Недействующий

О реализации программы "Целевая диспансеризация населения г.Москвы на 2002-2004 годы" и о программе "Целевая диспансеризация населения Москвы на 2005-2007 годы" (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 02.10.2012 N 536-ПП)

Подпрограмма 7: "Целевая диспансеризация женского
населения по выявлению заболеваний шейки матки"


Показатели заболеваемости и смертности больных раком шейки матки за последние 10 лет остаются на достаточно высоком уровне с сохранением тенденции к росту.

В настоящее время среди проводимых в разных странах мира скрининговых программ по раннему выявлению рака шейки матки наиболее эффективными признаны программы цитологического скрининга.

В ходе реализации подпрограммы "Целевая диспансеризация женского населения по выявлению заболеваний шейки матки", основанной на цитологическом скрининге и проводимой в г.Москве с 2002 года, была расширена в 1,7 раза сеть смотровых кабинетов в городских поликлиниках (с 112 к началу 2002 года до 185 в 2004 году). Количество рабочих смен в них возросло в 1,8 раза (с 127,7 до 226,5), что позволило увеличить охват профилактическими осмотрами женского населения из группы риска (35-69 лет) по данной патологии (с 60,9% в 2002 году до 64,9% в 2004 году). Дооснащение в 2002-2004 годах смотровых кабинетов современным одноразовым инструментарием (в т.ч. щеточками Cervex Brush) способствовало существенному улучшению качества диагностики и одновременно обеспечило безопасность проведения исследования.

Внедрение целевой диспансеризации позволило увеличить выявляемость предопухолевых заболеваний по сравнению с 2002 годом почти в 2 раза, начальных стадий рака - более чем в 2 раза. Среди впервые выявленных случаев рака шейки матки значительно сократилась доля больных с запущенными (III-IV) стадиями заболевания, в т.ч. IV стадией с 9,3% в 2001 году до 7,6% в 2003 году. Снизился процент годичной летальности (% умерших в течение года с момента установления диагноза) с 21,7% до 19,4%. Анализ представленных данных свидетельствует, что дальнейшее совершенствование проводимых мероприятий по раннему выявлению заболеваний шейки матки у женщин может способствовать улучшению состояния здоровья женского населения.

Цель и основные направления подпрограммы


Совершенствование цитологического скрининга как наиболее эффективного метода раннего выявления рака и другой патологии шейки матки, в т.ч. у женщин, не предъявляющих жалобы, своевременное проведение полного комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий у женщин с выявленной патологией, увеличение доступности цитологического скрининга для женского населения путем расширения сети смотровых кабинетов в поликлинических учреждениях, подведомственных Департаменту здравоохранения, в целях выявления предраковых заболеваний, снижения заболеваемости раком шейки матки, смертности и годичной летальности от него.

Основной ожидаемый результат


Предполагается ежегодная диспансеризация 500 тыс.женщин с целью раннего выявления предопухолевых заболеваний, что позволит увеличить число вновь выявленных больных дисплазией и раком in situ шейки матки ежегодно на 5%, увеличить число вновь выявленных больных раком шейки матки на ранних стадиях на 3-4% ежегодно; снизить инвалидизацию больных на 5% за 3 года. Причем, увеличение выявляемости больных раком шейки матки на ранних стадиях позволит сократить среднее пребывание больных в стационаре на 10-12 койко-дней за счет исключения лучевого компонента лечения.

Основные мероприятия по
 реализации подпрограммы


NN
п/п

Наименование программных мероприятий

Органы и учреждения, ответственные за выполнение

Формы реализации

Ожидаемые результаты

1

2

3

4

5

1.

Дальнейшее расширение сети женских смотровых кабинетов с обеспечением полного охвата женского населения профилактическими осмотрами

УЗ АО, ЛПУ, главный акушер-гинеколог, ОМО по акушерству и гинекологии, отдел государственной службы и кадров Департамента здравоохранения

Обеспечение 2-сменной работы женских смотровых кабинетов в поликлиниках. Выделение дополнительно 218 должностей акушерок, повышение их квалификации

Увеличение доступности профилактических скрининговых осмотров

2.

Оснащение женских смотровых кабинетов одноразовыми инструментами

УЗ АО, ГУП "Гормедтехника"

Ежегодная закупка 610000 одноразовых инструментов

Повышение эффективности и обеспечение безопасности исследований

3.

Модернизация централизованных цитологических лабораторий АО

УЗ АО

Дооснащение централизованных лабораторий современным оборудованием

Повышение качества лабораторной диагностики

4.

Осуществление цитологического скрининга патологии шейки матки у женщин

УЗ АО, главный акушер-гинеколог, главный онколог

Диспансерный осмотр 80% женщин, подлежащих скринингу

Раннее выявление патологии шейки матки при ежегодной диспансеризации

5.

