Об утверждении долгосрочной целевой программы
"Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства
в Амурской области на 2009-2010 годы"
(с изменениями на 02 сентября 2010 года)
__________________________________________________________________________
Документ с изменениями внесенными:
постановлением Правительства Амурской области от 16 февраля 2009 года N 50;
постановлением Правительства Амурской области от 13 марта 2009 года N 82;
постановлением Правительства Амурской области от 11 августа 2009 года N 342;
постановлением Правительства Амурской области от 08 сентября 2009 года N 382;
постановлением Правительства Амурской области от 14 сентября 2009 года N 38;
постановлением Правительства Амурской области от 14 октября 2009 года N 457;
постановлением Правительства Амурской области от 01 декабря 2009 года N 547;
постановлением Правительства Амурской области от 27 января 2010 года N 16;
постановлением Правительства Амурской области от 23 июня 2010 года N 325;
постановлением Правительства Амурской области от 02 сентября 2010 года N 472
__________________________________________________________________________
В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 07.12.2007 N 28 "Об утверждении порядков принятия решений о разработке областных (региональных) целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности" (в редакции постановления Правительства области от 30.09.2008 N 204) Правительство Амурской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области на 2009-2010 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2009 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Амурской области - министра финансов области В.Г.Щербину. (В редакции Постановления Правительства Амурской области от 16 февраля 2009 N 50. - См. Предыдущую редакцию)
Исполняющий обязанности губернатора области
В.В. Марценко
Долгосрочная целевая программа
"Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства
в Амурской области на 2009-2010 годы"
(Программа в редакции, введенной в действие
постановлением Правительства Амурской области от 13 марта 2009 года N 82, -
см. предыдущую редакцию)
(паспорт в редакции, введенной в действие
постановлением Правительства Амурской области от 27 января 2010 года N 16, -
см. предыдущую редакцию)
Наименование | Долгосрочная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области на 2009-2010 годы" (далее - программа) | ||||
Основание для разработки | |||||
Государственный заказчик | Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка области | ||||
Основные разработчики | Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка области | ||||
Цель программы | Создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности, усиление форм взаимодействия власти и бизнеса, снижение административных барьеров и упрощение доступа начинающих предпринимателей к финансовым ресурсам, содействие развитию малого бизнеса в производственной и инновационной сферах, увеличение вклада малого бизнеса в экономику области | ||||
Основные задачи | 1. Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства. | ||||
Перечень основных | 1. Нормативное правовое регулирование. | ||||
Сроки реализации программы | 2009-2010 годы | ||||
Объемы и источники | Итого | 2009г. | 2010г. | ||
финансирования | Всего (тыс.рублей), | 32510 | 15650 | 16860 | |
программы | в том числе средства: | ||||
областного бюджета | 31720 | 15080 | 16640 | ||
другие источники | 790 | 570 | 220 | ||
Кроме того, для софинансирования мероприятий программы планируется привлечение средств федерального бюджета на конкурсной основе | |||||
Ожидаемые конечные | 1. Обеспечение стабильного прироста числа субъектов малого и среднего предпринимательства за счет создания общих благоприятных условий предпринимательской деятельности на уровне 300 - 500 единиц в год. |
В области наметилась позитивная динамика развития сектора малого бизнеса.
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий возрос с 360 млн. рублей в 2004 году до 2152,3 млн. рублей в 2007 году.
С 2004 по 2007 год количество малых предприятий увеличилось в 1,9 раза и составило в 2007 году 5152 единицы. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта возросла с 10,4% в 2004 году до 14,2% в 2007 году.
Основные показатели развития малого предпринимательства в 2004 - 2007 годах
Показатели | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | |||
Количество малых предприятий (единиц) | 2718,0 | 2777,0 | 3353,0 | 5152,0 | |||
Выпуск продукции (работ, услуг), произведенной малыми предприятиями, млн. рублей | 6938,6 | - | - | - | |||
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (введен с 2005 года), млн.рублей | - | 8357,7 | 13487,8 | 18766,2 | |||
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта, % | 10,4 | 10,9 | 14,6 | 14,2 | |||
Оборот организации по малым предприятиям, млн. рублей | - | 17552,0 | 24196,0 | 36526,8 | |||
Доля малых предприятий в общем обороте предприятий, % | - | 16,3 | 20,0 | 24,0 | |||
Инвестиции в основной капитал малых предприятий, тыс. рублей | 360 | 493 | 805,4 | 2152,3 | |||
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий, рублей | 4234 | 4759 | 6718 | 9522,2 | |||
Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях, тыс. человек | 24,1 | 23,1 | 34,9 | 44,2 | |||
Число индивидуальных предпринимателей, человек | 36007,0 | 19813,0* | 20952,0 | 22231,0 | |||
Общая численность занятых в малом бизнесе, человек | 90271,0 | 88611,0 | 94621,0 | 96000,0 | |||
Доля занятых в малом бизнесе в общем числе занятых в экономике, % | 30,7 | 32,1 | 33,2 | 33,6 |
__________________
* Число индивидуальных предпринимателей уменьшилось в связи с перерегистрацией.
Незначительность доли малого предпринимательства в экономике области является следствием монополизированности реального сектора крупными компаниями, а также отсутствия статистических данных о деятельности индивидуальных предпринимателей и средних предприятий, занятых в производственных видах деятельности.
Вместе с тем малые и средние предприятия являются важным фактором социально-экономического развития области и одним из источников создания рабочих мест, рыночной инфраструктуры, насыщения товарного рынка.
