ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 2024 года № 372

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 490



В соответствии с пунктом 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 29.11.2023 № 714-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 490 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге" следующие изменения:

1.1. В пункте 3.2-1 постановления слова "на текущий финансовый год" заменить словами "на три года начиная с текущего финансового года".

1.2. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Княгинина В.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга

А.Д.Беглов

Приложение

к постановлению

Правительства Санкт-Петербурга

от 23.05.2024 № 372

Государственная программа Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге"

1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)

1

Ответственный исполнитель государственной программы

КТЗН

2

Соисполнитель (соисполнители) государственной программы

ИОГВ

3

Участник (участники) государственной программы

ГИТ


ЛФП


ОСФР


РОР СПП

4

Цели государственной программы

Содействие формированию и рациональному использованию трудовых ресурсов Санкт-Петербурга

5

Задачи государственной программы

Содействие максимальной реализации трудового потенциала жителей Санкт-Петербурга и сближению спроса и предложения на рынке труда Санкт-Петербурга


Снижение роста напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга


Формирование эффективной государственной политики в сфере труда и занятости населения на основе внедрения системы прогнозирования рынка труда, что позволит повысить эффективность принятия управленческих решений


Формирование целостной системы профессиональной ориентации для обеспечения процесса профессионального самоопределения граждан в соответствии с потребностями рынка труда и повышение эффективности системы профессионального образования


Оптимизация объемов и структуры трудовой миграции


Улучшение условий и охраны труда работающих в Санкт-Петербурге


Создание в Санкт-Петербурге благоприятных условий, позволяющих инвалидам трудоспособного возраста реализовать свое право на труд


Снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

6

Основания разработки государственной программы

Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ № 145);


Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента РФ № 208);


Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента РФ № 204);


Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" (далее - Указ Президента РФ № 645);

 

 

 

Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ № 68);


Указ Президента Российской Федерации от 16.03.2022 № 121 "О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ № 121);


постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2023 № 2021 "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2024 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ № 2021);

 

 

 

государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 298;


государственная программа Российской Федерации "Доступная среда"
, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363;


Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 "О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года" (далее - Стратегия 2035);


постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации"

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

Содействие занятости (далее - региональный проект "Содействие занятости)


Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях (далее - региональный проект "Адресная поддержка")

8

Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы

Общий объем налоговых расходов составляет 0,0 тыс.руб., в том числе


по годам реализации:


2024 г. - 0,0 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.

9

Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы (далее - отдельные мероприятия)

Подпрограммы:


Государственные гарантии и активная региональная политика в сфере занятости (далее - Подпрограмма № 1)


Профессиональное самоопределение (далее - Подпрограмма № 2)


Трудовая миграция (далее - Подпрограмма № 3)


Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга (далее - Подпрограмма № 4)


Улучшение условий и охраны труда (далее - Подпрограмма № 5)


Создание условий для эффективного трудоустройства инвалидов (далее - Подпрограмма № 6)


Отдельные мероприятия:


Обеспечение разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Санкт-Петербурга и прогноза потребности в кадрах на рынке труда Санкт-Петербурга (далее - отдельное мероприятие № 1)

10

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет 16632754,9 тыс.руб.,


в том числе:


за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 9596473,9 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 1577910,2 тыс.руб.;


2025 г. - 1652479,0 тыс.руб.;


2026 г. - 1499401,0 тыс.руб.;


2027 г. - 1559376,9 тыс.руб.;


2028 г. - 1620684,5 тыс.руб.;


2029 г. - 1686622,3 тыс.руб.;

 

 

 

за счет средств федерального бюджета - 7036281,0 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 1011279,2 тыс.руб.;


2025 г. - 1310962,2 тыс.руб.;


2026 г. - 1178509,9 тыс.руб.;


2027 г. - 1178509,9 тыс.руб.;


2028 г. - 1178509,9 тыс.руб.;


2029 г. - 1178509,9 тыс.руб.;

 

 

 

за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб.,


в том числе по годам:


2024 г. - 0,0 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.

 

 

 

Общий объем финансирования региональных проектов составляет 527472,4 тыс.руб., в том числе:


за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 269011,0 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 61661,0 тыс.руб.;


2025 г. - 207350,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.;

 

 

 

за счет средств федерального бюджета - 258461,4 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 59242,8 тыс.руб.;


2025 г. - 199218,6 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.;

 

 

 

за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб.,


в том числе по годам:


2024 г. - 0,0 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.

