(с изменениями на 7 марта 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 18 июля 2011 года N 221
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 17 декабря 2002 года N 231;
постановлением Правительства Ленинградской области от 7 марта 2006 года N 56.
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральными законами "Об образовании" от 13 января 1996 года N 12-ФЗ, "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ и в целях дальнейшего развития региональной системы образования Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую Программу развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы.
2. Определить представителем заказчика региональной целевой Программы развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы комитет общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Ленинградской области разработать и утвердить районные и городские программы развития образования на 2001-2005 годы.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области Пустотина Н.И.
О ходе выполнения программы информировать Правительство Ленинградской области до 15 января 2002 года и до 15 января 2004 года.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Региональная целевая программа развития образования
Ленинградской области на 2001-2005 годы
(с изменениями на 7 марта 2006 года)
(в редакции постановления Правительства Ленинградской области
от 7 марта 2006 года N 56 - см. предыдущую редакцию)
Полное наименование | Региональная целевая Программа развития образования |
Основания для разработки программы | Федеральные законы от 13 января 1996 года N 12-ФЗ "Об образовании", от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" |
Сроки и этапы реализации программы | 2001-2005 годы: |
Цель программы | Развитие системы образования Ленинградской области, обеспечивающего повышение качества образования, его гуманистическую направленность, приоритет общественных ценностей, жизни и здоровья человека, воспитание гражданственности и любви к Родине, труду, отражающего специфику социально-экономического и культурного развития региона и выступающего в качестве одного из факторов его экономического и социального развития |
Основные задачи, мероприятия программы | Обеспечение условий для реализации равных прав граждан на получение качественного образования всех уровней и ступеней; |
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы в 2001-2004 годах | Всего 591891,4 тысячи рублей, в том числе: |
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы в 2005 году | Всего 19653,0 тысячи рублей, в том числе: |
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы в 2001-2005 годах | Всего 611544,4 тысячи рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы в 2001-2004 годах | Реальный рост качества образования, определяемый в соответствии с интегральными и вариативными показателями для образовательных систем разного уровня; |
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы в 2005 году | Реальный рост качества образования, определяемый в соответствии с интегральными и вариативными показателями для образовательных систем разного уровня; |
Разработчики программы | Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, Ленинградский государственный областной университет им. А.С.Пушкина, Ленинградский областной институт развития образования |
Срок разработки программы | 2000 год |
Заказчик программы | Правительство Ленинградской области |
Основной исполнитель и соисполнители программы | Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, государственные, муниципальные, негосударственные учреждения образования, органы местного самоуправления |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы | Найденова Зоя Георгиевна - председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, тел.273-33-78 |
Постановление об утверждении программы | Постановление Правительства Ленинградской области от 25 января 2001 года N 1 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Ленинградской области от 17 декабря 2002 года N 231) |
Система организации контроля за выполнением программы | Контроль за выполнением программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Пустотин Н.И., комитет общего и профессионального образования Ленинградской области и органы местного самоуправления. |
Региональная целевая Программа развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы (далее - Программа) является организационной основой осуществления государственной политики в области образования, определяет стратегию приоритетного развития региональной системы образования и меры по ее реализации. Программа имеет дальнейшее развитие в муниципальных образовательных программах, региональных целевых программах, в которых учитываются территориальные, культурные, социально-экономические и демографические особенности как муниципальных образований, так и субъекта Российской Федерации - Ленинградской области.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального, областного, муниципального бюджетов и внебюджетных источников.
Заказчиком Программы с момента ее утверждения выступает Правительство Ленинградской области, обеспечивающее контроль за финансированием и выполнением программных мероприятий, целевым использованием бюджетных средств.
Инициатором разработки и представителем заказчика Программы выступает комитет общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области, осуществляющий управление Программой.
Решение о разработке Программы принято комитетом общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области (приказ N 188 от 17 апреля 2000 года).
Основным исполнителем Программы является комитет общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области, соисполнителями - структурные подразделения Правительства Ленинградской области, органы местного самоуправления, образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, типов и видов, научно-исследовательские организации.
Программа разработана на 2001-2005 годы и предусматривает следующие этапы ее реализации:
первый этап (2001-2002 годы) - подготовка нормативных, организационно-педагогических и научно-методических условий для последующего развития региональной системы образования;
второй этап (2002-2005 годы) - переход к планомерному и устойчивому развитию региональной системы образования на основе реализации целей и задач Программы.
Региональная Программа развития образования Ленинградской области до 2000 года (далее - Программа) была разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" от 13 апреля 1996 года N 12-ФЗ и утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 12 ноября 1997 года N 40.
Программа определила основные стратегические направления развития образования Ленинградской области до 2000 года, механизмы управления инновационными процессами, возможности ресурсного обеспечения стабильного функционирования всех структур системы образования в русле задач ее развития и всестороннего удовлетворения образовательных потребностей жителей области.
Региональная Программа развития образования Ленинградской области строилась с учетом педагогических возможностей, ее научных, кадровых, организационных ресурсов. Степень реализации Программы определялась возможностями ее финансового обеспечения, поэтому в условиях финансового дефицита не все проекты, включенные в нее, были реализованы в полной мере.
Выполнение Программы осуществлялось в русле региональной социально-культурной политики с учетом демографических тенденций на основе взаимодействия различных ведомств, общеобразовательных и государственных организаций, призванных осуществлять региональную социокультурную политику.
Программа явилась основанием для принятия Правительством области ряда законодательных, нормативных актов и распорядительных документов, обеспечивающих необходимые условия для развития образования, реализации регионального компонента на всех ступенях его непрерывного развития.
