_________________________________________________________________________
Фактически не применяется. См. приказ Минобразования России от 09.03.2004 N 1312
"Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных
планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования"
________________________________________________________________________
В целях обеспечения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации
приказываю:
1. Утвердить одобренный коллегией Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и согласованный с Министерством здравоохранения Российской Федерации Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приложение).
2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации с 1 сентября 1998 года использовать Базисный учебный план как основу при разработке примерных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
3. Считать утратившими силу приказ Минобразования РСФСР от 17.10.90 N 62 "О допризывной подготовке учащейся молодежи", письма Минобразования РСФСР от 25.01.91 N 1369/15, от 04.03.91 N 9-М, от 17.06.91 N 258/15.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра В.Д.Шадрикова.
Министр
В.Г.Кинелев
Приложение
к приказу Минобразования России
от 09.02.98 N 322
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
общеобразовательных учреждений Российской Федерации
+----------------------------------------------------------------+
¦Образо- ¦Образо- ¦ Количество часов в неделю ¦
¦ватель- ¦ватель- +----------------------------------------------¦
¦ные ¦ные ком-¦ I¦II¦III¦ I¦II¦III¦IV¦ V¦VI¦VII¦VIII¦IX¦ X¦XI¦
¦области ¦поненты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------+--+--+---+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--¦
¦Филоло- ¦Русский ¦ 3¦ 3¦ 3 ¦ 3¦ 3¦ 3 ¦ 3¦ 3¦ 3¦ 3 ¦ 3 ¦ 3¦ -¦ -¦
¦гия ¦язык как¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ственный¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Языки и ¦ 6¦ 5¦ 5 ¦ 6¦ 6¦ 5 ¦ 5¦ 8¦ 7¦ 7 ¦ 5 ¦ 5¦ 4¦ 4¦
¦ ¦литера- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тура ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------+--+--+---+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--¦
¦Матема- ¦Матема- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тика ¦тика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Информа-¦ 5¦ 5¦ 5 ¦ 4¦ 4¦ 4 ¦ 4¦ 5¦ 5¦ 5 ¦ 5 ¦ 5¦ 4¦ 4¦
¦ ¦тика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------+--+--+---+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--¦
¦Общест- ¦История ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вознание¦Общест- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возна- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ние ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Геогра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2¦ 4¦ 4 ¦ 5 ¦ 6¦ 5¦ 5¦
¦ ¦фия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------+--+--+---+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--¦
¦ ¦Окружаю-¦ -¦ 1¦ 1 ¦ 1¦ 1¦ 2 ¦ 2¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦щий мир ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------+--+--+---+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--¦
¦Естест- ¦Биология¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦возна- ¦Физика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ние ¦Химия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2¦ 2¦ 4 ¦ 6 ¦ 6¦ 6¦ 6¦
+--------+--------+--+--+---+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--¦
¦Искусст-¦Музы- ¦ 2¦ 2¦ 2 ¦ 2¦ 2¦ 2 ¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2 ¦ 2 ¦ -¦ -¦ -¦
¦во ¦кальное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и изо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦брази- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦искус- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+--------+--+--+---+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--¦
¦Физичес-¦Физичес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кая ¦кая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦культура¦культура¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ОБЖ ¦ 2¦ 2¦ 2 ¦ 2¦ 2¦ 2 ¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2 ¦ 2 ¦ 2¦ 3¦ 3¦
+--------+--------+--+--+---+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--¦
¦Техноло-¦Техноло-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гия ¦гия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Трудовое¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучение¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Черчение¦ 2¦ 2¦ 2 ¦ 2¦ 2¦ 2 ¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2 ¦ 2 ¦ 3¦ 2¦ 2¦
+-----------------+--+--+---+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--¦
¦Обязательные за- ¦ 5¦ 5¦ 5 ¦ 2¦ 5¦ 5 ¦ 5¦ 5¦ 5¦ 5 ¦ 5 ¦ 5¦12¦12¦
¦нятия по выбору, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦факультативные, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦индивидуальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и групповые за- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нятия (6-дневная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учебная неделя) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--+--+---+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--¦
