ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 декабря 2022 года N 4260-р

[Об утверждении Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации до 2030 года]



1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.

3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.

4. Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

а) представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации:

проект плана мероприятий по реализации Стратегии;

перечень приоритетных инвестиционных проектов организаций металлургической промышленности России, реализуемых и запланированных к реализации в период 2022-2030 годов;

б) обеспечить реализацию Стратегии.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

     

     УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 декабря 2022 года N 4260-р

     

Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года

     

I. Общие положения


Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет приоритеты, цели и задачи металлургической отрасли, направленные на устойчивое обеспечение экономики качественной металлопродукцией в необходимых объемах и номенклатуре, сохранение экспортного потенциала, а также повышение гибкости реагирования на угрозы в области экономической и экологической безопасности.

Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Стратегия разработана во исполнение решений, принятых на совещании у Президента Российской Федерации В.В.Путина 20 апреля 2022 г., и в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральным законом "О промышленной политике в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации", и прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.

Стратегия обеспечивает реализацию в сфере металлургии положений следующих документов стратегического планирования:

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р.

При разработке Стратегии учтены:

Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р;

Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 3052-р;

Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р;

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р;

Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 г. N 2869-р;

Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р;

Стратегия развития черной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года, Стратегия развития цветной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года, утвержденные приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 839 "Об утверждении Стратегии развития черной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года и Стратегии развития цветной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года".

В качестве года для установления базового уровня показателей и параметров Стратегии определен 2019 год.

Изменение ситуации в России в металлургической и горно-химической отраслях связано с вынужденным отказом в результате введения санкций от международной кооперации в вопросах добычи и переработки всех видов сырья, получения металлов и их распределения (продажи) среди участников мирового рынка, потребления сырья и готовой продукции в Российской Федерации.

На повышение металлоемкости внутреннего рынка направлены меры, заложенные в государственных программах Российской Федерации и стратегиях, определяющих развитие машиностроительного, топливно-энергетического, транспортного и строительного комплексов, в том числе в следующих государственных программах Российской Федерации:

государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";

государственная программа Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 303 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности";

государственная программа Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 425-8 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса";

государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы";

государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

II. Цели и задачи реализации Стратегии


Санкционное давление недружественных стран-импортеров является фактором, легализующим недобросовестную конкуренцию, в том числе за счет несоблюдения норм и правил Всемирной торговой организации, что привело к дестабилизации товарного рынка.

Изменения в сфере международных отношений, кооперации в добыче, производстве и потреблении металлов, доступе к технологиям, оборудованию, средствам управления и автоматизации требуют от Российской Федерации обеспечения независимости в вопросах сырья, его переработки, разработки новых технологий и процессов, проектирования и изготовления машин и оборудования, потребления готовой продукции в виде сырья, полуфабрикатов, товаров, продуктов химии, машиностроения и строительства, расширения сфер и рынков сбыта услуг и продукции металлургической отрасли.

При этом необходимо учитывать следующие факторы:

отрасль зависит от мировых рынков;

потенциал увеличения внутреннего спроса на металлургическую продукцию как за счет активного развития инфраструктуры и проектов развития промышленного производства, так и за счет снижения косвенного импорта металлопродукции в виде готовых металлических изделий в Российской Федерации реализован не полностью;

в отрасли существует потенциал импортозамещения, особенно в части продукции с высокой добавленной стоимостью.

С учетом указанных факторов сформулированы цели дальнейшего развития отечественной металлургии и соответствующие задачи, которые необходимо решить для их достижения.

Целью Стратегии является обеспечение устойчивого развития металлургической промышленности в перспективе до 2030 года, в том числе за счет:

увеличения потребления отечественной металлопродукции на внутреннем рынке и снижения цен на такую продукцию, расширения доступа к международным рынкам;

повышения уровня переработки металла и развития производства металлопродукции высоких переделов;

бесперебойного обеспечения металлургических предприятий критически важным сырьем, оборудованием, комплектующими и материалами.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:

создание условий для реализации потенциала внутреннего спроса на продукцию металлургического комплекса;

способствование импортозамещению металлургической продукции на российском рынке;

удержание позиции российских компаний на зарубежных рынках;

обеспечение сырьевой безопасности российской металлургической отрасли;

стимулирование развития экологичных технологий производства металлургической продукции, а также технологий производства металлургической продукции из вторичного сырья.

