УКАЗ
от 3 мая 2012 года № 32
Об осуществлении мониторинга наркоситуации
в Нижегородской области
(с изменениями на 9 февраля 2023 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Губернатора Нижегородской области от 14.12.2012 № 121;
Указом Губернатора Нижегородской области от 05.04.2013 № 44;
Указом Губернатора Нижегородской области от 27.05.2015 № 70;
Указом Губернатора Нижегородской области от 17.11.2017 № 135;
Указом Губернатора Нижегородской области от 26.02.2019 № 24;
Указом Губернатора Нижегородской области от 14.01.2022 № 3;
Указом Губернатора Нижегородской области от 02.12.2022 № 256;
Указом Губернатора Нижегородской области от 09.02.2023 № 17
-----------------------------------------------------------------------
В целях организации наблюдения, анализа, оценки и прогноза развития наркотической ситуации, обоснования приоритетных направлений государственной политики в области противодействия распространению наркомании:
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении мониторинга наркоситуации в Нижегородской области.
2. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего Указа.
И.о.Губернатора С.А.Потапов
(Положение и все Приложения к нему изложены в новой редакции Указом Губернатора области от 14.01.2022 № 3;
в ред. Указов Губернатора области от 02.12.2022 № 256; от 09.02.2023 № 17)
Положение
об осуществлении мониторинга наркоситуации
в Нижегородской области
1.1. Настоящее Положение устанавливает цели, задачи, порядок организации и осуществления мониторинга наркоситуации в Нижегородской области (далее - мониторинг наркоситуации).
1.2. Положение разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года", постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 485 "Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации", методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утвержденными протоколом заседания Государственного антинаркотического комитета от 25 июня 2021 г. № 48, с учетом изменений, внесенных протоколом заседания Государственного антинаркотического комитета от 26 декабря 2022 г. № 51 (далее - Методическое пособие), Указом Губернатора Нижегородской области от 7 марта 2008 г. № 7 "Об образовании антинаркотической комиссии Нижегородской области", Указом Губернатора Нижегородской области от 23 декабря 2020 г. № 215 "Об утверждении Перечня приоритетных направлений по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2030 года на территории Нижегородской области". (п.1.2 в ред. Указа Губернатора Нижегородской области от 09.02.2023 № 17 - см. предыдущую редакцию)
1.3. Под наркоситуацией понимается ограниченная временными и пространственными рамками совокупность социальных процессов, складывающихся из последствий немедицинского потребления запрещенных и подконтрольных веществ и их незаконного оборота в сочетании с уровнем эффективности противодействия возникающим в данной связи вызовам и угрозам.
1.4. Под мониторингом наркоситуации понимается система наблюдения за развитием ситуации в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией.
1.5. Мониторинг наркоситуации осуществляется на основе правовых актов, официальной статистической информации, информационно-аналитических документов, представляемых федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, иными федеральными государственными органами, органами исполнительной власти Нижегородской области, данных научных и социологических исследований с учетом прогнозных и экспертных оценок по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией.
1.6. Мониторинг наркоситуации предусматривает проведение исследований различных аспектов незаконного оборота наркотиков (социального, медицинского, правоохранительного, экономического и других аспектов), в том числе с привлечением научно-исследовательских учреждений и других организаций, а также использование информации международных организаций, международных компетентных органов, компетентных органов иностранных государств.
1.7. Мониторинг наркоситуации осуществляется в Нижегородской области в соответствии с методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утверждаемыми Государственным антинаркотическим комитетом.
1.8. Мониторинг наркоситуации осуществляется по итогам года.
1.9. Финансирование работ по проведению социологического исследования в рамках мониторинга наркоситуации осуществляется за счет средств областного бюджета, ежегодно выделяемых управлению информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации Нижегородской области (для государственного казенного учреждения Нижегородской области "Пресс-служба Правительства Нижегородской области") в рамках государственной программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 22 мая 2015 г. № 320.
Выбор организации, привлекаемой к данной работе, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. (абзац второй введен Указом Губернатора Нижегородской области от 09.02.2023 № 17)
2.1. Мониторинг наркоситуации осуществляется в целях:
- определения состояния наркоситуации в Нижегородской области и масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков;
- выявления, прогнозирования и оценки угроз национальной безопасности, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров в Нижегородской области;
- оценки эффективности проводимой в Нижегородской области антинаркотической политики и формирования предложений по ее оптимизации.
2.2. Достижение целей мониторинга наркоситуации осуществляется посредством решения следующих основных задач:
- непрерывное получение и анализ информации о состоянии процессов и явлений в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
- своевременное выявление негативных тенденций развития наркоситуации, новых угроз национальной безопасности, возникающих вследствие незаконного оборота наркотиков, а также вызывающих их факторов;
- прогнозирование развития наркоситуации и выработка предложений по ее улучшению.
3.1. Мониторинг наркоситуации проводится антинаркотической комиссией Нижегородской области (далее - антинаркотическая комиссия), территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Нижегородской области с участием органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций.
3.2. Участниками мониторинга наркоситуации являются:
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области (по согласованию);
Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области (по согласованию);
Приволжское таможенное управление (по согласованию); (абзац четвертый изложен в новой редакции Указом Губернатора Нижегородской области от 09.02.2023 № 17 - см. предыдущую редакцию)
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (по согласованию);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (по согласованию);
Управление Судебного департамента в Нижегородской области (по согласованию);
Военный комиссариат Нижегородской области (по согласованию);
министерство здравоохранения Нижегородской области;
министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области;
министерство министерство образования и науки Нижегородской области; (абзац одиннадцатый в ред. Указа Губернатора Нижегородской области от 09.02.2023 № 17 - см. предыдущую редакцию)
министерство социальной политики Нижегородской области;
управление информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации Нижегородской области.
При необходимости в осуществление мониторинга наркоситуации включаются иные участники, в том числе органы местного самоуправления муниципальных округов и городских округов Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления), общественные объединения и организации (по согласованию). (абзац четырнадцатый в ред. Указа Губернатора области от 02.12.2022 № 256 - см. предыдущую редакцию )
3.3. Организационное обеспечение деятельности антинаркотической комиссии по осуществлению мониторинга наркоситуации в Нижегородской области осуществляется Губернатором Нижегородской области (председателем антинаркотической комиссии).
3.4. Полномочия по непосредственной организации проведения мониторинга наркоситуации возлагаются на руководителя аппарата антинаркотической комиссии.
3.5. Организация работы по обеспечению мониторинга наркоситуации возлагается на аппарат антинаркотической комиссии.
3.6. Решением председателя антинаркотической комиссии могут создаваться рабочие группы из представителей органов власти и организаций, принимающих участие в выполнении данной работы.
3.7. Финансирование работ, связанных с осуществлением мониторинга наркоситуации, обеспечивается из бюджета Нижегородской области и может быть включено в государственные программы Нижегородской области.
4.1. Мониторинг наркоситуации осуществляется на основе данных статистического наблюдения, информационно-аналитических материалов, предоставляемых региональными участниками по вопросам оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения, реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление запрещенных веществ, результатов социологического опроса. Указанная информация направляется участниками мониторинга наркоситуации в аппарат антинаркотической комиссии.
4.2. Представление информационно-аналитических материалов участниками мониторинга осуществляется до 1 марта года, следующего за отчетным. В свою очередь данные статистического наблюдения по формам, установленным в соответствии с Порядком осуществления мониторинга наркоситуации, представляются в сроки согласно приложению 1 к настоящему Положению.
Участниками мониторинга наркоситуации допускается представление данных статистического наблюдения, носящих предварительный характер. Уточненные данные представляются в антинаркотическую комиссию до 1 мая года, следующего за отчетным.
