Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 ноября 2017 года N 651-рп


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 10 АПРЕЛЯ 2007 ГОДА N 110-РП "О КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА" И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ РАСПОРЯЖЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ


Руководствуясь Законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в целях приведения правовых актов Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствие с законодательством Российской Федерации:

1. Внести в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 апреля 2007 года N 110-рп "О Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года" следующие изменения:

1.1. В заголовке цифры "2020" заменить цифрами "2030".

1.2. Преамбулу изложить в следующей редакции:

"Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, с целью формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре:".

1.3. Абзац первый признать утратившим силу.

1.4. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Утвердить:

1.1. Концепцию экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года (далее - Концепция) (приложение 1).

1.2. План мероприятий по реализации Концепции (приложение 2).".

1.5. Пункт 2 признать утратившим силу.

1.6. Приложение изложить в следующей редакции:

"Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 10 апреля 2007 года N 110-рп

КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


 1. Общие положения


1.1. Концепция экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на обеспечение для нынешнего и будущих поколений жителей благоприятной окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ, Югра).

Концепция разработана исходя из принципов:

приоритетности обеспечения для населения безопасного состояния окружающей среды при сохранении высоких темпов экологического развития;

обеспечения полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения, источниках экологической опасности для принятия адекватных управленческих решений;

координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, природопользователей и населения автономного округа в сфере охраны окружающей среды и их взаимной ответственности за состояние экологической безопасности, разработки и реализации совместных мероприятий по ее обеспечению.

В Концепции представлен анализ современной ситуации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в автономном округе, определены цели, задачи, региональные особенности, федеральные и глобальные вызовы экологической безопасности, основные направления, приоритетные меры, ожидаемые результаты и целевые показатели эффективности реализации Концепции.

1.2. Правовую основу Концепции составляют:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";

Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

Федеральный закон от 11 июля 2011 года N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 (далее - Стратегия экологической безопасности Российской Федерации);

Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р;

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года;

Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп (далее - Стратегия социально-экономического развития автономного округа).

1.3. Понятия, используемые в Концепции, применяются в значениях, определенных в Федеральных законах от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 11 июля 2011 года N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".


2. Современная экологическая ситуация и анализ результатов деятельности в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (2008 - 2016 годы)


2.1. В автономном округе внедрен комплексный подход к решению экологических проблем, направленный на развитие регионального природоохранного законодательства, программно-целевое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности, повышение уровня экологической культуры населения.

Учитывая, что автономный округ несет высокую техногенную нагрузку на окружающую среду, создан эффективный механизм взаимодействия с предприятиями топливно-энергетического комплекса.

Заключены соглашения о сотрудничестве Правительства автономного округа со всеми крупными нефтегазодобывающими компаниями, согласно которым предприятиями взяты повышенные обязательства по разработке и реализации долгосрочных природоохранных программ и мероприятий.

Разработан и внедрен механизм компенсации ущерба, причиненного окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи в "натуральной" форме, путем восстановления ее нарушенного состояния.

Внедрена и эффективно используется система непрерывных наблюдений за воздействием на состояние окружающей среды в границах лицензионных участков - локальный экологический мониторинг (постановление Правительства автономного округа от 23 декабря 2011 года N 485-п "О системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры").

Локальным экологическим мониторингом охвачено 97,3% лицензионных участков, на которые выданы долгосрочные лицензии. Ежегодно в базу данных "Мониторинг химического загрязнения окружающей среды в границах лицензионных участков" поступает около 170 тысяч измерений. Всего за период 2008 - 2016 годов накоплено 1,5 млн. измерений концентраций загрязняющих веществ с координатной привязкой к пунктам наблюдений. Обработанные результаты экологического мониторинга используются предприятиями для планирования и реализации долгосрочных экологических программ.

Организовано планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (постановление Правительства автономного округа от 14 января 2011 года N 5-п "О Требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры").

Внедрен механизм оценки качества рекультивационных работ с применением регионального норматива остаточного содержания нефтепродуктов в почвах (постановление Правительства автономного округа от 10 декабря 2004 года N 466-п "Об утверждении регионального норматива "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры").

Утвержден Порядок освидетельствования рекультивированных земельных участков, ранее загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой, для исключения из реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (постановление Правительства автономного округа от 29 июля 2016 года N 276-п "О порядке освидетельствования рекультивированных земельных участков, ранее загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой, для исключения из реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры").

Создан веб-сервис "Личный кабинет природопользователя", посредством которого предприятия имеют возможность представлять электронные отчеты. Исполнительные органы государственной власти автономного округа получили доступ к информации, позволяющей вырабатывать систему мер по минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Введены налоговые льготы в целях стимулирования предприятий автономного округа к реализации мер, направленных на оздоровление окружающей среды, внедрению экологически безопасных и малоотходных технологий (организациям в отношении имущества, относящегося к объектам основных фондов природоохранного назначения, исчисленная сумма налога на имущество уменьшается на 50 %).

Создана эффективная система государственного экологического надзора с применением космических технологий и беспилотных летательных аппаратов.

Результатом эффективности указанного взаимодействия, а также принятия мер в сфере предупреждения, выявления и пресечения нарушений в области охраны окружающей среды является снижение негативного воздействия, стабилизация состояния окружающей среды и улучшение основных показателей, характеризующих экологическую обстановку в автономном округе.

2.2. Атмосферный воздух.

Основными организованными источниками загрязнения атмосферы являются трубы печей и факелы.