11

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Уровень безработицы в 2-3 раза ниже среднероссийского.


Поддержание занятости населения на одном из самых высоких уровней в Российской Федерации.


Прирост реальной среднемесячной заработной платы на 9,4 процента к 2020 году.


Прирост реального среднедушевого денежного дохода населения на 14,5 процента к 2020 году.


Прирост реальной заработной платы (в среднем за период) по отношению к предыдущему году на 2,7 процента.


Удельный вес численности высококвалифицированных работников составит не менее трети в общей численности квалифицированных работников.


Снижение численности пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом.


Увеличение доли работающих инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Санкт-Петербурге

2. Характеристика текущего состояния в сфере содействия занятости населения Санкт-Петербурга с указанием основных проблем

Сферой реализации государственной программы является сфера труда и занятости населения Санкт-Петербурга, охватывающая полный спектр направлений развития рынка труда и процессов управления трудовыми ресурсами.

Координацию реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения Санкт-Петербурга осуществляет КТЗН.

КТЗН является регулятором и крупнейшим в Санкт-Петербурге посредником на рынке труда, обеспечивающим оказание государственных услуг в области содействия занятости населения Санкт-Петербурга гражданам и работодателям.

Результаты мониторинга сферы труда и занятости населения Санкт-Петербурга показывают, что в течение последних лет ситуация на рынке труда оставалась достаточно стабильной и характеризовалась низким уровнем безработицы и одним из самых высоких в Российской Федерации уровнем занятости населения.

В 2021 году ситуация на рынке труда Санкт-Петербурга постепенно стабилизировалась после всплеска безработицы и напряженности на рынке труда, вызванного мерами, принимаемыми против распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция). Намеченная в IV квартале 2020 года тенденция к снижению численности безработных граждан сохранилась на протяжении 2021 года. Численность безработных граждан, зарегистрированных в Службе занятости, по состоянию на 31.12.2021 составила 24,1 тыс. человек, что в 4 раза меньше значения показателя на начало 2021 года (98,0 тыс. человек состояло на учете в Службе занятости в качестве безработных граждан на 01.01.2021). Кроме того, в рассматриваемом периоде отмечался рост численности занятых: по данным Росстата, численность занятых в 2021 году составила 3042,9 тыс. человек, что является наибольшим значением данного показателя с 2017 года.

В 2022 году экономика Санкт-Петербурга развивалась в условиях беспрецедентного санкционного давления, что оказало влияние на рынок труда и сферу занятости населения. В отдельные периоды 2022 года на регистрируемом рынке труда было отмечено незначительное увеличение численности безработных граждан, состоящих на учете в Службе занятости, на фоне увеличения количества обращений ищущих работу граждан. По итогам 2022 года значения основных показателей регистрируемого рынка труда продемонстрировали положительную динамику по сравнению с началом года. В конце декабря 2022 года напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в Службе занятости, в расчете на одну вакансию по данным Единой цифровой платформы "Работа в России") составила 0,5 чел./вакансию, снизившись относительно значения показателя на начало 2022 года в 2 раза. Уровень регистрируемой безработицы в конце 2022 года составил 0,49 процента от численности рабочей силы (в начале 2022 года - 0,78 процента).

В 2023 году ситуация на рынке труда Санкт-Петербурга являлась стабильной с низким уровнем безработицы. В течение 2023 года на регистрируемом рынке труда Санкт-Петербурга наблюдалась устойчивая динамика снижения численности безработных граждан, состоящих на учете в Службе занятости. Результаты корреляционно-регрессионного анализа данных Службы занятости свидетельствуют о снижении численности безработных в среднем на 64 человека еженедельно. С 01.01.2023 численность безработных граждан снизилась с 15,2 тыс. человек до 11,7 тыс. человек по состоянию на 31.12.2023. Уровень регистрируемой безработицы в 2023 году снизился на 0,11 процентных пункта: с 0,49 процента в начале года до 0,38 процента в конце декабря. Коэффициент напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга в конце 2023 года снизился в 2 раза по сравнению со значением показателя на начало года (по состоянию на 31.12.2023 - 0,25 чел./вакансию).

