Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2002 года N 359-ПП


Об итогах развития потребительского рынка
и услуг г.Москвы в 2001 году и основных
направлениях на 2002-2003 годы

(с изменениями на 29 июля 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 20 апреля 2004 года N 245-ПП
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 29 июля 2003 года N 632-ПП.

____________________________________________________________________



В 2001 году деятельность предприятий потребительского рынка и услуг г.Москвы получила дальнейшее развитие. Укрепляются и совершенствуются рыночные механизмы.

Объем розничного товарооборота в 2001 году достиг 910 млрд. рублей и увеличился по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 7,9%. Население города бесперебойно обеспечивалось основными продуктами питания и непродовольственными товарами.

В развитие потребительского рынка г.Москвы иностранными и отечественными компаниями инвестировано соответственно более 4 млрд. долларов США и 10 млн. рублей.

Построено и реконструировано 2300 предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, получили развитие сетевые торговые системы.

В отрасли занято более 1,3 млн. человек, прирост рабочих мест в 2001 году составил около 30 тысяч.

В 2001 году по отрасли "Торговля и общественное питание" налоговые поступления только в городской бюджет составили 18,9 млрд. рублей и их доля увеличилась до 16,3%.

Проводилась работа по развитию социальных форм обслуживания, реализации мероприятий по упорядочению работы рынков и мелкорозничной сети, улучшению школьного питания и совершенствованию нормативно-правового обеспечения.

Несмотря на положительные сдвиги в работе предприятий потребительского рынка и услуг в целом, многие важные вопросы остаются нерешенными.

Особого внимания требуют вопросы развития социальных форм обслуживания, упорядочения системы контроля на потребительском рынке города. Необходимо усилить внимание к проблемам по улучшению работы рынков и мелкорозничной сети, развитию современных предприятий отрасли и дальнейшему укреплению ее материально-технической базы, совершенствованию контроля за качеством алкогольной продукции и так далее.

В соответствии с Законом города Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой деятельности в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 25.12.2001 N 1171-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы на 2001 год и Программе Правительства Москвы на 2002 год" и в целях дальнейшего развития потребительского рынка и услуг г.Москвы Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Основные направления развития потребительского рынка и услуг г.Москвы на 2002-2003 годы (далее Основные направления), согласно приложению.

2. Департаменту потребительского рынка и услуг, департаментам, комитетам, управлениям и префектурам административных округов, задействованным в реализации Основных направлений, в двухмесячный срок разработать план организационных мероприятий по реализации Основных направлений.

Установить, что участники реализации мероприятий Основных направлений представляют в Департамент потребительского рынка и услуг полугодовую информацию о ходе их выполнения 10 июля и 10 января за соответствующий отчетный период в установленном порядке.

Координацию работы органов исполнительной власти города Москвы и представление в Правительство Москвы обобщенной информации о ходе выполнения Основных направлений возложить на Департамент потребительского рынка и услуг.

3. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы по предложениям Департамента потребительского рынка и услуг, согласованным с городскими инвесторами и заказчиками, предусматривать в адресных инвестиционных программах Правительства Москвы на 2002-2003 годы проектирование и строительство предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания в пределах лимитов капитальных вложений, выделяемых из городских источников соответственно по отраслям "Прочие расходы - Торговля и общественное питание" и "Прочие расходы - Бытовое обслуживание населения".

4. Департаментам потребительского рынка и услуг, государственного и муниципального имущества города Москвы совместно с префектурами административных округов во втором полугодии 2002 года разработать целевую программу по поддержке и развитию предприятий социального обслуживания населения, обратив особое внимание на решение проблем, связанных с перепрофилированием предприятий, реализующих товары и услуги повседневного спроса.

5. Префектурам административных округов в III квартале 2002 года представить в Москомархитектуру предложения по разработке перспективных отраслевых схем размещения торговых объектов местного уровня.

