ГУБЕРНАТОР НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 5 апреля 2013 года № 44

О внесении изменений в Положение об осуществлении мониторинга
наркоситуации в Нижегородской области, утвержденное Указом
Губернатора Нижегородской области от 3 мая 2012 года № 32



В целях приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства и организации наблюдения, анализа, оценки и прогноза развития наркотической ситуации в Нижегородской области:

1. Внести в Положение об осуществлении мониторинга наркоситуации в Нижегородской области, утвержденное Указом Губернатора Нижегородской области от 3 мая 2012 года № 32, изменение, изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему Указу.

2. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего Указа.



Губернатор                                                                      В.П.Шанцев


     ПРИЛОЖЕНИЕ
     к Указу Губернатора
     Нижегородской области
     от 5 апреля 2013 года № 44


     "УТВЕРЖДЕНО
     Указом Губернатора
     Нижегородской области
     от 3 мая 2012 года № 32
     (в редакции Указа Губернатора
     Нижегородской области
     от 5 апреля 2013 года № 44)

          

Положение
об осуществлении мониторинга наркоситуации
в Нижегородской области


     (далее - Положение)

     1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение устанавливает цели, задачи, порядок организации и проведения мониторинга наркоситуации в Нижегородской области.

1.2. Положение разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года № 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года № 485 "Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 года № 31 "О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту", Методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, разработанными и утвержденными Государственным антинаркотическим комитетом 18 декабря 2012 года (протокол № 18).

1.3. Под мониторингом наркоситуации (далее - мониторинг) понимается система наблюдения за развитием ситуации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ (далее - наркотики) и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией.

1.4. Мониторинг осуществляется на основе нормативных правовых актов, официальной статистической информации, информационно-аналитических документов, представляемых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Нижегородской области, данных научных и социологических исследований с учетом прогнозных и экспертных оценок по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией.

1.5. Мониторинг предусматривает проведение исследований различных аспектов незаконного оборота наркотиков (социального, медицинского, правоохранительного, экономического и других), в том числе с привлечением научно-исследовательских учреждений и других организаций.

1.6. Мониторинг базируется на следующих основных принципах:

- использование единых и обязательных для всех субъектов проведения мониторинга методологических подходов и критериев оценки показателей динамики развития наркоситуации;

- открытость данных мониторинга, обмен информацией между государственными органами, участвующими в данной деятельности.

1.7. Мониторинг осуществляется с использованием регионального сегмента единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотиков и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту (далее - единый банк данных), образованного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 года № 31, который формируется на уровне Нижегородской области.

1.8. Мониторинг в Нижегородской области осуществляется по итогам года.

1.9. Финансирование работ по проведению социологического исследования в рамках мониторинга в Нижегородской области осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых на реализацию областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 20 апреля 2012 года № 226.

     2. Цели и задачи


2.1. Мониторинг осуществляется в целях:

- определения состояния наркоситуации в Нижегородской области и масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков;

- выявления, прогнозирования и оценки угроз, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров в Нижегородской области;

- оценки эффективности проводимой в Нижегородской области антинаркотической политики и формирования предложений по ее оптимизации.

2.2. Достижение целей мониторинга осуществляется посредством решения следующих основных задач:

- непрерывное получение и анализ информации о состоянии процессов и явлений в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

- своевременное выявление негативных тенденций развития наркоситуации, новых угроз, возникающих вследствие незаконного оборота наркотиков, а также вызывающих их факторов;

- прогнозирование развития наркоситуации и выработка предложений по ее улучшению;

- обеспечение межведомственной координации при подготовке органами исполнительной власти, учреждениями и организациями Нижегородской области предложений по совершенствованию деятельности в области противодействия распространению наркомании;

- интеграция мониторинга с информационными системами органов и организаций, участвующих в нем;

- обеспечение органов государственной власти Нижегородской области, учреждений, иных субъектов антинаркотической деятельности достоверной и объективной информацией о динамике развития наркоситуации в регионе для наиболее эффективного и целенаправленного проведения мероприятий в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией.

     3. Участники мониторинга


3.1. Мониторинг на территории Нижегородской области осуществляется антинаркотической комиссией Нижегородской области (далее - Антинаркотическая комиссия). В целях осуществления мониторинга Антинаркотической комиссией создается рабочая группа из представителей органов власти и организаций, принимающих участие в данной работе (далее - Рабочая группа).

3.2. Участниками мониторинга являются:

управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Нижегородской области (по согласованию);

Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области (по согласованию);

управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Нижегородской области (по согласованию);

Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области (по согласованию);

Нижегородская таможня (по согласованию);

территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (по согласованию);

управление Федеральной миграционной службы по Нижегородской области (по согласованию);

управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (по согласованию);

управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (по согласованию);

управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Нижегородской области (по согласованию);

управление Судебного департамента в Нижегородской области (по согласованию);

военный комиссариат Нижегородской области (по согласованию);

министерство здравоохранения Нижегородской области;

министерство образования Нижегородской области;

министерство социальной политики Нижегородской области;

министерство спорта и молодежной политики Нижегородской области;

министерство культуры Нижегородской области;

министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области;

министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;

управление государственной службы занятости населения Нижегородской области;

совет ректоров ВУЗов Нижегородской области (по согласованию).

При необходимости в осуществление мониторинга на территории Нижегородской области по решению Антинаркотической комиссии могут быть включены и иные участники, в том числе органы местного самоуправления, общественные объединения и организации (по согласованию).

3.3. Ответственным за организацию работы по осуществлению мониторинга на территории Нижегородской области является председатель Антинаркотической комиссии.

