ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2022 года N 773
О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 553
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 04.07.2007 N 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 24.11.2021 N 558-119 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 553 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге" следующие изменения:
1.1. Пункт 2-1 постановления изложить в следующей редакции:
"2-1. Осуществить реализацию мероприятий, указанных в пунктах 2.1-2.58 таблицы подраздела 12.2.1 раздела 12 государственной программы, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга".
1.2. Пункт 3-1 постановления изложить в следующей редакции:
"3-1. Установить на период 2025-2035 годов финансирование мероприятия, указанного в пункте 2.59 таблицы подраздела 12.2.1 раздела 12 государственной программы, в следующих объемах:
2028 г. - 1275964,3 тыс.руб.;
2029 г. - 1275964,3 тыс.руб.;
2030 г. - 1275964,3 тыс.руб.;
2031 г. - 1275964,3 тыс.руб.;
2032 г. - 1275964,3 тыс.руб.;
2033 г. - 1275964,3 тыс.руб.;
2034 г. - 1275964,3 тыс.руб.;
2035 г. - 2546512,3 тыс.руб.".
1.3. Пункт 5 постановления изложить в следующей редакции:
"5. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Эргашева О.Н.".
1.4. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Эргашева О.Н.
Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов
Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге"
1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)
1 | Ответственный исполнитель государственной программы | Комитет по здравоохранению |
2 | Соисполнители государственной программы | Администрации районов Санкт-Петербурга; |
3 | Участники государственной программы | Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга" (далее - ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга") |
4 | Цели государственной программы | Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки |
5 | Задачи государственной программы | Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи. |
6 | Основания разработки государственной программы | Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"; |
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы | Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (далее - региональный проект "Старшее поколение"); |
8 | Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы | - |
9 | Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий | Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" (далее - подпрограмма 1). |
10 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы с учетом внебюджетных средств составляет 1324721704,1 тыс.руб., |
11 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Снижение смертности от всех причин на 1 тыс. населения - до 11,1 случая. |
2. Характеристика текущего состояния здравоохранения Санкт-Петербурга с указанием основных проблем
Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны. Ценность здоровья как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных и культурных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и уменьшением численности населения.
Причинами, формирующими недостаточную положительную динамику в состоянии здоровья населения, являются:
низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);
высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);
недостаточность условий для ведения здорового образа жизни (недостаточность нормативной правовой базы для ограничения курения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства не соответствующих принципам здорового питания продуктов), а также для обеспечения необходимого уровня физической активности;
несвоевременное обращение населения за медицинской помощью;
отсутствие утвержденных в установленном порядке на федеральном уровне стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций по большинству заболеваний.
Основными проблемными вопросами организации медицинской помощи в Санкт-Петербурге являются:
недостаточное обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи;
кадровый дефицит и неполная укомплектованность врачами амбулаторно-поликлинических учреждений;
неполное соответствие материально-технического оснащения учреждений здравоохранения утвержденным порядкам оказания медицинской помощи, в том числе в связи с высокой степенью износа основных фондов;
недостаточный уровень внедрения современных информационных технологий в учреждениях здравоохранения;
несовершенная система лекарственного обеспечения льготных категорий граждан.
Необходимо проведение комплекса мер, направленных на устранение факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой и детской смертности, повышение эффективности службы родовспоможения и детства.
Ключевой проблемой является недостаточная обеспеченность здравоохранения квалифицированным персоналом. Динамика обновления технологий зачастую не обеспечивается соответствующим обновлением программ подготовки и переподготовки специалистов. Существенным сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. На настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и представления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении.
В медицинских организациях недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии телемедицины. Широкое внедрение телемедицины позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи, качество диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена, эффективность оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, доступность консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций. Требуется внедрение инновационных решений в области электронных образовательных курсов, систем поддержки принятия врачебных решений на основе базы знаний. Главной задачей в этой сфере в краткосрочной перспективе является масштабирование базы знаний и внедрение электронных образовательных курсов и систем поддержки принятия врачебных решений в повседневную деятельность медицинских работников. Планируется решать задачу по созданию и масштабированию аппаратно-программных решений для оказания медицинских услуг медицинским работником на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий. Современное медицинское оборудование имеет возможность представления информации в цифровом виде, что позволяет создавать автоматизированные рабочие места для медицинских специалистов различных профилей. Создание автоматизированных рабочих мест позволяет повысить точность и объективность диагностических исследований, снизить количество рутинных операций в повседневной деятельности медицинского работника, повысить оперативность и достоверность передачи медицинской информации о состоянии здоровья пациента между медицинскими работниками, в том числе между медицинскими работниками разных медицинских организаций.
