ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2024 года № 372
О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 490
В соответствии с пунктом 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 29.11.2023 № 714-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 490 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге" следующие изменения:
1.1. В пункте 3.2-1 постановления слова "на текущий финансовый год" заменить словами "на три года начиная с текущего финансового года".
1.2. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Княгинина В.Н.
Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 23.05.2024 № 372
Государственная программа Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге"
1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)
1 | Ответственный исполнитель государственной программы | КТЗН |
2 | Соисполнитель (соисполнители) государственной программы | ИОГВ |
3 | Участник (участники) государственной программы | ГИТ
|
4 | Цели государственной программы | Содействие формированию и рациональному использованию трудовых ресурсов Санкт-Петербурга |
5 | Задачи государственной программы | Содействие максимальной реализации трудового потенциала жителей Санкт-Петербурга и сближению спроса и предложения на рынке труда Санкт-Петербурга
|
6 | Основания разработки государственной программы | Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ № 145);
|
|
|
|
|
| государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 298;
|
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы | Содействие занятости (далее - региональный проект "Содействие занятости)
|
8 | Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы | Общий объем налоговых расходов составляет 0,0 тыс.руб., в том числе
|
9 | Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы (далее - отдельные мероприятия) | Подпрограммы:
|
10 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы составляет 16632754,9 тыс.руб.,
|
|
| за счет средств федерального бюджета - 7036281,0 тыс.руб., в том числе по годам:
|
|
| за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб.,
|
|
| Общий объем финансирования региональных проектов составляет 527472,4 тыс.руб., в том числе:
|
|
| за счет средств федерального бюджета - 258461,4 тыс.руб., в том числе по годам:
|
|
| за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб.,
|
11 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Уровень безработицы в 2-3 раза ниже среднероссийского.
|
2. Характеристика текущего состояния в сфере содействия занятости населения Санкт-Петербурга с указанием основных проблем
Сферой реализации государственной программы является сфера труда и занятости населения Санкт-Петербурга, охватывающая полный спектр направлений развития рынка труда и процессов управления трудовыми ресурсами.
Координацию реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения Санкт-Петербурга осуществляет КТЗН.
КТЗН является регулятором и крупнейшим в Санкт-Петербурге посредником на рынке труда, обеспечивающим оказание государственных услуг в области содействия занятости населения Санкт-Петербурга гражданам и работодателям.
Результаты мониторинга сферы труда и занятости населения Санкт-Петербурга показывают, что в течение последних лет ситуация на рынке труда оставалась достаточно стабильной и характеризовалась низким уровнем безработицы и одним из самых высоких в Российской Федерации уровнем занятости населения.
В 2021 году ситуация на рынке труда Санкт-Петербурга постепенно стабилизировалась после всплеска безработицы и напряженности на рынке труда, вызванного мерами, принимаемыми против распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция). Намеченная в IV квартале 2020 года тенденция к снижению численности безработных граждан сохранилась на протяжении 2021 года. Численность безработных граждан, зарегистрированных в Службе занятости, по состоянию на 31.12.2021 составила 24,1 тыс. человек, что в 4 раза меньше значения показателя на начало 2021 года (98,0 тыс. человек состояло на учете в Службе занятости в качестве безработных граждан на 01.01.2021). Кроме того, в рассматриваемом периоде отмечался рост численности занятых: по данным Росстата, численность занятых в 2021 году составила 3042,9 тыс. человек, что является наибольшим значением данного показателя с 2017 года.
В 2022 году экономика Санкт-Петербурга развивалась в условиях беспрецедентного санкционного давления, что оказало влияние на рынок труда и сферу занятости населения. В отдельные периоды 2022 года на регистрируемом рынке труда было отмечено незначительное увеличение численности безработных граждан, состоящих на учете в Службе занятости, на фоне увеличения количества обращений ищущих работу граждан. По итогам 2022 года значения основных показателей регистрируемого рынка труда продемонстрировали положительную динамику по сравнению с началом года. В конце декабря 2022 года напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в Службе занятости, в расчете на одну вакансию по данным Единой цифровой платформы "Работа в России") составила 0,5 чел./вакансию, снизившись относительно значения показателя на начало 2022 года в 2 раза. Уровень регистрируемой безработицы в конце 2022 года составил 0,49 процента от численности рабочей силы (в начале 2022 года - 0,78 процента).
В 2023 году ситуация на рынке труда Санкт-Петербурга являлась стабильной с низким уровнем безработицы. В течение 2023 года на регистрируемом рынке труда Санкт-Петербурга наблюдалась устойчивая динамика снижения численности безработных граждан, состоящих на учете в Службе занятости. Результаты корреляционно-регрессионного анализа данных Службы занятости свидетельствуют о снижении численности безработных в среднем на 64 человека еженедельно. С 01.01.2023 численность безработных граждан снизилась с 15,2 тыс. человек до 11,7 тыс. человек по состоянию на 31.12.2023. Уровень регистрируемой безработицы в 2023 году снизился на 0,11 процентных пункта: с 0,49 процента в начале года до 0,38 процента в конце декабря. Коэффициент напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга в конце 2023 года снизился в 2 раза по сравнению со значением показателя на начало года (по состоянию на 31.12.2023 - 0,25 чел./вакансию).
