ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2024 года № 418

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 553



В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 04.07.2007 № 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 29.11.2023 № 714-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 553 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге" следующие изменения:

1.1. В преамбуле постановления слова "статьей 10" заменить словами "статьей 17".

1.2. Пункт 2.3 постановления изложить в следующей редакции:

"2.3. Ежегодно до 1 мая направлять в Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга и Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга план-график реализации государственной программы на три года начиная с текущего финансового года".

1.3. Пункт 2-1 постановления изложить в следующей редакции:

"2-1. Осуществить реализацию мероприятий, указанных в пунктах 2.1-2.61 проектной части подраздела 12.3 раздела 12 государственной программы, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга".

1.4. В пункте 3.2 постановления слова "текущий финансовый год" заменить словами "три года начиная с текущего финансового года".

1.5. Пункты 3.4 и 3.5 постановления исключить.

1.6. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Эргашева О.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга

А.Д.Беглов

Приложение

к постановлению

Правительства Санкт-Петербурга

от 31.05.2024 № 418

Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге"

1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)

1

Ответственный исполнитель государственной программы

КЗ

2

Соисполнитель(и) государственной программы

АР


КМПВОО


КС


КСП

3

Участник(и) государственной программы

Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга"

4

Цели государственной программы

Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки

5

Задачи государственной программы

Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.


Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации и паллиативной медицинской помощи.


Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения.


Повышение эффективности службы родовспоможения и детства.


Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей.


Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей.


Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.

6

Основания разработки государственной программы

Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";


Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ № 68);


Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

 

 

 

Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";


постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда";


постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения";


Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 (далее - Стратегия 2035);

 

 

 

постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации";


распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 27.05.2022 № 12-рп "Об утверждении Региональной программы Санкт-Петербурга "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация";


распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 2.05.2024 № 8-рп "Об утверждении Региональной программы Санкт-Петербурга "Борьба с сахарным диабетом до 2025 года";


распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2024 № 10-рп "Об утверждении Плана по профилактике и лечению хронического вирусного гепатита С в Санкт-Петербурге на период до 2030 года"

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

Развитие экспорта медицинских услуг (город федерального значения Санкт-Петербург)


Борьба с онкологическими заболеваниями (город федерального значения Санкт-Петербург)


Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи (город федерального значения Санкт-Петербург)


Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами (город федерального значения Санкт-Петербург)


Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями (город федерального значения Санкт-Петербург)


Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации (город федерального значения Санкт-Петербург)

 

 

 

Старшее поколение (город федерального значения Санкт-Петербург)


Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) (город федерального значения Санкт-Петербург)


Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям (город федерального значения Санкт-Петербург)


Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (город федерального значения Санкт-Петербург)

8

Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы

Общий объем налоговых расходов составляет 0,0 тыс.руб., в том числе по годам реализации:


2024 г. - 0,0 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.

9

Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы (далее - отдельные мероприятия)

Подпрограммы:


"Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" (далее - подпрограмма 1)


"Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации" (далее - подпрограмма 2)


"Охрана здоровья матери и ребенка" (далее - подпрограмма 3)


"Развитие реабилитационной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения" (далее - подпрограмма 4)


"Формирование эффективной системы оказания медицинской помощи" (далее - подпрограмма 5)


"Медицинская помощь в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования" (далее - подпрограмма 6)


"Развитие инновационных методов профилактики, диагностики и лечения" (далее - подпрограмма 7)

10

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет 1919196255,0 тыс.руб., в том числе:


за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 1358102200,0 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 203337000,8 тыс.руб.;


2025 г. - 208141341,0 тыс.руб.;


2026 г. - 225857801,5 тыс.руб.;


2027 г. - 232228815,9 тыс.руб.;


2028 г. - 239721861,6 тыс.руб.;


2029 г. - 248815379,2 тыс.руб.;

 

 

 

за счет средств федерального бюджета - 16123723,7 тыс.руб.,


в том числе по годам:


2024 г. - 5576141,4 тыс.руб.;


2025 г. - 5977243,1 тыс.руб.;


2026 г. - 3277955,5 тыс.руб.;


2027 г. - 414013,2 тыс.руб.;


2028 г. - 430573,8 тыс.руб.;


2029 г. - 447796,7 тыс.руб.;

 

 

 

за счет внебюджетных средств - 544970331,3 тыс.руб.,


в том числе по годам:


2024 г. - 79022955,7 тыс.руб.;


2025 г. - 83940909,5 тыс.руб.;


2026 г. - 89958720,0 тыс.руб.;


2027 г. - 93557068,8 тыс.руб.;


2028 г. - 97299351,6 тыс.руб.;


2029 г. - 101191325,7 тыс.руб.

