Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2001 года N 1


О региональной целевой Программе развития образования
Ленинградской области на 2001-2005 годы

(с изменениями на 7 марта 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
 от 18 июля 2011 года N 221

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Ленинградской области от 17 декабря 2002 года N 231;

постановлением Правительства Ленинградской области от 7 марта 2006 года N 56.

____________________________________________________________________


В соответствии с Федеральными законами "Об образовании" от 13 января 1996 года N 12-ФЗ, "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ и в целях дальнейшего развития региональной системы образования Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую Программу развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы.

2. Определить представителем заказчика региональной целевой Программы развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы комитет общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований Ленинградской области разработать и утвердить районные и городские программы развития образования на 2001-2005 годы.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области Пустотина Н.И.

О ходе выполнения программы информировать Правительство Ленинградской области до 15 января 2002 года и до 15 января 2004 года.


Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

     

 Приложение

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Ленинградской области
от 25 января 2001 года N 1

     

Региональная целевая программа развития образования
Ленинградской области на 2001-2005 годы   

(с изменениями на 7 марта 2006 года)

  

1. ПАСПОРТ
региональной целевой программы развития образования
 Ленинградской области на 2001-2005 годы

(в редакции постановления Правительства Ленинградской области
 от 7 марта 2006 года N 56
- см. предыдущую редакцию)

Полное наименование
программы

Региональная целевая Программа развития образования
Ленинградской области на 2001-2005 годы

Основания для разработки программы

Федеральные законы от 13 января 1996 года N 12-ФЗ "Об образовании", от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования"

Сроки и этапы реализации программы

2001-2005 годы:
первый этап (2001-2002 годы) - подготовка нормативных организационно-педагогических и научно-методических условий для последующего развития региональной системы образования;
второй этап (2002-2005 годы) - переход к планомерному и устойчивому развитию региональной системы образования на основе реализации целей и задач программы     

Цель программы

Развитие системы образования Ленинградской области, обеспечивающего повышение качества образования, его гуманистическую направленность, приоритет общественных ценностей, жизни и здоровья человека, воспитание гражданственности и любви к Родине, труду, отражающего специфику социально-экономического и культурного развития региона и выступающего в качестве одного из факторов его экономического и социального развития     

Основные задачи, мероприятия программы

Обеспечение условий для реализации равных прав граждан на получение качественного образования всех уровней и ступеней;
восстановление статуса воспитательной работы в образовательных учреждениях;
развитие научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности в системе образования Ленинградской области, направленной на повышение качества образования;
совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
развитие системы непрерывного педагогического образования;
усиление взаимодействия системы образования и рынка труда, сложившегося в регионе;
разработка комплексных мер по социальной поддержке работников и обучающихся региональной системы образования;
развитие партнерских отношений с системами образования зарубежных стран, в том числе стран СНГ;
совершенствование региональной законодательной и нормативной базы;
формирование и реализация экономических механизмов, обеспечивающих систему образования финансовыми, материально-техническими, информационными ресурсами     

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы в 2001-2004 годах

Всего 591891,4 тысячи рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 470183,0 тысячи рублей;
областной бюджет - 74794,0 тысячи рублей;
бюджеты муниципальных образований - 38414,4 тысячи рублей;
внебюджетные средства - 8500,0 тысячи рублей.
Кроме того:
капитальное строительство - 69780,0 тысячи рублей
(средства предусмотрены в областном бюджете для комитета по строительству)     

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы в 2005 году

Всего 19653,0 тысячи рублей, в том числе:
областной бюджет - 18087,0 тысячи рублей;
бюджеты муниципальных образований - 1566,0 тысячи рублей     

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы в 2001-2005 годах

Всего 611544,4 тысячи рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 470183,0 тысячи рублей;
областной бюджет - 92881,0 тысячи рублей;
бюджеты муниципальных образований - 39980,4 тысячи рублей;
внебюджетные средства - 8500,0 тысячи рублей.
Кроме того:
капитальное строительство - 69780,0 тысячи рублей
(средства предусмотрены в областном бюджете для комитета по строительству)     

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы в 2001-2004 годах

Реальный рост качества образования, определяемый в соответствии с интегральными и вариативными показателями для образовательных систем разного уровня;
освоение национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта в общеобразовательных школах;
подведение промежуточных результатов деятельности на 13 федеральных площадках;
проведение лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Ленинградской области;
увеличение численности детских движений, организаций, объединений;
переподготовка педагогов в соответствии с социальным заказом для образовательных учреждений Ленинградской области по специальностям "Психолог коррекционного образования" (25 чел.), "Социальный педагог" (50 чел.), "Психолог коррекционного образования" (69 чел.), "Социальный педагог" (97 чел.), "Менеджер образования" (128 чел.);
действенность системы стимулирования работников региональной системы образования;
наличие региональной законодательной и нормативной базы, обеспечивающей развитие региональной системы образования     

