Порядок организации обеспечения отдельных категорий жителей Самарской области дорогостоящими лекарственными средствами при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи и предоставления сведений в федеральный регистр больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (далее - Порядок)
1. Настоящий Порядок разработан с целью упорядочения деятельности организаций, участвующих в оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении больных ресурсоемкими заболеваниями жизненно необходимыми дорогостоящими лекарственными средствами (далее - ЛС), а также для предоставления в федеральный и областной регистры сведений о больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, после трансплантации органов и (или) тканей (далее - федеральный регистр) и для расчета потребности в ЛС для гарантированного лекарственного обеспечения больных.
Перечень дорогостоящих ЛС и ресурсоемких заболеваний, при которых организация обеспечения ЛС осуществляется в соответствии с настоящим Порядком, утверждается министерством здравоохранения и социального развития Самарской области.
2. При подозрении на ресурсоемкое заболевание лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь (далее - ЛПУ), направляет больного в специализированный центр по оказанию амбулаторно-поликлинической медицинской помощи и рациональному назначению лекарственных средств (далее - Центр) по профилю ресурсоемкого заболевания, организованный на базе одного из медицинских учреждений области. Деятельность Центра регламентируется утвержденным Положением, руководство Центром осуществляет его руководитель, утвержденный приказом министерства здравоохранения и социального развития Самарской области.
3. Больной, диагноз ресурсоемкого заболевания которому был установлен в медицинских учреждениях за пределами Самарской области и впервые регистрируется в ЛПУ, по месту прикрепления больного на амбулаторно-поликлиническое обслуживание, направляется на первичную консультацию и постановку на учет в Центр.
4. ЛПУ при направлении больного в Центр выдает направление на включение сведений о больном в федеральный и областной регистры в двух экземплярах по форме № 01-ФР «Направления на включение (внесение изменений) в Федеральный регистр больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей» (далее - направление), утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.04.2008 № 162н «О порядке ведения федерального регистра больных гемофилией, муковисцидозом, гипофнзарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей» (далее - Приказ) (Приложение 1).
Дополнительно к направлению ЛПУ оформляет выписку из карты амбулаторного больного, в котором указываются данные дополнительных инструментальных и лабораторных методов исследования, необходимые для уточнения диагноза заболевания (Приложение 2).
5. Оформленное направление ЛПУ регистрирует в журнале учет выдачи направлений на включение (внесение изменений) в федеральный регистр больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей и выдачи извещений об исключении из него (далее -журнал) по форме № 03-ФР, утвержденной Приказом (Приложение 3).
6. При обращении и предъявлении направлений в Центр пациенту проводятся необходимые исследования для уточнения диагноза, оказывается медицинская помощь в соответствии с
целью направления и состоянием пациента. Первый экземпляр направления остается в Центре.
7. В случае установления диагноза заболевания, относящегося к перечню ресурсоемких, Центром оформляются рекомендации в двух экземплярах, содержащие развернутый диагноз
заболевания, план лечения и диспансерного наблюдения (далее - рекомендации) (Приложение 4). Назначение или отмена препаратов Центром осуществляются в соответствии с определенными критериями, указанными в Приложении 5.
Первый экземпляр рекомендаций возвращается в направившее больного ЛПУ, второй экземпляр рекомендаций вместе со вторым экземпляром направления в трехдневный срок после оформления в Центре перелается в управление фармацевтической деятельностью министерства здравоохранения и социального развития Самарской области (далее - Управление) для включения в федеральный регистр больных ресурсоемкими заболеваниями.
Направление регистрируется Центром в журнал ело форме № 03-ФР, утвержденной Приказом (Приложение 3).
8. При подтверждении диагноза ресурсоемкого заболевания сведения о вновь выявленном больном, его потребности в дорогостоящих лекарственных средствах вносятся Центром в
областной регистр больных ресурсоемким заболеванием в соответствии с формой № 05-ФР, установленной Приказом (далее - областной регистр) (Приложение 6). Сведения о больном
вносятся и сохраняются в областном регистре вне зависимости от наличия у больного потребности в ЛС на момент внесения сведений в областной регистр. Информация о больном в регистре называется регистровой записью.
9. ЛПУ организует медицинскую помощь, лекарственное обеспечение больного и периодическое его направление в Центр в соответствии о рекомендациями Центра и областным регистром. Полученные рекомендации Центра приобщаются к карте амбулаторного больного.
При необходимости отклонения от рекомендаций Центра лечащий врач ЛПУ самостоятельно принимает решение об изменении схемы лечения, о чем делается запись в карте амбулаторного больного.
В случае необходимости и/или в соответствии с программой диспансерного наблюдения ЛПУ направляет пациента в Центр для коррекции ранее назначенного лечения.
