ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 мая 2023 года N 298-рп


О внесении изменений в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 апреля 2007 года N 110-рп "О Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года"



В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решение Общественного совета при Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 12 апреля 2023 года N 6):


Внести в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 апреля 2007 года N 110-рп "О Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года" следующие изменения:


1. Пункты 3, 4 изложить в следующей редакции:


"3. Исполнительным органам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при планировании и осуществлении мероприятий в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководствоваться положениями Концепции.


4. Рекомендовать главам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при планировании природоохранной деятельности учитывать положения Концепции.".


2. В приложении 1:


2.1. В разделе 1:


2.1.1. В абзаце пятом пункта 1.1 слова "органов государственной власти" заменить словами "исполнительных органов".


2.1.2. Пункт 1.2 изложить в следующей редакции:


"1.2. Правовую основу Концепции составляют:


Конституция Российской Федерации;


Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";


Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";


Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";


Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";


Водный кодекс Российской Федерации;


Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" (далее - Стратегия экологической безопасности Российской Федерации);


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Стратегия национальной безопасности);


Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года;


Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р;


распоряжение Правительства автономного округа от 3 ноября 2022 года N 679-рп "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития автономного округа до 2036 года).".


2.1.3. Пункт 1.3 признать утратившим силу.


2.2. Раздел 2 изложить в следующей редакции:

"2. Современная экологическая ситуация и анализ результатов деятельности в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (2008 - 2022 годы)



2.1. В автономном округе внедрен комплексный подход к решению экологических проблем, направленный на развитие регионального природоохранного законодательства, программно-целевое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности, повышение уровня экологической культуры населения.


Окружающая среда в автономном округе испытывает мощную антропогенную нагрузку, связанную с активным развитием в последние десятилетия инфраструктуры городов и крупнейшего в Российской Федерации топливно-энергетического комплекса. Для снижения негативного техногенного воздействия обеспечено конструктивное взаимодействие со всеми крупными нефтегазодобывающими компаниями.


Введены налоговые льготы в целях стимулирования предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность в автономном округе, к реализации мер, направленных на оздоровление окружающей среды, внедрению экологически безопасных и малоотходных технологий (организациям в отношении имущества, относящегося к объектам основных фондов природоохранного назначения, исчисленная сумма налога на имущество уменьшается на 50%).


Заключены соглашения о сотрудничестве Правительства автономного округа со всеми крупными нефтегазодобывающими компаниями, согласно которым предприятиями взяты повышенные обязательства по разработке и реализации долгосрочных природоохранных программ и мероприятий.


В государственную программу автономного округа "Экологическая безопасность", утвержденную постановлением Правительства автономного округа от 31 октября 2021 года N 482-п, включены мероприятия нефтяных компаний, отвечающие ее целям и задачам: строительство объектов по утилизации попутного нефтяного газа, рекультивация нефтезагрязненных земель, строительство объектов для размещения отходов производства и потребления на лицензионных участках автономного округа, внедрение и использование технологий по обезвреживанию и использованию опасных промышленных отходов, рекультивация шламовых амбаров, компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов. Ежегодный объем инвестиций в реализацию природоохранных и природовосстановительных мероприятий составляет порядка 85 млрд. рублей.


Внедрена и эффективно используется система регулярных наблюдений за воздействием на состояние окружающей среды в границах лицензионных участков - локальный экологический мониторинг (постановление Правительства автономного округа от 23 декабря 2011 года N 485-п "О системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"). Локальным экологическим мониторингом охвачено 97,3% лицензионных участков, на которые выданы долгосрочные лицензии. Ежегодно в базу данных государственной информационной системы "Экологический паспорт территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" поступает около 160 тысяч измерений. Всего за период 2008 - 2022 годов накоплено 2,7 млн. измерений концентраций загрязняющих веществ с координатной привязкой к пунктам наблюдений. Обработанные результаты экологического мониторинга используются предприятиями для планирования и реализации долгосрочных экологических программ.


Для оценки качества природных сред и контроля динамики экологической ситуации приняты региональные нормативы допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почвах и донных отложениях поверхностных водных объектов (постановления Правительства автономного округа от 10 декабря 2004 года N 466-п "Об утверждении регионального норматива "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 23 ноября 2018 года N 432-п "О нормативе "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в донных отложениях после проведения восстановительных работ на водных объектах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"). Функционирует веб-сервис "Личный кабинет природопользователя", посредством которого предприятия имеют возможность представлять в электронном виде сведения о техногенной нагрузке и качестве компонентов природной среды. Исполнительные органы автономного округа получили доступ к информации, позволяющей вырабатывать систему мер по минимизации негативного воздействия на окружающую среду.


Создана эффективная система государственного экологического надзора с применением космических технологий и беспилотных летательных аппаратов. Разработан и внедрен механизм компенсации ущерба, причиненного окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи в "натуральной" форме, путем восстановления ее нарушенного состояния.


Результатом эффективности указанного взаимодействия, а также принятия мер в сфере предупреждения, выявления и пресечения нарушений в области охраны окружающей среды является снижение негативного воздействия, стабилизация состояния окружающей среды и улучшение основных показателей, характеризующих экологическую обстановку в автономном округе.


