ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2016 года N 425-8
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса"
(с изменениями на 28 декабря 2021 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года N 401-15 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.04.2017, N 0001201704100003);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1726-74 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 15.01.2018, ст.561, (www.jurizdat.ru));
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2019 года N 85-6 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.02.2019, N 0001201902080012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2020 года N 268-12 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.03.2020, N 0001202003190020);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2021 года N 470-17 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2021, N 0001202104010013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N 2511-89 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2021, N 0001202112310035) (вступило в силу c 1 января 2022 года).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса" (далее - Программа).
2. Завершить реализацию в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" мероприятий подпрограммы 5 "Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации" и федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы".
3. Установить, что предусмотренные Программой обязательства ответственного исполнителя и участников подпрограммы 5 "Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации", а также государственных заказчиков федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы", принятые в период 2011-2015 годов (по государственным контрактам, договорам, соглашениям) в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", подлежат исполнению в рамках Программы.
4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", предусматривающих исключение из ее состава подпрограммы 5 "Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации" и федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы";
представлять ежегодно, до 1 ноября текущего года, в коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации предложения по вопросам осуществления мероприятий Программы, планируемых к реализации в очередном году;
разместить Программу в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Государственная программа Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса"
Стратегические приоритеты государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса"
Развитие оборонно-промышленного комплекса России в нынешних условиях сопряжено с рядом факторов, обусловленных санкционными ограничениями, ростом конкуренции на мировом рынке высокотехнологичной продукции, внутренним переустройством ряда оборонных производств и др.
Сложность трансформационных процессов в оборонно-промышленном комплексе проявляется в необходимости адаптации военного производства к изменяющимся потребностям рынка (государства) и условиям хозяйствования в режиме расширенного воспроизводства, технологического обновления предприятий и их инновационного развития. Для реализации этих целей необходимы как формирование стратегий развития предприятий комплекса, предусматривающих усиление инновационной активности этих предприятий, концентрацию ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса, диверсификацию производства, устойчивое функционирование научно-производственных интегрированных структур, способных конкурировать на внутреннем и внешнем рынках, так и мотивационно действующие организационно-экономические механизмы создания и распространения нововведений.
Внедрение таких механизмов требует соответствующих финансовых ресурсов, законодательного обеспечения и опытных кадров, а также мер государственной поддержки и стимулирования производственной деятельности.
Важным механизмом, регламентирующим применение указанных мер, является государственная программа Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 425-8 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса" (далее - Программа).
Проводимая ежегодно комплексная оценка состояния и динамики развития оборонно-промышленного комплекса (приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 сентября 2012 г. N 1386 "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса") показала, что благодаря мерам государственной поддержки:
обеспечена положительная динамика уровня загрузки производственных мощностей;
осуществляется планомерная модернизация и обновление производственно-технологической базы предприятий;
растет доля активной части обновленных и новых основных производственных фондов в общем объеме активной части основных производственных фондов;
отмечаются устойчивые темпы роста высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения;
растет численность работников оборонно-промышленного комплекса, прошедших переподготовку или повышение квалификации, что во многом обеспечивается увеличением количества созданных новых высокотехнологичных рабочих мест;
отмечается тенденция снижения среднего возраста работников оборонно-промышленного комплекса;
рост средней заработной платы работников оборонно-промышленного комплекса превышает рост средней заработной платы в промышленности.
Вместе с тем для отраслей оборонно-промышленного комплекса продолжает оставаться актуальным ряд следующих системных проблем:
неоптимальная структура парка производственного оборудования;
недостаток собственных оборотных средств у многих предприятий для обеспечения текущей производственной деятельности;
продолжают действовать санкции Соединенных Штатов Америки и стран Европейского союза в отношении ряда ведущих холдингов оборонно-промышленного комплекса.
В целях решения сложившихся проблем организациям отраслей оборонно-промышленного комплекса необходимо использовать механизмы, предусмотренные государственной политикой в области развития оборонно-промышленного комплекса.
Государственная политика в области развития оборонно-промышленного комплекса осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения обороны страны и национальными целями развития.
