ГОСТ Р 41.46-99
(Правила ЕЭК ООН N 46)
Группа Д25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО
УТВЕРЖДЕНИЯ ЗЕРКАЛ ЗАДНЕГО ВИДА И МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ УСТАНОВКИ НА НИХ ЗЕРКАЛ ЗАДНЕГО ВИДА
Uniform provisions concerning the approval of rear-view mirrors, and of motor
vehicles with regard to the installation of rear-view mirrors
ОКС 43.040.60
ОКП 45 3000
45 4000
45 5000
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил N 46 ЕЭК ООН*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
________________
* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 46, Пересмотр 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.45/Rev.1, дата вступления в силу 08.07.88) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения зеркал заднего вида и механических транспортных средств в отношении установки на них зеркал заднего вида" и включает в себя:
- Пересмотр 1 - Поправка 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.45/Rev.1/ Amend.1, дата вступления в силу 27.08.96);
- Пересмотр 1 - Поправка 2 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.45/Rev.1/ Amend.2, дата вступления в силу 03.01.98)
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 46 (далее - Правила).
Настоящие Правила применяют:
1.1 к зеркалам заднего вида, предназначенным для установки на механических транспортных средствах категорий М, N и всех других механических транспортных средствах, имеющих менее четырех колес и кузов частично или полностью закрытого типа, и
1.2* к установке зеркал заднего вида на:
________________
* Для механических транспортных средств, не подпадающих под категории М, N, и всех других механических транспортных средств, не имеющих кузова частично или полностью закрытого типа, применяют требования Правил, которые в настоящее время разрабатывают и номер которых будет определен позже.
1.2.1 механических транспортных средствах категорий М и N;
1.2.2 на всех других механических транспортных средствах, имеющих менее четырех колес и кузов частично или полностью закрытого типа.
В настоящем стандарте применяют следующие термины:
2.1 зеркало заднего вида: Любое устройство, предназначенное для обеспечения в пределах поля обзора, определенного в 16.5, четкого вида того, что находится позади и сбоку транспортного средства, за исключением сложных оптических систем, таких как перископы.
2.2 внутреннее зеркало заднего вида: Устройство, соответствующее определению, данному в 2.1, предназначенное для установки в пассажирском салоне транспортного средства.
2.3 внешнее зеркало заднего вида: Устройство, соответствующее определению, данному в 2.1, предназначенное для установки на внешней поверхности транспортного средства.
2.4 зеркало для наблюдения: Какое-либо зеркало заднего вида, иное, чем определенное в 2.1, которое устанавливают внутри или снаружи транспортного средства и предназначено для обеспечения поля обзора, иного, чем предписанное в 16.5.
2.5 тип зеркала заднего вида: Устройства, которые не отличаются друг от друга по следующим основным характеристикам:
2.5.1 размерам и радиусу кривизны отражающей поверхности зеркала заднего вида;
2.5.2 конструкции, форме или материалам, из которых изготовлено зеркало заднего вида (Поправка серии 01).
2.6 класс зеркал заднего вида: Все устройства, имеющие одну или несколько общих характеристик или функций.
Их классифицируют следующим образом:
I - внутренние зеркала заднего вида, обеспечивающие поле обзора, определенное в 16.5.2;
II, III - так называемые "основные" внешние зеркала заднего вида, обеспечивающие поле обзора, определенное в 16.5.3;
IV - так называемые "широкоугольные" внешние зеркала заднего вида, обеспечивающие поле обзора, определенное в 16.5.4;
V - так называемые внешние зеркала "бокового обзора", обеспечивающие поле обзора, определенное в 16.5.5.
2.7 : Средний радиус кривизны, измеренный по отражающей поверхности в соответствии с методом, предписанным в разделе 2 приложения 7 к настоящим Правилам.
2.8 основные радиусы кривизны в одной точке отражающей поверхности (): Величины, полученные с использованием приборов, определенных в приложении 7, измеренные по дуге отражающей поверхности, проходящей через центр зеркала параллельно сегменту , определенному в 7.1.2.1, и по дуге, перпендикулярной этому сегменту.
2.9 радиус кривизны в одной точке отражающей поверхности (): Среднее арифметическое основных радиусов кривизны и , то есть
.
2.10 центр зеркала: Центр тяжести видимой зоны отражающей поверхности.
2.11 радиус кривизны составных элементов зеркала заднего вида:
Радиус с дуги окружности, которая в наибольшей степени приближается к кривизне рассматриваемого элемента.
2.12 транспортные средства категорий М и N: Транспортные средства, определенные в 5.2.2 и 5.2.3 Правил N 13.
3.1 Заявка на официальное утверждение типа зеркала заднего вида должна представляться владельцем фабричной или торговой марки или его надлежащим образом уполномоченным представителем.
