О региональной целевой программе
"Здоровье школьников Ленинградской области"
на 2002-2005 годы"
(с изменениями на 9 июня 2006 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ленинградской области от 9 июня 2006 года N 40-оз (Вести, N 67, 20.06.2006).
____________________________________________________________________
(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
12 ноября 2002 года)
Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Здоровье школьников Ленинградской области" на 2002-2005 годы".
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Санкт-Петербург
4 декабря 2002 года
N 55-оз
Региональная целевая программа
"Здоровье школьников Ленинградской области" на 2002-2005 годы"
(с изменениями на 9 июня 2006 года)
Полное наименование Программы | Региональная целевая программа "Здоровье школьников Ленинградской области" на 2002-2005 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки | |
Программы | |
3. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ. | |
4. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 (с изменениями и дополнениями). | |
5. Федеральный закон "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" от 10 августа 1996 года N 107-ФЗ.* | |
6. Закон Российской Федерации "О безопасности" от 5 марта 1992 года N 2446-1. | |
16. Региональная целевая программа развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 25 января 2001 года N 1). | |
17. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы СП 2.4.2-789-99 (утверждены главным государственным врачом Российской Федерации 1 августа 1999 года). | |
18. Решение совместной коллегии комитетов образования и здравоохранения Ленинградской области от 21 мая 1999 года N 2/4 | |
Период и этапы реализации Программы | 2002-2005 годы: |
Цель Программы | Создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников; |
Основные задачи, мероприятия Программы | Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений через обеспечение новыми комплектами школьной мебели, технологическим оборудованием школьных столовых, специальным оборудованием медицинских кабинетов; |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе на 2002 год | Всего в 2002 году: 12814 тысяч рублей, |
Объем освоенных в рамках Программы финансовых ресурсов за период действия Программы | Всего: 36918 тысяч рублей, |
(строка в редакции, введенной в действие с 20 июня 2006 года Законом Ленинградской области от 9 июня 2006 года N 40-оз, - см. предыдущую редакцию) | |
Объем финансирования, необходимый для завершения Программы | Всего в 2003-2005 годах: 24104 тысяч рублей, |
(строка в редакции, введенной в действие с 20 июня 2006 года Законом Ленинградской области от 9 июня 2006 года N 40-оз, - см. предыдущую редакцию) | |
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели Программы | Достижение реального повышения уровня здоровья школьников за весь период действия Программы: |
Разработчик Программы | Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области |
Сроки разработки Программы | IV квартал 2001 года |
Стоимость разработки Программы | Разработка выполнена без целевого финансирования силами комитета общего и профессионального образования Ленинградской области |
Представитель заказчика Программы | Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области |
Основной исполнитель Программы, соисполнители Программы | Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области; |
Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы | Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Найденова Зоя Георгиевна, тел. 273-33-78 |
Постановление об утверждении Программы или задания на ее разработку | Постановление Правительства Ленинградской области от 23 мая 2002 года N 78 |
Система организации контроля за выполнением Программы | Основной контроль за выполнением Программы осуществляет комитет общего и профессионального образования Ленинградской области |
По определению Всемирной организации здравоохранения "здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Здоровье - это нормальное состояние организма человека, означающее его оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие между его функциями и внешней средой".
Здоровье выступает как мера качества жизни, здоровье нации - это конечный результат в политике государства, создающего возможность гражданам относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, как к основе продления здорового рода, сохранения, совершенствования трудового потенциала, как к развитию генофонда, творчества и духовности человека.
Современные условия социально-экономического развития страны инициировали ряд явлений, негативно отражающихся на состоянии здоровья детей и подростков. Эта ситуация обострилась в результате процессов социально-политического и экономического реформирования, начальные этапы которого неизбежно связаны с разрушением сложившейся ранее инфраструктуры сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.
Одной из самых уязвимых групп населения на фоне происходящих в стране социально-экономических преобразований оказались дети, особенно школьного возраста. По официальным данным, лишь пять процентов выпускников школ практически здоровы, 80 процентов школьников хронически больны, примерно столько же страдают нервно-психическими расстройствами.