По данным выборочного обследования рабочей силы, проводимого Росстатом, в сентябре-ноябре 2023 года уровень безработицы (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) в Санкт-Петербурге снизился на 0,2 процентных пункта по сравнению со значением I квартала 2023 года и составил 1,5 процента, что является одним из самых низких значений среди субъектов Российской Федерации. В январе-ноябре 2023 года уровень безработицы находился в пределах от 1,5 до 1,7 процента. В сентябре-ноябре 2023 года уровень занятости населения Санкт-Петербурга в возрасте от 15 лет и старше составил 66,8 процента, уровень участия в рабочей силе - 67,9 процента (в аналогичном периоде 2022 года значения данных показателей составляли 66,4 процента и 68,1 процента соответственно).

Значения основных показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда Санкт-Петербурга, в 2020-2022 годах представлены в таблице 1 раздела 2 государственной программы.

По итогам выборочного обследования рабочей силы в 2020 году в экономике Санкт-Петербурга были заняты 3007,3 тыс. человек, что составило 65,7 процента от численности населения в возрасте от 15 лет и старше (в 2021 году - 3042,9 тыс. человек, 66,5 процента; в 2022 году - 3038,5 тыс. человек, 66,9 процента).

В 2020 году под влиянием мер, принимаемых против распространения коронавирусной инфекции, в Санкт-Петербурге наблюдалась отрицательная динамика по ряду показателей, характеризующих экономическое развитие Санкт-Петербурга. Индекс промышленного производства в 2020 году составил 98,4 процента относительно предыдущего года, оборот розничной торговли - 98,8 процента, оборот оптовой торговли снизился на 5,3 процента относительно значения достигнутого в 2019 году. В 2021 году экономическая ситуация в Санкт-Петербурге улучшилась, продемонстрировав по итогам года рост значений основных показателей относительно 2020 года: индекс промышленного производства составил 106,4 процента, оборот розничной торговли увеличился на 18,1 процента, оборот оптовой торговли вырос в 1,7 раза. В 2022 году на экономическое развитие города повлияло внешнее санкционное давление, что отразилось на показателях сферы торговли: индекса оборота розничной торговли составил 92,0 процента, индекс оптовой торговли снизился на 24,3 процента относительно значения 2021 года. При этом в данных условиях промышленное производство продемонстрировало рост по итогам года - 106,1 процента относительно предыдущего года.

Значения основных показателей социального развития указывают на то, что уровень жизни населения Санкт-Петербурга повышается. Реальная заработная плата в 2020 году составила 101 процент к предыдущему году; в 2021 - 104,2 процента; в 2022 - 100,1 процента. Реальные располагаемые денежные доходы в 2020 году составили 100,5 процента, в 2021 году - 109,8 процента, в 2022 году - 101,5 процента относительно предыдущего года. Численность населения Санкт-Петербурга с денежными доходами ниже границы бедности имеет тенденцию к снижению. В 2021 году значение данного показателя снизилось на 0,9 процентных пункта относительно уровня 2020 года и составило 5,0 процента от общей численности населения. По данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже границы бедности в Санкт-Петербурге в 2022 году составила 4,5 процента от общей численности населения, что является самым низким значением показателя среди субъектов Российской Федерации (Российская Федерация - 9,8 процента, Москва - 5,0 процента).

Под влиянием мер, принимаемых против распространения коронавирусной инфекции, уровень безработицы (по МОТ) в Санкт-Петербурге в 2021 году увеличился. В 2020-2022 годах значения данного показателя находились в пределах 1,4-3,8 процента от численности рабочей силы в возрасте старше 15 лет (Северо-Западный федеральный округ - 3,0-5,9 процента, Российская Федерация - 3,7-6,3 процента).

При этом в 2020-2022 годах сохранялся высокий уровень занятости населения, который обеспечивался за счет гибких форм занятости, дополнительно введенных рабочих мест и увеличения занятости на производственных единицах, функционирующих без образования юридического лица. По данным Петростата, в 2020-2022 годах было принято более 129 тыс. работников на дополнительно введенные (созданные) рабочие места в крупных и средних организациях.

Санкт-Петербург является привлекательным городом с точки зрения миграции. В 2020-2022 годах численность прибывших стабильно превышала численность выбывших граждан. В 2020 году под влиянием мер, принимаемых против распространения коронавирусной инфекции, миграционный прирост сократился до 4,2 тыс. человек, покрыв всего 23,5 процента естественной убыли населения. В 2021 году миграционный прирост составил 23,9 тыс. человек, компенсировав естественную убыль населения на 77,9 процента, в 2022 - 6,6 тыс. человек и 45,6 процентов соответственно. Миграционный прирост в 2022 году снизился в основном за счет снижения числа прибывших в Санкт-Петербург межрегиональных мигрантов и увеличения числа выбывших международных мигрантов (в 2022 году прибыло 109,2 тыс. человек межрегиональных мигрантов, выбыло 19,3 тыс. международных мигрантов, в 2021 году - 115,5 тыс. человек и 8,3 тыс. человек соответственно).