6. Москомархитектуре:

6.1. С участием ГУП НИиПИ Генплана Москвы в 2002-2003 годах в соответствии с предложениями префектур административных округов на основании градостроительных планов административных округов и районов разработать перспективные отраслевые схемы размещения торговых объектов местного уровня.

6.2. При разработке и согласовании предпроектной и проектной документации по районам комплексной реконструкции и модернизации жилищного фонда обеспечить в обязательном порядке размещение объектов инфраструктуры потребительского рынка для реализации товаров и услуг повседневного спроса.

7. Рекомендовать районным Управам рассмотреть планы первоочередных мероприятий по развитию сети магазинов по продаже товаров повседневного спроса.

8. Префектурам административных округов:

8.1. С участием архитектурно-планировочных управлений административных округов разработать планы первоочередных мероприятий по развитию сети магазинов по продаже товаров повседневного спроса.

8.2. Совместно с департаментами государственного и муниципального имущества города Москвы и потребительского рынка и услуг в целях сохранения объектов социально-гарантированного уровня, удовлетворения спроса жителей в товарах и услугах повседневного спроса руководствоваться постановлениями Правительства Москвы от 28.08.2001 N 789-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 13.08.96 N 689" и от 28.08.2001 N 778-ПП "Об утверждении Положения об установлении в особом порядке арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности Москвы".

9. Департаменту потребительского рынка и услуг, органам исполнительной власти города Москвы при разработке городских целевых программ, программ социально-экономического развития, градостроительных планов развития территорий административных округов, ТЭОС и районов города руководствоваться основными положениями и параметрами Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов.

10. Москомархитектуре, Москомзему по мере выявления дополнительных земельных участков для размещения крупных торговых объектов в г.Москве, включать их в Генеральную схему размещения крупных торговых объектов и реестр конкурсных объектов с последующим предоставлением участков инвесторам в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 08.05.2001 N 436-ПП "Об утверждении Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года и механизме ее реализации".

11. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с префектурами административных округов во втором полугодии 2002 года разработать концепцию развития потребительского рынка и услуг и представить на утверждение Правительства Москвы.

12. В соответствии с Законом города Москвы от 11.07.2001 N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве" Департаменту потребительского рынка и услуг выступить в качестве заказчика при разработке среднесрочной программы развития потребительского рынка и услуг г.Москвы на 2004-2006 годы и представить ее на утверждение Правительства Москвы в I квартале 2004 года (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 29 июля 2003 года N 632-ПП - см. предыдущую редакцию).

     

13. Департаментам потребительского рынка и услуг, науки и промышленной политики совместно с префектурами административных округов и заинтересованными организациями до 1 июля 2003 года разработать концепцию и среднесрочную программу развития оптовой торговли непродовольственными товарами и представить на утверждение Правительства Москвы в 2003 году.

14. Департаменту науки и промышленной политики и ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" по заявке Департамента потребительского рынка и услуг рассмотреть вопрос о включении в планы НИОКР на 2002-2003 годы финансирование разработки программы развития потребительского рынка и услуг на 2004-2006 годы, концепции и программы развития оптовой торговли непродовольственными товарами.

15. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства во втором полугодии 2002 года разработать и внести на рассмотрение Правительства Москвы проект закона города Москвы об организации контроля и административной ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка и услуг г.Москвы с учетом требований федерального законодательства и приоритетов развития потребительского рынка и услуг, определенных Основными направлениями.

16. Во исполнение постановлений Правительства Москвы от 04.07.2000 N 513 "О развитии сети продовольственных магазинов по продаже товаров по сниженным ценам", от 13.02.2001 N 150-ПП "О создании социально-ориентированной розничной торговой сети", распоряжения Мэра Москвы от 30.01.2001 N 69-РМ "О мерах по развитию сети социальных магазинов "Овощи-фрукты-продукты" в Москве" Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, префектурам административных округов совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг выделить в 2002-2003 гг. не менее 230 нежилых помещений и 20 земельных участков площадью 0,2-0,3 га для открытия сетевых магазинов-дискаунтов и других социально ориентированных предприятий. Выделение помещений производить на условиях закрытого конкурса.