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы в 2005 году

Реальный рост качества образования, определяемый в соответствии с интегральными и вариативными показателями для образовательных систем разного уровня;
реализация инновационно-диагностического механизма управления качеством образования в региональной образовательной системе;
завершение экспериментальной работы на 23 региональных площадках;
проведение лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Ленинградской области;
переподготовка педагогов в соответствии с социальным заказом для образовательных учреждений Ленинградской области по специальности "Менеджер методической службы" (34 чел.);
действенность системы стимулирования работников региональной системы образования;
увеличение числа международных образовательных проектов;
наличие региональной законодательной и нормативной базы, обеспечивающей развитие региональной системы образования     

Разработчики программы

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, Ленинградский государственный областной университет им. А.С.Пушкина, Ленинградский областной институт развития образования     

Срок разработки программы

2000 год

Заказчик программы

Правительство Ленинградской области     

Основной исполнитель и соисполнители программы

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, государственные, муниципальные, негосударственные учреждения образования, органы местного самоуправления     

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы

Найденова Зоя Георгиевна - председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, тел.273-33-78     

Постановление об утверждении программы

Постановление Правительства Ленинградской области от 25 января 2001 года N 1 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Ленинградской области от 17 декабря 2002 года N 231)     

Система организации контроля за выполнением программы

Контроль за выполнением программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Пустотин Н.И., комитет общего и профессионального образования Ленинградской области и органы местного самоуправления.
Результаты контроля представляются ежеквартально в комитет экономического развития Ленинградской области и Министерство образования и науки Российской Федерации     

          

2. Введение

Региональная целевая Программа развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы (далее - Программа) является организационной основой осуществления государственной политики в области образования, определяет стратегию приоритетного развития региональной системы образования и меры по ее реализации. Программа имеет дальнейшее развитие в муниципальных образовательных программах, региональных целевых программах, в которых учитываются территориальные, культурные, социально-экономические и демографические особенности как муниципальных образований, так и субъекта Российской Федерации - Ленинградской области.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального, областного, муниципального бюджетов и внебюджетных источников.

Заказчиком Программы с момента ее утверждения выступает Правительство Ленинградской области, обеспечивающее контроль за финансированием и выполнением программных мероприятий, целевым использованием бюджетных средств.

Инициатором разработки и представителем заказчика Программы выступает комитет общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области, осуществляющий управление Программой.

Решение о разработке Программы принято комитетом общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области (приказ N 188 от 17 апреля 2000 года).

Основным исполнителем Программы является комитет общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области, соисполнителями - структурные подразделения Правительства Ленинградской области, органы местного самоуправления, образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, типов и видов, научно-исследовательские организации.

Программа разработана на 2001-2005 годы и предусматривает следующие этапы ее реализации:

первый этап (2001-2002 годы) - подготовка нормативных, организационно-педагогических и научно-методических условий для последующего развития региональной системы образования;

второй этап (2002-2005 годы) - переход к планомерному и устойчивому развитию региональной системы образования на основе реализации целей и задач Программы.

3. Итоги реализации региональной Программы развития образования
Ленинградской области до 2000 года: достижения и нерешенные проблемы


Региональная Программа развития образования Ленинградской области до 2000 года (далее - Программа) была разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" от 13 апреля 1996 года N 12-ФЗ и утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 12 ноября 1997 года N 40.

Программа определила основные стратегические направления развития образования Ленинградской области до 2000 года, механизмы управления инновационными процессами, возможности ресурсного обеспечения стабильного функционирования всех структур системы образования в русле задач ее развития и всестороннего удовлетворения образовательных потребностей жителей области.

Региональная Программа развития образования Ленинградской области строилась с учетом педагогических возможностей, ее научных, кадровых, организационных ресурсов. Степень реализации Программы определялась возможностями ее финансового обеспечения, поэтому в условиях финансового дефицита не все проекты, включенные в нее, были реализованы в полной мере.

Выполнение Программы осуществлялось в русле региональной социально-культурной политики с учетом демографических тенденций на основе взаимодействия различных ведомств, общеобразовательных и государственных организаций, призванных осуществлять региональную социокультурную политику.

Программа явилась основанием для принятия Правительством области ряда законодательных, нормативных актов и распорядительных документов, обеспечивающих необходимые условия для развития образования, реализации регионального компонента на всех ступенях его непрерывного развития.

Программа создала условия муниципальным органам управления и работникам сферы образования для реализации социальных и педагогических функций; жителям Ленинградской области - участвовать в развитии образования, контролировать его качество.

Одной из главных задач, осуществленных в последнее пятилетие, было обеспечение развития многопрофильной, разноуровневой и вариативной системы образования в целях удовлетворения изменяющихся образовательных потребностей всех социальных слоев населения.

Главный итог выполнения этой задачи - переход от унитарной к вариативной системе образования, создание возможности выбора для всех участников образовательного процесса (учащиеся, родители, педагоги), связанного с появлением разных типов и видов образовательных учреждений, многообразием учебных программ, созданием базисного регионального учебного плана, стандартов регионального компонента.

