ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 декабря 2022 года N 4260-р
[Об утверждении Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации до 2030 года]
(с изменениями на 21 октября 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2024 года N 2963-р.
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.
3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.
4. Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
а) представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации:
проект плана мероприятий по реализации Стратегии;
перечень приоритетных инвестиционных проектов организаций металлургической промышленности России, реализуемых и запланированных к реализации в период 2022-2030 годов;
б) обеспечить реализацию Стратегии.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года
(с изменениями на 21 октября 2024 года)
Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет приоритеты, цели и задачи металлургической отрасли, направленные на устойчивое обеспечение экономики качественной металлопродукцией в необходимых объемах и номенклатуре, сохранение экспортного потенциала, а также повышение гибкости реагирования на угрозы в области экономической и экологической безопасности.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Стратегия разработана во исполнение решений, принятых на совещании у Президента Российской Федерации В.В.Путина 20 апреля 2022 г., и в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральным законом "О промышленной политике в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации", и прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.
Стратегия обеспечивает реализацию в сфере металлургии положений следующих документов стратегического планирования:
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2024 года N 2963-р. - См. предыдущую редакцию)
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р.
При разработке Стратегии учтены:
Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р;
Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 3052-р;
Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р;
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р;
Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 г. N 2869-р;
Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р;
Стратегия развития черной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года, Стратегия развития цветной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года, утвержденные приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 839 "Об утверждении Стратегии развития черной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года и Стратегии развития цветной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года".
В качестве года для установления базового уровня показателей и параметров Стратегии определен 2019 год.
Изменение ситуации в России в металлургической и горно-химической отраслях связано с вынужденным отказом в результате введения санкций от международной кооперации в вопросах добычи и переработки всех видов сырья, получения металлов и их распределения (продажи) среди участников мирового рынка, потребления сырья и готовой продукции в Российской Федерации.
На повышение металлоемкости внутреннего рынка направлены меры, заложенные в государственных программах Российской Федерации и стратегиях, определяющих развитие машиностроительного, топливно-энергетического, транспортного и строительного комплексов, в том числе в следующих государственных программах Российской Федерации:
государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
государственная программа Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 303 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности";
государственная программа Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 425-8 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса";
государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы";
государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Санкционное давление недружественных стран-импортеров является фактором, легализующим недобросовестную конкуренцию, в том числе за счет несоблюдения норм и правил Всемирной торговой организации, что привело к дестабилизации товарного рынка.
Изменения в сфере международных отношений, кооперации в добыче, производстве и потреблении металлов, доступе к технологиям, оборудованию, средствам управления и автоматизации требуют от Российской Федерации обеспечения независимости в вопросах сырья, его переработки, разработки новых технологий и процессов, проектирования и изготовления машин и оборудования, потребления готовой продукции в виде сырья, полуфабрикатов, товаров, продуктов химии, машиностроения и строительства, расширения сфер и рынков сбыта услуг и продукции металлургической отрасли.
При этом необходимо учитывать следующие факторы:
отрасль зависит от мировых рынков;
потенциал увеличения внутреннего спроса на металлургическую продукцию как за счет активного развития инфраструктуры и проектов развития промышленного производства, так и за счет снижения косвенного импорта металлопродукции в виде готовых металлических изделий в Российской Федерации реализован не полностью;
в отрасли существует потенциал импортозамещения, особенно в части продукции с высокой добавленной стоимостью.
С учетом указанных факторов сформулированы цели дальнейшего развития отечественной металлургии и соответствующие задачи, которые необходимо решить для их достижения.
Целью Стратегии является обеспечение устойчивого развития металлургической промышленности в перспективе до 2030 года, в том числе за счет:
увеличения потребления отечественной металлопродукции на внутреннем рынке и снижения цен на такую продукцию, расширения доступа к международным рынкам;
повышения уровня переработки металла и развития производства металлопродукции высоких переделов;
бесперебойного обеспечения металлургических предприятий критически важным сырьем, оборудованием, комплектующими и материалами.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
создание условий для реализации потенциала внутреннего спроса на продукцию металлургического комплекса;
способствование импортозамещению металлургической продукции на российском рынке;
удержание позиции российских компаний на зарубежных рынках;
обеспечение сырьевой безопасности российской металлургической отрасли;
стимулирование развития экологичных технологий производства металлургической продукции, а также технологий производства металлургической продукции из вторичного сырья.
Для увеличения спроса на металлопродукцию среди прочего необходимо:
совершенствовать стандарты, своды правил и технические регламенты с учетом научно-технических достижений в области разработки и использования металлопродукции;
актуализировать нормативные сроки службы металлоизделий и оборудования в соответствии с современными требованиями в области безопасности;
стимулировать кооперацию предприятий оборонно-промышленного комплекса в целях оптимизации спроса на специальные стали, сплавы и металлические материалы для производства высокотехнологичной продукции (с учетом требований законодательства о защите конкуренции).
Реализация комплекса мер по развитию сырьевой базы предусматривает привлечение инвестиций в освоение месторождений металлических руд и обеспечение российских предприятий необходимым импортным сырьем.
Паспорт Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года приведен в приложении N 1.
Металлургическая промышленность является одной из ведущих отраслей российской экономики. Вклад металлургии во внутренний валовый продукт Российской Федерации составляет до 5 процентов, в добавленную стоимость обрабатывающей промышленности - 17,4 процента, в экспорт - 10 процентов, в экспорт обрабатывающей промышленности - 29,2 процента, в занятость - 2,6 процента. Россия занимает пятое место в мире по выплавке стали, второе место по производству стальных труб и алюминия, третье место по производству титана, четвертое место по производству высокосортного никеля и шестое место по производству меди.
В 2021 году зафиксирован рекордный объем выплавки стали - 77,8 млн. тонн, что на 5,4 процента больше, чем в 2020 году (73,8 млн. тонн), производство алюминия - 3,932 млн. тонн, что на 0,1 процента больше, чем в 2020 году (3,928 млн. тонн), производство свинца - 235 тыс. тонн, что на 9,3 процента больше, чем в 2020 году (215 тыс. тонн). Также зафиксирован рекордный объем сбора лома черных металлов - более 30 млн. тонн, что на 15,8 процента больше, чем в 2020 году (25,9 млн. тонн).
Объем инвестиций в основной капитал металлургических предприятий в России в 2021 году составил 735 млрд, рублей, в том числе в предприятия черной металлургии - 285,1 млрд, рублей, в предприятия цветной металлургии - 450,2 млрд. рублей.
Численность работающих в металлургическом производстве, включая добычу металлических руд, в декабре 2021 г. составила 657,9 тыс. человек (увеличение к 2019 году на 0,8 процента) со средней заработной платой от 48,8 тыс. рублей (производство прочих стальных изделий первичной обработки) до 100,6 тыс. рублей (добыча руд цветных металлов).
В условиях снижения объемов экспорта особое значение приобретают крупные металлоемкие инфраструктурные проекты, в том числе в сфере транспорта, энергетики и социального строительства. Основным драйвером роста металлопотребления на российском рынке на текущий момент является рост строительного сектора.