(с изменениями на 29 июля 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 20 апреля 2004 года N 245-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 29 июля 2003 года N 632-ПП.
____________________________________________________________________
В 2001 году деятельность предприятий потребительского рынка и услуг г.Москвы получила дальнейшее развитие. Укрепляются и совершенствуются рыночные механизмы.
Объем розничного товарооборота в 2001 году достиг 910 млрд. рублей и увеличился по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 7,9%. Население города бесперебойно обеспечивалось основными продуктами питания и непродовольственными товарами.
В развитие потребительского рынка г.Москвы иностранными и отечественными компаниями инвестировано соответственно более 4 млрд. долларов США и 10 млн. рублей.
Построено и реконструировано 2300 предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, получили развитие сетевые торговые системы.
В отрасли занято более 1,3 млн. человек, прирост рабочих мест в 2001 году составил около 30 тысяч.
В 2001 году по отрасли "Торговля и общественное питание" налоговые поступления только в городской бюджет составили 18,9 млрд. рублей и их доля увеличилась до 16,3%.
Проводилась работа по развитию социальных форм обслуживания, реализации мероприятий по упорядочению работы рынков и мелкорозничной сети, улучшению школьного питания и совершенствованию нормативно-правового обеспечения.
Несмотря на положительные сдвиги в работе предприятий потребительского рынка и услуг в целом, многие важные вопросы остаются нерешенными.
Особого внимания требуют вопросы развития социальных форм обслуживания, упорядочения системы контроля на потребительском рынке города. Необходимо усилить внимание к проблемам по улучшению работы рынков и мелкорозничной сети, развитию современных предприятий отрасли и дальнейшему укреплению ее материально-технической базы, совершенствованию контроля за качеством алкогольной продукции и так далее.
В соответствии с Законом города Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой деятельности в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 25.12.2001 N 1171-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы на 2001 год и Программе Правительства Москвы на 2002 год" и в целях дальнейшего развития потребительского рынка и услуг г.Москвы Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Основные направления развития потребительского рынка и услуг г.Москвы на 2002-2003 годы (далее Основные направления), согласно приложению.
2. Департаменту потребительского рынка и услуг, департаментам, комитетам, управлениям и префектурам административных округов, задействованным в реализации Основных направлений, в двухмесячный срок разработать план организационных мероприятий по реализации Основных направлений.
Установить, что участники реализации мероприятий Основных направлений представляют в Департамент потребительского рынка и услуг полугодовую информацию о ходе их выполнения 10 июля и 10 января за соответствующий отчетный период в установленном порядке.
Координацию работы органов исполнительной власти города Москвы и представление в Правительство Москвы обобщенной информации о ходе выполнения Основных направлений возложить на Департамент потребительского рынка и услуг.
3. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы по предложениям Департамента потребительского рынка и услуг, согласованным с городскими инвесторами и заказчиками, предусматривать в адресных инвестиционных программах Правительства Москвы на 2002-2003 годы проектирование и строительство предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания в пределах лимитов капитальных вложений, выделяемых из городских источников соответственно по отраслям "Прочие расходы - Торговля и общественное питание" и "Прочие расходы - Бытовое обслуживание населения".
4. Департаментам потребительского рынка и услуг, государственного и муниципального имущества города Москвы совместно с префектурами административных округов во втором полугодии 2002 года разработать целевую программу по поддержке и развитию предприятий социального обслуживания населения, обратив особое внимание на решение проблем, связанных с перепрофилированием предприятий, реализующих товары и услуги повседневного спроса.
5. Префектурам административных округов в III квартале 2002 года представить в Москомархитектуру предложения по разработке перспективных отраслевых схем размещения торговых объектов местного уровня.
6. Москомархитектуре:
6.1. С участием ГУП НИиПИ Генплана Москвы в 2002-2003 годах в соответствии с предложениями префектур административных округов на основании градостроительных планов административных округов и районов разработать перспективные отраслевые схемы размещения торговых объектов местного уровня.
6.2. При разработке и согласовании предпроектной и проектной документации по районам комплексной реконструкции и модернизации жилищного фонда обеспечить в обязательном порядке размещение объектов инфраструктуры потребительского рынка для реализации товаров и услуг повседневного спроса.
7. Рекомендовать районным Управам рассмотреть планы первоочередных мероприятий по развитию сети магазинов по продаже товаров повседневного спроса.
8. Префектурам административных округов:
8.1. С участием архитектурно-планировочных управлений административных округов разработать планы первоочередных мероприятий по развитию сети магазинов по продаже товаров повседневного спроса.
8.2. Совместно с департаментами государственного и муниципального имущества города Москвы и потребительского рынка и услуг в целях сохранения объектов социально-гарантированного уровня, удовлетворения спроса жителей в товарах и услугах повседневного спроса руководствоваться постановлениями Правительства Москвы от 28.08.2001 N 789-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 13.08.96 N 689" и от 28.08.2001 N 778-ПП "Об утверждении Положения об установлении в особом порядке арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности Москвы".