Отраслевая структура малых предприятий за последние годы практически не изменилась и в целом соответствует среднероссийской. Наибольшее число малых предприятий приходится на следующие виды экономической деятельности: оптовая и розничная торговля (26,7%), строительство (17.9%), операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг (12,6%), сельское лесное хозяйство (11,5%), обрабатывающие производства (10,8%). транспорт и связь (6,3%), менее 2% малых предприятий приходится на здравоохранение, 0,6% - на коммунальное хозяйство, 0,5% - на образование.
Основная часть малых предприятий размещена в городах Благовещенск (67%), Тында (6,1%), Свободный (3,7%), Белогорск (3%).
По числу малых предприятий, среднесписочной численности их работников, объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг область занимает четвертое место среди регионов Дальневосточного федерального округа.
Несмотря на положительные результаты деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, их потенциал используется пока не в полной мере. Негативными факторами, влияющими на развитие, по-прежнему являются недостаток производственных и офисных помещений, собственных финансовых средств, несовершенство налогового законодательства, административные барьеры, неразвитость системы гарантий для кредитования малого и среднего предпринимательства, социальная и правовая незащищенность как наемных работников, так и предпринимателей и ряд других.
Не в полной мере используются значительные потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот все ресурсы. По-прежнему крайне неравномерно задействовано малое и среднее предпринимательство в развитии экономики городов и районов области.
Основные направления программы нацелены на формирование благоприятной внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства, включая совершенствование правового обеспечения предпринимательской деятельности, формирование условий для устойчивого роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства, совершенствование методической основы государственно-общественной поддержки малого и среднего бизнеса. Предусматривается укрепление его рыночных позиций посредством развития материально-технической базы, содействия обеспечению нежилыми помещениями на долевых условиях, совершенствование форм финансовой поддержки проектов, развитие инновационного потенциала и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки.
3.1. Целями программы являются создание условий, стимулирующих граждан к предпринимательской деятельности, усиление взаимодействия власти и бизнеса, упрощение доступа предпринимателей к финансовым ресурсам, содействие развитию малого и среднего предпринимательства в производственной и инновационной сферах, увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в экономику области.
3.2. Для достижения целей программы с учетом объективных потребностей малого и среднего предпринимательства области необходимо решение следующих задач:
1) выбор приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства, по которым преимущественно будет оказываться государственная поддержка;
2) формирование благоприятной внешней среды, обеспечивающей эффективное развитие малого и среднего предпринимательства;
3) расширение возможностей и упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к различным видам финансовых ресурсов;
4) развитие малого и среднего предпринимательства в производственной и инновационной сферах, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
5) участие в конкурсах на получение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства из средств федерального бюджета на условиях софинансирования;
6) оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в предпринимательской деятельности путем активного привлечения организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса к реализации мероприятий программы (В редакции Постановления Правительства Амурской области от 13 марта 2009 N 82. - См. Предыдущую редакцию);
7) развитие информационного обеспечения предпринимательской деятельности, внедрение современных технологий ведения бизнеса;
8) развитие и совершенствование форм и механизмов взаимодействия органов государственной власти и предпринимательских структур.
3.3. Срок реализации программы - 2009 - 2010 годы.
Задачи, этапы и сроки реализации программы указаны в таблице 2.
Задачи, этапы и сроки реализации программы
N | Наименование | Наименование решаемой проблемы | Период | Ожидаемый результат | ||||
п/п | задачи | реализации (годы) | качественная характеристика | количественная характеристика | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства | В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" необходима разработка новой нормативной правовой базы, регулирующей порядок оказания государственной поддержки малым и средним предприятиям | 2009-2010 | Подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей благоприятные условия для создания и развития предпринимательства, и по оказанию мер государственной поддержки | ||||
2 | Финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства | Недостаток собственных финансовых средств, высокие процентные ставки и ограниченный доступ к кредитным ресурсам коммерческих банков сдерживают развитие предпринимательства, порождают у многих предприятий нехватку оборотного капитала и становятся причиной банкротства; | 2009-2010 | Внедрение механизма финансовой поддержки, увеличение числа субъектов малого предпринимательства в производственной сфере; предоставление свободных помещений государственной собственности в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства для создания новых и развития существующих мощностей | Финансовая поддержка 52 инвестиционных проектов в виде субсидирования части процентной ставки по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства в кредитных организациях на развитие производства и оказание услуг; возмещение части затрат на разработку бизнес-планов 16 предприятиям; | |||
3 | Научно-методическое и образовательное обеспечение малого и среднего предпринимательства, пропаганда предпринимательской деятельности | На территории области не проводились научно-исследовательские работы по изучению и оценке уровня и возможного развития малого и среднего предпринимательства. Отсутствие информационно-аналитических материалов на базе таких исследований не позволяет разработать долгосрочную концепцию перспективного развития малого и среднего предпринимательства региона и комплексную систему мер его государственной поддержки; отсутствует системный анализ влияния на экономику области и субъекты предпринимательства последствий вступления России в ВТО. Низкий уровень менеджмента и квалификации персонала малых и средних предприятий уменьшает конкурентоспособность предприятий. Слабая информированность населения о роли предпринимательства в экономике области | 2009-2010 | Формирование системы научного обеспечения развития малого и среднего предпринимательства; повышение уровня менеджмента и квалификации персонала малых и средних предприятий; | Аналитический отчет о развитии малого и среднего предпринимательства и концепция перспективного развития; внедрение программы действий по снижению негативных последствий вступления России в ВТО; предоставление услуг по обучению и переподготовке персонала субъектов малого и среднего предпринимательства до 10% общего числа занятых в малом бизнесе; |