ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2022 года N 773

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 553



В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 04.07.2007 N 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 24.11.2021 N 558-119 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 553 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге" следующие изменения:

1.1. Пункт 2-1 постановления изложить в следующей редакции:

"2-1. Осуществить реализацию мероприятий, указанных в пунктах 2.1-2.58 таблицы подраздела 12.2.1 раздела 12 государственной программы, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга".

1.2. Пункт 3-1 постановления изложить в следующей редакции:

"3-1. Установить на период 2025-2035 годов финансирование мероприятия, указанного в пункте 2.59 таблицы подраздела 12.2.1 раздела 12 государственной программы, в следующих объемах:

2028 г. - 1275964,3 тыс.руб.;

2029 г. - 1275964,3 тыс.руб.;

2030 г. - 1275964,3 тыс.руб.;

2031 г. - 1275964,3 тыс.руб.;

2032 г. - 1275964,3 тыс.руб.;

2033 г. - 1275964,3 тыс.руб.;

2034 г. - 1275964,3 тыс.руб.;

2035 г. - 2546512,3 тыс.руб.".

1.3. Пункт 5 постановления изложить в следующей редакции:

"5. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Эргашева О.Н.".

1.4. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Эргашева О.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов

     

Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 29.08.2022 N 773

     

Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге"

1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)


1

Ответственный исполнитель государственной программы

Комитет по здравоохранению

2

Соисполнители государственной программы

Администрации районов Санкт-Петербурга;
Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями;
Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга;
Комитет по строительству;
Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга

3

Участники государственной программы

Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга" (далее - ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга")

4

Цели государственной программы

Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки

5

Задачи государственной программы

Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.
Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи и медицинской эвакуации.
Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения.
Повышение эффективности службы родовспоможения и детства.
Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей.
Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей.
Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами

6

Основания разработки государственной программы

Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ N 68);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения";
постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда";
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации";
Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164 (далее - Стратегия 2035)

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (далее - региональный проект "Старшее поколение");
Региональные проекты:
"Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек";
"Борьба с онкологическими заболеваниями";
"Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи";
"Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями";
"Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям";
"Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами";
"Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)";
"Развитие экспорта медицинских услуг";
"Модернизация первичного звена здравоохранения" (далее совместно - региональные проекты)

8

Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы

-

9

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий

Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" (далее - подпрограмма 1).
Подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" (далее - подпрограмма 2).
Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка" (далее - подпрограмма 3).
Подпрограмма "Развитие реабилитационной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения" (далее - подпрограмма 4).
Подпрограмма "Формирование эффективной системы оказания медицинской помощи" (далее - подпрограмма 5).
Подпрограмма "Медицинская помощь в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования" (далее - подпрограмма 6).
Подпрограмма "Развитие инновационных методов профилактики, диагностики и лечения" (далее - подпрограмма 7)

10

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы с учетом внебюджетных средств составляет 1324721704,1 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2022 г. - 215498690,6 тыс.руб., в том числе на региональные проекты 6791514,0 тыс.руб.;
2023 г. - 212006843,5 тыс.руб., в том числе на региональные проекты 6319427,0 тыс.руб.;
2024 г. - 214394971,2 тыс.руб., в том числе на региональные проекты 4601767,4 тыс.руб.;
2025 г. - 220792966,4 тыс.руб.;
2026 г. - 225504940,7 тыс.руб.;
2027 г. - 236523291,7 тыс.руб.
Бюджетные ассигнования бюджета Санкт-Петербурга составляют 864904815,5 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2022 г. - 146725039,1 тыс.руб.;
2023 г. - 139938287,6 тыс.руб.;
2024 г. - 137425986,1 тыс.руб.;
2025 г. - 143266795,2 тыс.руб.;
2026 г. - 144877722,6 тыс.руб.;
2027 г. - 152670984,9 тыс.руб.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета составляют 25812836,8 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2022 г. - 5850676,4 тыс.руб.;
2023 г. - 5149833,9 тыс.руб.;
2024 г. - 5341778,4 тыс.руб.;
2025 г. - 3033876,2 тыс.руб.;
2026 г. - 3155231,3 тыс.руб.;
2027 г. - 3281440,5 тыс.руб.
Внебюджетные средства составляют 434004051,8 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2022 г. - 62922975,1 тыс.руб.;
2023 г. - 66918722,0 тыс.руб.;
2024 г. - 71627206,7 тыс.руб.;
2025 г. - 74492295,0 тыс.руб.;
2026 г. - 77471986,8 тыс.руб.;
2027 г. - 80570866,2 тыс.руб.