Программа создала условия муниципальным органам управления и работникам сферы образования для реализации социальных и педагогических функций; жителям Ленинградской области - участвовать в развитии образования, контролировать его качество.
Одной из главных задач, осуществленных в последнее пятилетие, было обеспечение развития многопрофильной, разноуровневой и вариативной системы образования в целях удовлетворения изменяющихся образовательных потребностей всех социальных слоев населения.
Главный итог выполнения этой задачи - переход от унитарной к вариативной системе образования, создание возможности выбора для всех участников образовательного процесса (учащиеся, родители, педагоги), связанного с появлением разных типов и видов образовательных учреждений, многообразием учебных программ, созданием базисного регионального учебного плана, стандартов регионального компонента.
Система образования была переведена в режим развития. Составляющими этого процесса стали развертывание инновационной деятельности опытно-экспериментальной работы в учреждениях, развитие партнерских отношений; формирование областной системы среднего специального, высшего и послевузовского образования, ее ориентация на решение различных проблем социально-экономических задач области, развитие горизонтального или сетевого взаимодействия на муниципальном уровне, переход на новый перечень профессий и новые государственные образовательные стандарты в начальном профессиональном образовании, складывающаяся система работы с одаренными детьми.
Однако в ходе реализации вышеназванной задачи возникли серьезные противоречия и проблемы:
между необходимостью комплексного развития инновационных процессов в системе муниципального и регионального образования и недостаточным уровнем теоретического осмысления потребности в гуманизации инноваций, неразработанностью их научных основ и педагогических условий;
между объективным характером развития мировых тенденций гуманизации образования и в значительной мере стихийным характером адаптации планов и программ школы к новым социально-экономическим условиям;
между ориентацией современных образовательных учреждений на формирование инновационных образовательных программ и недостаточной научной обоснованностью ценностного подхода в их разработке с учетом эффектов достижения социально-воспитательных результатов гуманизации.
Вследствие этого имеет место неудовлетворенность выпускников школ недостаточной их подготовленностью к самостоятельному решению "послешкольных" проблем в различных сферах жизнедеятельности: определению своего поведения на рынке труда, участию в социально-политической жизни. Эта неудовлетворенность разделяется и самой школой, которая ищет педагогические средства социализации учащихся, адекватные меняющейся социальной ситуации.
Наметился существенный разрыв между возможностями вариативного выбора обучения учащихся сельских и городских школ, вызванный рядом объективных и субъективных причин.
Для дальнейшего развития вариативной системы образования существуют значительные препятствия:
социальные (материальное положение многих семей ограничивает их возможности выбора образовательных учреждений);
организационно-педагогические (несоответствие сети образовательных учреждений спросу в сфере образования);
психологические (неготовность, а порой и неспособность части педагогов принять идею образовательных услуг).
Разрешение данных противоречий возможно путем изменения порядка формирования сети образовательных учреждений, правил приема в них, изменений в системе аттестации обучающихся, педагогов и образовательных учреждений.
Частью Программы развития образования до 2000 года стала концепция развития сельской школы Ленинградской области. В ходе ее реализации были разработаны, прошли апробацию и стали реальностью модели аграрной, природной, экологической и культурологической школ. Широко варьировалась модель адаптивной школы на селе: "школы для всех", "школы успешной деятельности", "школы равных возможностей". Несмотря на сложные социально-экономические условия, удалось сохранить сеть сельских школ (в 278 школах учатся 70,6 тысячи школьников).
Реализации права на образование способствовало и сохранение сети вечерних (сменных) школ. В 25 учреждениях этого вида обучается 5,5 тысячи учащихся. Однако для дальнейшего их функционирования необходимо определить региональную политику в соответствии с современными образовательными и социально-экономическими потребностями.
В реализации задачи создания условий для развития личности учащихся, расширении масштабов социально значимой деятельности детей и подростков положительную роль сыграли разработанные концепции "Воспитание школьников Ленинградской области" и "Психолого-педагогическая поддержка учителя и ученика".
В области наметилась тенденция к воссозданию детских организаций и движений. Самым многочисленным является экологическое движение, которое объединяет около 90 школ. Возросло внимание к школьному самоуправлению, идет восстановление института классных руководителей и старших вожатых.
Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, поддержке национальной русской, вепсской и финской школ.
Однако в этой работе остается еще немало нерешенных проблем и негативных тенденций:
нивелирование у части подростков, молодежи таких нравственных ценностей, как Родина, общество, человек, труд;
отсутствие повсеместной социальной практики в виде самоуправления, детских организаций лишает учащихся возможности иметь социальный опыт уже в школе;
недооценка необходимости сохранения и развития культурного, исторического, художественного наследия, передачи опыта старшего поколения в процессе сотрудничества специалистов-профессионалов, мастеров работы с подростками и молодежью.
Особое беспокойство вызывают дети, которые по различным причинам не посещают школы или другие образовательные учреждения, не получают образования, и количество которых не уменьшается. Остается высоким уровень преступности среди несовершеннолетних, употребления алкоголя, наркотиков.
Важнейшей проблемой остается восстановление единства систем обучения и воспитания, восстановление и функционирование системы воспитания.
Наряду с имеющимися негативными моментами важно отметить, что за последние годы изменился взгляд на школу. Она перестает быть монополистом в определении социальных целей, учится слушать всех, для кого система образования значима, - детей, родителей, прессу, представителей социальных институтов. Однако такой важный общественный орган управления, каким является попечительский совет, не нашел своего достойного места в системе образования Ленинградской области.
Через большинство проектов программ реализовывались задачи сохранения здоровья учащихся: