В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 марта 2017 года N 132 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации", Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 мая 2015 года N 46-оз "Об отдельных вопросах осуществления стратегического планирования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 ноября 2015 года N 437-п "О Порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 ноября 2019 года N 658-рп "Об актуализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года", учитывая сводное заключение Министерства экономического развития Российской Федерации (от 14 октября 2022 года N 39365-ВД/Д14и), решения Совета при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам развития инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (протокол заседания от 9 декабря 2021 года N 68), комиссии Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 14 декабря 2021 года N (СП) - (ОЗиФКС) 1 /21, протокол заседания от 15 декабря 2021 года N К (ЖККиЭБ) 7/21, протокол заседания от 15 декабря 2021 года N (СОЦ) 4/21), Общественного Совета по реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 21 июня 2022 года N 31), Общественного совета при Департаменте экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 2 ноября 2022 года N 40):
1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года (далее - Стратегия - 2050, автономный округ).
2. Исполнительным органам автономного округа при разработке, корректировке и актуализации отраслевых документов государственного стратегического планирования автономного округа руководствоваться Стратегией - 2050.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа актуализировать стратегии социально-экономического развития с учетом основных положений Стратегии - 2050.
4. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года";
распоряжение Правительства автономного округа от 26 сентября 2014 года N 533-рп "О внесении изменения в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп "О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года";
распоряжение Правительства автономного округа от 9 июня 2017 года N 339-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года";
распоряжение Правительства автономного округа от 16 августа 2019 года N 438-рп "О внесении изменений в приложение 2 к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп "О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года";
распоряжение Правительства автономного округа от 24 июня 2022 года N 362-рп "О внесении изменения в приложение 2 к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года";
пункт 1 распоряжения Правительства автономного округа от 8 сентября 2022 года N 543-рп "О внесении изменений в некоторые распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ДО 2036 ГОДА С ЦЕЛЕВЫМИ ОРИЕНТИРАМИ ДО 2050 ГОДА
Актуализация Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года (далее - Стратегия - 2030) обусловлена необходимостью ее адаптации к изменившимся под влиянием внутренних и внешних факторов социально-экономическим условиям, в том числе связанным с выполнением задач, закрепленных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, и содержащих основные направления и цели социально-экономической политики Российской Федерации, социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, приоритеты и цели регионального развития Российской Федерации, а также принятием документов стратегического планирования на федеральном уровне, включая отраслевые стратегии.
Научно-методологические подходы к разработке Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года (далее также - Стратегия - 2050) и обосновывающих материалов основаны на:
концептуальных подходах формирования стратегических задач и ключевых направлений, подчиненных императиву выработки и внедрения новшеств (инноваций) в экономику Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ): раскрепощению энергии инновационного предпринимательства в местном сообществе, внедрению приоритетов новой промышленной политики и инновационного поиска, развитию поддерживающей эти процессы предпринимательской и инновационной инфраструктуры;
концептуальных подходах к изучению северной экономики, нового этапа развития теории освоения северных территорий (теории хозяйственного освоения районов Севера), в том числе при формировании основ пространственного развития автономного округа;
исследовании потенциала ареала расселения и использовании методов изучения его пространственно-иерархической структуры, центрографического метода анализа системы расселения, применении методики картографирования системы расселения пространственного развития автономного округа;
получении и анализе данных дистанционного зондирования земли (космоснимки и отрофотопланы) для формирования топографических материалов по линейным объектам, экологическому развитию и изучения агломерационных процессов;
методологических установках, нацеленных на поиск и развитие потенциала синергии межотраслевого взаимодействия, развитие импортозамещения, внедрение и адаптацию лучших практик стратегического управления регионом.
Кроме того, методологические подходы предусматривали активное вовлечение в процесс инициирования и оценки стратегических идей и проектов Стратегии - 2050 заинтересованных лиц (стейкхолдеров) из числа ключевых участников стратегического планирования (бизнес, государственное и муниципальное управление, представители законодательной власти и системообразующих предприятий автономного округа, научные деятели, общественные деятели и др.).
