ГОСТ Р 12.2.144-2005 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Автомобили пожарные. Требования безопасности. Методы испытаний (с Поправкой)

     5 Требования безопасности

     

    5.1 Общие требования безопасности

5.1.1 Технические требования к тормозной системе ПА и норматив ее эффективности должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.13.

5.1.2 Цветографическая схема ПА, специальные световые и звуковые сигналы по ГОСТ Р 50574.

5.1.3 Электрооборудование, внешние световые приборы и светоотражающие приспособления ПА должны соответствовать требованиям ГОСТ 8769, ГОСТ Р 41.3, ГОСТ Р 41.4, ГОСТ Р 41.6, ГОСТ Р 41.7, ГОСТ Р 41.23, ГОСТ Р 41.48, ГОСТ Р 41.65, ГОСТ Р 41.87, ГОСТ Р 41.91, ГОСТ Р 52230.

5.1.4 Конструкция пожарной надстройки должна соответствовать разработанной предприятием - изготовителем ПА нормативному документу на ее монтаж на базовом шасси.

Не допускается в процессе эксплуатации ПА вносить изменения в конструкцию ПА, изменять места размещения ПТВ, вводить дополнительное ПТВ без согласования их с разработчиком (изготовителем) ПА.

5.1.5 Конструкция ПА должна предусматривать установку передних и задних защитных устройств, удовлетворяющих требованиям ГОСТ Р 41.42, ГОСТ Р 41.93.

5.1.6 Техническое состояние ПА в процессе эксплуатации должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 51709.

5.1.7 Уровень освещенности должен быть, лк, не менее:

- 20 - указателей, контрольных и измерительных приборов, маркировки элементов системы управления;

- 10 - кабины боевого расчета и отсеков кузова с ПТВ;

- 10 - рабочих площадок на расстоянии одного метра от отсеков, к которым подсоединяются всасывающие и напорные рукава, кабели ЭСУ и т.д.

В зоне рабочего места командира отделения в СПА должен быть размещен светильник (уровень освещенности должен быть не менее 10 лк) местного освещения (или предусмотрено место для размещения и подключения), не ослепляющий водителя.

5.1.8 Конструкция и размещение органов управления специальными агрегатами ПА должны исключать возможность случайного приведения их в действие.

Органы управления специальными агрегатами ПА, ручки для открывания крышек, люков сосудов, дверей СПА, отсеков и прочих элементов должны обеспечивать возможность захвата их руками в средствах индивидуальной защиты рук.

Органы управления специальной звуковой и световой сигнализации на ПА должны быть расположены в зоне, удобной для их экстренного включения водителем или командиром отделения.

5.1.9 Размеры, форма и расположение органов управления специальными агрегатами ПА, а также усилие, прикладываемое к ним, должны соответствовать требованиям ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753.

5.1.10 Полная масса ПА не должна превышать 95% полной массы, установленной для базового шасси.

При определении расчетной массы личного состава боевого расчета исходят из массы одного человека 75 кг плюс 10 кг персонального снаряжения на каждого члена боевого расчета.

5.1.11 Компоновка составных частей ПА на раме базового шасси должна обеспечивать распределение нагрузок на оси ПА полной массы в соответствии с техническими условиями на конкретное шасси. При этом нагрузка на управляемую ось должна составлять не менее 25% полной массы, а нагрузки на колеса правого и левого бортов должны быть равными с допустимым отклонением ±1% от полной массы.

5.1.12 Угол поперечной статической устойчивости ПА при полной массе должен быть не менее 30°.

5.1.13 Ударно-прочностные характеристики СПА должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р 41.29, ГОСТ Р 41.94, ГОСТ Р 41.95.

5.1.14 Высота СПА от пола до обивки крыши, измеренная на расстоянии 250 мм от внутренней обшивки боковой стенки, - не менее 1400 мм.

Расстояние от подушки (плоскости) сиденья до крыши СПА, измеренное под углом 8° к вертикали, - не менее 1100 мм.

5.1.15 Обзорность с рабочего места водителя должна удовлетворять требованиям ГОСТ Р 41.46, ГОСТ Р 51266.

5.1.16 Ширина дверного проема СПА при поперечном (относительно продольной оси шасси) расположении сидений - не менее 650 мм.

Ширина дверного проема СПА при продольном (вдоль рамы шасси) расположении сидений - не менее 1100 мм.