Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 июня 2008 года N 1427-РП

Об утверждении Концепции Городской целевой программы "Электронная Москва (2009-2011 годы)"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 2 апреля 2013 года N 198-ПП
____________________________________________________________________

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12 февраля 2008 года N 112-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы за 2007 год и Программе Правительства Москвы на 2008 год" и в целях формирования и реализации единой городской политики в области информатизации в городе Москве:

1. Утвердить Концепцию Городской целевой программы "Электронная Москва (2009-2011 годы)" (приложение).

2. Возложить функции государственного заказчика Городской целевой программы "Электронная Москва (2009-2011 годы)" на Управление информатизации города Москвы.

3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Управления информатизации города Москвы Михайлова А.Н.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

 Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 27 июня 2008 года N 1427-РП


КОНЦЕПЦИЯ
Городской целевой программы "Электронная Москва (2009-2011 годы)"

1. Введение

Преобразующее влияние современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) сказывается практически во всех сферах человеческой деятельности. Внедрение ИКТ способствует повышению эффективности работы органов государственной власти (ОГВ) и их взаимодействия с обществом, обеспечивает повышение качества предоставляемых государственных услуг.

Разработка Городской целевой программы (ГЦП) "Электронная Москва (2009-2011 годы)" (далее - Программа) диктуется необходимостью продолжения реализации в Москве государственной политики в сфере ИКТ через механизм городской целевой программы и осуществляется во исполнение п.7 постановления Правительства Москвы от 12 февраля 2008 года N 112-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы за 2007 год и Программе Правительства Москвы на 2008 год".

Разработка Концепции и текста Программы проводится на основе и в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

- Закон города Москвы от 11 июля 2001 года N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве";

- постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 года N 33-ПП "О порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве";

- Закон города Москвы от 9 июля 2003 года N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва";

- Закон города Москвы от 31 марта 2004 года N 20 "О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы";

- распоряжение Правительства Москвы от 11 апреля 2008 года N 753-РП "Об утверждении плана информатизации города Москвы на 2008 год";

- распоряжение Правительства Москвы от 10 апреля 2008 года N 723-РП "Об организации работ по проекту "Социальная карта москвича";

- Концепция региональной информатизации до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р;

- постановление Правительства Москвы от 30 августа 2005 года N 651-ПП "О ходе реализации Городской целевой программы "Электронная Москва" и задачах на 2006-2007 годы".

2. Основные результаты и проблемы реализации Городской целевой программы "Электронная Москва" в 2003-2007 годах

В соответствии с законами города Москвы от 24 октября 2001 года N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы", от 9 июля 2003 года N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва" и распорядительными документами Правительства Москвы в 2003-2007 годах проведена значительная работа по реализации Городской целевой программы "Электронная Москва" (далее - ГЦП "ЭМ").

В рамках выполнения ГЦП "ЭМ" в 2003-2007 годах накоплен практический опыт и реализованы подходы, которые позволили поэтапно повышать эффективность внедрения в городе информационных технологий, а именно:

Планирование и реализация проектов: внедрен проектно-ориентированный подход, объединяющий в рамках одной четкой цели создание соответствующих ведомственных и отраслевых информационных систем, программа структурирована на три направления - основное, вспомогательное и обеспечивающее, внутри которых определены приоритетные проекты, а также их взаимосвязь и этапность выполнения. Следствием перехода на проектно-ориентированный подход в планировании стало повышение целевой ориентации и ясности ежегодных планов программы.

Эксплуатация информационных систем: введена система паспортизации программно-технических комплексов ведомств, внедряется система их автоматизированного мониторинга, пересмотрен сборник цен и тарифов на эксплуатацию, на этой основе разработана автоматизированная система расчетов эксплуатационных затрат. При росте масштаба и области охвата информационных систем это позволяет контролировать и оптимизировать эксплуатационные расходы.

