Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2003 года N 632-ПП


Об основных направлениях реализации социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 года

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 4 июня 2014 года N 304-ПП
____________________________________________________________________

В условиях рыночных отношений потребительский рынок бесперебойно обеспечивает жителей и гостей столицы разнообразными товарами и услугами.

В Москве функционирует более 31 тыс. предприятий, из них розничной торговли - 17,8 тыс., общественного питания - 7 тыс., бытового обслуживания - 6,3 тыс. Обеспеченность населения в расчете на тысячу жителей по сравнению с дореформенным периодом удвоилась и приближается к уровню ведущих мировых столиц.

В рамках принятых постановлений и программ Правительства Москвы осуществлен целенаправленный комплекс мер по социальной защите малообеспеченных категорий населения, совершенствованию форм и методов их обслуживания.

За счет средств бюджета в общеобразовательных школах организовано бесплатное двухразовое питание для учащихся 1-11 классов из многодетных и малообеспеченных семей, всем школьникам с 1 по 4 класс предоставляются горячие завтраки.

В 2000 году были реализованы решения Правительства Москвы по созданию аккредитованных социальных магазинов для торгового обслуживания инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также других малообеспеченных граждан, в которых цены на 35 наименований товаров "потребительской корзины" на 10-15% ниже среднегородских (по данным Мосгоркомстата), а инвалидам и участникам Великой Отечественной войны на эти товары предоставляется дополнительная скидка в размере 10%. В настоящее время аккредитовано 290 таких магазинов.

Открыты магазины-дискаунты, где населению предоставляются скидки на товары. Организуется работа по созданию в Москве магазинов-заказов сниженных цен типа "Утконос". В Южном административном округе города Москвы начат эксперимент по открытию магазинов в пределах "шаговой доступности" от мест проживания населения.

Во всех административных округах организованы ярмарки "выходного дня" по продаже населению продовольственных и непродовольственных товаров непосредственно от производителей. Создаются предприятия фирменной торговли.

Реализуется программа по созданию системы оптовой продовольственной торговли, мелкооптовых магазинов типа "Кэш энд Керри", направленная на сокращение звенности в поставках товаров и снижение цен в розничной сети.

Предприятия бытового обслуживания оказывают услуги малообеспеченным категориям населения в порядке благотворительности за счет собственных и привлеченных средств. Предоставляются льготы на услуги бань общего пользования, обеспечивается гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе, организовано обслуживание малообеспеченных категорий населения в центрах социального обслуживания.

В целях создания условий для решения вопросов развития потребительского рынка и услуг и социальной защиты населения в рыночных условиях Правительство Москвы

постановляет:

1. Считать важнейшей задачей органов исполнительной власти города Москвы усиление социальной направленности развития потребительского рынка и услуг города Москвы.

2. Установить, что основными принципами социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг являются:

- поэтапный переход на прямую денежную адресную помощь малообеспеченным категориям населения с учетом возможностей доходной части городского бюджета, с применением "социальной карты москвича";

- сохранение и расширение созданной системы поддержки малообеспеченных категорий населения и действующих льгот по всем направлениям в переходном периоде;

- всемерное развитие сети социально значимых предприятий потребительского рынка и услуг, в том числе в зонах "пешеходной доступности", в том числе на основе применения новых технологий для обслуживания льготных категорий населения.

3. Префектурам административных округов, управам районов, департаментам, комитетам, управлениям города Москвы уделять особое внимание решению вопросов обслуживания малообеспеченных категорий населения, созданию и дальнейшему развитию социально значимых предприятий в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

4. Одобрить Концепцию социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 года (далее - Концепция), согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

5. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции (далее - План мероприятий), согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

6. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы в установленном порядке в I квартале 2004 года среднесрочную программу развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы (далее - Программу) с учетом одобренной Концепции и Плана мероприятий по ее реализации.

7. Одобрить инициативу торговых организаций и принять к сведению:

- предложения о развитии сети магазинов-дискаунтов и магазинов эконом-класса до 2006 года (приложение 3);

- Программу развития сети магазинов эконом-класса "Пятерочка" компании ООО "Агроаспект" на 2003-2005 годы (основные положения), согласно приложению 4 к настоящему постановлению.

8. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы:

8.1. Включить предложения торговых организаций (приложение 3) и ООО "Агроаспект" (приложение 4) в Программу при условии подтверждения ими заявленных инвестиций.