17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-мэра Москвы Шанцева В.П., министра Правительства Москвы Малышкова В.И. и префектов административных округов.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в I квартале 2003 года.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 14 мая 2002 года N 359-ПП

     

Основные направления
развития потребительского рынка и услуг г.Москвы
на 2002-2003 годы



Основные направления развития потребительского рынка и услуг г.Москвы на 2002-2003 годы основываются на учете итогов развития отрасли за предшествующий период и исходят из необходимости решения актуальных проблем и поддержки положительных тенденций в организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания в целях повышения степени удовлетворения потребностей населения города в товарах и услугах в соответствии со складывающимся спросом. Основные направления опираются на положения Концепции развития внутренней торговли РФ и Программы Правительства Москвы на 2002 год, а также на прогноз социально-экономического развития г.Москвы на период до 2004 года.

1. Состояние и проблемы развития потребительского рынка и услуг г.Москвы


Потребительский рынок Москвы - это крупный сектор городского хозяйства, обеспечивающий товарами и услугами порядка 11,5 млн. человек - жителей и гостей столицы или около 8% всего населения России.

В городе функционирует 27,8 тыс. предприятий потребительского рынка, в том числе торговли - 15,4, общественного питания - 6,7, бытового обслуживания - 5,7 тысяч и 167 рынков. Мелкорозничная сеть насчитывает 20,5 тыс. объектов. В сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг занято более 1,3 млн. человек, или каждый четвертый работающий в городском хозяйстве Москвы.

В 2001 году развитие отрасли происходило в условиях совершенствования и развития рыночных отношений.

Ведущее положение на потребительском рынке занимает сектор частного предпринимательства, на долю которого приходится около 98% от общих объемов розничного товарооборота и реализации бытовых услуг. Государственными остались только 86 предприятий (комбинаты школьного питания, кладбища и некоторые другие предприятия, выполняющие городские функции). Остальные являются частными предприятиями различных организационно-правовых форм.

В этих условиях главными средствами воздействия органов государственной власти и управления на субъектов хозяйственной деятельности в сфере потребительского рынка и услуг стали методы правового регулирования и саморегулирования участников экономических отношений.

Устойчивое развитие экономики города и реализация активной социальной политики Правительства Москвы обеспечили в 2001 году рост реальных доходов москвичей на 104,7% по сравнению с уровнем 2000 года. На 105,2% в сопоставимых ценах возросли денежные расходы населения (с учетом приезжих) на территории Москвы на покупку товаров и оплату услуг. При этом весь предъявленный платежеспособный спрос населения был полностью обеспечен предложением основных потребительских товаров и бытовых услуг.

Объем продажи потребительских товаров через все каналы реализации в Москве в 2001 году составил 886,4 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 7,9% выше уровня 2000 года. В структуре розничного товарооборота на долю продовольственных товаров приходилось 40,0%, непродовольственных - 60,0%. Доля организованного рынка в формировании оборота розничной торговли выросла до 73% против 71% в 2000 году. Удельный вес Москвы в объемных показателях розничного товарооборота России в 2001 году находился на уровне 29,5%. По имеющимся оценкам, оборот оптовой торговли потребительскими товарами в Москве в 2001 году составил порядка 1191 млрд.руб., или 43% от общего объема оптового оборота потребительских товаров в России.

Число ассортиментных разновидностей товаров в магазинах Москвы с универсальным ассортиментом продовольственных товаров достигло 5 тыс. наименований и промышленных - 18,5 тыс. наименований, что в 20 раз больше, чем в начале 90-х годов. В общем объеме товарных ресурсов, реализуемых в Москве, доля товаров отечественного производства возросла с 53,0% в 1997 году до 65,0% в 2001 году.