10. ЛПУ в случае изменения любых сведений, входящих в регистровую запись, включая изменение источника финансирования ЛС, исключение больного из регистра или для коррекции назначений ЛС, оформляет направление (Приложение I) или извещение по форме № 02-ФР, утвержденное Приказом (Приложение 7), в двух экземплярах' и направляет его в соответствующий Центр. В графе «Цель направления» указываются измененные сведения о пациенте, в графе «Обоснование исключения» указывается причина для исключения больного из федерального и областного регистров (далее - регистров) или другие причины направления в Центр. Все направления и извещения регистрируются в журнале.
11. При получении направления на изменение регистровой записи, исключение больного из регистров или на коррекцию лечения Центр вносит соответствующие изменения в областной регистр, оформляет рекомендации в двух экземплярах, регистрирует направление (извещение) в журнале и передает один экземпляр направления и рекомендаций в Управление. В случае коррекции лечения одни экземпляр рекомендаций Центра возвращается в ЛПУ. Рекомендация Центра на исключение больного из регистров не оформляется.
12. Областной регистр в электронном виде и на бумажном носителе за подписью руководителя Центра представляется в Управление в срок до 10 числа месяца, предшествующего отчетному.
13. Управление в рамках настоящего порядка осуществляет следующие мероприятия:
принимает направления и извещения из Центров, регистрирует их в журнале и в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет в установленном порядке в Минздравсоцразвития России информацию о включении, исключении или изменении регистровой записи о больном в федеральный регистр;
проверяет правильность оформления областного регистра, его соответствие установленному плану лекарственного обеспечения (плану финансирования) и в срок до 10 числа месяца, предшествующего отчетному, направляет регистр и заявку на поставку лекарств:
в ЛПУ для выписки рецептов на лекарственные препараты и контроля назначений;
в уполномоченную фармацевтическую организацию для доставки лекарств и контроля их отпуска гражданам, включенным в регистр;
в Самарскую областную клиническую больницу им. М.И. Калинина (далее - СОКБ) для подготовки товарных накладных для доставки лекарств и учета их отпуска в аптеках, при этом накладные направляются из СОКБ в уполномоченную фармацевтическую организацию в срок до 20 числа месяца, предшествующего отчетному;
организует проведение медико-экономического контроля, по результатам которого оформляет заключение, в соответствии с распоряжением министра здравоохранения и социального развития Самарской области от 29.01.2008 № 27-р «О проведении медико-экономического контроля в системе льготного лекарственного обеспечения» не позднее 5 -дней после поступления из уполномоченной фармацевтической организации рецептов на отпущенные дорогостоящие лекарственные средства;
направляет заключение в СОКБ для оплаты услуг фармацевтической организации, при этом, если лекарственные препараты отпущены гражданам, не включенным в регистр, стоимость необоснованно отпущенного ЛС удерживается из стоимости услуг уполномоченной фармацевтической организации;
организует совместно с Государственным учреждением «Медицинский информационно-аналитический центр» подготовку и передачу в Мвнздравсоцразвития России информации об отпуске ЛС в течение 5 дней со дня получения информации о проведении медико-экономического контроля рецептов в соответствии с требованиями и форматами данных Мииздравсоцразвития России на передачу информации.
14. Уполномоченная фармацевтическая организация, заключившая контракт на отпуск лекарственных средств больным, страдающим ресурсоемкими заболеваниями, осуществляет:
поставку ЛС в аптечные организации (далее - аптеки) для отпуска гражданам, включенным я регистр, в соответствии с регистром и заявкой в срок до 1 числа отчетного месяца;
получение от аптек лекарственных препаратов, оставшихся невостребованными при изменении областного регистра больных или потребности в ЛС;
прием от аптек рецептов на отпущенные дорогостоящие лекарственные средства и передачу их не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, в организацию, осуществляющую медико-экономический контроль рецептов, по форме, установленной министерством здравоохранения и социального развития Самарской области;
направление счетов на оплату своей деятельности по отпуску дорогостоящих лекарственных средств и формированию перечня рецептов в СОКБ.
15. Аптека отпускает лекарственные средства по рецептам, оформленным в соответствии с нормативными правовыми актами, гражданам, включенным в областной регистр. В день от
пуска лекарственного средства аптека вносит информацию об обслуженном рецепте в информационную систему льготного лекарственного обеспечения и передает ее в адрес уполномоченной фармацевтической организации.
В случае отсутствия в аптеке лекарственных средств для обслуживания рецепта, выписанного в соответствии с данными областного регистра, аптека организует его отсроченное обслуживание в установленном порядке.
16. При необходимости срочного лекарственного обеспечения и/или изменения областного регистра после установленного для его передачи срока (после 10 числа месяца, предшествующего отчетному) измененная часть областного регистра передается из Центра в Управление в течение 3 рабочих дней после получения информации от ЛПУ. Из Управления изменения в областном регистре передаются другим субъектам лекарственного обеспечения в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка.