ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН



О региональной целевой программе
"Здоровье школьников Ленинградской области"  
на 2002-2005 годы"

(с изменениями на 9 июня 2006 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 9 июня 2006 года N 40-оз (Вести, N 67, 20.06.2006).

____________________________________________________________________

     

(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
12 ноября 2002 года)

     

Статья 1


Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Здоровье школьников Ленинградской области" на 2002-2005 годы".

Статья 2


Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков



Санкт-Петербург

4 декабря 2002 года

N 55-оз

Приложение


УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 4 декабря 2002 года N 55-оз

     
Региональная целевая программа
"Здоровье школьников Ленинградской области" на 2002-2005 годы"

(с изменениями на 9 июня 2006 года)

     

     

Паспорт
региональной целевой программы "Здоровье школьников Ленинградской области"
 на 2002-2005 годы"

Полное наименование Программы

Региональная целевая программа "Здоровье школьников Ленинградской области" на 2002-2005 годы" (далее - Программа)

Основания для разработки

1. Конституция Российской Федерации.

Программы

2. Основы законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года N 5487-1.

3. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ.

4. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 (с изменениями и дополнениями).

5. Федеральный закон "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" от 10 августа 1996 года N 107-ФЗ.*
_____________
    * Вероятно, ошибка оригинала. Дату принятия закона следует читать: "1 августа 1996 года".  - Примечание "КОДЕКС".

6. Закон Российской Федерации "О безопасности" от 5 марта 1992 года N 2446-1.

7. Постановление Правительства Российской Федерации "О Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года" от 10 августа 1998 года N 917.

8. Указ Президента Российской Федерации "О президентской программе "Дети России" от 18 августа 1994 года N 1696.

9. Приказ Министерства здравоохранения и Министерства образования Российской Федерации "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях" от 30 июня 1992 года N 186/272.

10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста" от 5 мая 1999 года N 154.

11. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "О введении в действие санитарных правил "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" от 6 августа 1999 года N 309.

12. Приказ Министерства образования Российской Федерации "Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации" от 9 февраля 1998 года N 322.

13. Приказ Министерства образования Российской Федерации "О нормализации учебной нагрузки обучающихся в образовательных учреждениях" от 22 августа 1997 года N 1792.

14. Областной закон "О региональных целевых программах Ленинградской области" от 19 февраля 1999 года N 23-оз.

15. Постановление Губернатора Ленинградской области от 22 декабря 1997 года N 516-пг "О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области".

16. Региональная целевая программа развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 25 января 2001 года N 1).

17. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы СП 2.4.2-789-99 (утверждены главным государственным врачом Российской Федерации 1 августа 1999 года).

18. Решение совместной коллегии комитетов образования и здравоохранения Ленинградской области от 21 мая 1999 года N 2/4

Период и этапы реализации Программы

2002-2005 годы:

первый этап - 2002 год

второй этап - 2003-2005 годы

Цель Программы

Создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников;

обеспечение качественного образования без ущерба для здоровья школьников Ленинградской области;
формирование системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих

Основные задачи, мероприятия Программы

Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений через обеспечение новыми комплектами школьной мебели, технологическим оборудованием школьных столовых, специальным оборудованием медицинских кабинетов;

обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья детей в образовательных учреждениях;

создание условий для полноценного питания школьников;

разработка и обновление комплексных методик физиолого-гигиенической и психологической оценки и мониторинга педагогических инноваций;

внесение изменений в содержание педагогического образования по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения полноценного развития ребенка в образовательном процессе;

разработка и реализация образовательных программ, направленных на формирование понятия о ценности здоровья и здорового образа жизни;

реализация мер, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, охрану репродуктивного здоровья;

создание экспериментальных образовательных площадок с целью отработки модели технологий образования и воспитания, сберегающих здоровье;

создание системы и механизмов общественной поддержки работы по охране и укреплению здоровья детей, формированию у них здорового образа жизни;

разработка, апробирование и внедрение учебных программ по физической культуре с оздоровительной направленностью;

совершенствование содержания подготовки и переподготовки педагогических и административных кадров по проблеме охраны здоровья