3.2 К заявке для каждого класса зеркала заднего вида должны быть приложены упомянутые ниже документы в трех экземплярах и следующие данные:
3.2.1 техническое описание, включая инструкции по установке с указанием типа(ов) транспортных средств, для которых предназначено данное зеркало заднего вида;
3.2.2 чертежи, достаточно подробные, чтобы:
3.2.2.1 определить класс,
3.2.2.2 проверить соответствие общим техническим требованиям, предписанным в разделе 6,
3.2.2.3 проверить соответствие размерам, предписанным в 7.1,
3.2.2.4 контролировать положение мест, предусмотренных для знака официального утверждения и предписанных ниже в 4.2.
3.3 Кроме того, к заявке на официальное утверждение должны быть приложены четыре образца данного типа зеркала заднего вида. По просьбе лаборатории могут быть затребованы дополнительные образцы.
3.4 Компетентный орган должен проверить наличие удовлетворительных мер по обеспечению эффективного контроля за соответствием производства до выдачи официального утверждения по типу конструкции.
4.1 На образцах зеркал заднего вида, представленных для официального утверждения, должен быть нанесен фабричный или торговый знак предприятия-изготовителя; знак должен быть четким и нестираемым.
4.2 На защитном корпусе каждого зеркала заднего вида должно быть место, достаточное для нанесения знака официального утверждения, который должен быть удобочитаемым после установки зеркала заднего вида на транспортное средство; это место должно быть указано в чертежах, упомянутых в 3.2.2.
5.1 Если образцы, представленные для официального утверждения, отвечают требованиям, содержащимся в разделах 6-8, то данный тип зеркала заднего вида считают официально утвержденным.
5.2 Каждому официально утвержденному типу присваивают номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 01, соответствующие поправкам серии 01, вступившим в силу 5 октября 1987 г.) указывают серию поправок, удовлетворяющих значительным техническим изменениям, внесенным в Правила к моменту официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер какому-либо другому типу зеркала заднего вида.
5.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, отказе в официальном утверждении, распространении или отмене официального утверждения или об окончательном прекращении производства того или иного типа зеркала заднего вида в соответствии с настоящими Правилами посредством карточки, удовлетворяющей образцу, приведенному в приложении 1 к настоящим Правилам.
5.4 На все зеркала заднего вида, соответствующие официально утвержденному типу согласно настоящим Правилам, наносят, кроме знака, предписанного в 4.1, в месте, предусмотренном в 4.2, легко читаемый международный знак официального утверждения, состоящий из:
5.4.1 круга, внутри которого помещена буква Е, за которой следует отличительный номер страны, в которой произведено официальное утверждение*;
_______________
* 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - не присвоен, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - не присвоен, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - не присвоен, 31 - Босния и Герцеговина, 32-36 - не присвоены, 37 - Турция, 38-39 - не присвоены и 40 - бывшая югославская Республика Македония. Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.
5.4.2 номера официального утверждения;
5.4.3 дополнительного знака, состоящего из римской цифры.
5.5 Знак официального утверждения и дополнительный знак должны быть легко читаемыми и нестирающимися.
5.6 В приложении 3 к настоящим Правилам приведен образец знака официального утверждения и дополнительного знака, упомянутых выше.
6.1 Все зеркала заднего вида должны быть регулируемыми.
6.2 Контур отражающей поверхности должен быть окружен защитным корпусом (кожухом и т.д.), который по своему периметру в любой точке и во всех направлениях должен иметь значение 2,5 мм. Если отражающая поверхность выходит за пределы защитного корпуса, радиус кривой по периметру, выходящему за пределы корпуса, должен составлять 2,5 мм или более, а отражающая поверхность должна входить в защитный корпус под воздействием силы 50 Н, прикладываемой к наиболее выступающей точке по отношению к защитному корпусу в горизонтальном направлении, приблизительно параллельно средней продольной плоскости автотранспортного средства.
6.3 Если зеркало заднего вида установлено на ровную поверхность, все его части при любой регулировке устройства, а также все части, остающиеся прикрепленными к защитному корпусу после проведения испытания, предусмотренного в 8.2, которые в статическом положении могут вступать в контакт со сферой диаметром 165 мм для внутренних зеркал заднего вида либо диаметром 100 мм для внешних зеркал заднего вида, должны иметь радиус с не менее 2,5 мм.
6.3.1 Края отверстий для крепления или выемки, диаметр или наибольшая диагональ которых составляет менее 12 мм, не должны отвечать требованиям, касающимся радиуса, предусмотренным в 6.3, при условии, что с них снята фаска.
6.4 Устройство крепления на транспортном средстве должно быть сконструировано таким образом, чтобы цилиндр радиусом 50 мм, имеющий в качестве оси ось или одну из осей поворота или вращения, обеспечивающую отклонение зеркала заднего вида в направлении удара, по крайней мере частично проходил через поверхность, на которой оно крепится.
6.5 Соответствующие положения не распространяются на части внешних зеркал заднего вида, предусмотренные в 6.2 и 6.3, изготовленные из материала, твердость которого по Шору А не превышает 60.
6.6 Положения 6.2 и 6.3, касающиеся кронштейнов, не распространяются на части внутренних зеркал заднего вида, которые изготовлены из материала, твердость которого по Шору А составляет менее 50, и установлены на жестких кронштейнах.