Недействующий
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     
ГОСТ Р 41.13-99
(Правила ЕЭК ООН N 13)

Группа Д25

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО
УТВЕРЖДЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
КАТЕГОРИЙ М, N И О В ОТНОШЕНИИ ТОРМОЖЕНИЯ

Uniform provisions concerning the approval of vehicles
of categories M, N and О with regard to braking



ОКС 43.040.40

ОКП 45 1000

Дата введения 2000-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил N 13 ЕЭК ООН, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184

3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 13 с поправками серии 09 (с 28.06.96), Пересмотр 3 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.12/Rev.3, дата вступления в силу 26.03.95) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения" и включает в себя:

- Пересмотр 3 - Поправка 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.12/Rev.3/Amend.1, дата вступления в силу 28.08.96);

- Пересмотр 3 - Поправка 2 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.12/Rev.3/Amend.2, дата вступления в силу 23.06.97);

- Пересмотр 3 - Исправление 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.12/Rev.3/Corr.1, опечатки);

- Пересмотр 3 - Поправка 3 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.12/Rev.3/Amend.3, дата вступления в силу 27.04.98).

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 13 (далее - Правила)

     1 Область применения

1.1 Настоящие Правила применяются к торможению отдельных механических транспортных средств и отдельных прицепов, относящихся к категориям М, N и О, определенным в приложении 7 к Сводной резолюции о конструкции транспортных средств* (СР. 3).

________________

* В Правилах N 13-Н содержится альтернативный свод требований к транспортным средствам категории М. Договаривающиеся стороны, подписавшие как Правила N 13-Н, так и настоящие Правила, признают официальные утверждения, предоставленные на основании одних из этих правил в качестве в равной степени действительных.

1.2 Настоящие Правила не распространяются:

1.2.1 на транспортные средства, конструктивная скорость которых не превышает 25 км/ч;

1.2.2 на прицепы, которые запрещается прицеплять к механическим транспортным средствам, конструктивная скорость которых превышает 25 км/ч;

1.2.3 на транспортные средства, приспособленные для их вождения инвалидами.

1.3 На оборудование, устройства, методы и условия, упомянутые в приложении 1, настоящие Правила не распространяются.

     2 Определения


В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в отношении торможения.

2.2 тип транспортного средства: Транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в отношении следующих характеристик:

2.2.1 в случае механических транспортных средств:

2.2.1.1 категории транспортного средства (см. 1.1);

2.2.1.2 максимальной массы в соответствии с определением, содержащимся в 2.16;

2.2.1.3 распределения массы между осями;

2.2.1.4 максимальной конструктивной скорости;

2.2.1.5 тормозных устройств различного типа, в частности наличия или отсутствия оборудования для торможения прицепа либо наличия электрической системы регенеративного торможения;

2.2.1.6 числа и расположения осей;

2.2.1.7 типа двигателя;

2.2.1.8 числа передач и передаточных чисел;

2.2.1.9 передаточных чисел мостов;

2.2.1.10 размеров шин;

2.2.2 в случае прицепов:

2.2.2.1 категории транспортного средства (см. 1.1);

2.2.2.2 максимальной массы в соответствии с определением, содержащимся в 2.16;

2.2.2.3 распределения нагрузки между осями;

2.2.2.4 тормозных устройств различного типа;

2.2.2.5 количества и расположения осей;

2.2.2.6 размеров шин;

2.3 тормозная система: Совокупность частей, предназначенных для постепенного замедления или остановки движущегося транспортного средства или для обеспечения его неподвижности во время стоянки; функции этой системы определяются в 5.1.2. Эта система состоит из органа управления, привода и собственно тормоза.

2.4 орган управления: Часть, на которую непосредственно воздействует водитель (или, в соответствующих случаях, сопровождающее лицо, если речь идет о прицепе) для передачи на привод энергии, необходимой для торможения или для управления этим приводом. Этой энергией может быть либо мускульная сила водителя, либо иной контролируемый им источник энергии, либо, в соответствующих случаях, кинетическая энергия прицепа, либо сочетание этих видов энергии.

2.5 привод: Совокупность элементов, находящихся между управлением и тормозом и обеспечивающих между ними функциональную связь. Привод может быть механическим, гидравлическим, пневматическим, электрическим или гибридным. В тех случаях, когда торможение осуществляется целиком или частично с помощью источника энергии, не зависящего от водителя, но контролируемого им, содержащийся в системе запас энергии также является частью привода.

Привод подразделяется на две независимые функциональные части: привод управления и энергетический привод. В тех случаях, когда термин "привод" используется в настоящих Правилах самостоятельно, он означает как "привод управления", так и "энергетический привод". Управляющие и питающие магистрали, соединяющие буксирующие транспортные средства и прицепы, не рассматриваются в качестве частей привода.

2.5.1 привод управления: Совокупность элементов привода, которые контролируют функционирование тормозов, включая функцию управления и необходимый запас (запасы) энергии;

2.5.2 энергетический привод: Совокупность элементов, которые обеспечивают подачу на тормоза энергии, необходимой для их функционирования, включая запас (запасы) энергии, необходимой для работы тормозов.