¦Максимальный ¦25¦25¦25 ¦22¦25¦25 ¦25¦31¦32¦34 ¦ 35 ¦35¦36¦36¦
¦объем учебной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нагрузки учащего-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ся при 6-дневной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учебной неделе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+
+----------------------------------------------------------------+
¦Обязательные за- ¦ 2¦ 2¦ 2 ¦ -¦ 2¦ 2 ¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2 ¦ 2 ¦ 2¦ 9¦ 9¦
¦нятия по выбору, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦факультативные, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦индивидуальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и групповые за- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нятия (5-дневная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учебная неделя) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--+--+---+--+--+---+--+--+--+---+----+--+--+--¦
¦Максимальный ¦22¦22¦22 ¦20¦22¦22 ¦22¦28¦29¦31 ¦ 32 ¦32¦33¦33¦
¦объем учебной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нагрузки учащего-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ся при 5-дневной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учебной неделе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+
Пояснительная записка
к Базисному учебному плану общеобразовательных
учреждений Российской Федерации
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям.
Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
В инвариантной части Базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможности продолжения образования.
В каждой образовательной области инвариантной части, кроме образовательной области "Математика" и предметов физики и химии, может быть выделено 10-15 процентов времени на региональный компонент содержания образования.
Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов.
Часы вариативной части используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях Базисного учебного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучение курсов по выбору, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.
Инвариантная часть Базисного учебного плана представлена следующими образовательными областями: "Филология", "Математика", "Естествознание", "Обществознание", "Искусство", "Физическая культура", "Технология". Образовательные компоненты раскрывают структуру содержания этих областей.
Инвариантная часть определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, распределенное по классам.
Образовательная часть "Филология" может быть реализована в трех вариантах, обусловленных особенностями обучения в образовательных учреждениях.
В школах с преподаванием на русском языке как родном изучаются русский язык, русская литература, литература народов России, иностранный язык. При этом используется суммарное количество часов на изучение русского языка как государственного языка и образовательного компонента "языки и литература".
В школах с преподаванием на родном (нерусском) языке изучаются русский язык как государственный, родной язык, родная литература, русская литература, литература народов России, иностранный язык.
В школах с преподаванием на русском языке как неродном изучаются русский язык как государственный, родной язык, родная литература, русская литература, литература народов России, иностранный язык.
При этом для указанных двух последних вариантов на изучение образовательной области "Филология" используется суммарное количество часов, включающее часы на изучение русского языка как государственного, определенные инвариантной частью Базисного учебного плана, и учебное время, выделенное в инвариантной части на изучение образовательного компонента "языки и литература".
Кроме того, по усмотрению регионального органа управления образованием возможно увеличение количества часов на эту образовательную область за счет вариативной части Базисного учебного плана.
Изучение иностранного языка в начальных классах в каждом из вариантов при наличии определенных условий обеспечивается за счет часов вариативной части Базисного учебного плана со второго класса.
В образовательную область "Математика" входят: математика, алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа, информатика. За счет инвариантной части учебного плана информатика может изучаться как самостоятельный курс в X-XI классах. Изучение данного курса начинать в более раннем возрасте (VII-IX кл.) возможно за счет часов вариативной части.
Образовательную область "Естествознание" составляют: физика, химия, биология, экология, естествознание как интегрированный курс.
Образовательная область "Обществознание" представлена следующими предметами: история России и всеобщая история, география, обществознание и экономика (за счет часов вариативной части Базисного учебного плана).
Образовательный компонент "Окружающий мир" может быть представлен в двух вариантах:
- интегрированным курсом "Окружающий мир" с 1 по 4 кл.;
- курсом "Окружающий мир" в 1-2 кл., природоведением и обществознанием в 3-4 кл.