По данным выборочного обследования рабочей силы, проводимого Росстатом, в сентябре-ноябре 2023 года уровень безработицы (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) в Санкт-Петербурге снизился на 0,2 процентных пункта по сравнению со значением I квартала 2023 года и составил 1,5 процента, что является одним из самых низких значений среди субъектов Российской Федерации. В январе-ноябре 2023 года уровень безработицы находился в пределах от 1,5 до 1,7 процента. В сентябре-ноябре 2023 года уровень занятости населения Санкт-Петербурга в возрасте от 15 лет и старше составил 66,8 процента, уровень участия в рабочей силе - 67,9 процента (в аналогичном периоде 2022 года значения данных показателей составляли 66,4 процента и 68,1 процента соответственно).
Значения основных показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда Санкт-Петербурга, в 2020-2022 годах представлены в таблице 1 раздела 2 государственной программы.
По итогам выборочного обследования рабочей силы в 2020 году в экономике Санкт-Петербурга были заняты 3007,3 тыс. человек, что составило 65,7 процента от численности населения в возрасте от 15 лет и старше (в 2021 году - 3042,9 тыс. человек, 66,5 процента; в 2022 году - 3038,5 тыс. человек, 66,9 процента).
В 2020 году под влиянием мер, принимаемых против распространения коронавирусной инфекции, в Санкт-Петербурге наблюдалась отрицательная динамика по ряду показателей, характеризующих экономическое развитие Санкт-Петербурга. Индекс промышленного производства в 2020 году составил 98,4 процента относительно предыдущего года, оборот розничной торговли - 98,8 процента, оборот оптовой торговли снизился на 5,3 процента относительно значения достигнутого в 2019 году. В 2021 году экономическая ситуация в Санкт-Петербурге улучшилась, продемонстрировав по итогам года рост значений основных показателей относительно 2020 года: индекс промышленного производства составил 106,4 процента, оборот розничной торговли увеличился на 18,1 процента, оборот оптовой торговли вырос в 1,7 раза. В 2022 году на экономическое развитие города повлияло внешнее санкционное давление, что отразилось на показателях сферы торговли: индекса оборота розничной торговли составил 92,0 процента, индекс оптовой торговли снизился на 24,3 процента относительно значения 2021 года. При этом в данных условиях промышленное производство продемонстрировало рост по итогам года - 106,1 процента относительно предыдущего года.
Значения основных показателей социального развития указывают на то, что уровень жизни населения Санкт-Петербурга повышается. Реальная заработная плата в 2020 году составила 101 процент к предыдущему году; в 2021 - 104,2 процента; в 2022 - 100,1 процента. Реальные располагаемые денежные доходы в 2020 году составили 100,5 процента, в 2021 году - 109,8 процента, в 2022 году - 101,5 процента относительно предыдущего года. Численность населения Санкт-Петербурга с денежными доходами ниже границы бедности имеет тенденцию к снижению. В 2021 году значение данного показателя снизилось на 0,9 процентных пункта относительно уровня 2020 года и составило 5,0 процента от общей численности населения. По данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже границы бедности в Санкт-Петербурге в 2022 году составила 4,5 процента от общей численности населения, что является самым низким значением показателя среди субъектов Российской Федерации (Российская Федерация - 9,8 процента, Москва - 5,0 процента).
Под влиянием мер, принимаемых против распространения коронавирусной инфекции, уровень безработицы (по МОТ) в Санкт-Петербурге в 2021 году увеличился. В 2020-2022 годах значения данного показателя находились в пределах 1,4-3,8 процента от численности рабочей силы в возрасте старше 15 лет (Северо-Западный федеральный округ - 3,0-5,9 процента, Российская Федерация - 3,7-6,3 процента).
При этом в 2020-2022 годах сохранялся высокий уровень занятости населения, который обеспечивался за счет гибких форм занятости, дополнительно введенных рабочих мест и увеличения занятости на производственных единицах, функционирующих без образования юридического лица. По данным Петростата, в 2020-2022 годах было принято более 129 тыс. работников на дополнительно введенные (созданные) рабочие места в крупных и средних организациях.