В 2020-2021 годах система здравоохранения Санкт-Петербурга прошла серьезное испытание в связи со стремительным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция). Для организации медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией были оперативно перепрофилированы обычные стационары в инфекционные, организованы санпропускники, выполнена прокладка кислородных магистралей, обучены медицинские работники, закуплены специальные средства индивидуальной защиты, организовано тестирование заболевших и контактных. За счет средств федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга организована диагностика методом ПЦР-исследований на уровне амбулаторных медицинских организаций первичного звена. В апреле 2020 года в Санкт-Петербурге количество ПЦР-исследований в день составляло более 9 тысяч, а 06.02.2022 уже 98086 в день.
С 01.05.2020 поэтапно приступили к работе 12 круглосуточных амбулаторных центров компьютерной томографии, в которых проводилось более тысячи исследований в день. На пике пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией, в период с декабря 2021 года по февраль 2022 года для больных коронавирусной инфекцией развернуто более 12 тыс. коек в 16 городских и 7 федеральных стационарах. При этом развитие здравоохранения не останавливалось и продолжалось.
Для улучшения состояния здоровья граждан необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая реабилитацию), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.
Решение задач в области охраны здоровья населения Санкт-Петербурга, поставленных государственной программой, определяет необходимость взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, широкого круга коммерческих организаций всех форм собственности, общественных организаций по всему спектру вопросов, имеющих отношение к охране здоровья населения.
3. Приоритеты и цели государственной политики в сфере здравоохранения Санкт-Петербурга, прогноз развития здравоохранения Санкт-Петербурга и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы
Основные приоритеты государственной политики в сфере развития здравоохранения:
3.1. Развитие трехуровневой системы учреждений здравоохранения: стационары - диагностические центры - амбулатории. Для этого необходимы следующие мероприятия:
повышение эффективности работы поликлиник, их реструктуризация с увеличением количества обслуживаемого населения;
усиление второго уровня путем создания диагностических центров;
развитие потенциала амбулаторно-консультационных отделений стационаров, в том числе использование в полном объеме имеющегося оборудования и обеспечение доступности для населения современных эффективных медицинских технологий;
реструктуризация коечного фонда по группам стационаров (высокооснащенные многопрофильные стационары, предназначенные для оказания специализированной медицинской помощи по всем профилям в круглосуточном режиме; стационары для оказания отдельных видов специализированной медицинской помощи в плановой форме; стационары для оказания восстановительного лечения и сестринского ухода).
3.2. Реформирование сети учреждений здравоохранения в соответствии с прогнозируемой демографической ситуацией в Санкт-Петербурге.
3.3. Поэтапное приведение учреждений здравоохранения в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, в том числе при лечении онкологических заболеваний, сердечно-сосудистой патологии, травм, проведении медицинской реабилитации. Повышение качества оказания медицинской помощи населению, в том числе оснащение лечебных учреждений, маршрутизация пациентов при различных видах патологии.
3.4. Развитие службы скорой медицинской помощи: оптимизация расположения подстанций скорой помощи в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99; исключение из работы службы скорой медицинской помощи непрофильных для нее вызовов; усиление взаимодействия с Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
3.5. Совершенствование системы медицинской реабилитации включает в себя развитие амбулаторного этапа медицинской реабилитации, оптимизацию маршрутизации пациентов в реабилитационные центры (отделения).
3.6. Развитие паллиативной медицинской помощи обусловлено увеличением общей численности населения Санкт-Петербурга, а также доли лиц пожилого и старческого возрастов, в связи с чем запланировано увеличение коечного фонда учреждений, оказывающих паллиативную медицинскую помощь.
3.7. Совершенствование оказания комплексной медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста, в том числе на основе межведомственного взаимодействия.
3.8. Формирование эффективной региональной системы здравоохранения с участием государственных учреждений здравоохранения городского и федерального подчинения, а также негосударственных медицинских организаций в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
3.9. Целевая подготовка врачей и других медицинских работников: совершенствование системы первичной подготовки, переподготовки и дополнительного профессионального образования врачей и среднего медицинского персонала.
3.10. Поэтапное повышение уровня заработной платы медицинских работников, в том числе за счет повышения эффективности использования ресурсов.
3.11. Создание единой информационной системы здравоохранения:
информационное обеспечение органов управления здравоохранением;
подключение к системе электронной записи на прием к врачу всех учреждений, ведущих амбулаторный прием; расширение ее функциональных возможностей;