11

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Снижение смертности от всех причин на 1 тыс. населения - до 11,1 случая.
Снижение материнской смертности на 100 тыс. родившихся живыми - до 17,5 случая.
Снижение младенческой смертности на 1 тыс. новорожденных, родившихся живыми, - до 3,2 случаев.
Снижение детской смертности (в возрасте 0-4 года) на 1 тыс. новорожденных, родившихся живыми, - до 4,3 случая.
Снижение смертности населения от болезней системы кровообращения на 100 тыс. населения - до 501,3 случая.
Снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий на 100 тыс. населения - до 7 случаев.
Снижение смертности от новообразований (в том числе злокачественных) на 100 тыс. населения - до 241,2 случая.
Снижение числа зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез на 100 тыс. населения - до 22 случаев.
Увеличение доли граждан, ежегодно проходящих профилактический медицинский осмотр и (или) диспансеризацию, от общего числа населения до 80%.
Увеличение доли больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I-II стадиях заболевания - до 63,5%.
Увеличение обеспеченности населения врачами, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях, до 61,1 условной единицы на 10 тыс. населения.
Увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении - до 76,7 года.
Обеспечение соотношения заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, до 200% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности.
Обеспечение соотношения заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала до 100% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности.
Снижение смертности населения трудоспособного возраста до 269,4 умершего человека на 100 тыс. человек населения соответствующего возраста

     

2. Характеристика текущего состояния здравоохранения Санкт-Петербурга с указанием основных проблем


Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны. Ценность здоровья как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных и культурных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и уменьшением численности населения.

Причинами, формирующими недостаточную положительную динамику в состоянии здоровья населения, являются:

низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;

высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);

высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);

недостаточность условий для ведения здорового образа жизни (недостаточность нормативной правовой базы для ограничения курения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства не соответствующих принципам здорового питания продуктов), а также для обеспечения необходимого уровня физической активности;

несвоевременное обращение населения за медицинской помощью;

отсутствие утвержденных в установленном порядке на федеральном уровне стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций по большинству заболеваний.

Основными проблемными вопросами организации медицинской помощи в Санкт-Петербурге являются:

недостаточное обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи;

кадровый дефицит и неполная укомплектованность врачами амбулаторно-поликлинических учреждений;

неполное соответствие материально-технического оснащения учреждений здравоохранения утвержденным порядкам оказания медицинской помощи, в том числе в связи с высокой степенью износа основных фондов;

недостаточный уровень внедрения современных информационных технологий в учреждениях здравоохранения;

несовершенная система лекарственного обеспечения льготных категорий граждан.

Необходимо проведение комплекса мер, направленных на устранение факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой и детской смертности, повышение эффективности службы родовспоможения и детства.

Ключевой проблемой является недостаточная обеспеченность здравоохранения квалифицированным персоналом. Динамика обновления технологий зачастую не обеспечивается соответствующим обновлением программ подготовки и переподготовки специалистов. Существенным сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. На настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и представления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении.

В медицинских организациях недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии телемедицины. Широкое внедрение телемедицины позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи, качество диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена, эффективность оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, доступность консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций. Требуется внедрение инновационных решений в области электронных образовательных курсов, систем поддержки принятия врачебных решений на основе базы знаний. Главной задачей в этой сфере в краткосрочной перспективе является масштабирование базы знаний и внедрение электронных образовательных курсов и систем поддержки принятия врачебных решений в повседневную деятельность медицинских работников. Планируется решать задачу по созданию и масштабированию аппаратно-программных решений для оказания медицинских услуг медицинским работником на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий. Современное медицинское оборудование имеет возможность представления информации в цифровом виде, что позволяет создавать автоматизированные рабочие места для медицинских специалистов различных профилей. Создание автоматизированных рабочих мест позволяет повысить точность и объективность диагностических исследований, снизить количество рутинных операций в повседневной деятельности медицинского работника, повысить оперативность и достоверность передачи медицинской информации о состоянии здоровья пациента между медицинскими работниками, в том числе между медицинскими работниками разных медицинских организаций.