Цели, принципы, приоритетные направления и задачи государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса, а также источники и механизмы ресурсного обеспечения ее реализации определены Основами государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации.
Основными целями государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса в долгосрочной перспективе являются динамичное развитие его научно-технического, производственно-технологического, кадрового и интеллектуального потенциала, наращивание и реализация конкурентных преимуществ оборонно-промышленного комплекса.
Стратегическими приоритетами, достижение целей которых непосредственно связано с развитием оборонно-промышленного комплекса, в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", являются оборона страны, экономическая безопасность и научно-технологическое развитие.
Для достижения целей указанных приоритетов особое внимание уделяется решению задач:
обеспечения технологической независимости оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, его инновационного развития, сохранения лидерства в разработке и производстве новых (перспективных) образцов (комплексов, систем) вооружений, военной и специальной техники;
модернизации производственной базы организаций оборонно-промышленного комплекса, увеличения объемов выпускаемой ими высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения;
устранения диспропорций на рынке труда, дефицита инженерных и рабочих кадров, повышения уровня профессиональной подготовки специалистов;
обеспечения обмена знаниями и технологиями между оборонным и гражданским секторами экономики.
В свою очередь, Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", одной из целей государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности определяет поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны. В документе также отмечается, что обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики достигается за счет устойчивого развития стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса, а также расширения использования производственно-технологического и инновационного потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса для развития производства продукции гражданского назначения.
В соответствии с пунктом 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 23 декабря 2020 г. (N Пр-45ГС от 16 января 2021 г.), принят за основу утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (далее - Единый план). В рамках Единого плана выделен фактор 4.1.7.1 "Поддержка промышленности", влияющий на достижение национальных целей развития и включающий в себя комплексы мероприятий "Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе стимулирования развития оборонно-промышленного комплекса" и "Обеспечение диверсификации оборонно-промышленного комплекса за счет развития продукции гражданского назначения".
С учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", стратегических и основополагающих документов в области развития оборонно-промышленного комплекса, а также Единого плана целью Программы является повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции военного, гражданского и двойного назначения на основе стимулирования развития оборонно-промышленного комплекса, обеспечивающее к 2027 году рост объемов промышленного производства продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса, в 1,59 раза к уровню 2015 года.
В соответствии с поставленной целью Программа ориентирована на решение следующих основных задач:
стимулирование промышленной деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса, обеспечивающее к 2027 году рост объемов промышленного производства продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса, в 1,59 раза к уровню 2015 года, рост выработки на одного работника организации оборонно-промышленного комплекса в 2,45 раза к уровню 2015 года, рост среднемесячной заработной платы работников промышленных организаций оборонно-промышленного комплекса до 73 тыс. рублей, рост среднемесячной заработной платы работников научных организаций оборонно-промышленного комплекса до 93 тыс. рублей, рост доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса, до 40 процентов;
государственная поддержка в целях обеспечения финансово-экономической устойчивости организаций оборонно-промышленного комплекса и развития кадрового потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса, обеспечивающая к 2027 году рост объемов промышленного производства продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса, в 1,59 раза к уровню 2015 года;
государственная поддержка развития кадрового потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса, в результате которой к 2027 году количество работников, прошедших профессиональную переподготовку и (или) обучение в системе повышения квалификации (нарастающим итогом) составит 432 тыс. человек, в том числе на условиях софинансирования (нарастающим итогом) - 21,3 тыс. человек;
стимулирование разработки и внедрения прикладного программного обеспечения для организаций оборонно-промышленного комплекса, в результате которого к 2027 году количество специализированных программных модулей, интегрированных в расчетно-математический комплекс (нарастающим итогом), составит 29 единиц, количество изделий вооружения, военной и специальной техники, при разработке которых применены суперкомпьютерные технологии (нарастающим итогом), составит 30 единиц.
Способами эффективного решения указанных задач государственного управления являются совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей сферу реализации Программы, а также механизмов поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса.
В Программе не предусмотрена реализация мероприятий, направленных на обеспечение достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"