ГОСТ Р 41.23-99
(Правила ЕЭК ООН N 23)
Группа Д25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ,
КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ЗАДНИХ ФАР
МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ИХ ПРИЦЕПОВ
Uniform provisions concerning the approval of reversing lights for power-driven
vehicles and their trailers
ОКС 43.040.20
ОКП 45 7364
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 23*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
________________
* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 23, Пересмотр 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.22/Rev.1, дата вступления в силу 24.09.92) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения задних фар механических транспортных средств и их прицепов" и включает в себя:
- Пересмотр 1 - Поправка 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.22/ Rev.1 /Amend.1, дата вступления в силу 11.02.96);
- Пересмотр 1 - Поправка 2 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.22/ Rev.1/Amend.2, дата вступления в силу 18.01.98)
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 23 (далее - Правила), прилагаемые в качестве добавлений 22 к "Соглашению о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний", заключенному в Женеве 20 марта 1958 г.
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
1.1 задняя фара: Огонь транспортного средства, предназначенный для освещения дороги сзади транспортного средства и подачи предупреждающего сигнала другим пользователям дороги, когда транспортное средство дает или намеревается дать задний ход;
1.2 в настоящих Правилах используют определения, которые приводятся в Правилах ЕЭК ООН N 48 и в тех сериях поправок к ним, которые применялись на дату подачи заявки на официальное утверждение типа;
1.3 задние фары различных типов: Задние фары, имеющие существенные различия, которые могут касаться, в частности:
1.3.1 фирменного наименования или торговой марки,
1.3.2 характеристик оптической системы,
1.3.3 дополнительных элементов, способных изменять оптические результаты путем отражения, преломления или поглощения и
1.3.4 категории лампы накаливания.
2.1 Заявку на официальное утверждение подает изготовитель или его уполномоченный представитель.
2.2 Для каждого типа задней фары к заявке должны быть приложены:
2.2.1 чертежи в трех экземплярах, достаточно подробные для того, чтобы опознать тип задней фары, и указывающие геометрические условия монтажа на транспортном средстве, а также ось наблюдения, которая должна быть принята при испытаниях как исходная ось (горизонтальный угол равен 0, вертикальный угол равен 0), и точку, которая должна быть принята при этих испытаниях как исходный центр. На чертежах должно быть указано место, предназначенное для номера официального утверждения и дополнительного обозначения по отношению к кругу, в котором проставлен знак официального утверждения;
2.2.2 краткое техническое описание, в котором, за исключением случая ламп с несменными источниками света, указываются, в частности, категория или категории предписываемых ламп накаливания; эта категория ламп накаливания должна входить в число категорий, предусмотренных в Правилах ЕЭК ООН N 37;
2.2.3 два образца. Если приспособления не идентичны, но симметричны и сконструированы таким образом, чтобы они могли монтироваться соответственно на левой или правой стороне транспортного средства, то оба представленные образца могут быть идентичными и пригодными только для правой или только для левой стороны транспортного средства.
На образцах типа задней фары, представляемой на официальное утверждение, должны находиться:
3.1 фирменное наименование или торговая марка предприятия, представившего заявку на официальное утверждение; эта марка должна быть четкой и нестираемой;
3.2 четкая и нестираемая маркировка, указывающая категорию или категории предписываемых ламп накаливания; это положение не применяется к фонарям заднего хода с несменными источниками света;
3.3 надпись "Верх", нанесенная горизонтально на верхнюю часть освещающей поверхности, если это необходимо в целях избежания ошибки при монтаже задней фары на транспортном средстве;
3.4 место достаточного размера для знака официального утверждения и дополнительных обозначений, предусмотренных в 4.3; это место должно быть указано на чертежах, упомянутых в 2.2.1;
3.5 в случае фонарей заднего хода с несменными источниками света - маркировка, указывающая номинальное напряжение и мощность.
4.1 Если оба образца типа задней фазы удовлетворяют требованиям настоящих Правил, то данный тип задней фары считается официально утвержденным.
4.2 Каждому официально утвержденному типу задней фары присваивается номер официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу задней фары, на которую распространяются настоящие Правила. Договорившиеся стороны Соглашения 1958 г., применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, распространении официального утверждения, отказе в официальном утверждении, отмене официального утверждения, окончательном прекращении производства типа задней фары посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.
4.3 На каждом фонаре заднего хода, соответствующем типу, официально утвержденному на основании настоящих Правил, в месте, указанном в 3.4, помимо маркировки и надписей, приведенных соответственно в 3.1, 3.2 и 3.3 или 3.5, должны проставляться:
4.3.1 международный знак официального утверждения, состоящий:
4.3.1.1 из круга, в котором проставлена буква "Е", за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение* и
4.3.1.2 из номера официального утверждения;
4.3.2 дополнительного обозначения, состоящего из букв "А" и "R", соединенных так, как показано на схеме, приведенной в приложении 2.
________________
* Странам-участникам Соглашения присвоены следующие коды: 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - не присвоен, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - не присвоен, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - не присвоен, 31 - Босния и Герцеговина, 32-36 - не присвоены, 37 - Турция, 38-39 - не присвоены и 40 - бывшая югославская Республика Македония. Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.
4.3.3 Две первые цифры номера официального утверждения, указывающие на последнюю серию поправок к настоящим Правилам, могут располагаться вблизи дополнительного обозначения "AR".