Санкт-Петербург является привлекательным городом с точки зрения миграции. В 2020-2022 годах численность прибывших стабильно превышала численность выбывших граждан. В 2020 году под влиянием мер, принимаемых против распространения коронавирусной инфекции, миграционный прирост сократился до 4,2 тыс. человек, покрыв всего 23,5 процента естественной убыли населения. В 2021 году миграционный прирост составил 23,9 тыс. человек, компенсировав естественную убыль населения на 77,9 процента, в 2022 - 6,6 тыс. человек и 45,6 процентов соответственно. Миграционный прирост в 2022 году снизился в основном за счет снижения числа прибывших в Санкт-Петербург межрегиональных мигрантов и увеличения числа выбывших международных мигрантов (в 2022 году прибыло 109,2 тыс. человек межрегиональных мигрантов, выбыло 19,3 тыс. международных мигрантов, в 2021 году - 115,5 тыс. человек и 8,3 тыс. человек соответственно).
Существенных изменений в структуре занятости в 2020-2022 годах не произошло.
В 2022 году по сравнению с 2020 годом наблюдалось увеличение занятых в следующих видах экономической деятельности: деятельность профессиональная, научная и техническая; деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги; деятельность в области информации и связи; обрабатывающие производства и другие (таблица 2 раздела 2 государственной программы).
Основной проблемой рынка труда Санкт-Петербурга остается дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, который становится серьезным препятствием для развития экономики Санкт-Петербурга, приводит к потерям государственного бюджета и недоиспользованию накопленного человеческого капитала. Дефицит кадров со средним профессиональным образованием вынуждает работодателей привлекать трудовых мигрантов и работников, квалификации которых не соответствуют требованиям занимаемых рабочих мест и должностей. Переизбыток кадров с высшим образованием по отдельным специальностям, во-первых, повышает конкуренцию среди работников и снижает потенциальную стоимость их труда и потенциальные доходы государственного бюджета от налогов и взносов, во-вторых, снижает шансы на трудоустройство по полученной специальности и возможность человека реализовать свои образовательные и профессиональные навыки. Низкие шансы трудоустройства или нежелание работать по специальности стимулируют неформальную занятость.
2.1. Динамика показателей, характеризующих рынок труда Санкт-Петербурга
Таблица 1
№ п/п | Наименование показателя, характеризующего рынок труда Санкт-Петербурга | Единица измерения | Источник данных | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 | 8 |
1 | Численность рабочей силы в возрасте старше 15 лет | тыс. человек | Росстат.
| 3097,3 | 3106,0 | 3095,3 |
2 | Численность занятых в экономике в возрасте старше 15 лет | тыс. человек |
| 3007,3 | 3042,9 | 3038,5 |
3 | Уровень участия в рабочей силе старше 15 лет | % |
| 67,6 | 67,9 | 68,1 |
4 | Уровень занятости населения старше 15 лет | % |
| 65,7 | 66,5 | 66,9 |
5 | Уровень безработицы населения в возрасте старше 15 лет | % |
| 2,9 | 2,0 | 1,8 |
6 | Уровень регистрируемой безработицы | % | КТЗН | 3,2 | 0,8 | 0,5 |
7 | Численность иностранных трудовых мигрантов | тыс. человек | Росстат.
| 213,2 | 314,4 | 323,5 |
8 | Среднемесячная заработная плата | руб. | Петростат | 68667 | 76259 | 86630 |
2.2. Распределение занятых по видам экономической деятельности, тыс. человек (источник данных: Росстат. Баланс трудовых ресурсов по Санкт-Петербургу)
Таблица 2
№ п/п | Наименование показателя | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Среднегодовая численность занятых в экономике, в том числе: | 3161,1 | 3195,6 | 3213,6 |
2 | Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 19,3 | 19,9 | 20,2 |
3 | Добыча полезных ископаемых | 3,4 | 4,4 | 4,6 |
4 | Обрабатывающие производства | 450,6 | 467,7 | 462,8 |
5 | Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 36,9 | 36,8 | 37,0 |
6 | Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 24,4 | 25,3 | 25,4 |
7 | Строительство | 327,1 | 324,0 | 319,5 |
8 | Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 607,4 | 608,4 | 609,5 |
9 | Транспортировка и хранение | 300,0 | 296,1 | 300,6 |
10 | Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 109,0 | 106,7 | 107,1 |
11 | Деятельность в области информации и связи | 111,8 | 118,9 | 126,9 |
12 | Деятельность финансовая и страховая | 67,6 | 66,2 | 65,9 |
13 | Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 117,6 | 125,0 | 116,4 |
14 | Деятельность профессиональная, научная и техническая | 202,6 | 207,9 | 221,6 |
15 | Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 115,8 | 125,8 | 132,2 |
16 | Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 90,7 | 90,3 | 92,7 |
17 | Образование | 236,3 | 236,7 | 230,0 |
18 | Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 180,3 | 180,0 | 180,4 |
19 | Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 66,0 | 65,1 | 68,2 |
20 | Предоставление прочих видов услуг | 89,3 | 85,9 | 88,5 |
21 | Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления | 4,7 | 4,4 | 4,1 |
22 | Деятельность экстерриториальных организаций и органов | 0,2 | 0,2 | 0,2 |