Проведение диспансеризации осуществлялось Департаментом здравоохранения в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 30.12.97 N 941 "О мерах по охране здоровья населения г.Москвы на 1998-1999 годы"; от 24.07.2001 N 682 "Об итогах проведения целевой диспансеризации населения г.Москвы в 1998-2001 годах и программе Комитета здравоохранения Москвы "Целевая диспансеризация населения г.Москвы на 2002-2004 годы".
К сожалению, действовавший ранее на территории Российской Федерации приказ Министерства здравоохранения СССР от 30.05.86 N 770 "О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения" в настоящее время утратил силу и носит лишь рекомендательный характер. Москва - единственный субъект Российской Федерации, где по-прежнему уделяется внимание вопросам активной профилактики по наиболее значимой патологии, что позволяет получить определенный экономический эффект за счет снижения затрат на лечение больных (в том числе онкологических), выявленных на поздних стадиях заболевания; обеспечивает уменьшение инвалидизации населения и затрат на ее финансовое обеспечение и, безусловно, оказывает влияние на сохранение человеческих ресурсов, что относится к числу важных государственных задач.
Наличие системы стандартов, норм, нормативов, позволяющих провести расчеты затрат на реализацию поставленных задач и обеспечить контроль за ходом диспансеризации, отражено в Московском городском реестре медицинских услуг в системе ОМС, а также в Московских городских стандартах амбулаторно-поликлинической медицинской помощи для взрослого населения, утвержденных приказом Департамента здравоохранения от 31.07.95 N 448, в методических рекомендациях Минздрава СССР "Организация диспансеризации детского населения" от 1991 года. Этой нормативной базой отрегулированы объемы и кратность медицинских осмотров, проведение дополнительных инструментальных исследований.
Оценка развитости сети подведомственных учреждений, где проводится диспансеризация, показывает в целом ее достаточность, за исключением необходимости дополнительного открытия маммологических кабинетов и смотровых гинекологических кабинетов. Дальнейшее расширение городской сети лечебных учреждений для проведения диспансеризации не предполагается, кроме районов-новостроек.
Оценить проводимую профилактическую работу среди населения в федеральных, ведомственных, негосударственных лечебно-профилактических учреждениях, состояние развитости их материально-технической базы не представляется возможным, так как на государственном уровне не отработан механизм представления отчетов из данных учреждений о состоянии здоровья населения в единый статистический орган.
В целях повышения качества проведения диспансеризации в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях в настоящую Программу внесены развернутые предложения по развитию сети учреждений, дооснащению их современным медицинским и диагностическим оборудованием, расходными материалами по каждой из 7 подпрограмм, с прогнозом на ближайшую перспективу с учетом временных рамок Программы.
Оснащение детских городских поликлиник ЭКГ-аппаратами не только позволит своевременно организовать необходимое лечение, в т.ч. оперативное, при врожденных пороках сердца, но и снизит затраты на дорогостоящее лечение и социальное обеспечение детей-инвалидов в случае ранней диагностики данной патологии.
Закупка аппаратов для ЯМРТ и КТ, до настоящего времени отсутствующих в детской сети, позволит улучшить диагностику, а также исключить смешивание потоков детского и взрослого населения в соответствии с существующими санитарными нормами и обеспечить особенности проведения томографии в детском возрасте (необходимость рауш-наркоза и т.п.).
С целью снижения распространенных у детей стоматологических заболеваний и их осложнений, требующих дорогостоящего зубопротезирования, необходимо закупить современные стоматологические установки в количестве 85 штук, в дополнение к имеющимся 364 установкам.
С целью обеспечения раннего выявления у подростков Москвы факторов риска развития остеопороза и нарушений опорно-двигательной системы, широко распространенных в Московском регионе, необходима закупка денситометров в связи с отсутствием этого оборудования в специализированных подростковых центрах, экспертных отделениях городских больниц, что будет способствовать улучшению здоровья и медико-социальной реабилитации подростков с указанной патологией, включая подготовку девушек к предстоящему материнству, юношей - к военной службе и отцовству. Для своевременного выявления туберкулеза среди студенческой молодежи, частота встречаемости которого у данной категории лиц в 10 раз выше, чем среди других групп риска по развитию туберкулеза, необходимо приобретение 3 цифровых флюорографов для студенческих поликлиник.
Для сохранения достигнутой тенденции по улучшению демографических показателей у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями необходимо провести закупку компьютерной техники и модернизацию программного обеспечения, приобрести медицинское оборудование и расходные материалы к нему (тест-полоски для определения глюкозы, холестерина), выделить финансовые средства на информационное сопровождение программы.
Социальная значимость своевременного выявления туберкулеза среди населения г.Москвы требует проведения замены устаревших пленочных флюорографов на современные малодозовые цифровые установки, эффективность использования которых по выявлению туберкулеза в 2-3 раза выше. Необходима закупка пульмографов с цифровой регистрацией изображения, а также внедрение единой для города автоматизированной системы слежения за больными туберкулезом.
В структуре онкологической заболеваемости в г.Москве рак молочной железы занимает 1-е место с сохраняющейся тенденцией к росту в последние годы, в связи с чем необходимо расширить обследование женщин, считающих себя здоровыми, методами маммографии, что обеспечит раннее выявление предопухолевых заболеваний, снизит смертность и инвалидизацию женщин за счет выполнения органосохраняющих операций при ранних стадиях заболеваний молочной железы, в связи с чем требуется закупка компьютерной техники, маммографов и расходных материалов к ним, проявочных автоматических машин, открытие новых маммографических кабинетов.