На протяжении обозначенного периода времени наибольший вклад в общий объем выбросов загрязняющих веществ (по видам экономической деятельности) вносит добыча полезных ископаемых, на долю которой за период 2008 - 2016 годов приходится 71 - 80% выбросов, далее следует транспорт и связь - 16 - 21%.

При сжигании попутного нефтяного газа в факельных установках 65% продуктов углеводородного загрязнения рассеиваются в атмосферу, 20% поступают в водные бассейны и 15% в почву.

По данным государственной статистической отчетности 2-ТП (воздух), в период с 2008 по 2016 годы выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в автономном округе снизились на 35% (с 2201 тыс. тонн в 2008 году до 1427 тыс. тонн в 2016 году).

Снижение объема выбросов в атмосферу произошло благодаря реализации нефтяными компаниями долгосрочных программ по утилизации ("рациональному использованию") попутного нефтяного газа (строительство газопроводов, компрессорных станций, ГТЭС/ГПЭС, ввод в эксплуатацию Южно-Приобского ГПЗ). Так, уровень использования попутного нефтяного газа в 2016 году повысился по отношению к 2007 году на 17% и составил 95,5%.

Необходимо отметить, что большинство крупных нефтяных компаний не только достигло требований национального стандарта Российской Федерации по 95-процентному уровню утилизации, но и превысило его. Это связано с развитием "малой" энергетики, представленной газотурбинными и газопоршневыми электростанциями, которые обеспечивают электроэнергией и теплом предприятия нефтегазового комплекса, а также вводом новых объектов производственной инфраструктуры, способствующих повышению уровня рационального использования попутного нефтяного газа.

В 2015 году введен в эксплуатацию Южно-Приобский газоперерабатывающий завод - совместное предприятие ОАО "Газпром нефть" и ОАО "СИБУР", мощность которого составляет 900 млн. кубометров попутного нефтяного газа в год.

Всего в автономном округе действует 75 ГТЭС/(ГПЭС) с общей мощностью более 1750 МВт.

Высокие достижения автономного округа по решению проблемы сжигания попутного нефтяного газа на факелах отмечены Глобальным партнерством по сокращению сжигания газа (GGFR), членом которого Ханты-Мансийский автономный округ - Югра стал в 2004 году. За прошедший период подписано несколько важных соглашений, касающихся сотрудничества в вопросах сокращения объемов сжигания попутного нефтяного газа, на Глобальном форуме партнерства Всемирного банка по сокращению факельного сжигания попутного газа в Лондоне в октябре 2012 года автономный округ занял первое место в рейтинге лучших региональных программ по сокращению факельного сжигания попутного нефтяного газа.

В сентябре 2015 года город Ханты-Мансийск стал площадкой для очередного Глобального форума партнерства Всемирного банка по сокращению факельного сжигания попутного газа, в котором приняли участие представители более 20 стран и крупнейшие нефтегазодобывающие компании мира. Проведение Глобального форума партнерства позволило обобщить накопленный международный опыт и лучшие практики по сокращению объемов сжигания попутного нефтяного газа, дало возможность обменяться опытом и инновационными технологиями в области подготовки, переработки и транспортировки газа и рационального его использования.

Состояние воздушного бассейна автономного округа определяется выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников, на долю которых приходится 90% от валовых выбросов автономного округа.

Согласно статистическим данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (Ханты-Мансийскстат) 90% выбросов от стационарных источников приходится на добычу нефти и газа, предоставление услуг в этой области и транспортировку по трубопроводам нефти и газа. Еще 6% - это производство и распределение электроэнергии, газа и воды, выбросов из иных источников - 4%.

При этом даже с учетом небольшой доли выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников в связи с ежегодным увеличением количества автомобильного транспорта, что отражает социально-экономическую благополучность региона, увеличиваются и выбросы загрязняющих веществ от его использования в атмосферный воздух.

Для снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха от передвижных источников загрязнения и улучшения общей экологической ситуации в автономном округе Правительство автономного округа совместно с дочерними организациями ПАО "Газпром", осуществляющими деятельность на территории автономного округа, реализует меры, направленные на расширение использования природного газа в качестве моторного топлива, что позволяет снизить вредное воздействие на окружающую среду и сократить транспортные расходы за счет его более низкой стоимости. Процесс ввода в автономном округе в эксплуатацию парка техники, работающей на природном газе, синхронизирован со строительством объектов газомоторной инфраструктуры для обслуживания транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива. Реализация указанных мероприятий предусмотрена государственной программой автономного округа "Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года N 418-п.

В настоящее время доля транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива в автономном округе, составляет 7,74% от общего количества зарегистрированных транспортных средств.

Для обеспечения работы транспорта, использующего компримированный природный газ в качестве моторного топлива, в автономном округе действует 8 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций с совокупной производительностью 25,2 млн. куб. м/год.

Кроме того, принят порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (постановление Правительства автономного округа от 23 декабря 2011 года N 484-п).

Сочетание ряда метеорологических факторов (штиль, слабый ветер, ветер неблагоприятного направления, туман, инверсия) может привести к накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха, что повлияет на здоровье населения. Поэтому все предприятия, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разрабатывают мероприятия по временному сокращению выбросов в периоды НМУ, а природоохранные органы автономного округа совместно с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российской Федерации (Росгидромет) фиксируют возникновение таких ситуаций и осуществляют контроль исполнения мероприятий в период НМУ. В случае невыполнения плана уменьшения выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) государственным инспектором может быть выдано предписание о приостановлении выбросов.