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе на 2002 год

Всего в 2002 году: 12814 тысяч рублей,

в том числе:

за счет средств областного бюджета - 10104 тысячи рублей

за счет средств местных бюджетов - 2710 тысяч рублей

Объем освоенных в рамках Программы финансовых ресурсов за период действия Программы

Всего: 36918 тысяч рублей,

в том числе:

за счет средств областного бюджета - 25908 тысяч рублей

за счет средств местных бюджетов - 11010 тысяч рублей

(строка в редакции, введенной в действие с 20 июня 2006 года Законом Ленинградской области от 9 июня 2006 года N 40-оз, - см. предыдущую редакцию)

Объем финансирования, необходимый для завершения Программы

Всего в 2003-2005 годах: 24104 тысяч рублей,

в том числе:

за счет средств областного бюджета - 15804 тысяч рублей

за счет средств местных бюджетов - 8300 тысяч рублей

(строка в редакции, введенной в действие с 20 июня 2006 года Законом Ленинградской области от 9 июня 2006 года N 40-оз, - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели Программы

Достижение реального повышения уровня здоровья школьников за весь период действия Программы:

уменьшение случаев появления близорукости - на 12-16 процентов;

уменьшение случаев появления нарушения осанки - на 16-20 процентов;

уменьшение числа курящих школьников;

предупреждение насилия;

профилактика алкоголизма и наркомании;

 улучшение питания школьников;

увеличение охвата горячим питанием до 70 процентов школьников (без учета буфетной продукции);

приведение в соответствие с санитарными правилами СП 2.4.2.782-99 гигиенических аспектов организации учебно-воспитательного процесса;

соблюдение санитарно-гигиенических, санитарно-медицинских, противопожарных норм в образовательных учреждениях;

реализация государственных стандартов общего образования, обеспечивающих разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья учащихся;

создание регионального информационного банка данных "Здоровье школьника Ленинградской области";

укрепление материально-технической базы образовательных учреждений через обеспечение новыми комплектами школьных парт, технологическим оборудованием школьных столовых и специальным оборудованием медицинских кабинетов;

повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи школьникам;

выполнение Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования" от 1 августа 1996 года N 107-ФЗ;

формирование в педагогических коллективах понимания приоритетности проблем состояния и укрепления здоровья детей и подростков;

активизация деятельности образовательных учреждений по усилению просветительской работы в области здорового образа жизни;

создание и внедрение уже имеющихся и новых программ сохранения здоровья школьников

Разработчик Программы

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Сроки разработки Программы

IV квартал 2001 года

Стоимость разработки Программы

Разработка выполнена без целевого финансирования силами комитета общего и профессионального образования Ленинградской области

Представитель заказчика Программы

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Основной исполнитель Программы, соисполнители Программы

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области;

комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области;

комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области;

комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области;

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области;

Ленинградский областной институт развития образования;

органы местного самоуправления;

муниципальные органы управления образованием;

образовательные учреждения

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы

Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Найденова Зоя Георгиевна, тел. 273-33-78

Постановление об утверждении Программы или задания на ее разработку

Постановление Правительства Ленинградской области от 23 мая 2002 года N 78

Система организации контроля за выполнением Программы

Основной контроль за выполнением Программы осуществляет комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Непосредственный контроль осуществляют органы местного самоуправления

Результаты контроля представляются ежеквартально в Правительство Ленинградской области

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


По определению Всемирной организации здравоохранения "здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Здоровье - это нормальное состояние организма человека, означающее его оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие между его функциями и внешней средой".

Здоровье выступает как мера качества жизни, здоровье нации - это конечный результат в политике государства, создающего возможность гражданам относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, как к основе продления здорового рода, сохранения, совершенствования трудового потенциала, как к развитию генофонда, творчества и духовности человека.

Современные условия социально-экономического развития страны инициировали ряд явлений, негативно отражающихся на состоянии здоровья детей и подростков. Эта ситуация обострилась в результате процессов социально-политического и экономического реформирования, начальные этапы которого неизбежно связаны с разрушением сложившейся ранее инфраструктуры сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

Одной из самых уязвимых групп населения на фоне происходящих в стране социально-экономических преобразований оказались дети, особенно школьного возраста. По официальным данным, лишь пять процентов выпускников школ практически здоровы, 80 процентов школьников хронически больны, примерно столько же страдают нервно-психическими расстройствами.