В 2020-2021 годах система здравоохранения Санкт-Петербурга прошла серьезное испытание в связи со стремительным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция). Для организации медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией были оперативно перепрофилированы обычные стационары в инфекционные, организованы санпропускники, выполнена прокладка кислородных магистралей, обучены медицинские работники, закуплены специальные средства индивидуальной защиты, организовано тестирование заболевших и контактных. За счет средств федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга организована диагностика методом ПЦР-исследований на уровне амбулаторных медицинских организаций первичного звена. В апреле 2020 года в Санкт-Петербурге количество ПЦР-исследований в день составляло более 9 тысяч, а 06.02.2022 уже 98086 в день.

С 01.05.2020 поэтапно приступили к работе 12 круглосуточных амбулаторных центров компьютерной томографии, в которых проводилось более тысячи исследований в день. На пике пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией, в период с декабря 2021 года по февраль 2022 года для больных коронавирусной инфекцией развернуто более 12 тыс. коек в 16 городских и 7 федеральных стационарах. При этом развитие здравоохранения не останавливалось и продолжалось.

Для улучшения состояния здоровья граждан необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая реабилитацию), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.

Решение задач в области охраны здоровья населения Санкт-Петербурга, поставленных государственной программой, определяет необходимость взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, широкого круга коммерческих организаций всех форм собственности, общественных организаций по всему спектру вопросов, имеющих отношение к охране здоровья населения.

3. Приоритеты и цели государственной политики в сфере здравоохранения Санкт-Петербурга, прогноз развития здравоохранения Санкт-Петербурга и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы


Основные приоритеты государственной политики в сфере развития здравоохранения:

3.1. Развитие трехуровневой системы учреждений здравоохранения: стационары - диагностические центры - амбулатории. Для этого необходимы следующие мероприятия:

повышение эффективности работы поликлиник, их реструктуризация с увеличением количества обслуживаемого населения;

усиление второго уровня путем создания диагностических центров;

развитие потенциала амбулаторно-консультационных отделений стационаров, в том числе использование в полном объеме имеющегося оборудования и обеспечение доступности для населения современных эффективных медицинских технологий;

реструктуризация коечного фонда по группам стационаров (высокооснащенные многопрофильные стационары, предназначенные для оказания специализированной медицинской помощи по всем профилям в круглосуточном режиме; стационары для оказания отдельных видов специализированной медицинской помощи в плановой форме; стационары для оказания восстановительного лечения и сестринского ухода).

3.2. Реформирование сети учреждений здравоохранения в соответствии с прогнозируемой демографической ситуацией в Санкт-Петербурге.

3.3. Поэтапное приведение учреждений здравоохранения в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, в том числе при лечении онкологических заболеваний, сердечно-сосудистой патологии, травм, проведении медицинской реабилитации. Повышение качества оказания медицинской помощи населению, в том числе оснащение лечебных учреждений, маршрутизация пациентов при различных видах патологии.

3.4. Развитие службы скорой медицинской помощи: оптимизация расположения подстанций скорой помощи в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99; исключение из работы службы скорой медицинской помощи непрофильных для нее вызовов; усиление взаимодействия с Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

3.5. Совершенствование системы медицинской реабилитации включает в себя развитие амбулаторного этапа медицинской реабилитации, оптимизацию маршрутизации пациентов в реабилитационные центры (отделения).

3.6. Развитие паллиативной медицинской помощи обусловлено увеличением общей численности населения Санкт-Петербурга, а также доли лиц пожилого и старческого возрастов, в связи с чем запланировано увеличение коечного фонда учреждений, оказывающих паллиативную медицинскую помощь.

3.7. Совершенствование оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста, в том числе на основе межведомственного взаимодействия.

3.8. Формирование эффективной региональной системы здравоохранения с участием государственных учреждений здравоохранения городского и федерального подчинения, а также негосударственных медицинских организаций в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3.9. Целевая подготовка врачей и других медицинских работников: совершенствование системы первичной подготовки, переподготовки и дополнительного профессионального образования врачей и среднего медицинского персонала.

3.10. Поэтапное повышение уровня заработной платы медицинских работников, в том числе за счет повышения эффективности использования ресурсов.

3.11. Создание единой информационной системы здравоохранения:

информационное обеспечение органов управления здравоохранением;

подключение к системе электронной записи на прием к врачу всех учреждений, ведущих амбулаторный прием; расширение ее функциональных возможностей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»