4.3. Для получения сведений об уровне и структуре наркопотребления, масштабах потребления наркотиков в немедицинских целях и влияющих на них факторов аппаратом антинаркотической комиссии (либо иными органами исполнительной власти Нижегородской области, определенными председателем антинаркотической комиссии) организуется работа по проведению социологических исследований в соответствии с Порядком проведения социологического исследования общественного мнения в рамках мониторинга наркоситуации согласно приложению 2 к настоящему Положению.
К этой работе привлекаются организации, которые определяются путем проведения открытого конкурса в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Аналитический отчет, подготовленный по результатам социологических исследований, направляется в аппарат антинаркотической комиссии.
4.4. На основе анализа полученной информации аппаратом антинаркотической комиссии (либо рабочей группой) осуществляется подготовка проекта доклада о наркоситуации в Нижегородской области.
4.5. В проект доклада о наркоситуации в Нижегородской области включается следующая информация:
4.5.1. Характеристика Нижегородской области (площадь территории Нижегородской области, наличие государственной границы и ее протяженность, количество муниципальных образований, количество населенных пунктов, численность постоянного населения на 1 января года, предшествующего отчетному, а также в среднем за год, предшествующий отчетному (с разбивкой по половозрастным характеристикам), уровень жизни населения, демографическая ситуация, структура занятости населения с динамикой уровня безработицы, миграционная ситуация).
4.5.2. Анализ (оценка и динамика) уровня и структуры потребления наркотиков в немедицинских целях на основании статистических данных, аналитических справок и (в целом по Нижегородской области и по муниципальным образованиям) социологических исследований.
Отражается зарегистрированный и экспертный уровень распространенности потребления наркотиков в немедицинских целях, структура наркопотребления с учетом немедицинского потребления наркотиков, находящихся в легальном обороте, лекарственных средств и изготовленных на их основе наркотиков, смертельных отравлений наркотиками, доступность наркотиков. Также проводится анализ и оценка причин и условий, оказывающих влияние на наркотизацию населения.
4.5.3. Оценка состояния и доступности наркологической медицинской помощи, реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих потребление наркотиков в немедицинских целях.
Анализ и оценка результатов работы по мотивации наркопотребителей к прохождению лечения от наркозависимости, реабилитации и ресоциализации.
4.5.4. Анализ, оценка и динамика результатов деятельности в сфере профилактики потребления наркотиков в немедицинских целях (в первую очередь по линии органов образования и науки, физической культуры, спорта и туризма, молодежной политики, культуры). Отражается состояние ситуации, связанной с организацией досуга молодежи и несовершеннолетних (в том числе доступность досуга), ранним выявлением лиц, потребляющих наркотики, работы с группами риска, общей и индивидуальной профилактики. Анализ профилактики правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
4.5.5. Анализ, оценка и динамика ситуации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, включая, в том числе: описание уровня преступности, структуры и объема наркорынка (с указанием новых видов наркотиков); сведения о распространении наркотиков с использованием информационно-телекоммуникационных технологий; анализ интернет ресурсов, распространяющих информацию о наркотиках; положение с уничтожением дикорастущих и культивируемых наркосодержащих растений (с указанием данных о выявленных и ликвидированных очагах произрастания наркосодержащих растений); анализ административной и судебной практики; причин и условий, оказывающих влияние на обстановку в сфере незаконного оборота наркотиков.
4.5.6. Оценка результатов реализации государственных программ (подпрограмм) Нижегородской области, в рамках которых осуществляются антинаркотические мероприятия.
4.5.7. Информация о ходе исполнения перечня приоритетных направлений (плана мероприятий) реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733.
4.5.8. Предварительная оценка состояния наркоситуации в Нижегородской области с приложением графического изображения (картограмма или картодиаграмма) статистических данных в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации в Нижегородской области (в разрезе муниципальных образований) (в динамике за три года), согласно Порядку определения критериев оценки развития наркоситуации в Нижегородской области согласно приложению 3 к настоящему Положению.
4.5.9. Краткосрочное (1 год) прогнозирование развития наркоситуации.
4.5.10. Проекты управленческих решений и предложения по оздоровлению наркоситуации в Нижегородской области в целом.