Проведение единой технической политики: введены жесткие требования со стороны Управления информатизации города Москвы к наличию и содержанию технической документации на проектирование систем, внедрена практика сводных конкурсов на поставки оборудования и программного обеспечения. Это позволяет поэтапно повышать уровень программно-технической унификации при создании городских информационных систем с целью максимального упрощения последующей эксплуатации и уменьшения эксплуатационных расходов.

Формирование единого информационного пространства города: много усилий направлено на организацию межведомственного обмена информацией, создаются технологическая и организационная основы этого обмена: Метасистема "Электронная Москва" и регламенты информационного взаимодействия ведомств, подлежащие, по мере формирования баз данных, автоматической реализации в рамках Метасистемы. Это позволяет постепенно решать главную задачу информатизации - оказание информационных услуг населению, организациям и органам власти в электронном виде (далее - электронные услуги).

Вместе с тем при реализации ГЦП "ЭМ" возникли определенные проблемы:

- не преодолены информационные межведомственные барьеры взаимодействия городских органов власти и организаций, не обеспечен требуемый уровень гармонизации общегородского комплекса нормативно-справочной информации;

- недостаточный объем информатизации процессов, сопутствующих оказанию государственных услуг населению, организациям и органам власти;

- недостаточный объем информационных услуг, оказываемых населению, городским органам власти и организациям в электронном виде;

- ориентация при создании ведомственных информационных систем на автоматизацию деятельности структурных подразделений, а не деловых (административных) процессов городских органов власти и организаций;

- низкий уровень управления и мониторинга работоспособности городскими ИТ-ресурсами;

- недостаточный уровень оптимизации расходов на эксплуатацию городских информационных систем.

Несмотря на отмеченные трудности и проблемы, уже сейчас можно сказать, что благодаря реализации ГЦП "ЭМ" создана основа для достижения долгосрочных целей по широкомасштабному использованию информационно-коммуникационных технологий для развития города. Растет оснащение городских органов власти и организаций средствами ИКТ и профильными информационными системами, поддерживающими осуществление ими деловых процессов при выполнении своих основных функций. Информационно-коммуникационные технологии становятся важным инструментом профессиональной деятельности и повседневной жизни москвичей.

Сегодняшнюю ситуацию в области электронного развития города можно охарактеризовать как начало нового этапа информатизации. Этот переход можно обозначить как переход от экстенсивного к интенсивному этапу, на котором на первый план выходят вопросы эффективного, комплексного, предполагающего высокий уровень автоматизации деловых процессов, использования ИКТ для предоставления государственных услуг и повышения эффективности городского управления, улучшения качества и доступности услуг, предоставляемых в социальной сфере, сфере городского хозяйства и в области обеспечения безопасности города. На осуществление этих преобразований и направлена городская целевая программа "Электронная Москва (2009- 2011 годы)".

3. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития города Москвы

Сегодня все больше растет понимание того, что использование ИКТ в сфере государственного управления и в социальной сфере - это не просто автоматизация некоторых функций и деловых процессов в органах власти и учреждениях здравоохранения, образования, культуры. Речь идет о существенной перестройке работы (деловых процессов) органов власти и организаций социальной инфраструктуры на базе ИКТ, приводящей к новому качеству оказания государственных услуг (включая услуги в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и др.).

В России и Москве дополнительную актуальность вопросов электронного развития сферы государственного и муниципального управления и социальной инфраструктуры придает начавшаяся реализация национальных проектов и административная реформа информационно-коммуникационные технологии могут внести существенный вклад в их реализацию и помочь достижению поставленных целей.

Комплекс проблем, на решение которых направлена Программа, напрямую связан с повышением эффективности использования ИКТ для решения задач социально-экономического развития Москвы. ИКТ сегодня занимают центральное место в обновлении и реструктуризации ключевых для города сфер деятельности: городского управления, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, городского хозяйства, обеспечения безопасности города, индустрии отдыха и зрелищ, общественной жизни. Можно сказать, что без решения проблем эффективного широкомасштабного использования ИКТ, без развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных систем города сегодня невозможно успешное решение ни одной из приоритетных задач социально-экономического развития города Москвы.