Здоровье современных детей и подростков формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические, социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и так далее).

Важно отметить роль так называемых "управляемых факторов" - окружающей среды и санитарно-гигиенических условий, то есть факторов, влияющих на жизнь, здоровье и образование школьников. При этом необходимо подчеркнуть, что 20 процентов факторов приходится на условия внутришкольной среды, так как большую часть дня (более 70 процентов времени) школьники проводят в стенах школы.

Поэтому необходимо, чтобы все то, что формирует эту среду, включая школьные занятия, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей и подростков.

Именно о школьном периоде можно сказать, что в этот период формируется потенциал здоровья на всю жизнь. И чрезвычайно важно то обстоятельство, что на этот "потенциал здоровья" можно оказывать воздействие. Здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека.

Состояние здоровья детей и подростков, сохранение здоровья будущих матерей и отцов является общегосударственной задачей, требующей комплексного стратегического решения.

Значительное место в осмыслении и решении этой задачи принадлежит системе образования.

В целях создания условий для сохранения, укрепления, восстановления здоровья и обеспечения качественного образования без ущерба для здоровья школьников, а также формирования системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, разработана региональная целевая программа "Здоровье школьников Ленинградской области" на 2002-2005 годы" (далее - Программа).

Программа является:

социально-педагогической, так как призвана реализовывать основные положения Декларации прав ребенка, направленные на защиту и сохранение здоровья детей;

межотраслевой, так как дает возможность использовать межведомственный подход для валеологизации образовательной среды с участием органов системы здравоохранения, комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму, Ленинградского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на областном и муниципальных уровнях;

организационно-педагогической, так как создает условия для эффективной организации деятельности образовательных учреждений по формированию у школьников понятия о ценности здоровья и здорового образа жизни;

планово-ресурсной, так как позволяет определить объемы ресурсного обеспечения данной деятельности в системе образования Ленинградской области.

Основой разработки Программы являются данные статистики о состоянии здоровья школьников и их системный анализ, социально-психологические исследования, мониторинг потребностей в необходимом оборудовании для образовательных учреждений.

Необходимость разработки Программы обусловлена наличием нерешенных проблем и выявленных тревожных тенденций в области создания условий по сохранению, восстановлению и укреплению здоровья школьников Ленинградской области. Таких, например, как:

отсутствие необходимого технологического, медицинского и школьного оборудования для организации учебно-воспитательного процесса;

нарушения в организации полноценного питания школьников;

снижение возрастного порога начала табакокурения;

быстрый рост токсикомании;

увеличение числа школьников, употребляющих спиртные налитки и наркотические вещества;

недостаточный уровень подготовки педагогических работников по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников.

     

1.1. Оценка и анализ состояния здоровья школьников Ленинградской области


Здоровье школьников является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности.

В течение последних лет, несмотря на систему мер, предпринимаемых по охране здоровья детей и подростков, состояние здоровья школьников Ленинградской области внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения.

От 20 до 40 процентов негативно влияющих на здоровье школьников факторов составляет школьный фактор риска (интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным особенностям школьников). Из факторов "школьной патологии", влияющих на формирование здоровья школьников, большое значение имеют объем нагрузки, организация и условия учебного процесса.

Интенсификация идет различными путями. Наиболее явный (открытый) путь - увеличение учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и тому подобного). По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования и Научного центра охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук:

1. Фактическая учебная нагрузка, особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2 - 6,7 часа в день, в основной школе 7,2 - 8,3 часа в день и в средней школе 8,6 - 9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в начальной школе, 10-12 часов в основной школе и 13-15 часов в средней школе.

2. До 50 процентов гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного переутомления. В общеобразовательных школах доля таких детей составляет 20-30 процентов. К концу учебного года у гимназистов увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90 процентов. У большинства учащихся школ нового типа проявляется повышенный уровень невротизма.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»