9. Департаменту потребительского рынка и услуг, органам исполнительной власти города Москвы при разработке городских целевых программ, программ социально-экономического развития, градостроительных планов развития территорий административных округов, ТЭОС и районов города руководствоваться основными положениями и параметрами Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов.
10. Москомархитектуре, Москомзему по мере выявления дополнительных земельных участков для размещения крупных торговых объектов в г.Москве, включать их в Генеральную схему размещения крупных торговых объектов и реестр конкурсных объектов с последующим предоставлением участков инвесторам в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 08.05.2001 N 436-ПП "Об утверждении Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года и механизме ее реализации".
11. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с префектурами административных округов во втором полугодии 2002 года разработать концепцию развития потребительского рынка и услуг и представить на утверждение Правительства Москвы.
12. В соответствии с Законом города Москвы от 11.07.2001 N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве" Департаменту потребительского рынка и услуг выступить в качестве заказчика при разработке среднесрочной программы развития потребительского рынка и услуг г.Москвы на 2004-2006 годы и представить ее на утверждение Правительства Москвы в I квартале 2004 года (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 29 июля 2003 года N 632-ПП - см. предыдущую редакцию).
13. Департаментам потребительского рынка и услуг, науки и промышленной политики совместно с префектурами административных округов и заинтересованными организациями до 1 июля 2003 года разработать концепцию и среднесрочную программу развития оптовой торговли непродовольственными товарами и представить на утверждение Правительства Москвы в 2003 году.
14. Департаменту науки и промышленной политики и ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" по заявке Департамента потребительского рынка и услуг рассмотреть вопрос о включении в планы НИОКР на 2002-2003 годы финансирование разработки программы развития потребительского рынка и услуг на 2004-2006 годы, концепции и программы развития оптовой торговли непродовольственными товарами.
15. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства во втором полугодии 2002 года разработать и внести на рассмотрение Правительства Москвы проект закона города Москвы об организации контроля и административной ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка и услуг г.Москвы с учетом требований федерального законодательства и приоритетов развития потребительского рынка и услуг, определенных Основными направлениями.
16. Во исполнение постановлений Правительства Москвы от 04.07.2000 N 513 "О развитии сети продовольственных магазинов по продаже товаров по сниженным ценам", от 13.02.2001 N 150-ПП "О создании социально-ориентированной розничной торговой сети", распоряжения Мэра Москвы от 30.01.2001 N 69-РМ "О мерах по развитию сети социальных магазинов "Овощи-фрукты-продукты" в Москве" Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, префектурам административных округов совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг выделить в 2002-2003 гг. не менее 230 нежилых помещений и 20 земельных участков площадью 0,2-0,3 га для открытия сетевых магазинов-дискаунтов и других социально ориентированных предприятий. Выделение помещений производить на условиях закрытого конкурса.
17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-мэра Москвы Шанцева В.П., министра Правительства Москвы Малышкова В.И. и префектов административных округов.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в I квартале 2003 года.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Основные направления
развития потребительского рынка и услуг г.Москвы
на 2002-2003 годы
Основные направления развития потребительского рынка и услуг г.Москвы на 2002-2003 годы основываются на учете итогов развития отрасли за предшествующий период и исходят из необходимости решения актуальных проблем и поддержки положительных тенденций в организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания в целях повышения степени удовлетворения потребностей населения города в товарах и услугах в соответствии со складывающимся спросом. Основные направления опираются на положения Концепции развития внутренней торговли РФ и Программы Правительства Москвы на 2002 год, а также на прогноз социально-экономического развития г.Москвы на период до 2004 года.
Потребительский рынок Москвы - это крупный сектор городского хозяйства, обеспечивающий товарами и услугами порядка 11,5 млн. человек - жителей и гостей столицы или около 8% всего населения России.
В городе функционирует 27,8 тыс. предприятий потребительского рынка, в том числе торговли - 15,4, общественного питания - 6,7, бытового обслуживания - 5,7 тысяч и 167 рынков. Мелкорозничная сеть насчитывает 20,5 тыс. объектов. В сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг занято более 1,3 млн. человек, или каждый четвертый работающий в городском хозяйстве Москвы.
В 2001 году развитие отрасли происходило в условиях совершенствования и развития рыночных отношений.
Ведущее положение на потребительском рынке занимает сектор частного предпринимательства, на долю которого приходится около 98% от общих объемов розничного товарооборота и реализации бытовых услуг. Государственными остались только 86 предприятий (комбинаты школьного питания, кладбища и некоторые другие предприятия, выполняющие городские функции). Остальные являются частными предприятиями различных организационно-правовых форм.
В этих условиях главными средствами воздействия органов государственной власти и управления на субъектов хозяйственной деятельности в сфере потребительского рынка и услуг стали методы правового регулирования и саморегулирования участников экономических отношений.
Устойчивое развитие экономики города и реализация активной социальной политики Правительства Москвы обеспечили в 2001 году рост реальных доходов москвичей на 104,7% по сравнению с уровнем 2000 года. На 105,2% в сопоставимых ценах возросли денежные расходы населения (с учетом приезжих) на территории Москвы на покупку товаров и оплату услуг. При этом весь предъявленный платежеспособный спрос населения был полностью обеспечен предложением основных потребительских товаров и бытовых услуг.