Достижение основных целей Программы - обеспечение жизнедеятельности города, информатизация деятельности органов власти и городских организаций, создание и развитие необходимой для этого информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, повышение качества государственного управления и государственных услуг, предоставляемых населению и бизнесу, обеспечение открытости и доступности информации, обеспечение безопасности города и граждан, повышение уровня обслуживания в социальной сфере, здравоохранении, образовании, создание в городе комфортной среды обитания является существенным вкладом в решение задач социально-экономического развития города Москвы.

4. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Программно-целевое планирование в сфере создания, развития и внедрения современных ИКТ для поддержания различных сторон жизнедеятельности Москвы, автоматизации органов городского управления, развития телекоммуникационной среды информатизации Москвы на протяжении последних лет осуществлялось в форме городской целевой программы, что в значительной мере обусловило положительные результаты развития направления.

Эффективное решение указанных ранее проблем информатизации Москвы, которые имеют интеграционный межотраслевой системный характер, требует непосредственной увязки целей Программы, достигаемых путем реализации комплекса мероприятий по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры города, созданию межведомственных информационных систем и баз данных, обеспечению информационной безопасности и т.д., с необходимыми для их достижения ресурсами, что возможно только при условии применения программно-целевого метода.

Использование программно-целевого метода позволит:

1. Сконцентрировать ресурсы, выделяемые из бюджета города и привлекаемые из внебюджетных источников, на основных приоритетных и социально-значимых городских проектах.

2. Проводить единую техническую политику при решении задач использования ИКТ для развития города.

3. Повысить бюджетную эффективность расходов на информатизацию за счет:

3.1. Координации работ и ликвидации дублирования в создании и использовании информационных систем и ресурсов города.

3.2. Обеспечения взаимодействия действующих и создаваемых городских информационных систем для эффективного решения задач городского управления.

3.3. Снижения транзакционных издержек для взаимодействия органов власти и городских организаций между собой, а также с потребителями государственных и общественных услуг - населением и предприятиями города.

4. Обеспечить решение интеграционных, межведомственных задач, без решения которых невозможно эффективное и безопасное использование ИКТ - задач развития информационно-коммуникационной инфраструктуры города, создания межведомственных информационных систем и баз данных, обеспечения информационной безопасности и т.д.

5. Определить конкретные цели создания информационных систем и использования ИКТ в интересах развития города и предоставления государственных услуг населению и бизнесу и обеспечить их достижение.

5. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере электронного развития

При реализации ГЦП "Электронная Москва" создана основа широкомасштабного использования ИКТ для развития города. Растет оснащение органов власти и бюджетных организаций средствами информационно-коммуникационных технологий и профильными информационными системами. ИКТ становятся важным инструментом профессиональной деятельности и повседневной жизни москвичей.

Вместе с тем, не решены в полном объеме следующие проблемные вопросы:

1. По номенклатуре, качеству и реальному использованию услуг, предоставляемых органами власти и организациями города в электронной форме, показатели Москвы пока не достигли уровня развитых стран, где предоставление таких услуг рассматривается как одно из важнейших направлений развития информационного общества. При этом в городе наблюдается интенсивный рост спроса на услуги в электронной форме (по данным мониторинга, около 40% всех московских предприятий и не менее 25% горожан - пользователей Интернета готовы воспользоваться электронными услугами органов государственной власти Москвы и городских организаций при наличии такого предложения).

2. В Москве наиболее остро в рамках проводимой административной реформы стоят вопросы обеспечения нового качества государственных услуг, в том числе за счет максимальной автоматизации всех процессов, сопутствующих их оказанию. По номенклатуре услуг, предоставляемых городскими органами власти и организациями в режиме "Одного окна", показатели Москвы пока не достигли требуемого уровня. В настоящее время автоматизирована выдача 16 типов документов из 165 - то есть примерно 10%, обеспечена автоматизированная обработка порядка 60% всех заявок.

