ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 ноября 2020 года N 2869-р

[Об утверждении Стратегии развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года]

(с изменениями на 21 октября 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2024 года N 2963-р (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.10.2024, № 0001202410210015).

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года (далее - Стратегия).

2. Минпромторгу России:

представить с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 9-месячный срок в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Стратегии;

обеспечить совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализацию Стратегии.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при принятии в пределах своей компетенции решений о мерах стимулирования деятельности в станкоинструментальной отрасли.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 5 ноября 2020 года N 2869-р



Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года

(с изменениями на 21 октября 2024 года)

I. Общие положения


Станкоинструментальная промышленность является базовой фондообразующей отраслью, обеспечивает оснащение средствами производства широкого спектра предприятий, выпускающих машиностроительную продукцию как гражданского, так и специального назначения. Уровень технологического и социально-экономического развития станкоинструментальной промышленности во многом характеризует уровень развития машиностроения в стране в целом. Развитие внутреннего производства станкоинструментальной продукции является приоритетной задачей государства для обеспечения технологической безопасности.

В начале 1990-х годов станкоинструментальная отрасль России стремительно потеряла завоеванные мировые позиции. В указанный период многие предприятия практически полностью остановили производство, а также разработку новых моделей оборудования.

Отсутствие развитой научно-инновационной инфраструктуры отрасли и производства критически важных комплектующих для создания серийного производства станков и инструментов не позволяют в полной мере обеспечить воспроизводство станочного оборудования, инструментальной и вспомогательной оснастки для удовлетворения потребностей машиностроительного комплекса страны в высокотехнологичном оборудовании.

Российские производители уступают ведущим зарубежным производителям по отдельным параметрам конкурентоспособности продукции, в том числе по причинам отсутствия новых производственных технологий, дефицита высококвалифицированных кадров, отсутствия отдельных видов компетенций и ресурсов для реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и масштабирования результатов инновационной деятельности.

При этом растет спрос со стороны отечественной промышленности на высокотехнологичное современное оборудование, что обусловлено стремительной сменой технологического уклада и глобальной сменой индустриальной парадигмы в сторону комплексной автоматизации и цифровизации производства.

Наличие комплекса системных проблем на каждом из этапов создания высокотехнологичной продукции (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производства, реализации, постпродажного обслуживания) ставит под угрозу возможность сохранения и развития станкоинструментальной промышленности в России.

Реализация точечных механизмов государственного регулирования не позволяет достичь результатов, необходимых для поступательного развития отрасли. Учитывая вышеизложенное, усилия должны быть сосредоточены на формировании и развитии внутренних компетенций в научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, развитии производства ключевых комплектующих, стимулировании роста спроса на российскую станкоинструментальную продукцию.

Для повышения конкурентоспособности и восстановления утраченных позиций российской станкоинструментальной промышленности на внутреннем рынке, а также для последующего формирования и наращивания экспортного потенциала разработана Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года (далее - Стратегия).

Стратегия обеспечивает реализацию следующих документов стратегического планирования:

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2024 года N 2963-р. - См. предыдущую редакцию)

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р.

Стратегия как документ отраслевого планирования включает цели, задачи, приоритеты и способы их достижения. В рамках формирования Стратегии учтены отраслевые, технологические и экономические аспекты развития отрасли.

Стратегия разработана с учетом следующих нормативных правовых актов:

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации";

прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.

Значительное внимание в рамках реализации Стратегии должно быть уделено состоянию производства компонентной базы для металлообрабатывающего оборудования. В условиях перехода на модульный принцип проектирования станкостроения и повышения требований к производительности труда уровень конкурентоспособности конечной продукции во многом определяется конкурентоспособностью используемых комплектующих.

В целях минимизации негативного влияния внешних и внутренних факторов на развитие станкоинструментальной промышленности в России предложены механизмы хеджирования рисков.

II. Оценка состояния станкоинструментальной промышленности в Российской Федерации

1. Общее состояние станкоинструментальной промышленности в Российской Федерации


Станкостроительная и инструментальная промышленность является базовым сектором экономики, развитие которого обеспечивает научно-технический прогресс в машиностроении.

В настоящее время не существует общепринятого представления о том, что входит в группу станкоинструментальной продукции. Исходя из действующих систем классификации общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2) (ОКВЭД 2) и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) наиболее обоснованным является перечень основных групп станкоинструментальной продукции согласно приложению N 1.

Производство станкоинструментальной продукции включает в себя:

производство конечной продукции станкостроения (металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования);

производство основных комплектующих для производства;

производство инструментальной продукции.

Несмотря на то, что исторически указанные производства рассматриваются в рамках единой отрасли, на сегодняшний день целесообразно рассматривать эти направления отдельно как самостоятельные подотрасли, поскольку они находятся на разных этапах развития и имеют внутренние особенности функционирования. В объеме спроса на продукцию станкоинструментальной промышленности в России около 60 процентов приходится на станкостроение.

Высокая значимость станкоинструментальной промышленности для государства заключается в том, что продукция отрасли является средством производства в ключевых секторах промышленности Российской Федерации, представленных отраслями оборонно-промышленного комплекса, авиационной, автомобильной промышленности, тяжелого и энергетического машиностроения и судостроения. Качественное состояние и технологический уровень производственных фондов промышленных предприятий оказывают прямое влияние на конкурентоспособность производства, так же как и на конкурентоспособность выпускаемой продукции. Компетенции в станкоинструментальной промышленности как фондообразующей отрасли определяют общий уровень развития машиностроения в стране.

