 года N 198 "Об утверждении Положения о порядке формирования и выполнения ежегодного городского заказа на аэрокосмическую съемку территории г.Москвы, обработки данных дистанционного зондирования и ведения Банка данных дистанционного зондирования по территории г.Москвы";

- постановление Правительства Москвы от 9 октября 2001 года N 905-ПП "О вводе в промышленную эксплуатацию информационных ресурсов Единой государственной картографической основы г.Москвы";

- постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2005 года N 1001-ПП "Об утверждении Положения о порядке использования информационных ресурсов Единой государственной картографической основы г.Москвы";

- постановление Правительства Москвы от 7 ноября 2006 года N 879-ПП "О городской целевой среднесрочной программе работ по совершенствованию опорной геодезической сети города Москвы на 2007-2009 годы";

- постановление Правительства Москвы от 19 февраля 2008 года N 122-ПП "О мерах по совершенствованию обеспечения исполнительных органов государственной власти города Москвы геоинформационными (пространственными) данными";

- распоряжение Правительства Москвы от 10 февраля 2003 года N 190-РП "О публикации в сети Интернет информационных ресурсов Единой государственной картографической основы г.Москвы (открытый вариант)";

- распоряжение Правительства Москвы от 26 марта 2007 года N 518-РП "О создании тематических геологических крупномасштабных карт территории города Москвы";

- распоряжение Правительства Москвы от 27 июня 2008 года N 1427-РП "Об утверждении Концепции Городской целевой программы "Электронная Москва (2009-2011 годы)".

3. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей  Программы приоритетным задачам социально-экономического развития города Москвы

Использование согласованных между собой пространственных данных различного назначения и тематической направленности в сфере государственного управления, в экономической, социальной сфере и других областях городского хозяйства ведет не только к автоматизации многих функций и деловых процессов в органах власти, организациях и службах города Москвы, отвечающих за его жизнеобеспечение, но и к новому качеству оказания государственных и иных услуг. Это способствует совершенствованию технологических решений, развитию комплексного подхода при выполнении текущих и перспективных задач и, как следствие, ведет к экономическому развитию, в том числе и смежных областей городского хозяйства, являющихся потребителями информационных услуг. Одной из важных сфер деятельности в данной области является также информационное обеспечение жителей города Москвы.

Вместе с тем при достижении указанных целей возникают определенные проблемы:

- информационные ресурсы теряют свою актуальность и нуждаются в постоянном поддержании в современном состоянии;

- увеличивается количество задач, требующих наличия дополнительного информационного обеспечения;

- отсутствие отдельных видов информационных ресурсов или их неактуальность влечет за собой недостаточную оперативность в принятии ответственных управленческих решений, в том числе, связанных с обеспечением безопасности города и его жителей, а также недостаточный объем и качество информационных услуг, оказываемых населению, органам власти и городским организациям;

- недостаточный уровень оптимизации расходов на эксплуатацию городских информационных ресурсов;

- недостаточный уровень нормативного правового обеспечения процессов, связанных с использованием пространственных данных и оказания на их основе государственных и иных услуг;

- недостаточный уровень развития технической и технологической базы для обеспечения должного уровня инфраструктуры пространственных данных города Москвы.

Основные проблемы, которые предлагается решить с помощью Программы:

Проблемы геодезического обеспечения.

а) Создание базовой региональной системы навигационно-геодезического обеспечения города Москвы (СНГО Москвы) на основе спутниковых технологий с использованием системы ГЛОНАСС/GPS.

В соответствии с п.4.1. постановления Правительства Москвы от 19 февраля 2008 года N 122-ПП "О мерах по совершенствованию обеспечения исполнительных органов государственной власти города Москвы геоинформационными (пространственными) данными" и п.2 постановления Правительства Москвы от 16 декабря 2008 года N 1144-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 31 июля 2007 года N 653-ПП", в порядке реализации основных мероприятий по созданию и использованию на территории города Москвы базовой региональной системы навигационно-геодезического обеспечения (высокоточного навигационного поля на базе спутниковой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS), перечень которых одобрен Советом по картографическому обеспечению города Москвы и утвержден постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", проводятся работы по созданию СНГО Москвы, завершение которых запланировано на 2012 год.

Система должна создавать условия для применения спутниковых методов определения координат при развитии геодезической основы, в производстве землеустроительных и кадастровых работ, инженерных изысканий, геодезическом обеспечении строительства и эксплуатации объектов капитального строительства, мониторинга деформационных процессов, навигации транспорта и других видов деятельности, требующих определения координат объектов.

б) Мониторинг состояния ОГС Москвы и обеспечение нормативной плотности ее пунктов.

В условиях современного города применение спутниковых методов определения координат объектов возможно не везде. Поэтому для проведения геодезических работ в условиях плотной городской застройки, под карнизами, в помещениях, под кронами деревьев и иных подобных условиях применяются традиционные геодезические приборы и используются существующие пункты ОГС Москвы.

В 2009 году завершаются работы по обновлению и сгущению ОГС Москвы, выполняемые в рамках городской целевой среднесрочной программы работ по совершенствованию опорной геодезической сети города Москвы на 2007-2009 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 7 ноября 2006 года N 879-ПП. В результате на всей территории города будет завершено создание ОГС Москвы, отвечающей современным требованиям, которые предъявляются к геодезическим сетям городов в связи с внедрением в производство инженерных изысканий и строительных работ высокоточных геодезических приборов и современных технологий.

По ходу выполнения работ установлено, что за год в результате строительства и реконструкции объектов городской инфраструктуры, а также сноса пятиэтажного и ветхого жилого фонда, уничтожается порядка 5-10% пунктов ОГС Москвы. Снижение количества существующих пунктов ОГС Москвы, являющейся исходной координатной основой единого геоинформационного пространства города Москвы, непосредственно влияет на сроки и качество инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий, проектных и строительных работ и, как следствие, ведет к понижению точности самого геоинформационного пространства. Поддержание плотности пунктов ОГС Москвы на уровне, предусмотренном действующими нормативно-техническими документами, возможно с помощью проведения постоянного мониторинга ее состояния и проведения работ по своевременному восстановлению утрачиваемых пунктов.

Проблемы картографического обеспечения.

Исходной основой единого геоинформационного пространства города Москвы являются пространственные данные ЕГКО города Москвы. В настоящий момент самыми массовыми в использовании являются цифровые картографические фоны масштабов 1:10000 и 1:25000, цифровые топографические планы и планы магистральных подземных инженерных коммуникаций масштаба 1:2000. От состояния этих данных зависит качество решений при выполнении законодательных, технических, социальных мероприятий, управлении хозяйственной деятельностью, подготовке градостроительной и проектной документации, решении задач эксплуатации объектов недвижимости, инженерных сетей и сооружений, ведении Генерального плана города Москвы, обеспечении задач дорожно-мостового и жилищного строительства, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, задач навигации, геодинамики, а также других задач, связанных с использованием пространственной информации, в том числе при решении совместных задач, связанных с деятельностью Московского региона.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»