Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


     ГОСТ Р 51266-99

Группа Д29

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

ОБЗОРНОСТЬ С МЕСТА ВОДИТЕЛЯ

Технические требования. Методы испытаний

Automobile transport facilities. Visibility from the driver's seat.
Technical requirements. Test methods



ОКС 03.220.20*

ОКП 45 1000

____________________

* В указателе "Национальные стандарты" 2007 г.

ОКС 43.040. - Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2000-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ)

ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 56 "Дорожный транспорт"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 20 апреля 1999 г. N 129

3 Стандарт гармонизирован с Директивами ЕЭС 77/649, 78/318 в части технических требований и методов испытаний

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2000 г.

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства, в том числе троллейбусы (далее - АТС), категорий , , , , , по ГОСТ 22895* (приложение А) и устанавливает технические требования и методы испытаний в отношении передней обзорности с места водителя.

________________

* На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 41.13-99, ГОСТ Р 41.13-Н-99. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.


Стандарт не распространяется на АТС, оборудованные кузовами (кабинами), производство которых начато до 1 января 1977 г.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 20304-90 Манекены посадочные трехмерный и двухмерный. Конструкция, основные параметры и размеры

ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Технические требования

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

Бинокулярный обзор - обзор, получаемый в результате наложения полей, видимых левым и правым глазами одновременно.

Боковые разделительные стойки переднего окна - конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном ветровом стекле.

Зона очистки переднего окна - зона на наружной поверхности стекла, очищаемая щетками стеклоочистителя.

Исходные точки отсчета - физические точки (отверстия, плоскости, метки и углубления) на кузове АТС, указанные предприятием-изготовителем.

Конструктивный угол наклона туловища - угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей через точку , и линией туловища в положении, соответствующем конструктивному положению спинки сиденья, указанному предприятием-изготовителем АТС.

Непросматриваемые зоны - невидимые зоны, создаваемые непрозрачными элементами конструкции кабины (кузова), внутренним или наружным оборудованием и т.д.

Непросматриваемые зоны, создаваемые стойками переднего окна, - невидимые зоны, создаваемые стойками переднего окна с учетом бинокулярности обзора.

Нормативные зоны А и Б переднего окна - условные зоны на наружной поверхности стекла АТС. Размеры нормативных зон А и Б установлены настоящим стандартом. Нормативная зона А расположена внутри нормативной зоны Б непосредственно перед водителем.

Нормативное поле обзора П - условное поле передней обзорности в 180°-ном секторе, расположенное между горизонтальной плоскостью, являющейся верхней границей поля и проходящей на уровне глаз водителя, и тремя другими плоскостями, составляющими в совокупности нижнюю границу поля. Взаимное расположение указанных плоскостей в пространстве установлено настоящим стандартом.

Обзорность - конструктивное свойство АТС, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления АТС.

Передняя обзорность - обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180°, в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости АТС. Характеризуется размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна, степенью очистки нормативных зон А и Б, нормативным полем обзора П, недосматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П, а также непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна.

Продольная регулировка сиденья - величина перемещения сиденья, измеренная по горизонтали между крайним задним и крайним передним фиксированными положениями.

Продольная регулировка сиденья для нормального управления или использования - регулировка по горизонтали без перемещения, предусмотренного для целей, иных, чем нормальное управление или использование, заданная предприятием-изготовителем.

Прозрачная часть переднего и боковых окон - часть стекла переднего и боковых окон, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопропускаемость согласно ГОСТ 5727.

Разделительные стойки боковых окон - конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном боковом стекле.

Средняя и боковые стойки переднего окна - опоры крыши кабины с примыкающими непрозрачными элементами дверей и уплотнителей или со сплошной непрозрачной полосой по краям вклеиваемых стекол. При этом средняя стойка может не являться опорой крыши кабины.

Степень очистки нормативной зоны - отношение площади поверхности нормативной зоны, очищаемой щетками стеклоочистителей, к общей площади поверхности соответствующей нормативной зоны, выраженное в процентах.

Точки - характеристические точки, имитирующие положение левого и правого глаза при повороте головы сидящего относительно точки в направлении соответствующей боковой стойки.

Точки - характеристические точки пересечения оси поворота головы сидящего в направлении к объекту наблюдения с горизонтальной плоскостью, расположенной на высоте глаз, принятые для определения углов непросматриваемых зон, образуемых стойками переднего окна. При этом имеется ввиду, что сидящий поворачивает голову вокруг вертикальной оси. Координаты точек через угол наклона туловища сидящего и продольную регулировку сиденья для нормального управления или использования зависимы от координат точки .

Точка или контрольная точка сидения - условная точка, указываемая предприятием-изготовителем для сидения водителя и устанавливаемая относительно трехмерной системы координат.

Точки - характеристические точки положения глаз водителя, принятые для определения границ нормативных зон А и Б переднего окна и нормативного поля обзора П АТС. Координаты точек через угол наклона туловища сидящего зависимы от координат точки .

Тип транспортного средства (в отношении передней обзорности) - совокупность АТС, не имеющих между собой конструктивных различий, влияющих на показатели обзорности с места водителя, и отвечающие одним требованиям, установленным данным стандартом.

     4 Технические требования

     

     4.1 Параметры, определяющие переднюю обзорность


Передняя обзорность определяется (рисунок 1):

- размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна;

- степенью очистки нормативных зон А и Б переднего окна;

- непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна;

- недосматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П.

     

1 - граница прозрачной части левого бокового окна; 2 - левая боковая стойка переднего окна;
3 - контур очистки переднего окна; 4 - граница нормативной зоны А; 5 - граница нормативной зоны Б;
6 - граница прозрачной части переднего окна; 7 - правая боковая стойка переднего окна;
8 - граница прозрачной части правого бокового окна; 9 - следы от плоскостей,
являющихся границами нормативного поля обзора П

     
Рисунок 1 - Расположение нормативных зон А и Б переднего окна и нормативного поля обзора П

     

     4.2 Требования к размерам и расположению нормативных зон А и Б переднего окна

4.2.1 Размеры и расположение нормативных зон А и Б переднего окна определяются углами, значения которых представлены в таблице 1.


Таблица 1 - Размеры нормативных зон А и Б переднего окна АТС

Категория АТС

Вариант компоновок двигателей на АТС

Зона

Нормативный угол, градусы, не менее

вверх

вниз

влево

вправо

Все варианты

А

3

1

13

20

Б

7

5

17

+

Капотная

А

3

1

13

20

Б

7

5

17

+

Полукапотная

А

7

4

15

20

Б

12

8

19

+

Вагонная

А

7 (5)

4

15 (13)

20

Б

12 (5)

11

19 (13)

+

Капотная

А

6

3

15

20

Б

9

7

19

+

Полукапотная

А

9

15 (8)

20

20

Б

10

21 (8)

22

+

Вагонная

А

9

15

20

20

Б

10

21

22

+

Капотная

А

3

1

13

20

Б

7

5

17

+

Полукапотная

А

5

2

14

20

Б

8

6

18

+

С кабиной над двигателем

А

5

2

14 (13)

20

Б

8 (5)

6

18 (13)

+

Все варианты

А

6

3

15

16

Б

9

7

18

+

А

6

7

15

16

Б

7 (6*)

10

18

+

* Для АТС капотной компоновки с составным ветровым стеклом и боковыми разделительными стойками.

Примечания:

1 Знак "+" означает, что правая граница нормативной зоны Б симметрична левой границе относительно средней продольной плоскости АТС.

2 Значения, указанные в скобках, действуют до 1 января 2005 г. При новом проектировании не применять.