Объем продажи потребительских товаров через все каналы реализации в Москве в 2001 году составил 886,4 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 7,9% выше уровня 2000 года. В структуре розничного товарооборота на долю продовольственных товаров приходилось 40,0%, непродовольственных - 60,0%. Доля организованного рынка в формировании оборота розничной торговли выросла до 73% против 71% в 2000 году. Удельный вес Москвы в объемных показателях розничного товарооборота России в 2001 году находился на уровне 29,5%. По имеющимся оценкам, оборот оптовой торговли потребительскими товарами в Москве в 2001 году составил порядка 1191 млрд.руб., или 43% от общего объема оптового оборота потребительских товаров в России.
Число ассортиментных разновидностей товаров в магазинах Москвы с универсальным ассортиментом продовольственных товаров достигло 5 тыс. наименований и промышленных - 18,5 тыс. наименований, что в 20 раз больше, чем в начале 90-х годов. В общем объеме товарных ресурсов, реализуемых в Москве, доля товаров отечественного производства возросла с 53,0% в 1997 году до 65,0% в 2001 году.
Товарооборот общественного питания в 2001 году возрос в сопоставимых ценах на 4,9% по сравнению с 2000 годом и составил 23,9 млрд.руб.
Объем бытовых услуг населению составил в 2001 году 21,5 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 5,3% ниже уровня 2000 года. В то же время по видам бытовых услуг, курируемым Департаментом потребительского рынка и услуг, при общем объеме 9,4 млрд. руб. индекс роста к уровню 2000 года составил 101,8%.
Продолжала укрепляться материально-техническая база отрасли, повысился технический уровень торгового и бытового обслуживания. В 2001 году введено в строй 1576 новых предприятий, в том числе: 792 - торговли, 273 - общественного питания, 378 - бытового обслуживания населения, 133 - многопрофильных комплексов, цехов и др. Реконструировано 750 предприятий потребительского рынка. С учетом новых, реконструированных и модернизированных объектов доля предприятий, отвечающих современным требованиям, возросла на потребительском рынке с 40,1% в 1997 году до 72,2% в 2001 году.
Потребительский рынок Москвы обеспечил высокую привлекательность для вложений капиталов и их эффективного использования. Объем прямых иностранных инвестиций в объекты потребительского рынка в 2001 году составил 581,6 млн.долл. США.
За счет нового строительства несколько улучшилось территориальное размещение сети предприятий по районам города (Восточный, Юго-Восточный административные округа и др.).
Определенные структурные изменения происходили в 2001 году в звене мелкооптово/розничной торговли. Они были связаны с открытием ряда торговых объектов (например, компании "Метро"), деятельность которых направлена на вытеснение рынков из этой ниши, а также с упорядочением работы и сети рынков на территории Москвы. За период 2000-2001 годов общее число рынков в городе сократилось с 240 до 167.
В последние годы в торговле широко внедряются лучшие мировые стандарты и технологии, связанные с сетевыми формами организации торгового обслуживания. В городе сформированы крупные торговые сети, такие как "Седьмой Континент", "Перекресток", "Рамстор", "БИН", "Копейка", "ДИКСИ", "Пятерочка" и др. Сетевые структуры, в том числе с использованием механизма франчайзинга, формируются в общественном питании и бытовом обслуживании населения ("Елки-палки", "Русское бистро", "Ростикс", "БФТ-Диана" и др.).
На сетевых принципах организации строится работа магазинов сниженных цен (дискаунтов) и других типов социально ориентированных предприятий торговли. Доля таких предприятий в общем количестве предприятий по торговле продовольственными товарами в 2001 году достигла 6,2%.
Совершенствуется правовая основа предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка и услуг. Законодательно обеспечивается защита прав потребителей, развивается система сертификации продукции и услуг, приняты федеральные законы, направленные на упорядочение деятельности контролирующих органов на потребительском рынке и пресечение необоснованных административных барьеров.
В соответствии с принятыми нормативными документами создается Торговый реестр города Москвы*, отрабатывается механизм реализации Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года**.
________________
* Постановления Правительства Москвы от 27.03.2001 N 277-ПП, от 18.09.2001 N 847-ПП.
** Постановление Правительства Москвы от 08.05.2001 N 436-ПП.
Утверждены новые правила работы рынков, а также ряд других документов, которые позволили создать условия для упорядочения работы рынков, их преобразования в современные торговые центры и ликвидации рынков, не отвечающих установленным требованиям.
Принято решение о сокращении числа государственных унитарных предприятий с 86 до 42 за счет приватизации, а также ликвидации убыточных предприятий.
Улучшилось экономическое положение предприятий и организаций потребительского рынка и услуг.
Налоговые поступления только в городской бюджет по отрасли "Торговля и общественное питание" в 2001 году составили 18,9 млрд.руб. Доля наполняемости бюджета города от предприятий торговли и общественного питания оценивается в 16,3%. Налоговые поступления в консолидированный бюджет от всех предприятий отрасли составили 43,2 млрд.руб.