2.1. Общие правила приемки - по ГОСТ 7566.
2.2. К приемке рельсы предъявляют партиями. Партия должна состоять из рельсов одного типа, одной плавки (ковша) и одной категории твердости. Допускаются сборные партии массой до 100 т. В сборную партию могут входить рельсы одного типа, одной категории твердости, одной степени раскисленности. Разница в содержании углерода в рельсах сборной партии не должна превышать 0,03%, марганца 0,15%.
Рельсам сборной партии присваивают условный номер плавки.
2.3. Отбор проб для химического анализа производят по ГОСТ 7565.
2.4. Контроль макроструктуры на наличие флокенов проводят по ГОСТ 10243. Допускается осуществлять контроль макроструктуры неразрушающими методами контроля по методикам, утвержденным в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.5. Химический анализ рельсовой стали проводят по ГОСТ 22536.0 - ГОСТ 22536.6, ГОСТ 27809, ГОСТ 17745 или по методикам, утвержденным в установленном порядке, обеспечивающим необходимую точность.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.6. Размеры рельсов проверяют измерительным инструментом соответствующей точности и шаблонами.
2.7. Наличие и глубину поверхностных дефектов при внешнем осмотре проверяют пробной вырубкой.
2.8. Изготовление образцов и испытание на растяжение производят по ГОСТ 1497.
Испытанию на растяжение должен подвергаться один образец от каждой плавки.
Для испытания на растяжение отбирают отрезок рельса, из которого изготовляют круглый образец диаметром 10 мм с 5-кратной расчетной длиной; отрезок клеймят номером плавки.
Образец вытачивают из верхнего угла головки рельса ближе к поверхности катания.
Испытание на растяжение допускается не производить, если на предприятии-изготовителе применяют статистические методы контроля.
2.9. Для испытания рельсов на удар под копром от одной из рельсовых полос каждой десятой плавки по выбору ОТК отбирает один пробный отрезок длиной 1,3-1,5 м, который клеймят номером плавки. Пробный отрезок укладывают головкой кверху на опоры с радиусом закругления 125 мм и расстоянием между ними 1000-1050 мм и подвергают удару "бабой" массой 500 кг с высоты:
2,7 м - для рельсов типа Р18;
4,2 м - для рельсов типа Р24.
При испытании под копром с массой "бабы" 1 т высоту подъема уменьшают в два раза.
Пробный отрезок рельса должен выдержать испытание на удар при температуре от 0 до плюс 40 °С согласно требованиям настоящего стандарта, причем на нем не должны быть обнаружены признаки разрушения. Трещину на поверхности и выкол подошвы как в пролете, так и на опорах считают признаками разрушения.
2.10. Контроль твердости по Бринеллю - по ГОСТ 22761 или ГОСТ 9012.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.11. При неудовлетворительном результате какого-либо испытания дальнейший контроль рельсов производят в соответствии с ГОСТ 7566.