Система образования была переведена в режим развития. Составляющими этого процесса стали развертывание инновационной деятельности опытно-экспериментальной работы в учреждениях, развитие партнерских отношений; формирование областной системы среднего специального, высшего и послевузовского образования, ее ориентация на решение различных проблем социально-экономических задач области, развитие горизонтального или сетевого взаимодействия на муниципальном уровне, переход на новый перечень профессий и новые государственные образовательные стандарты в начальном профессиональном образовании, складывающаяся система работы с одаренными детьми.

Однако в ходе реализации вышеназванной задачи возникли серьезные противоречия и проблемы:

между необходимостью комплексного развития инновационных процессов в системе муниципального и регионального образования и недостаточным уровнем теоретического осмысления потребности в гуманизации инноваций, неразработанностью их научных основ и педагогических условий;

между объективным характером развития мировых тенденций гуманизации образования и в значительной мере стихийным характером адаптации планов и программ школы к новым социально-экономическим условиям;

между ориентацией современных образовательных учреждений на формирование инновационных образовательных программ и недостаточной научной обоснованностью ценностного подхода в их разработке с учетом эффектов достижения социально-воспитательных результатов гуманизации.

Вследствие этого имеет место неудовлетворенность выпускников школ недостаточной их подготовленностью к самостоятельному решению "послешкольных" проблем в различных сферах жизнедеятельности: определению своего поведения на рынке труда, участию в социально-политической жизни. Эта неудовлетворенность разделяется и самой школой, которая ищет педагогические средства социализации учащихся, адекватные меняющейся социальной ситуации.

Наметился существенный разрыв между возможностями вариативного выбора обучения учащихся сельских и городских школ, вызванный рядом объективных и субъективных причин.

Для дальнейшего развития вариативной системы образования существуют значительные препятствия:

социальные (материальное положение многих семей ограничивает их возможности выбора образовательных учреждений);

организационно-педагогические (несоответствие сети образовательных учреждений спросу в сфере образования);

психологические (неготовность, а порой и неспособность части педагогов принять идею образовательных услуг).

Разрешение данных противоречий возможно путем изменения порядка формирования сети образовательных учреждений, правил приема в них, изменений в системе аттестации обучающихся, педагогов и образовательных учреждений.

Частью Программы развития образования до 2000 года стала концепция развития сельской школы Ленинградской области. В ходе ее реализации были разработаны, прошли апробацию и стали реальностью модели аграрной, природной, экологической и культурологической школ. Широко варьировалась модель адаптивной школы на селе: "школы для всех", "школы успешной деятельности", "школы равных возможностей". Несмотря на сложные социально-экономические условия, удалось сохранить сеть сельских школ (в 278 школах учатся 70,6 тысячи школьников).

Реализации права на образование способствовало и сохранение сети вечерних (сменных) школ. В 25 учреждениях этого вида обучается 5,5 тысячи учащихся. Однако для дальнейшего их функционирования необходимо определить региональную политику в соответствии с современными образовательными и социально-экономическими потребностями.

В реализации задачи создания условий для развития личности учащихся, расширении масштабов социально значимой деятельности детей и подростков положительную роль сыграли разработанные концепции "Воспитание школьников Ленинградской области" и "Психолого-педагогическая поддержка учителя и ученика".

В области наметилась тенденция к воссозданию детских организаций и движений. Самым многочисленным является экологическое движение, которое объединяет около 90 школ. Возросло внимание к школьному самоуправлению, идет восстановление института классных руководителей и старших вожатых.

Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, поддержке национальной русской, вепсской и финской школ.

Однако в этой работе остается еще немало нерешенных проблем и негативных тенденций:

нивелирование у части подростков, молодежи таких нравственных ценностей, как Родина, общество, человек, труд;

отсутствие повсеместной социальной практики в виде самоуправления, детских организаций лишает учащихся возможности иметь социальный опыт уже в школе;

недооценка необходимости сохранения и развития культурного, исторического, художественного наследия, передачи опыта старшего поколения в процессе сотрудничества специалистов-профессионалов, мастеров работы с подростками и молодежью.

Особое беспокойство вызывают дети, которые по различным причинам не посещают школы или другие образовательные учреждения, не получают образования, и количество которых не уменьшается. Остается высоким уровень преступности среди несовершеннолетних, употребления алкоголя, наркотиков.

Важнейшей проблемой остается восстановление единства систем обучения и воспитания, восстановление и функционирование системы воспитания.

Наряду с имеющимися негативными моментами важно отметить, что за последние годы изменился взгляд на школу. Она перестает быть монополистом в определении социальных целей, учится слушать всех, для кого система образования значима, - детей, родителей, прессу, представителей социальных институтов. Однако такой важный общественный орган управления, каким является попечительский совет, не нашел своего достойного места в системе образования Ленинградской области.

Через большинство проектов программ реализовывались задачи сохранения здоровья учащихся:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»