3.4. Организация работы по обеспечению мониторинга возлагается на Антинаркотическую комиссию.

     4. Механизм осуществления мониторинга


4.1. Антинаркотической комиссией в целях проведения мониторинга на территории Нижегородской области осуществляется сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка следующей информации:

4.1.1. Статистические сведения, получаемые из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций.

4.1.2. Информационно-аналитические сведения и экспертные оценки (в виде информационно-аналитических справок) указанных органов по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией.

4.1.3. Результаты социологических исследований.

В целях проведения мониторинга на территории Нижегородской области допускается также сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка иной информации.

4.2. Участники мониторинга направляют в Антинаркотическую комиссию (в адрес заместителя председателя Антинаркотической комиссии - начальника управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Нижегородской области (по согласованию)) информационно-аналитические справки и статистические сведения по единым показателям, в сроки и по формам в соответствии с Порядком осуществления мониторинга наркоситуации в Нижегородской области (приложение 1 к настоящему Положению).

4.3. Порядок проведения социологического исследования в целях мониторинга в Нижегородской области установлен приложением 2 к настоящему Положению.

4.4. Полученная Антинаркотической комиссией в целях осуществления мониторинга информация (статистические сведения, информационно-аналитические справки, экспертные оценки) обрабатывается и анализируется Рабочей группой, по результатам чего составляется проект доклада о наркоситуации в Нижегородской области.

4.5. В проект доклада о наркоситуации в Нижегородской области включается следующая информация:

4.5.1. Характеристика Нижегородской области (площадь территории, количество муниципальных образований, количество населенных пунктов, численность постоянного населения (с разбивкой по половым и возрастным категориям), уровень жизни населения, демографическая ситуация, структура занятости населения с динамикой уровня безработицы, динамика денежных доходов населения, миграционная ситуация).

4.5.2. Анализ, оценка и динамика уровня и структуры наркотизации населения на основании статистических данных, аналитических справок и социологических исследований (в целом по Нижегородской области и по муниципальным образованиям).

Необходимо отразить зарегистрированный и экспертный (с учетом латентности) уровень распространенности немедицинского потребления наркотиков, смертности от злоупотребления наркотиками, структуру наркопотребления с учетом немедицинского потребления наркотических веществ, находящихся в легальном обороте, лекарственных средств и изготовленных на их основе наркотиков, степень доступности наркотиков.

4.5.3. Анализ и оценка факторов, причин и условий, оказывающих влияние на наркотизацию населения.

4.5.4. Оценка состояния и доступности наркологической медицинской помощи, медико-социальной реабилитации лиц, злоупотребляющих наркотиками.

4.5.5. Анализ, оценка и динамика результатов деятельности в сфере профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ (в первую очередь по линии органов образования и науки, физкультуры, спорта и туризма, молодежной политики, культуры). Отражается состояние ситуации, связанной с организацией досуга молодежи и несовершеннолетних (в том числе доступность досуга), раннего выявления лиц, злоупотребляющих наркотиками, работы с группами риска, общей и индивидуальной профилактики.

4.5.6. Анализ, оценка и динамика ситуации в сфере противодействия незаконного оборота наркотиков, включая в том числе описание уровня преступности, структуры и объема наркорынка (обратив внимание на новые виды наркотиков), анализ и оценка динамики цен на наркотические средства, психотропные вещества, ситуации с уничтожением дикорастущих и культивируемых наркосодержащих растений (необходимо привести данные, в том числе графические на карте Нижегородской области о выявленных и ликвидированных очагах произрастания наркосодержащих растений в динамике за 5 лет), ситуации в сфере незаконного оборота прекурсоров наркотиков, анализ административной и судебной практики.

4.5.7. Анализ и оценка факторов, причин и условий, оказывающих влияние на ситуацию в сфере незаконного оборота наркотиков.

4.5.8. Анализ основных мероприятий в области противодействия распространению немедицинского потребления и незаконного оборота наркотиков, проведенных участниками мониторинга.

4.5.9. Оценка реализации областной целевой антинаркотической программы.

4.5.10. Оценка состояния наркоситуации в Нижегородской области (по муниципальным образованиям) в соответствии с критериями оценки развития наркоситуации (приложение 3 к настоящему Положению) с графическим наложением на карту Нижегородской области.

4.5.11. Краткосрочное прогнозирование динамики дальнейшего развития наркоситуации.

4.5.12. Управленческие решения и предложения по изменению наркоситуации в Нижегородской области.

4.6. К проекту доклада о наркоситуации в Нижегородской области прилагаются:

4.6.1. Результаты социологических исследований.

4.6.2. Таблицы статистических данных.

4.6.3. Графические и иллюстративные материалы, в том числе и в отношении оценки развития наркоситуации в Нижегородской области в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации.

4.7. Проект доклада о наркоситуации в Нижегородской области выносится на рассмотрение Антинаркотической комиссии.

4.8. Рассмотрение проекта доклада о наркоситуации в Нижегородской области Антинаркотической комиссией должно быть организовано не позднее 25 марта года, следующего за отчетным.

4.9. Антинаркотическая комиссия по результатам рассмотрения проекта доклада о наркоситуации в Нижегородской области принимает решение о его утверждении и направлении в Государственный антинаркотический комитет либо о доработке и последующем направлении в Государственный антинаркотический комитет, а также вырабатывает управленческие решения по изменению наркоситуации в Нижегородской области.

4.10. Доклад о наркоситуации в Нижегородской области должен быть направлен председателем Антинаркотической комиссией председателю Государственного антинаркотического комитета в I квартале года, следующего за отчетным.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»