(с изменениями на 25 мая 2023 года)
(в ред. распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.12.2014 N 702-рп, постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2015 N 185-п, распоряжений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2017 N 651-рп, от 25.05.2023 N 298-рп)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, с целью формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре:
(преамбула в ред. распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2017 N 651-рп)
1. Утвердить:
1.1. Концепцию экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года (далее - Концепция) (приложение 1).
1.2. План мероприятий по реализации Концепции (приложение 2).
(п. 1 в ред. распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2017 N 651-рп)
2. Утратил силу. - Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2017 N 651-рп.
3. Исполнительным органам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при планировании и осуществлении мероприятий в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководствоваться положениями Концепции.
(п. 3 в ред. распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.05.2023 N 298-рп)
4. Рекомендовать главам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при планировании природоохранной деятельности учитывать положения Концепции.
(п. 4 в ред. распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.05.2023 N 298-рп)
5. Утратил силу с 19 декабря 2014 года. - Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.12.2014 N 702-рп.
Председатель Правительства
автономного округа
А.В.ФИЛИПЕНКО
КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
(в ред. распоряжений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2017 N 651-рп, от 25.05.2023 N 298-рп)
1.1. Концепция экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на обеспечение для нынешнего и будущих поколений жителей благоприятной окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ, Югра).
Концепция разработана исходя из принципов:
приоритетности обеспечения для населения безопасного состояния окружающей среды при сохранении высоких темпов экологического развития;
обеспечения полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения, источниках экологической опасности для принятия адекватных управленческих решений;
координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, исполнительных органов автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, природопользователей и населения автономного округа в сфере охраны окружающей среды и их взаимной ответственности за состояние экологической безопасности, разработки и реализации совместных мероприятий по ее обеспечению.
(в ред. распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.05.2023 N 298-рп)
В Концепции представлен анализ современной ситуации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в автономном округе, определены цели, задачи, региональные особенности, федеральные и глобальные вызовы экологической безопасности, основные направления, приоритетные меры, ожидаемые результаты и целевые показатели эффективности реализации Концепции.
1.2. Правовую основу Концепции составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Водный кодекс Российской Федерации;
Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" (далее - Стратегия экологической безопасности Российской Федерации);
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Стратегия национальной безопасности);
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года;
Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р;
распоряжение Правительства автономного округа от 3 ноября 2022 года N 679-рп "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития автономного округа до 2036 года).
(п. 1.2 в ред. распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.05.2023 N 298-рп)
1.3. Утратил силу. - Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.05.2023 N 298-рп.
(в ред. распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.05.2023 N 298-рп)
2.1. В автономном округе внедрен комплексный подход к решению экологических проблем, направленный на развитие регионального природоохранного законодательства, программно-целевое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности, повышение уровня экологической культуры населения.
Окружающая среда в автономном округе испытывает мощную антропогенную нагрузку, связанную с активным развитием в последние десятилетия инфраструктуры городов и крупнейшего в Российской Федерации топливно-энергетического комплекса. Для снижения негативного техногенного воздействия обеспечено конструктивное взаимодействие со всеми крупными нефтегазодобывающими компаниями.
Введены налоговые льготы в целях стимулирования предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность в автономном округе, к реализации мер, направленных на оздоровление окружающей среды, внедрению экологически безопасных и малоотходных технологий (организациям в отношении имущества, относящегося к объектам основных фондов природоохранного назначения, исчисленная сумма налога на имущество уменьшается на 50%).
Заключены соглашения о сотрудничестве Правительства автономного округа со всеми крупными нефтегазодобывающими компаниями, согласно которым предприятиями взяты повышенные обязательства по разработке и реализации долгосрочных природоохранных программ и мероприятий.
В государственную программу автономного округа "Экологическая безопасность", утвержденную постановлением Правительства автономного округа от 31 октября 2021 года N 482-п, включены мероприятия нефтяных компаний, отвечающие ее целям и задачам: строительство объектов по утилизации попутного нефтяного газа, рекультивация нефтезагрязненных земель, строительство объектов для размещения отходов производства и потребления на лицензионных участках автономного округа, внедрение и использование технологий по обезвреживанию и использованию опасных промышленных отходов, рекультивация шламовых амбаров, компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов. Ежегодный объем инвестиций в реализацию природоохранных и природовосстановительных мероприятий составляет порядка 85 млрд. рублей.
Внедрена и эффективно используется система регулярных наблюдений за воздействием на состояние окружающей среды в границах лицензионных участков - локальный экологический мониторинг (постановление Правительства автономного округа от 23 декабря 2011 года N 485-п "О системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"). Локальным экологическим мониторингом охвачено 97,3% лицензионных участков, на которые выданы долгосрочные лицензии. Ежегодно в базу данных государственной информационной системы "Экологический паспорт территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" поступает около 160 тысяч измерений. Всего за период 2008 - 2022 годов накоплено 2,7 млн. измерений концентраций загрязняющих веществ с координатной привязкой к пунктам наблюдений. Обработанные результаты экологического мониторинга используются предприятиями для планирования и реализации долгосрочных экологических программ.
Для оценки качества природных сред и контроля динамики экологической ситуации приняты региональные нормативы допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почвах и донных отложениях поверхностных водных объектов (постановления Правительства автономного округа от 10 декабря 2004 года N 466-п "Об утверждении регионального норматива "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 23 ноября 2018 года N 432-п "О нормативе "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в донных отложениях после проведения восстановительных работ на водных объектах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"). Функционирует веб-сервис "Личный кабинет природопользователя", посредством которого предприятия имеют возможность представлять в электронном виде сведения о техногенной нагрузке и качестве компонентов природной среды. Исполнительные органы автономного округа получили доступ к информации, позволяющей вырабатывать систему мер по минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
Создана эффективная система государственного экологического надзора с применением космических технологий и беспилотных летательных аппаратов. Разработан и внедрен механизм компенсации ущерба, причиненного окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи в "натуральной" форме, путем восстановления ее нарушенного состояния.