6. Институциональные преобразования в ЖКХ края
Для повышения качества услуг ЖКХ края, модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, эффективного использования ресурсов в рамках разработки и реализации Стратегии развития требуется системное управление как процессом преобразований, так и самим рынком услуг. Эта задача должна решаться министерством жилищно-коммунального хозяйства края и органами управления, выполняющими функции городского (районного, поселенческого) заказчика в городских и сельских поселениях края.
Для реализации Стратегии развития на первом этапе необходимо создание нормативно-правовой и методической основы новых методов функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса.
Органам местного самоуправления края целесообразно принять ряд новых нормативных правовых актов, соответствующих действующему законодательству, а также утвердить примерные документы как основу для подготовки и заключения договоров различными субъектами жилищно-коммунального обслуживания: положение о городском (поселенческом) заказе, положение об управлении многоквартирным домом, положение о профессиональном управляющем многоквартирным домом, примерные договоры на исполнение городского (поселенческого) заказа с населением и др.
При этом в целях единообразия организации управления ЖКХ в городах и сельских поселениях края министерством жилищно-коммунального хозяйства края разрабатываются примерные формы указанных документов, которые органы местного самоуправления могли бы принять за основу при разработке собственных документов. Отметим, что хотя разрабатываемые министерством жилищно-коммунального хозяйства края формы указанных положений и договоров и будут иметь для органов местного самоуправления рекомендательное значение, учитывая аналогичную практику в других регионах, можно с уверенностью заявлять, что органы местного самоуправления проявят к документам должное внимание и будут использовать их в нормотворческой деятельности.
Институциональные преобразования ЖКХ края реализуются по следующим направлениям:
- совершенствование системы управления ЖКХ, структуризация городского (районного, поселенческого) заказчика, построение единой системы городского (поселенческого) заказа как механизма регулирования монополизированного рынка услуг;
- преобразование хозяйствующих субъектов, создание конкурентных отношений в сфере ЖКХ, создание условий для частного бизнеса в жилищно-коммунальном комплексе (далее - ЖКК);
- построение договорных отношений между субъектами рынка;
- совершенствование взаимодействия с потребителями, структуризация потребителей и собственников жилых помещений.
Мероприятия по институциональному преобразованию ЖКХ края по этапам применительно к каждому типу поселений представлены в таблицах 6.1 - 6.3.