Существенных изменений в структуре занятости в 2020-2022 годах не произошло.

В 2022 году по сравнению с 2020 годом наблюдалось увеличение занятых в следующих видах экономической деятельности: деятельность профессиональная, научная и техническая; деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги; деятельность в области информации и связи; обрабатывающие производства и другие (таблица 2 раздела 2 государственной программы).

Основной проблемой рынка труда Санкт-Петербурга остается дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, который становится серьезным препятствием для развития экономики Санкт-Петербурга, приводит к потерям государственного бюджета и недоиспользованию накопленного человеческого капитала. Дефицит кадров со средним профессиональным образованием вынуждает работодателей привлекать трудовых мигрантов и работников, квалификации которых не соответствуют требованиям занимаемых рабочих мест и должностей. Переизбыток кадров с высшим образованием по отдельным специальностям, во-первых, повышает конкуренцию среди работников и снижает потенциальную стоимость их труда и потенциальные доходы государственного бюджета от налогов и взносов, во-вторых, снижает шансы на трудоустройство по полученной специальности и возможность человека реализовать свои образовательные и профессиональные навыки. Низкие шансы трудоустройства или нежелание работать по специальности стимулируют неформальную занятость.

2.1. Динамика показателей, характеризующих рынок труда Санкт-Петербурга

Таблица 1

№ п/п

Наименование показателя, характеризующего рынок труда Санкт-Петербурга

Единица измерения

Источник данных

2020 г.

2021 г.

2022 г.

1

2

3

4

6

7

8

1

Численность рабочей силы в возрасте старше 15 лет

тыс. человек

Росстат.


Итоги выборочного обследования рабочей силы

3097,3

3106,0

3095,3

2

Численность занятых в экономике в возрасте старше 15 лет

тыс. человек

 

3007,3

3042,9

3038,5

3

Уровень участия в рабочей силе старше 15 лет

%

 

67,6

67,9

68,1

4

Уровень занятости населения старше 15 лет

%

 

65,7

66,5

66,9

5

Уровень безработицы населения в возрасте старше 15 лет

%

 

2,9

2,0

1,8

6

Уровень регистрируемой безработицы

%

КТЗН

3,2

0,8

0,5

7

Численность иностранных трудовых мигрантов

тыс. человек

Росстат.


Баланс трудовых ресурсов по Санкт-Петербургу

213,2

314,4

323,5

8

Среднемесячная заработная плата

руб.

Петростат

68667

76259

86630

2.2. Распределение занятых по видам экономической деятельности, тыс. человек (источник данных: Росстат. Баланс трудовых ресурсов по Санкт-Петербургу)

Таблица 2

№ п/п

Наименование показателя

2020 г.

2021 г.

2022 г.

1

2

3

4

5

1

Среднегодовая численность занятых в экономике, в том числе:

3161,1

3195,6

3213,6

2

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

19,3

19,9

20,2

3

Добыча полезных ископаемых

3,4

4,4

4,6

4

Обрабатывающие производства

450,6

467,7

462,8

5

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

36,9

36,8

37,0

6

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

24,4

25,3

25,4

7

Строительство

327,1

324,0

319,5

8

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

607,4

608,4

609,5

9

Транспортировка и хранение

300,0

296,1

300,6

10

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

109,0

106,7

107,1

11

Деятельность в области информации и связи

111,8

118,9

126,9

12

Деятельность финансовая и страховая

67,6

66,2

65,9

13

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

117,6

125,0

116,4

14

Деятельность профессиональная, научная и техническая

202,6

207,9

221,6

15

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

115,8

125,8

132,2

16

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

90,7

90,3

92,7

17

Образование

236,3

236,7

230,0

18

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

180,3

180,0

180,4

19

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

66,0

65,1

68,2

20

Предоставление прочих видов услуг

89,3

85,9

88,5

21

Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления

4,7

4,4

4,1

22

Деятельность экстерриториальных организаций и органов

0,2

0,2

0,2

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»