Информационное обеспечение подпрограммы

УЗ АО, ЛПУ, главный акушер-гинеколог, главный онколог

Издание листовок, плакатов, показ роликов по кабельному телевидению, беседы по радио, статьи в газетах, журналах

Информирование женского населения о необходимости профилактических осмотров

6.

Подготовка и переподготовка медицинских кадров

Департамент здравоохранения, управления здравоохранения АО, главный акушер-гинеколог, главный онколог

Курсы усовершен-
ствования, в т.ч. по организации цитологического скрининга

Улучшение укомплектованности амбулаторно-
поликлинической сети квалифицированными кадрами, повышение качества работы

     

Финансовое обеспечение программы


Одним из важнейших принципов бюджетной системы - принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств - означает, что получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучших результатов с использованием определенного объема средств (ст.34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Финансовое обеспечение программы "Целевая диспансеризация населения Москвы на 2005-2007 годы" (далее - Программа) произведено с учетом минимальных потребностей в бюджетных средствах, необходимых для реализации мероприятий Программы.

Расчет финансового обеспечения Программы произведен в текущих ценах с применением индексов-дефляторов, определенных в соответствии с прогнозом социально-экономического развития и проекта бюджета Москвы на 2005 год и перспективного финансового плана на период до 2007 года.

Распределение финансовых ресурсов по годам произведено с учетом последовательности реализации мероприятий Программы. Общий объем финансовой потребности Программы представлен в приведенных ниже таблицах 1 и 2.

Основные финансовые затраты, связанные с выполнением мероприятий, предусмотренных Программой, сформированы с учетом создания новых клинико-диагностических кабинетов различного профиля, их оснащения, потребности дооснащения и переоснащения медицинских учреждений необходимым более современным оборудованием и расходными материалами.

В рамках подпрограммы "Целевая диспансеризация детей" оснащение детских городских поликлиник ЭКГ-аппаратами (115 штук, в дополнение к имеющимся 244 ЭКГ-аппаратам) не только позволит своевременно организовать необходимое лечение, в т.ч. оперативное, при врожденных пороках сердца, но и снизит затраты на дорогостоящее лечение и социальное обеспечение детей-инвалидов в случае ранней диагностики данной патологии.

Закупка аппаратов для ЯМРТ и КТ (1+1), до настоящего времени отсутствующих в детской сети, позволит улучшить диагностику, предупредить переход заболеваний в хроническую форму, а также исключить смешивание потоков детского и взрослого населения в соответствии с существующими санитарными нормами и обеспечить особенности проведения томографии в детском возрасте (необходимость рауш-наркоза и т.п.).

С целью снижения распространенных у детей стоматологических заболеваний и их осложнений, требующих дорогостоящего зубопротезирования, необходимо закупить современные стоматологические установки в количестве 85 штук для замены исчерпавших свой ресурс установок, общая численность которых составляет 364.

Для выявления врожденной глухоты у детей необходимо в 2005-2007 годах закупить 145 аппаратов аутоакустической эмиссии в целях оснащения детских поликлиник (общей численностью 165), что обеспечит своевременное слухопротезирование, исключит формирование инвалидности и уменьшит потребность в количестве мест для глухонемых детей в специальных учреждениях, что приведет к снижению экономических затрат.

Необходимо оснастить детские поликлиники цифровыми флюорографами в количестве 10 штук - в каждый административный округ в связи с тем, что в соответствии с приказом Министерства здравоохранения от 05.05.99 N 154 "О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста" дети подросткового возраста (15-18 лет) с хроническими заболеваниями и инвалиды не переводятся из детской сети во взрослую и требуют флюорографического обследования в установленном порядке.

В рамках подпрограммы "Целевая диспансеризация подростков" для раннего выявления факторов риска развития остеопороза и патологии костно-мышечной системы у подростков, широко распространенных в Московском регионе и составляющих 7,8% в структуре причин инвалидности в возрасте до 18 лет, с целью своевременного определения содержания кальция в костях необходимо приобрести 18 денситометров для специализированных учреждений и в каждый административный округ, в связи с отсутствием этого оборудования в специализированных подростковых центрах, экспертных отделениях городских больниц, что будет способствовать улучшению здоровья и медико-социальной реабилитации подростков с указанной патологией, включая подготовку девушек к предстоящему материнству, юношей - к военной службе и отцовству.

Для своевременного выявления туберкулеза среди студенческой молодежи, частота встречаемости которого у данной категории лиц в 10 раз выше, чем среди других групп риска по развитию туберкулеза, в 2005 году необходимо приобретение 1 цифрового флюорографа для 1 из 3 студенческих поликлиник, оснащенных устаревшим оборудованием.