Научная новизна исследования заключается в разработке адекватных реалиям российской экономики методологических основ стратегического программирования роста, позволяющих существенно усовершенствовать с помощью широкого спектра экономико-статистических и экономико-математических методов процесс перспективного управления динамикой макроэкономических показателей. Модифицирован методологический подход к генерации концептуальных основ, направлений и механизмов проведения государственной политики управления экономическим развитием посредством введения в анализ как структурных, так и циклических факторов воспроизводственных процессов, а также построения эмпирических приложений, позволяющих решать весь спектр прикладных задач стратегического программирования макроэкономической динамики - от количественной оценки ее ограничений и сценарного прогнозирования до формирования целевых вариантов развития и обоснования пакета мер государственного управления, призванных обеспечить достижение намеченных ориентиров.
Кроме того, новизна исследования состоит в подготовке нового вектора пространственного развития территории автономного округа с учетом фронтирного цикла и управления агломерационными процессами. Научные исследования опирались на результаты новых и ранее проведенных камеральных и полевых исследований, в том числе экспедиционных исследований агломерационных процессов в регионе.
Формирование модели и нового вектора пространственного развития опиралось на собственные методы и методологии: экономико-математического баланса отраслей, трансформации концепции фронтирного цикла, центр-периферийной парадигмы, обновленного кластерного подхода, опорного каркаса расселения, социальной связности пространства. Это позволило более точно выявить специфику и подготовить предложения по нивелированию проблемных сторон социально-экономического развития автономного округа.
Реализация сформулированных в Стратегии - 2050 стратегических целей обеспечивается разработанным пакетом флагманских и опорных проектов развития, которые определены в русле новых трендов на ускоренное развитие экономики, инноваций и повышение уровня цифровизации. Состав проектов развития подготовлен в контексте перспектив формирования нового технологического уклада, роста числа технологических переделов и создания в автономном округе новых технологических цепочек с увеличением добавленной стоимости производимой продукции, с учетом активного включения муниципальных образований автономного округа.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является одним из устойчивых лидеров (5-е место) среди субъектов Российской Федерации по ключевым параметрам социально-экономического развития.
В рейтинге оценки усилий региональных органов исполнительной власти по созданию качественной среды для жизни граждан, подготовленном Агентством стратегических инициатив, регион входит в тройку субъектов-лидеров, занимая 3-е место.
По уровню благосостояния семей Ханты-Мансийский автономный округ - Югра входит в первую десятку регионов-лидеров, занимая 7-е место.
В рейтинге регионов по качеству жизни, разработанном рейтинговым агентством РИА, регион входит в первую десятку ведущих регионов, занимая 8-е место.
Основные лидирующие позиции обеспечены следующими показателями:
эффективность экономики: объемы производства в целом и в расчете на 1 жителя, объемы инвестиций в основной капитал на 1 жителя;
развитие социальной сферы: уровень безработицы, доходов и покупательной способности населения, демографические показатели;
бюджетная эффективность: отношение налоговых и неналоговых доходов к расходам консолидированного бюджета, доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета, отношение задолженности по налогам к объему поступивших налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
По индексу конкурентоспособности регионов AV RCI (комплексной оценки, характеризующей фактическую способность территории конкурировать за ресурсы и рынки сбыта) в 2021 году автономный округ занял 8-е место, в том числе по следующим направлениям конкуренции:
инвестиционный и финансовый капитал - 5-е место;
институты, природные факторы - 6-е место;
рынки, человеческий капитал - 7-е место;
пространство и реальный капитал - 15-е место;
инновации и информация - 24-е место.
В рейтинге субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее также - СО НКО, НКО) и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, проводимом Министерством экономического развития Российской Федерации, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 4 года подряд удерживает лидирующие позиции (1-е место).
В рейтинге субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции регион занимает 13-е место, 21-е место - в рейтинге эффективности управления в субъектах Российской Федерации, в том числе по управлению финансово-экономическим блоком - 13-е место, социальным блоком - 23-е место, политико-управленческим блоком - 40-е место.
В то же время потенциал развития в ряде направлений может быть усилен. В первую очередь это касается показателей научно-технологического развития (40-е место), обеспеченности жителей жильем (78-е место), ситуации с ветхим и аварийным жилищным фондом (77-е место), развития малого и среднего предпринимательства (далее также - МСП) (36-е место), экологии (72-е место).
Численность населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры демонстрирует восходящий, устойчивый тренд. За период с 2005 по 2021 год территория приросла на 221 тыс. человек или в относительном выражении на 15%.