Здоровье современных детей и подростков формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические, социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и так далее).
Важно отметить роль так называемых "управляемых факторов" - окружающей среды и санитарно-гигиенических условий, то есть факторов, влияющих на жизнь, здоровье и образование школьников. При этом необходимо подчеркнуть, что 20 процентов факторов приходится на условия внутришкольной среды, так как большую часть дня (более 70 процентов времени) школьники проводят в стенах школы.
Поэтому необходимо, чтобы все то, что формирует эту среду, включая школьные занятия, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей и подростков.
Именно о школьном периоде можно сказать, что в этот период формируется потенциал здоровья на всю жизнь. И чрезвычайно важно то обстоятельство, что на этот "потенциал здоровья" можно оказывать воздействие. Здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека.
Состояние здоровья детей и подростков, сохранение здоровья будущих матерей и отцов является общегосударственной задачей, требующей комплексного стратегического решения.
Значительное место в осмыслении и решении этой задачи принадлежит системе образования.
В целях создания условий для сохранения, укрепления, восстановления здоровья и обеспечения качественного образования без ущерба для здоровья школьников, а также формирования системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, разработана региональная целевая программа "Здоровье школьников Ленинградской области" на 2002-2005 годы" (далее - Программа).
Программа является:
социально-педагогической, так как призвана реализовывать основные положения Декларации прав ребенка, направленные на защиту и сохранение здоровья детей;
межотраслевой, так как дает возможность использовать межведомственный подход для валеологизации образовательной среды с участием органов системы здравоохранения, комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму, Ленинградского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на областном и муниципальных уровнях;
организационно-педагогической, так как создает условия для эффективной организации деятельности образовательных учреждений по формированию у школьников понятия о ценности здоровья и здорового образа жизни;
планово-ресурсной, так как позволяет определить объемы ресурсного обеспечения данной деятельности в системе образования Ленинградской области.
Основой разработки Программы являются данные статистики о состоянии здоровья школьников и их системный анализ, социально-психологические исследования, мониторинг потребностей в необходимом оборудовании для образовательных учреждений.
Необходимость разработки Программы обусловлена наличием нерешенных проблем и выявленных тревожных тенденций в области создания условий по сохранению, восстановлению и укреплению здоровья школьников Ленинградской области. Таких, например, как:
отсутствие необходимого технологического, медицинского и школьного оборудования для организации учебно-воспитательного процесса;
нарушения в организации полноценного питания школьников;
снижение возрастного порога начала табакокурения;
быстрый рост токсикомании;
увеличение числа школьников, употребляющих спиртные налитки и наркотические вещества;
недостаточный уровень подготовки педагогических работников по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников.
Здоровье школьников является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности.
В течение последних лет, несмотря на систему мер, предпринимаемых по охране здоровья детей и подростков, состояние здоровья школьников Ленинградской области внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения.
От 20 до 40 процентов негативно влияющих на здоровье школьников факторов составляет школьный фактор риска (интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным особенностям школьников). Из факторов "школьной патологии", влияющих на формирование здоровья школьников, большое значение имеют объем нагрузки, организация и условия учебного процесса.
Интенсификация идет различными путями. Наиболее явный (открытый) путь - увеличение учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и тому подобного). По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования и Научного центра охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук:
1. Фактическая учебная нагрузка, особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2 - 6,7 часа в день, в основной школе 7,2 - 8,3 часа в день и в средней школе 8,6 - 9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в начальной школе, 10-12 часов в основной школе и 13-15 часов в средней школе.
2. До 50 процентов гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного переутомления. В общеобразовательных школах доля таких детей составляет 20-30 процентов. К концу учебного года у гимназистов увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90 процентов. У большинства учащихся школ нового типа проявляется повышенный уровень невротизма.