4.3.4 На фарах, углы видимости которых асимметричны исходной оси в горизонтальном направлении, стрелка указывает сторону, в которой фотометрические характеристики соблюдаются до угла , равного 45°.
4.4 Если сгруппированные, комбинированные или совмещенные огни состоят из двух или более огней, то официальное утверждение выдается лишь в том случае, если все огни удовлетворяют требованиям настоящих Правил или других Правил. В сгруппированные, комбинированные или совмещенные огни не должны входить огни, не отвечающие требованиям каких-либо из этих Правил.
4.4.1 Если сгруппированные, комбинированные или совмещенные огни отвечают требованиям нескольких Правил, то наносится единый знак официального утверждения, состоящий из круга, в котором проставлена буква "Е", за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение, номер официального утверждения и, при необходимости, стрелка. Данный знак официального утверждения может проставляться в любом месте сгруппированных, комбинированных или совмещенных огней при условии, что:
4.4.1.1 он хорошо различим после их установки;
4.4.1.2 ни одна из частей сгруппированных, комбинированных или совмещенных огней не может быть снята с транспортного средства без удаления знака официального утверждения.
4.4.2 Отличительный знак для каждого огня, соответствующий Правилам, на основании которых было выдано официальное утверждение, вместе с серией поправок, включающих последние основные технические изменения, внесенные в настоящие Правила к моменту выдачи официального утверждения, должен наноситься:
4.4.2.1 либо на соответствующую светоиспускающую поверхность;
4.4.2.2 либо на узел в целом таким образом, чтобы каждый из сгруппированных, комбинированных или совмещенных огней можно было легко идентифицировать (см. три схемы в приложении 2).
4.4.3 Размеры элементов единого знака официального утверждения должны быть не меньше минимального размера, предписываемого для самых маленьких отдельных знаков Правилами, на основании которых предоставлено официальное утверждение.
4.4.4 Каждому утвержденному типу должен соответствовать свой номер официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присваивать один и тот же номер другому типу сгруппированных, комбинированных или совмещенных огней, подпадающий под действие настоящих Правил.
4.5 Знак и обозначение, упомянутые в 4.3.1 и 4.3.2, должны быть нестираемыми и удобочитаемыми даже тогда, когда задняя фара установлена на транспортном средстве.
4.6 В приложении 2 приводятся схемы знаков официального утверждения для одиночного огня (рисунок 1) и для сгруппированных, комбинированных и совмещенных огней (рисунок 2) со всеми вышеупомянутыми дополнительными обозначениями, включая совмещенные буквы А и R.
5.1 Каждый образец должен отвечать нижеприведенным спецификациям.
5.2 Задние фары должны быть запроектированы и изготовлены таким образом, чтобы при нормальных условиях использования и несмотря на вибрацию, которой они могут при этом подвергаться, было обеспечено их исправное действие и чтобы они сохраняли характеристики, приведенные в настоящих Правилах.
6.1 Сила света, излучаемого каждым из двух образцов, должна быть не ниже минимального и не выше максимального из указанных ниже значений и должна измеряться в указанных ниже направлениях, находящихся под углом к исходной оси (углы выражаются в градусах).
6.2 Сила света, проходящего через исходную ось, должна быть не менее 80 кд.
6.3 Сила света, излучаемого во всех направлениях, откуда может быть виден огонь, не должна превышать:
- 300 кд в направлениях, расположенных в горизонтальной плоскости или выше этой плоскости;
- 600 кд в направлениях, расположенных ниже горизонтальной плоскости.
6.4 Во всех других направлениях измерения, показанных в приложении 3, сила света должна иметь значение не ниже минимальных значений, указанных в данном приложении.
Однако в том случае, если задние фары предназначены для установки на транспортном средстве исключительно попарно, фотометрическая интенсивность может проверяться только до угла 30° в направлении внутрь, при этом должна достигаться фотометрическая величина, составляющая не менее 25 кд. Это условие должно быть четко разъяснено в заявке на официальное утверждение и связанных с этим документах (см. раздел 2). Кроме того, в случае, если официальное утверждение типа предоставляется с использованием вышеупомянутого условия, в разделе 11 "Замечания" карточки сообщения (см. приложение 1) делается запись, информирующая о том, что данные устройства должны устанавливаться только попарно.
6.5 В случае одиночного огня, имеющего более одного источника света, лампа должна отвечать требованиям в отношении минимальной силы света при выходе из строя любого из источников света, при этом, когда все источники света включены, максимальная сила света не должна превышаться.
7.1 Все измерения производства с помощью бесцветных эталонных ламп, относящихся к типам, предписанным для данного устройства и отрегулированным для излучения нормального светового потока, предписанного для этих типов ламп.
7.1.1 Все измерения на фарах с несъемными источниками света (лампами накаливания и др.) должны проводиться при напряжении 6,75; 13,5 или 28,0 В соответственно.
В случае источников света со специальным блоком питания вышеуказанное испытательное напряжение подается на входные клеммы этого блока питания. Испытательная лаборатория может потребовать от изготовителя предоставить этот специальный блок питания, необходимый для питания источников света.
Цвет излучаемого света должен быть белым. В сомнительных случаях может быть выполнена проверка на основе определения белого цвета, приведенного в приложении 4.