2.6 тормоз: Устройство, в котором возникают силы, противодействующие движению транспортного средства. Тормоз может быть фрикционным (когда эти силы возникают в результате трения двух движущихся относительно друг друга частей транспортного средства), электрическим (когда эти силы возникают в результате электромагнитного взаимодействия двух движущихся относительно друг друга, но несоприкасающихся элементов транспортного средства), гидравлическим (когда силы возникают в результате действия жидкости, находящейся между двумя движущимися относительно друг друга элементами транспортного средства); тормозом может служить также двигатель (когда эти силы возникают в результате искусственного увеличения тормозящего действия двигателя транспортного средства, передаваемого на колеса).

2.7 тормозные системы различного типа: Системы, имеющие между собой существенные различия и представляющие собой:

2.7.1 системы, компоненты которых имеют иные характеристики;

2.7.2 системы, у которых какой-либо компонент выполнен из материала, имеющего иные характеристики, или компоненты которых имеют иную форму или иной размер;

2.7.3 системы с различной комбинацией компонентов;

2.8 элемент тормозной системы: Одна из отдельных частей, совокупность которых образует тормозное устройство.

2.9 непрерывное торможение: Торможение состава транспортных средств, вызываемое действием устройства, имеющего следующие характеристики:

2.9.1 единый орган управления, на который находящийся на своем месте водитель воздействует одним плавным движением;

2.9.2 энергия, используемая для торможения входящих в состав транспортных средств, поступает из одного и того же источника (которым может быть мускульная сила водителя);

2.9.3 тормозная система обеспечивает одновременное или последовательное торможение каждого из входящих в состав транспортных средств, независимо от их относительного положения.

2.10 полунепрерывное торможение: Торможение состава транспортных средств с помощью системы, имеющей следующие характеристики:

2.10.1 единый орган управления, на который находящийся на своем месте водитель воздействует одним плавным движением,

2.10.2 энергия, используемая для торможения входящих в состав транспортных средств, поступает из двух различных источников (одним из которых может быть мускульная сила водителя),

2.10.3 тормозная система обеспечивает одновременное или поэтапное торможение каждого из входящих в состав транспортных средств, независимо от их относительного положения;

2.11 автоматическое торможение: Торможение одного из нескольких прицепов, осуществляемое автоматически при отделении компонентов состава сцепленных транспортных средств, в том числе в случае разрыва сцепки, что не должно отражаться на эффективности торможения остальных транспортных средств этого состава.

2.12 инерционное торможение: Торможение за счет использования сил, возникающих при приближении прицепа к тягачу.

2.13 регулируемое торможение: Торможение, при котором в пределах нормального диапазона действия устройства как во время затормаживания, так и во время растормаживания:

2.13.1 водитель может в любой момент увеличить или уменьшить силу торможения путем действия на орган управления,

2.13.2 сила торможения изменяется в том же направлении, что и действие на орган управления (монотонная функция),

2.13.3 обеспечивается возможность свободного регулирования силы торможения с достаточной точностью;

2.14 износостойкая тормозная система*: Дополнительная система торможения, обладающая способностью обеспечивать и поддерживать эффект торможения в течение длительного периода времени без значительного ухудшения эксплуатационных характеристик. Термин "износостойкая тормозная система" охватывает всю систему, включая устройство управления.

________________

* До тех пор, пока не будут приняты единообразные методы расчета эффективности износостойких тормозных систем в соответствии с положениями приложения 10, это определение не будет охватывать транспортные средства, оборудованные регенеративными тормозными системами.

2.14.1 Износостойкая тормозная система может представлять собой одно устройство или комбинацию нескольких устройств. Каждое устройство может иметь свое собственное управление.

2.14.2 Конфигурация органов управления износостойких тормозных систем:

2.14.2.1 отдельная износостойкая тормозная система: Износостойкая тормозная система, устройство управления которой не зависит от устройств управления рабочей и других тормозных систем;

2.14.2.2 встроенная износостойкая тормозная система*: Износостойкая тормозная система, устройство управления которой совмещено с устройством управления рабочей тормозной системы таким образом, что износостойкая тормозная система и рабочая тормозная система включается одновременно или в соответствующей последовательности с помощью комбинированного устройства управления;

________________

* До тех пор, пока не будут приняты единообразные методы расчета эффективности износостойких тормозных систем в соответствии с положениями приложения 10, транспортные средства, оборудованные встроенными износостойкими тормозными системами, должны быть также оборудованы антиблокировочным устройством, действующим, по крайней мере, на рабочие тормоза оси, управляемой износостойкой тормозной системой, на износостойкую тормозную систему, и испытанным в соответствии с положениями приложения 13.

2.14.2.3 комбинированная износостойкая тормозная система: Встроенная износостойкая тормозная система, дополнительно оборудованная прерывателем, который позволяет с помощью общего устройства управления включать только рабочую тормозную систему.

2.15 груженое транспортное средство при отсутствии особых указаний: Транспортное средство, нагруженное таким образом, чтобы была достигнута его максимальная масса.

2.16 максимальная масса: Технически допустимая максимальная масса, объявленная предприятием-изготовителем (эта масса может быть больше максимальной массы, допускаемой национальными компетентными органами).

2.17 распределение массы между осями: Распределение воздействия силы тяжести на массу транспортного средства и/или его полного веса между осями.

2.18 нагрузка на колесо/ось: Вертикальная статическая реакция (сила) поверхности дороги в зоне контакта с колесом/колесами оси.