8.2. В IV квартале 2003 года организовать и провести конкурс (конкурсы) на определение городских операторов по созданию сети социальных магазинов (магазинов-дискаунтов, магазинов эконом-класса).

9. Департаменту имущества города Москвы, префектурам административных округов города Москвы совместно с Москомземом во исполнение постановлений Правительства Москвы от 04.07.2000 N 513 "О развитии сети продовольственных магазинов по продаже товаров по сниженным ценам", от 13.02.2001 N 150-ПП "О создании социально-ориентированной розничной торговой сети", распоряжения Мэра Москвы от 30.01.2001 N 69-РМ "О мерах по развитию сети социальных магазинов "Овощи-фрукты-продукты" в Москве" и с учетом постановления Правительства Москвы от 18.06.2002 N 457-ПП "О размещении на первых этажах строящихся жилых домов объектов социального и общественного назначения" выделять нежилые помещения и земельные участки для предоставления городским операторам победителям конкурса (п.8.2).

10. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы по информации префектур административных округов и Департамента имущества города Москвы ежеквартально готовить предложения об изменении целевого назначения нежилых помещений, находящихся в собственности города, по истечении сроков действующих договоров аренды.

При наличии технических возможностей передавать эти помещения для размещения социальнозначимых предприятий потребительского рынка и услуг в установленном порядке без права их приватизации.

11. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы, Управлению бюджетного планирования и городского заказа города Москвы, Департаменту финансов города Москвы, Департаменту образования города Москвы, Комитету физической культуры и спорта города Москвы до 31 декабря 2003 года проработать вопрос и внести в установленном порядке предложения Мэру Москвы о поэтапном введении одноразового горячего питания для всех обучающихся 5-11 классов образовательных учреждений, исходя из возможностей доходной части бюджета и привлечения средств родителей.

12. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы, Департаменту социальной защиты населения города Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы до 1 ноября 2003 года определить потребность в социально ориентированных предприятиях общественного питания и бытового обслуживания, разработать и внести в 2004 году на утверждение в Правительство Москвы в установленном порядке положение об аккредитации предприятий общественного питания и бытового обслуживания населения.

13. Распространить на аккредитованные социальные предприятия общественного питания и бытового обслуживания населения льготы по арендной плате за занимаемые помещения для социального обслуживания малообеспеченных категорий населения, аналогичные льготам для "социальных магазинов".

14. Префектурам административных округов города Москвы, управам районов, департаментам, комитетам, управлениям города Москвы продолжить развитие сети торгово-бытового обслуживания для малообеспеченных граждан при центрах социального обслуживания в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 09.02.99 N 87 "О развитии сети торгового и бытового обслуживания по сниженным ценам для малообеспеченных граждан" и принимать меры по выделению помещений для указанных целей в установленном порядке.

15. Принять к сведению, что ГУП НИиПИ Генплана Москвы:

- до 1 декабря 2003 года будет завершена разработка дифференцированных нормативов развития и размещения сети предприятий торговли по районам Москвы, в том числе социально гарантированного уровня обслуживания населения с учетом типов предприятий;

- до 1 сентября 2003 года будет завершена разработка нормативных требований "Пешеходные переходы вне проезжей части улиц. Объекты мелкорозничной торговли и сервиса в пешеходных переходах".

16. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы:

16.1. Совместно с Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы и Департаментом имущества города Москвы до 31 декабря 2003 года подготовить предложения для внесения изменений в установленном порядке в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества":

- в части установления ограничения по сохранению профиля социальнозначимых предприятий потребительского рынка и услуг и предприятий городского значения оптового продовольственного комплекса на весь период их деятельности;

- в части установления преимущественного перед третьими лицами права покупки субъектом федерации нежилых помещений, занимаемых предприятиями торговли и услуг, у собственников.

16.2. Совместно с Комитетом лицензирования города Москвы до 31 декабря 2003 года подготовить предложения для внесения в установленном порядке изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части включения ритуальных услуг в перечень лицензируемых.

17. Внести изменения в пункт 12 постановления Правительства Москвы от 14.05.2002 N 359-ПП "Об итогах развития потребительского рынка и услуг г.Москвы в 2001 году и основных направлениях на 2002-2003 годы", заменив слова "во втором полугодии 2003 года" словами "в I квартале 2004 года".

