В муниципальных образованиях края двухуровневая система управления жилищно-коммунальным обслуживанием должна обеспечиваться четкой схемой договорных отношений.
На уровне муниципального образования выстраивается система договорных отношений, в соответствии с которой происходит взаимодействие между муниципальным образованием, городским (районным, поселенческим) заказчиком ЖКУ, управляющей компанией-оператором, организациями ЖКХ, расчетно-кассовым центром, профессиональными управляющими, населением.
Необходимо отметить, что построение договорных отношений отличается в зависимости от типа поселений края.
Так, например, для поселений I типа характерна развитая система договорных отношений с определенной ролью каждого из участников (органов власти, хозяйствующих субъектов и потребителей).
Для городов I типа - Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре -характерно выделение городского заказчика как самостоятельного юридического лица и передача ему полномочий соответствующим договором.
Схема договорных отношений подразумевает создание института профессиональных управляющих (уже на первом этапе реализации Стратегии развития) и заключение договоров с жилищно-эксплуатационными и коммунальными организациями, в то время как в поселениях III типа управление многоквартирным домом на первом этапе будет осуществляться путем непосредственного управления собственниками жилых помещений.
Кроме того, для поселений III типа оказание ЖКУ производится многоотраслевыми предприятиями, в то время как в I типе поселений услуги оказываются и специализированными коммунальными предприятиями.