 

 

 

Общий объем финансирования региональных проектов составляет 10447209,0 тыс.руб., в том числе:


за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 5664588,7 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 2594949,8 тыс.руб.;


2025 г. - 3069638,9 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.;

 

 

 

за счет средств федерального бюджета - 4782620,3 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 2106697,6 тыс.руб.;


2025 г. - 2594181,4 тыс.руб.;


2026 г. - 81741,3 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.;

 

 

 

за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 0,0 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.

11

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Обеспечение медицинских организаций новейшими видами медицинского оборудования, а также внедрение инновационных медицинских технологий и методов диагностики.


Оснащение (переоснащение, дооснащение) медицинским оборудованием медицинских организаций региональных сосудистых центров, первичных сосудистых отделений медицинских организаций, а также (диспансеров/больниц), оказывающих помощь больным онкологическими заболеваниями.


Оснащение (переоснащение, дооснащение) медицинских организаций, оказывающих специализированную паллиативную медицинскую помощь, медицинскими изделиями в соответствии со стандартами оснащения, предусмотренными положением об организации паллиативной медицинской помощи.


Оснащение (переоснащение, дооснащение) медицинскими изделиями региональных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по медицинской реабилитации взрослых и детей.


Обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями, организация центров амбулаторной онкологической помощи.


Обеспечение профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении.


Проведение капитального ремонта объектов медицинских организаций и их обособленных структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь.

 

 

 

Мероприятия по внедрению "Новой модели организации оказания медицинской помощи", создание условий для внедрения принципов бережливого производства.


Реализация организационно-планировочных решений внутренних пространств детских поликлиник (поликлинических отделений медицинских организаций), обеспечивающих комфортность пребывания детей.


Создание условий для увеличения доли посещения детьми и взрослыми медицинских организаций с профилактическими целями.


Увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни.


Охват декретированных групп населения профилактическими прививками в рамках национального календаря профилактических прививок.


Обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, а также детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями.


Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями.


Обеспечение условий для осуществления текущей деятельности в части управления проектами цифровой трансформации и обеспечение единого информационного пространства на базе электронно-информационного обмена.

 

 

 

Обеспечение доступности цифровых сервисов посредством внедрения электронного документооборота, в том числе телемедицинских технологий, электронной записи к врачу, электронных рецептов.


Ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.


Повышение квалификации специалистов, в том числе в области перинатологии, неонатологии и в симуляционных центрах.


Обеспечение своевременности и доступности оказания скорой специализированной медицинской помощи населению.


Реализация мероприятий, связанных с донорством органов человека.


Повышение уровня информированности иностранных граждан о медицинских услугах.


Использование передовых технологий, как результат - сохраненные годы жизни, снижение инвалидизации, для системы здравоохранения - высвобождаемые средства, направленные на дальнейшее расширение применения инновационных технологий в медицине

2. Характеристика текущего состояния здравоохранения Санкт-Петербурга с указанием основных проблем

Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны. Ценность здоровья как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных и культурных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и уменьшением численности населения.

Причинами, формирующими недостаточную положительную динамику в состоянии здоровья населения, являются:

низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;

высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);

высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);

недостаточность условий для ведения здорового образа жизни (недостаточность нормативной правовой базы для ограничения курения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства не соответствующих принципам здорового питания продуктов), а также для обеспечения необходимого уровня физической активности;

несвоевременное обращение населения за медицинской помощью;

отсутствие утвержденных в установленном порядке на федеральном уровне стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций по большинству заболеваний.

