Для ограничения монопольного положения коммунальных предприятий необходимо максимально развивать конкурентные формы деятельности жилищно-коммунальных предприятий во всех поселениях края. Однако крайне медленное развитие этого процесса (а в большинстве сфер коммунальных услуг - принципиальная невозможность открытой конкуренции) требует регулирования органами местного самоуправления как процесса жилищно-коммунального обслуживания, так и состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, для чего и необходим городской (поселенческий) заказ.
Регулирование органами местного самоуправления процесса оказания услуг осуществляется путем установления единых правил и условий выхода на рынок для хозяйствующих субъектов и реализуется через внедрение инструмента городского (поселенческого) заказа на оказание жилищных и коммунальных услуг.
Действующее законодательство Российской Федерации предполагает использование городского (поселенческого) заказа для регулирования работы ЖКХ.
Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением городского (поселенческого) заказа устанавливается уставом муниципального образования или иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Городской (поселенческий) заказ на жилищно-коммунальное обслуживание определяет основные требования к порядку, качеству и стоимости обслуживания, обязанности и права сторон, включая имущественные отношения, инвестиционные обязательства хозяйствующего субъекта, обеспечивающие определенный уровень социальной эффективности коммунальной сферы. Городской (поселенческий) заказ на жилищно-коммунальное обслуживание - нормативный правовой акт, содержащий установленные органом местного самоуправления требования и условия обслуживания потребителей муниципального образования в составе края, являющиеся обязательными для субъектов хозяйствования, обеспечивающих или претендующих на право обслуживания и ремонта жилищного фонда и/или предоставление коммунальных услуг, эксплуатацию, замену, реконструкцию и модернизацию изношенных основных фондов, строительство объектов коммунальной инфраструктуры, реализацию инвестиционных проектов, управление жилищным фондом, а также предоставление работ и услуг в жилищно-коммунальном секторе.
Императивный порядок установления требований и стандартов практически исключается при заключении прямых договоров предприятия-монополиста с потребителем - слабейшей стороной правоотношений.
В потенциально конкурентном секторе обслуживания жилищного фонда также должны быть регламентированы единые требования к содержанию зданий и качеству обслуживания, содержанию придомовой территории, качеству и объемам предоставляемых коммунальных услуг, что также требует их отражения в нормативных правовых актах органов местного самоуправления, учитывающих специфику конкретного муниципального образования.
Порядок подготовки конкурсной документации и размещения городского (поселенческого) заказа на жилищно-коммунальное обслуживание должен осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Не вмешиваясь в финансово-хозяйственную деятельность предприятия, органы власти определяют условия, опосредованно обязывающие хозяйствующий субъект выполнять необходимый регламент работ, совершенствовать технологию (включая привлечение кредитных ресурсов).
При конкурсном размещении городского (поселенческого) заказа обеспечивается возможность регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг, определяется единый порядок расчетов и условия пересмотра тарифов. В то же время обеспечивается и сохранение условий оплаты и уровня финансирования (в том числе - бюджетного) при проведении предприятием ресурсосберегающих мероприятий, сокращении затрат и объемов потребления услуг.
Порядок формирования и размещения городского (поселенческого) заказа на жилищно-коммунальное обслуживание на конкурсной основе представлен на рис. 6.1.
В условиях конкурса на право обслуживания принадлежащей муниципальному образованию инфраструктуры коммунальные предприятия должны бороться за право выполнения городского (поселенческого) заказа. Требования городского (поселенческого) заказа публикуются для всех потенциальных участников открытого конкурса.
При конкурсном размещении городского (поселенческого) заказа формирование рынка услуг сопровождается ликвидацией преобладающего в настоящее время в некоторых поселениях края жесткого бессрочного закрепления потребителей (их жилых помещений) за определенным исполнителем.
На основании итогов конкурса на выполнение городского (поселенческого) заказа заключается договор на предоставление коммунальных услуг с исполнителями, ставшими победителями.
Рис. 6.1. Порядок формирования и размещения городского (поселенческого) заказа
Обязательность реализации условий городского (поселенческого) заказа в договорах является гарантией обеспечения минимально допустимого стандарта условий проживания во всем поселении (естественно, более высокий уровень по требованию и согласию жителей допускается).