В рамках обеспечения национальной безопасности формирование внутренних компетенций в производстве современных средств производства является стратегически важной задачей государства. Для России как одного из мировых лидеров в производстве продукции оборонно-промышленного комплекса, являющегося основным потребителем станкоинструментальной промышленности, отрасль представляет высокую стратегическую значимость. Обеспечение оборонно-промышленного комплекса высокоточным и высокопроизводительным, а также защищенным от возможного внешнего влияния металлообрабатывающим оборудованием российского производства значительно снижает риск возникновения угрозы технологической безопасности, сохраняющейся при использовании импортных средств производства и компонентной базы.

В отличие от предприятий оборонно-промышленного комплекса, активно реализующих программы модернизации производственных мощностей, инвестиционная активность производителей продукции гражданского назначения во многом ограничена в силу ряда причин. В большинстве гражданских отраслей-потребителей в последние годы наблюдалось сокращение производства на фоне неблагоприятной рыночной конъюнктуры, что оказало негативное влияние на темпы обновления производственных фондов. Как следствие, объем российского рынка продукции станкостроения не растет.

В случае реализации программ модернизации потребители в условиях отсутствия конкурентоспособного внутреннего предложения (по цене и технологическому уровню) отдают предпочтение импортной продукции. Об этом свидетельствует высокий устойчивый уровень импортозависимости в отрасли. Текущий объем производства металлообрабатывающего оборудования (без учета инструментальной продукции) оценивается в 16,7 млрд. рублей, формируя порядка 17 процентов внутреннего спроса.

Вклад станкостроения в валовый внутренний продукт составляет 0,02 процента, что в разы ниже показателей основных стран - лидеров по производству станков (Китай - 0,15 процента, Япония - 0,23 процента, Германия - 0,32 процента). Развитие отрасли станкостроения в России окажет положительное влияние не только на отрасли-потребители, но и в целом на социально-экономическое развитие страны.

Помимо экономических факторов (состояния отраслей-потребителей) значительное влияние на положение отрасли оказывают макроэкономические условия и тенденции. В целом общеэкономические тенденции последних лет оказывали разнонаправленное влияние на развитие станкоинструментальной промышленности. С одной стороны, снижение инвестиционной привлекательности в результате применения в отношении России санкций и ухудшения доступа к международным финансовым рынкам ограничивают рост производства станков. С другой стороны, удешевление национальной валюты способствует повышению привлекательности российской продукции и наращиванию экспортных поставок. При этом в условиях неразвитости российского рынка комплектующих и высокой зависимости от зарубежных поставок девальвация рубля способствует удорожанию отечественной промышленной продукции.

2. Текущий уровень технологического и социально-экономического развития станкоинструментальной промышленности в России

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы


В фондообразующей и высокотехнологичной станкоинструментальной промышленности уровень развития преимущественно определяется компетенциями в научной, опытно-конструкторской и технологической деятельности, что выступает индикатором конкурентоспособности выпускаемой продукции.

К основным причинам низкого уровня инновационной активности относятся:

низкий объем инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, обусловленный острой нехваткой собственных финансовых ресурсов на реализацию прорывных инновационных проектов;

отсутствие регулирования, стимулирующего инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

дефицит высококвалифицированных кадров, вызванный следующими факторами:

слабая преемственность поколений в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах и производстве;

сокращение количества выпускников специализированных кафедр, прекращение притока хорошо подготовленных молодых специалистов в науку и на производство, в том числе из-за неконкурентно низкого уровня зарплаты в сравнении с предприятиями оборонно-промышленного комплекса;

устаревшая материально-техническая база кафедр большинства высших учебных заведений;

отсутствие привязки научных центров и центров производства;

низкий уровень взаимодействия российских потребителей и производителей продукции на этапе разработки (в части формирования потребности и дальнейшей коммерциализации);

отсутствие растущего потребления конечной станкоинструментальной продукции, обеспечивающего приемлемые сроки окупаемости инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и капитальных вложений.

Существенное усиление научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в отрасли является одной из ключевых задач реализации Стратегии. Без формирования этого базиса динамичное и опережающее развитие отрасли не представляется возможным.

Динамика внутреннего потребления и производства металлообрабатывающего оборудования


В структуре внутреннего спроса на металлообрабатывающее оборудование около 80 процентов приходится на сегмент металлорежущих станков, остальные 20 процентов формирует группа кузнечно-прессового оборудования.

В период 2014-2019 годов объемы потребления оборудования стабильно держались на уровне около 70 млрд. рублей ежегодно. Основной причиной стагнации спроса на металлообрабатывающее оборудование является падение покупательской способности отраслей-потребителей в силу ухудшения макроэкономической ситуации в стране, в результате которого предприятия отраслей-потребителей не готовы выделять значительные инвестиции на обновление станочного парка.

Производство металлообрабатывающих станков в России показывало динамичный рост в 2014-2019 годах ежегодно на 9,8 процента - с 10,42 млрд. рублей в 2014 году до 16,69 млрд. рублей по итогам 2019 года.

Производство металлообрабатывающего оборудования характеризуется низким уровнем консолидации - в отрасли на консолидированные структуры приходится не более 20 процентов производства.

Экспорт отечественного металлообрабатывающего оборудования в 2019 году составил 28 процентов всего объема производства, в направлениях экспортных продаж выступают как страны ближнего, так и дальнего зарубежья. При этом в денежном выражении объем поставок на внешние рынки вырос с 3 до 4,8 млрд. рублей в 2014-2019 годах.

Российский рынок станкоинструментальной продукции можно условно разделить на 2 сегмента - предприятия оборонно-промышленного комплекса и гражданские сектора промышленности.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса являются основными потребителями отечественной станкоинструментальной продукции. Спецификой этого сегмента являются спрос на сложное высокотехнологическое оборудование, а также высокая степень нормативного регулирования закупок.

На рынке станкоинструментальной продукции для гражданских сегментов работает множество российских малых и инновационных компаний, ориентированных в том числе на экспорт.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»