Товарооборот общественного питания в 2001 году возрос в сопоставимых ценах на 4,9% по сравнению с 2000 годом и составил 23,9 млрд.руб.

Объем бытовых услуг населению составил в 2001 году 21,5 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 5,3% ниже уровня 2000 года. В то же время по видам бытовых услуг, курируемым Департаментом потребительского рынка и услуг, при общем объеме 9,4 млрд. руб. индекс роста к уровню 2000 года составил 101,8%.

Продолжала укрепляться материально-техническая база отрасли, повысился технический уровень торгового и бытового обслуживания. В 2001 году введено в строй 1576 новых предприятий, в том числе: 792 - торговли, 273 - общественного питания, 378 - бытового обслуживания населения, 133 - многопрофильных комплексов, цехов и др. Реконструировано 750 предприятий потребительского рынка. С учетом новых, реконструированных и модернизированных объектов доля предприятий, отвечающих современным требованиям, возросла на потребительском рынке с 40,1% в 1997 году до 72,2% в 2001 году.

Потребительский рынок Москвы обеспечил высокую привлекательность для вложений капиталов и их эффективного использования. Объем прямых иностранных инвестиций в объекты потребительского рынка в 2001 году составил 581,6 млн.долл. США.

За счет нового строительства несколько улучшилось территориальное размещение сети предприятий по районам города (Восточный, Юго-Восточный административные округа и др.).

Определенные структурные изменения происходили в 2001 году в звене мелкооптово/розничной торговли. Они были связаны с открытием ряда торговых объектов (например, компании "Метро"), деятельность которых направлена на вытеснение рынков из этой ниши, а также с упорядочением работы и сети рынков на территории Москвы. За период 2000-2001 годов общее число рынков в городе сократилось с 240 до 167.

В последние годы в торговле широко внедряются лучшие мировые стандарты и технологии, связанные с сетевыми формами организации торгового обслуживания. В городе сформированы крупные торговые сети, такие как "Седьмой Континент", "Перекресток", "Рамстор", "БИН", "Копейка", "ДИКСИ", "Пятерочка" и др. Сетевые структуры, в том числе с использованием механизма франчайзинга, формируются в общественном питании и бытовом обслуживании населения ("Елки-палки", "Русское бистро", "Ростикс", "БФТ-Диана" и др.).

На сетевых принципах организации строится работа магазинов сниженных цен (дискаунтов) и других типов социально ориентированных предприятий торговли. Доля таких предприятий в общем количестве предприятий по торговле продовольственными товарами в 2001 году достигла 6,2%.

Совершенствуется правовая основа предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка и услуг. Законодательно обеспечивается защита прав потребителей, развивается система сертификации продукции и услуг, приняты федеральные законы, направленные на упорядочение деятельности контролирующих органов на потребительском рынке и пресечение необоснованных административных барьеров.

В соответствии с принятыми нормативными документами создается Торговый реестр города Москвы*, отрабатывается механизм реализации Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года**.

________________

* Постановления Правительства Москвы от 27.03.2001 N 277-ПП, от 18.09.2001 N 847-ПП.

** Постановление Правительства Москвы от 08.05.2001 N 436-ПП.


Утверждены новые правила работы рынков, а также ряд других документов, которые позволили создать условия для упорядочения работы рынков, их преобразования в современные торговые центры и ликвидации рынков, не отвечающих установленным требованиям.

Принято решение о сокращении числа государственных унитарных предприятий с 86 до 42 за счет приватизации, а также ликвидации убыточных предприятий.

Улучшилось экономическое положение предприятий и организаций потребительского рынка и услуг.

Налоговые поступления только в городской бюджет по отрасли "Торговля и общественное питание" в 2001 году составили 18,9 млрд.руб. Доля наполняемости бюджета города от предприятий торговли и общественного питания оценивается в 16,3%. Налоговые поступления в консолидированный бюджет от всех предприятий отрасли составили 43,2 млрд.руб.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»