В связи с постепенным нарастанием в последние годы заболеваний предстательной железы, в т.ч. рака, в целях ранней диагностики и своевременного лечения мужского населения, значительно улучшающих прогноз для пациента, необходима закупка оборудования для проведения трансректального ультразвукового исследования (ТРУЗИ) и биопсии простаты, иммуноферментного анализатора, микроскопа с цифровой системой, диагностических тест-систем (PSA), компьютерной техники, а также информационное сопровождение программы.
Показатели заболеваемости и смертности больных раком шейки матки за последние 10 лет остаются на достаточно высоком уровне с сохранением тенденции к росту, в связи с чем с 2002 года в Москве внедрено проведение цитологического скрининга как наиболее эффективного метода по раннему выявлению рака шейки матки, расширена в 1,7 раза сеть смотровых гинекологических кабинетов в городских поликлиниках. В настоящее время необходимо дальнейшее расширение сети смотровых кабинетов в поликлинических учреждениях, а также информационное сопровождение программы; дооснащение смотровых кабинетов современным одноразовым инструментарием (в т.ч. щеточками Cervex Brush) в целях улучшения качества диагностики и обеспечения безопасности проведения исследования.
Требуют решения и кадровые вопросы. В лечебно-профилактических учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы дефицит физических лиц врачей составляет (на 01.01.2005) свыше 9 тыс.человек, среднего медицинского персонала - 18 тыс. В связи с открытием в 2005 году новых ЛПУ дополнительный прирост штатной численности должен составить около 3 тыс.единиц.
В целях оптимизации укомплектования амбулаторно-поликлинической сети медицинскими кадрами планируется внедрение договорной основы при подготовке врачей-интернов и врачей-ординаторов, а также при приеме студентов в средние медицинские образовательные учреждения с условием обязательной отработки указанными лицами в городских поликлиниках не менее 3 лет для компенсации затраченных на обучение средств из бюджета города Москвы и средств ОМС.
По этой системе в настоящее время работает Московский факультет РГМУ и проходят обучение студенты медицинских училищ.
В целях закрепления медицинских работников на рабочих местах в системе социального партнерства проводятся такие мероприятия как установление региональных надбавок к заработной плате, внедрение отраслевой тарифной сетки, обеспечение жильем, в т.ч. в рамках общегородской программы "Молодой семье - доступное жилье", субъектами которой являются выпускники медицинских вузов и медицинских училищ.
Для обеспечения безусловного выполнения мероприятий Программы Департаментом здравоохранения четко обозначена и утверждена соответствующими приказами методика, определяющая действия должностных лиц (врачей, главных врачей, руководителей управлений здравоохранения административных округов, главных специалистов Департамента здравоохранения, задействованных в реализации проводимой диспансеризации населения).
Разработаны должностные инструкции для врачей и руководителей всех уровней, регламентирующие их непосредственные обязанности и меру ответственности в проведении целевой диспансеризации населения.
Во всех лечебно-профилактических учреждениях введена практика активного вызова населения на профилактические осмотры и скрининговые обследования, предусмотренные Программой, с использованием участковой службой распространения через почтовые ящики листовок с приглашениями в амбулаторно-поликлинические учреждения, а также других форм работы (вызов по телефону, встречи с населением, привлечение СМИ и т.п.) с целью преодоления известного консерватизма населения и его активного вовлечения в проводимую профилактическую работу, воспитание у населения чувства ответственности за состояние своего здоровья.
С целью дальнейшего развития санитарно-просветительской работы планируется выступление руководства Департамента здравоохранения, начальников управлений здравоохранения административных округов и главных специалистов по телевидению, тематические регулярные встречи с населением, подготовка статей в средствах массовой информации.
В интересах более широкого привлечения москвичей к участию в проводимой диспансеризации с обеспечением полного охвата населения профилактическими осмотрами и необходимыми исследованиями на доклинической стадии развития заболевания Департаментом здравоохранения также прорабатываются возможные механизмы участия и заинтересованности префектур, районных управ, должностных лиц (руководителей предприятий, организаций, учебных заведений) в вовлечение населения к участию в диспансеризации.
Приоритетные направления работы по проведению целевой диспансеризации выделены на основании экспертного заключения ведущих ученых и включают 7 подпрограмм настоящей Программы: диспансеризация детей, подростков, диспансеризация взрослого населения по выявлению сердечно-сосудистых заболеваний, туберкулеза (среди всех категорий населения), заболеваний молочных желез и шейки матки у женщин и заболеваний предстательной железы у мужчин.
Результаты реализации Программы в 2002-2004 годах и проведение экономической оценки ее эффективности дают основания продолжить и расширить профилактические мероприятия в рамках целевой диспансеризации населения. В отличие от Программы обеспечения медицинской помощью населения города Москвы на 2004-2005 годы, предполагающей лечение выявленных заболеваний, предлагаемая Программа ставит своей целью не только раннее выявление ряда опасных для жизни заболеваний, но и установление факторов риска их развития и обеспечение индивидуальных и целенаправленных активных профилактических мероприятий, препятствующих развитию заболевания.
Предлагаемая Программа ориентирована на дальнейшее развитие сложившейся системы охраны здоровья населения, созданной в г.Москве благодаря поддержке Правительства Москвы, и направлена на раннее выявление заболеваний, своевременное проведение лечебно-реабилитационных мероприятий, что обеспечивает снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения по наиболее значимой патологии.
Вместе с тем из-за отсутствия в 1998-2003 годах целевого финансирования Программы (в 2004 году - финансирование на 20,3% от запланированного) возникли значительные трудности для реализации разработанных мероприятий Программы (по 7 подпрограммам) в полном объеме. Департаментом здравоохранения были задействованы внутренние резервы за счет текущего финансирования отрасли "Здравоохранение".