3. Остается недостаточным уровень интеграции существующих и создаваемых систем городского управления, в городе до конца не решены вопросы создания общегородского комплекса стандартов, классификаторов, наборов метаданных и т.п., позволяющих обеспечить согласованное функционирование этих систем. В этой связи необходимо завершение создания Метасистемы "Электронная Москва", основой которой являются: система электронного взаимодействия и система общегородских классификаторов и справочников.

4. По показателям доступа предприятий бизнес-сектора к информационно-коммуникационным технологиям Москва практически не уступает средним показателям Европейского Союза (ЕС), несколько отставая только по показателям доступа к Интернету. В сфере ответственности государства ситуация иная - уровень доступа к информационно-коммуникационным технологиям организаций социальной сферы (образование, здравоохранение, культура) существенно ниже, чем показатели аналогичных организаций в ЕС. Так, например, в московских школах весной 2006 года приходилось 22 ученика на один компьютер, в 2007 году - 19 учеников, и только к 2010 году планируется обеспечить оснащенность на уровне стран ЕС - в среднем 9 учеников. Ситуация усугубляется тем, что компьютерной техникой и информационными системами обеспечивались в первую очередь управляющие структуры, информатизация осуществлялась путем создания АИС для органов власти и управления в ущерб информатизации деятельности по оказанию услуг населению и бизнесу.

5. С указанными причинами связано, но целиком не сводится к ним, существенное (иногда на порядок) отставание от стран ЕС по показателям реального использования ИКТ при оказании услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры города Москвы.

Даже при наличии достаточно развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры, уровень интеграции информационных технологий в производственные процессы в организациях социальной сферы города остается низким. Несмотря на то, что практически все московские школы подключены к Интернету и оснащены компьютерными классами, менее 20% учителей-предметников используют в преподавании компьютерные технологии и менее 25% учителей используют Интернет на занятиях со своими учениками по сравнению, соответственно, с 68% и 53% учителей в среднем по ЕС. Врачи московских лечебнопрофилактических учреждений (ЛПУ) на порядок реже, чем их коллеги в странах ЕС, используют ИКТ в своей профессиональной деятельности.

6. Несмотря на заметный рост уровня информационной грамотности взрослого населения Москвы, этот уровень все еще остается низким и в два раза уступает уровню информационной грамотности населения США. При этом совершенно недостаточно развита в Москве система обучения взрослого населения использованию компьютера и Интернета, а также система специальной подготовки для использования ИКТ в профессиональной деятельности - доля населения и профессиональных групп, получивших такую подготовку значительно ниже, чем в странах ЕС. Несмотря на создание более 200 центров общественного доступа к социально значимой информации, задача повышения информационной грамотности решена не в полной мере.

Без использования программно-целевого метода для разрешения описанных проблем можно ожидать консервации положения дел, когда потребители услуг социальной сферы и органы власти не видят ощутимых и понятных результатов вложений в электронное развитие города, что также может привести к дискредитации работ, проводимых в рамках ГЦП "Электронная Москва".

6. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Первый возможный вариант решения указанных проблем, на решение которых направлена Программа, консервативный. Сохранить в несколько модифицированном виде характерный для предыдущей программы "Электронная Москва" и для большинства действующих региональных и федеральных программ электронного развития подход, в рамках которого при реализации проектов электронного строительства приоритетным считается создание информационных систем для поддержки и автоматизации внутренних административных процессов и функций, а обеспечение предоставления услуг в электронной форме либо не рассматривается совсем, либо относится к системам второй очереди и рассматривается как побочный продукт автоматизации внутренних процессов. Реализация такого подхода связана с риском углубления отставания Москвы в области реализации концепции электронного правительства от зарубежных стран и некоторых регионов России.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»