18. Установить, что департаменты, комитеты, управления, префектуры административных округов города Москвы, ответственные за выполнение Плана мероприятий (приложение 2), представляют ежегодно до 10 июля в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы полугодовую информацию о ходе его выполнения и до 10 января - годовую информацию за соответствующий отчетный период в установленном порядке.

19. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-мэра Москвы Шанцева В.П. и министра Правительства Москвы Малышкова В.И.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в I квартале 2004 года.

Мэр Москвы
 Ю.М.Лужков

Приложение 1
 к постановлению Правительства Москвы
 от 29 июля 2003 года N 632-ПП


КОНЦЕПЦИЯ
социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 года

1. Общие положения и основные показатели развития потребительского рынка и услуг

2. Цели, задачи и приоритеты развития потребительского рынка и услуг

3. Усиление социальной направленности в развитии потребительского рынка и услуг

3.1. Действующая система социальной защиты населения в сфере потребительского рынка и услуг за счет бюджетных и привлеченных источников и меры по ее дальнейшему развитию

3.2. "Социальная карта москвича"

3.3. Сохранение профиля социальнозначимых объектов потребительского рынка и услуг, развитие сети и технологий

3.4. Товародвижение и продовольственная безопасность

3.5. Защита прав потребителей и контроль за качеством и безопасностью товаров и услуг

4. Заключительные положения

1. Общие положения и основные показатели развития потребительского рынка и услуг

За период реформ на потребительском рынке Москвы произошли коренные экономические и социальные изменения. При этом решены главные системные задачи - сформирована рыночная инфраструктура отрасли, созданы организационные, экономические и правовые условия для дальнейшего развития потребительского рынка на базе частной предпринимательской инициативы.

В результате приватизации и коммерциализации сектор частного предпринимательства занял ведущее положение на потребительском рынке. На его долю приходится более 98% от общих объемов розничного товарооборота и реализации бытовых услуг. Операторами рынка в равной степени являются частные предприятия различных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели.

В государственном секторе осталось только 78 предприятий: комбинаты школьного питания, кладбища и некоторые другие, выполняющие городские задачи. По мере совершенствования и развития рыночных отношений количество государственных предприятий сокращается.

В этих условиях основными средствами воздействия органов государственной власти на процессы развития потребительского рынка стали межотраслевая координация, правовое регулирование и саморегулирование участников хозяйственных отношений.

Такая координация, реализация активной торговой политики Правительства Москвы в сочетании с частной предпринимательской инициативой, свободным ценообразованием, развитием конкурентной среды и другими факторами рыночной экономики обеспечили высокую насыщенность потребительского рынка товарами и услугами в широком ассортименте.

Число ассортиментных разновидностей продовольственных товаров в магазинах города превысило 5 тыс. наименований, непродовольственных - 20 тыс. наименований, что в 21 раз больше, чем в начале 90-х годов. Населению оказывается широкий набор бытовых услуг.

Бурными темпами развивается в городе ресторанный бизнес: открываются новые рестораны, бары и кафе, растет сеть быстрого питания, в том числе в крупных торговых центрах. Московские рестораны представляют сегодня кухню более 50 стран мира.

По сравнению с началом 90-х годов сеть предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг удвоилась, значительно повысились показатели обеспеченности сети.

В настоящее время обеспеченность населения торговыми площадями в расчете на 1000 жителей составляет 453 кв. метра при действующем нормативе - 230 кв. метров.

В то же время уровень обеспеченности торговыми площадями в крупных европейских столицах превышает 1000 кв. метров на 1000 жителей, что свидетельствует о существенном потенциале роста торговой сети в Москве на период до 2006 года.

В городе сформирована крупнейшая в России региональная система торгового и бытового обслуживания, которая включает 31,1 тыс. предприятий (торговли - 17,8 тыс., общественного питания - 7 тыс. и бытового обслуживания - 6,3 тыс.), 145 рынков, 22 тыс. объектов мелкорозничной сети.

В результате в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг занято 1,3 млн. человек или каждый четвертый, работающий в городском хозяйстве Москвы

В деятельности потребительского рынка, обеспечивающего сферу конечного потребления товаров и услуг, находят свое отражение проблемы мегаполиса, численность населения которого, с учетом гостей столицы, составляет порядка 12 млн. человек или около 8% всего населения России.

Удельный вес Москвы в объемных показателях розничного товарооборота России составляет (по данным за 2002 год) - 28%, оборота оптовой торговли потребительскими товарами - 41%, реализации бытовых услуг - 19%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»