2.2. Атмосферный воздух.


Состояние воздушного бассейна автономного округа определяется выбросами загрязняющих веществ от объектов нефтегазодобывающего комплекса (факелов для сжигания попутного нефтяного газа, газотурбинных и газопоршневых станций, труб печей), расположенных на лицензионных участках недр за пределами населенных пунктов, на долю которых приходится 91,9% от валовых выбросов.


Наблюдается устойчивая тенденция снижения объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По данным государственной статистической отчетности 2-ТП (воздух), в период с 2008 по 2022 годы выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в автономном округе снизились на 48% (с 2201 тыс. тонн в 2008 году до 1141 тыс. тонн в 2022 году), что является результатом эффективной реализации предприятиями программ по повышению уровня утилизации попутного нефтяного газа по соглашению о сотрудничестве (с начала реализации программ построено более 3850 км газопроводов, 104 компрессорные станции, 83 газотурбинных и газопоршневых электростанции, 3 газоперерабатывающих завода). Уровень использования попутного нефтяного газа в 2022 году повысился по отношению к 2007 году на 17% и составил 95,8%. При этом большинство крупных нефтяных компаний не только достигли требований национального стандарта Российской Федерации по 95-процентному уровню утилизации, но и превысили его.


Высокие достижения автономного округа по решению проблемы сжигания попутного нефтяного газа на факелах отмечены Глобальным партнерством по сокращению сжигания газа (GGFR), членом которого автономный округ является с 2004 года. За прошедший период подписано несколько важных соглашений, касающихся сотрудничества в вопросах сокращения объемов сжигания попутного нефтяного газа, на Глобальном форуме партнерства Всемирного банка по сокращению факельного сжигания попутного газа в Лондоне в октябре 2012 года автономный округ занял первое место в рейтинге лучших региональных программ по сокращению факельного сжигания попутного нефтяного газа.


В сентябре 2015 года город Ханты-Мансийск стал площадкой для очередного Глобального форума партнерства Всемирного банка по сокращению факельного сжигания попутного газа, в котором приняли участие представители более 20 стран и крупнейшие нефтегазодобывающие компании мира. Проведение указанного Глобального форума партнерства позволило обобщить накопленный международный опыт и лучшие практики по сокращению объемов сжигания попутного нефтяного газа, дало возможность обменяться опытом и инновационными технологиями в области подготовки, переработки и транспортировки газа и рационального его использования.


Согласно данным государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации" в автономном округе от передвижных источников выбрасывается всего 6,1% общего объема загрязняющих веществ. Но даже с учетом небольшой доли выбросов от передвижных источников в связи с ежегодным увеличением количества автомобильного транспорта, что отражает социально-экономическую благополучность автономного округа, увеличиваются и выбросы загрязняющих веществ от его использования в атмосферный воздух. Для снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха от передвижных источников и улучшения общей экологической ситуации в автономном округе действует льгота по транспортному налогу на легковые автомобили, грузовые автомобили и автобусы, использующие природный газ, сжиженные газовые смеси в качестве моторного топлива, в размере 20% от суммы налога.


Правительство автономного округа совместно с дочерними организациями ПАО "Газпром", осуществляющими деятельность в автономном округе, реализует меры, направленные на расширение использования природного газа в качестве моторного топлива, что позволяет снизить вредное воздействие на окружающую среду и сократить транспортные расходы за счет его более низкой стоимости.


Процесс ввода в автономном округе в эксплуатацию парка техники, работающей на природном газе, синхронизирован со строительством объектов газомоторной инфраструктуры для обслуживания транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива. Для обеспечения работы такого транспорта в автономном округе действуют 8 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций с совокупной производительностью 25,2 млн. куб. м Реализация указанных мероприятий предусмотрена подпрограммой "Перевод автотранспорта на использование альтернативных видов топлива" государственной программы автономного округа "Современная транспортная система", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 31 октября 2021 года N 485-п.


Территория автономного округа по совокупности климатических параметров (мощности и интенсивности приземных инверсий, повторяемости застоев воздуха) характеризуется повышенным потенциалом загрязнения атмосферы. Сочетание ряда метеорологических факторов (штиль, слабый ветер, ветер неблагоприятного направления, туман, инверсия) может привести к накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха, что повлияет на здоровье населения. В целях предотвращения этого принят порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) на территории автономного округа (постановление Правительства автономного округа от 23 декабря 2011 года N 484-п "О порядке проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"). Предприятия, источники выбросов которых оказывают воздействие на атмосферный воздух в населенных пунктах, разрабатывают мероприятия по временному сокращению выбросов в периоды НМУ, а исполнительные органы автономного округа совместно с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) фиксируют возникновение таких ситуаций и осуществляют контроль исполнения мероприятий в период НМУ. В случае невыполнения плана уменьшения выбросов в период НМУ государственным инспектором может быть выдано предписание о приостановлении выбросов.


Правильность принимаемых мер подтверждается результатами государственного экологического мониторинга. Повышение загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на территории населенных пунктов в периоды НМУ не фиксируется.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»