Основными проблемными вопросами организации медицинской помощи в Санкт-Петербурге являются:

недостаточное обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи;

кадровый дефицит и неполная укомплектованность врачами амбулаторно-поликлинических учреждений;

неполное соответствие материально-технического оснащения учреждений здравоохранения утвержденным порядкам оказания медицинской помощи, в том числе в связи с высокой степенью износа основных фондов;

недостаточный уровень внедрения современных информационных технологий в учреждениях здравоохранения;

несовершенная система лекарственного обеспечения льготных категорий граждан.

Необходимо проведение комплекса мер, направленных на устранение факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой и детской смертности, повышение эффективности службы родовспоможения и детства.

Ключевой проблемой является недостаточная обеспеченность здравоохранения квалифицированным персоналом. Динамика обновления технологий зачастую не обеспечивается соответствующим обновлением программ подготовки и переподготовки специалистов. Существенным сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. На настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и представления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении.

В медицинских организациях недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии телемедицины. Широкое внедрение телемедицины позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи, качество диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена, эффективность оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, доступность консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций. Требуется внедрение инновационных решений в области электронных образовательных курсов, систем поддержки принятия врачебных решений на основе базы знаний. Главной задачей в этой сфере в краткосрочной перспективе является масштабирование базы знаний и внедрение электронных образовательных курсов и систем поддержки принятия врачебных решений в повседневную деятельность медицинских работников. Планируется решать задачу по созданию и масштабированию аппаратно-программных решений для оказания медицинских услуг медицинским работником на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий. Современное медицинское оборудование имеет возможность представления информации в цифровом виде, что позволяет создавать автоматизированные рабочие места для медицинских специалистов различных профилей. Создание автоматизированных рабочих мест позволяет повысить точность и объективность диагностических исследований, снизить количество рутинных операций в повседневной деятельности медицинского работника, повысить оперативность и достоверность передачи медицинской информации о состоянии здоровья пациента между медицинскими работниками, в том числе между медицинскими работниками разных медицинских организаций.

Для улучшения состояния здоровья граждан необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая реабилитацию), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.

Решение задач в области охраны здоровья населения Санкт-Петербурга, поставленных государственной программой, определяет необходимость взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, широкого круга коммерческих организаций всех форм собственности, общественных организаций по всему спектру вопросов, имеющих отношение к охране здоровья населения.

В рамках государственной программы предусмотрено заключение соглашений о реализации на территории города федерального значения Санкт-Петербурга государственных программ субъекта Российской Федерации между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Санкт-Петербурга, направленных на достижение целей и показателей государственных программ Российской Федерации (далее - нефинансовые соглашения), а также в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, софинансируемых из федерального бюджета (далее - финансовые соглашения), путем предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга:

1. Финансовые соглашения:

1 .1. Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" от 29.12.2021 № 056-09-2022-582;

1.2. Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 25.12.2019 № 056-09-2020-280.

1.3. Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в целях софинансирования реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия по развитию системы паллиативной медицинской помощи от 29.12.2021 № 056-09-2022-209.

1.4. Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету города федерального значения Санкт-Петербурга на реализацию мероприятий по предупреждению и борьбе с социально значимыми инфекционными заболеваниями от 29.12.2021 № 056-09-2022-357.

1.5. Соглашение о предоставлении в 2024 году субсидии из федерального бюджета бюджету города федерального значения Санкт-Петербург на переоснащение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями от 29.12.2021 № 056-09-2022-428;

1.6. "Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 29.12.2021 № 056-09-2022-511.

1.7. Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 30.12.2021 № 056-09-2022-666.

1.8. Соглашение о предоставлении в 2023-2025 годах субсидии из федерального бюджета бюджету города федерального значения Санкт-Петербурга на оснащение медицинскими изделиями медицинских организаций, осуществляющих медицинскую реабилитацию, от 29.12.2022 № 056-09-2023-154.

1.9. Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 29.12.2022 № 056-09-2023-260.

1.10. Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 19.12.2023 № 056-09-2023-413.

1.11. Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 19.12.2023 № 056-09-2023-501.

1.12. Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету города федерального значения Санкт-Петербург в целях софинансирования расходных обязательств города федерального значения Санкт-Петербурга по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.

1.13. Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету города федерального значения Санкт-Петербурга в целях софинансирования расходных обязательств города федерального значения Санкт-Петербурга, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, установленному в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий финансовый год и плановый период.

1.14. Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 24.12.2019 № 056-17-2020-033.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»