В образовательной области "Искусство" изучаются изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура или различные интегрированные курсы, например, в начальной школе "Изобразительное искусство и художественный труд".
В образовательной области "Физическая культура" изучаются следующие дисциплины: физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, может преподаваться интегрированный курс физической подготовки, включающий знания о поведении в экстремальных ситуациях.
Образовательная область "Технология" включает технологию, трудовое и профессиональное обучение, черчение. Технология в начальной школе может быть представлена двумя вариантами:
- трудовое обучение с 1 по 4 кл.;
- интегрированные курсы "Математика и конструирование" и "Изобразительное искусство и художественный труд" с 1 по 4 кл.
Вопросы организации производительного труда, проведения трудовой практики решаются советами учебных заведений на основе добровольного участия школьников за счет использования часов вариативной части Базисного учебного плана.
Примечания. 1. Обязательная минимальная нагрузка учащихся по всем классам и ступеням обучения для общеобразовательных учреждений региона, в том числе для школ с углубленным изучением, лицеев, гимназий определяется региональными органами управления образованием. При этом обязательная нагрузка не может превышать предельно допустимую.
2. Число часов на вариативную часть определено для пятидневной и шестидневной учебной недели.
3. При проведении занятий по иностранному языку (4-11 кл.) и трудовому обучению (5-11 кл.), физической культуре (10-11 кл.), по основам информатики и вычислительной техники, физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.
4. При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также деление на группы в I-III классах при изучении иностранного языка.
5. В связи с тем, что в малокомплектных и однокомплектных школах трудно решаются вопросы дифференциации обучения, особенно на III ступени образования, где практически нет возможности открыть несколько классов с углубленным изучением различных предметов, предлагается организовать по две профильные группы: например, группы с гуманитарной и естественно-научной направленностью или группы с гуманитарной и технической направленностью и т.д. При этом максимальная учебная нагрузка на одного учащегося X и XI классов составляет 32 часа в неделю, из них 26 часов отводится на совместное (всем классом) изучение выбранных предметов двумя группами и по 6 часов на каждый профиль. В том случае, если выбраны два профиля, например, гуманитарный профиль - 26 часов на общее изучение предметов и 6 часов на профиль, математический профиль - 26 часов на общее изучение предметов и 6 часов на профиль, то общее финансирование этих профильных классов (X и XI классы) составит 26 ч + 6 ч + 6 ч = 38 ч в неделю в каждом классе.
6. Базисный учебный план финансируется во всех видах общеобразовательных учреждений не ниже максимальной учебной нагрузки учащихся.
Факультативные, индивидуальные, групповые занятия финансируются в зависимости от количества групп, определяемых образовательным учреждением, и независимо от количества учащихся в группе.
7. В приложении даются примерные учебные планы для начальной школы, основной школы с русским родным языком обучения, средней общеобразовательной школы по профилям с русским родным языком обучения, сельской малокомплектной школы, общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения и с обучением на русском языке (неродном), Базисный учебный план вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения Российской Федерации, а также экспериментальный Базисный учебный план, построенный на культурологических принципах.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начальных общеобразовательных учреждений
Российской Федерации
(по системе Л.В.Занкова)
+----------------------------------------------------------------+
¦ Учебные предметы ¦ Количество часов в неделю ¦
¦ +----------------------------------¦
¦ ¦ I ¦ II ¦ III¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦
+-----------------------------+---+----+----+----+----+-----+----¦
¦Русский язык ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Чтение ¦ 5 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Математика ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦История ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦География ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Естествознание ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Музыка ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Изобразительное искусство ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Физическая культура ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Трудовое обучение ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦
+-----------------------------+---+----+----+----+----+-----+----¦
¦Максимальный объем учебной ¦22 ¦ 22 ¦ 22 ¦ 20 ¦ 22 ¦ 22 ¦ 22 ¦
¦нагрузки учащегося при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5-дневной учебной неделе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+