Для увеличения спроса на металлопродукцию среди прочего необходимо:

совершенствовать стандарты, своды правил и технические регламенты с учетом научно-технических достижений в области разработки и использования металлопродукции;

актуализировать нормативные сроки службы металлоизделий и оборудования в соответствии с современными требованиями в области безопасности;

стимулировать кооперацию предприятий оборонно-промышленного комплекса в целях оптимизации спроса на специальные стали, сплавы и металлические материалы для производства высокотехнологичной продукции (с учетом требований законодательства о защите конкуренции).

Реализация комплекса мер по развитию сырьевой базы предусматривает привлечение инвестиций в освоение месторождений металлических руд и обеспечение российских предприятий необходимым импортным сырьем.

Паспорт Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года приведен в приложении N 1.

III. Текущее состояние металлургического комплекса

     

1. Положение в экономике Российской Федерации


Металлургическая промышленность является одной из ведущих отраслей российской экономики. Вклад металлургии во внутренний валовый продукт Российской Федерации составляет до 5 процентов, в добавленную стоимость обрабатывающей промышленности - 17,4 процента, в экспорт - 10 процентов, в экспорт обрабатывающей промышленности - 29,2 процента, в занятость - 2,6 процента. Россия занимает пятое место в мире по выплавке стали, второе место по производству стальных труб и алюминия, третье место по производству титана, четвертое место по производству высокосортного никеля и шестое место по производству меди.

В 2021 году зафиксирован рекордный объем выплавки стали - 77,8 млн. тонн, что на 5,4 процента больше, чем в 2020 году (73,8 млн. тонн), производство алюминия - 3,932 млн. тонн, что на 0,1 процента больше, чем в 2020 году (3,928 млн. тонн), производство свинца - 235 тыс. тонн, что на 9,3 процента больше, чем в 2020 году (215 тыс. тонн). Также зафиксирован рекордный объем сбора лома черных металлов - более 30 млн. тонн, что на 15,8 процента больше, чем в 2020 году (25,9 млн. тонн).

Объем инвестиций в основной капитал металлургических предприятий в России в 2021 году составил 735 млрд, рублей, в том числе в предприятия черной металлургии - 285,1 млрд, рублей, в предприятия цветной металлургии - 450,2 млрд. рублей.

Численность работающих в металлургическом производстве, включая добычу металлических руд, в декабре 2021 г. составила 657,9 тыс. человек (увеличение к 2019 году на 0,8 процента) со средней заработной платой от 48,8 тыс. рублей (производство прочих стальных изделий первичной обработки) до 100,6 тыс. рублей (добыча руд цветных металлов).

В условиях снижения объемов экспорта особое значение приобретают крупные металлоемкие инфраструктурные проекты, в том числе в сфере транспорта, энергетики и социального строительства. Основным драйвером роста металлопотребления на российском рынке на текущий момент является рост строительного сектора.

2. Глобальные тенденции и условия развития металлургической промышленности


По данным Мировой ассоциации стали, темпы роста мировой выплавки стали замедлились с 6,3 процента в 2017 году до 0,2 процента в 2020 году, составив 1879 млн. тонн. При этом в 2021 году при объеме мировой выплавки 1951 млн. тонн Россия занимает пятое место в мире (77,8 млн. тонн, или 4 процента мировой выплавки) после Китая, Индии, Японии и Соединенных Штатов Америки.

На Китай в 2021 году приходится 53 процента мировой выплавки стали (1033 млн. тонн). В целом в мире на выплавку стали конвертерным способом приходится 70,8 процента, электродуговым - 28,9 процента, мартеновским - 0,3 процента (в России - 64 процента, 34 процента и 2 процента соответственно).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»