УКАЗ
от 26 февраля 2019 года № 24
О внесении изменений в Положение об осуществлении
мониторинга наркоситуации в Нижегородской области,
утвержденное Указом Губернатора Нижегородской
области от 3 мая 2012 г. № 32
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством и организации наблюдения, анализа, оценки и прогноза развития ситуации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления, лечения, медицинской и социальной реабилитации больных наркоманией в Нижегородской области:
1. Внести в Положение об осуществлении мониторинга наркоситуации в Нижегородской области, утвержденное Указом Губернатора Нижегородской области от 3 мая 2012 г. № 32, изменения, изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему Указу.
2. Настоящий Указ подлежит официальному опубликованию.
Губернатор Г.С.Никитин
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Указу Губернатора
Нижегородской области
от 26 февраля 2019 г. № 24
"УТВЕРЖДЕНО
Указом Губернатора
Нижегородской области
от 3 мая 2012 г. № 32
(в редакции Указа Губернатора
Нижегородской области
от 26 февраля 2019 г. № 24)
ПОЛОЖЕНИЕ
об осуществлении мониторинга наркоситуации
в Нижегородской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает цели, задачи, порядок организации и осуществления мониторинга наркоситуации в Нижегородской области.
1.2. Положение разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года", Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 485 "Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. № 31 "О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту", методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утвержденными протоколом заседания Государственного антинаркотического комитета от 15 февраля 2017 г. № 32.
1.3.Под мониторингом наркоситуации понимается система наблюдения за развитием ситуации в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией.
1.4. Мониторинг наркоситуации осуществляется на основе правовых актов, официальной статистической информации, информационно-аналитических документов, представляемых федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, иными федеральными государственными органами, органами исполнительной власти Нижегородской области, данных научных и социологических исследований с учетом прогнозных и экспертных оценок по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией.
1.5. Мониторинг предусматривает проведение исследований различных аспектов незаконного оборота наркотиков (социального, медицинского, правоохранительного, экономического и других), в том числе с привлечением научно-исследовательских учреждений и других организаций, а также использование информации международных организаций, международных компетентных органов, компетентных органов иностранных государств.
1.6. Мониторинг осуществляется с использованием единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту (далее - единый банк данных), созданного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. № 31 "О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту".
1.7. Мониторинг в Нижегородской области осуществляется по итогам года.
1.8. Финансирование работ по проведению социологического исследования в рамках мониторинга наркоситуации в Нижегородской области осуществляется за счет средств областного бюджета, ежегодно выделяемых управлению информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации Нижегородской области (для государственного казенного учреждения Нижегородской области "Пресс-служба Правительства Нижегородской области").
2. Цели и задачи
2.1. Мониторинг осуществляется в целях:
- определения состояния наркоситуации в Нижегородской области и масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков;
- выявления, прогнозирования и оценки угроз национальной безопасности, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров в Нижегородской области;
- оценки эффективности проводимой в Нижегородской области антинаркотической политики и формирования предложений по ее оптимизации.
2.2. Достижение целей мониторинга осуществляется посредством решения следующих основных задач:
- непрерывное получение и анализ информации о состоянии процессов и явлений в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
- своевременное выявление негативных тенденций развития наркоситуации, новых угроз национальной безопасности, возникающих вследствие незаконного оборота наркотиков, а также вызывающих их факторов;
- прогнозирование развития наркоситуации и выработка предложений по ее улучшению.
3. Участники мониторинга
3.1. Мониторинг на территории Нижегородской области осуществляется антинаркотической комиссией Нижегородской области (далее - Антинаркотическая комиссия).
3.2. Участниками мониторинга являются:
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области (по согласованию);
Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Нижегородской области (по согласованию);
Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области (по согласованию);
Приволжская оперативная таможня (по согласованию);
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (по согласованию);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (по согласованию);
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (по согласованию);
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Нижегородской области (по согласованию);
Управление Судебного департамента в Нижегородской области (по согласованию);
Военный комиссариат Нижегородской области (по согласованию);
министерство здравоохранения Нижегородской области;
министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области;
министерство социальной политики Нижегородской области;
министерство спорта Нижегородской области;
министерство культуры Нижегородской области;
управление информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации Нижегородской области;
министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;
управление по труду и занятости населения Нижегородской области;
Совет ректоров высших учебных заведений Нижегородской области (по согласованию).
При необходимости в осуществление мониторинга на территории Нижегородской области включаются иные участники, в том числе органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления), общественные объединения и организации (по согласованию).
3.3. Ответственным за организацию работы по осуществлению мониторинга на территории Нижегородской области является председатель Антинаркотической комиссии - Губернатор Нижегородской области, Председатель Правительства.
3.4. Организация работы по обеспечению мониторинга возлагается на аппарат Антинаркотической комиссии.
4. Механизм осуществления мониторинга
4.1. Аппаратом антинаркотической комиссии в целях проведения мониторинга на территории Нижегородской области осуществляется сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка следующей информации:
4.1.1. Статистические сведения, получаемые из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций.
4.1.2. Информационно-аналитические сведения и экспертные оценки (в виде информационно-аналитических справок) указанных органов по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения, реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях.
4.1.3. Результаты социологических исследований.
4.1.4. Иная информация предусмотренная Положением о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 485.
4.2. Участники мониторинга направляют информационно-аналитические справки и статистические сведения по единым показателям, в сроки и по формам в соответствии с Порядком осуществления мониторинга наркоситуации в Нижегородской области, являющимся приложением 1 к настоящему Положению.
4.3. Для получения достоверных сведений об уровне и структуре наркопотребления, масштабах распространения незаконного потребления наркотиков и влияющих на них факторов в Нижегородской области аппаратом антинаркотической комиссии Нижегородской области (далее - аппарат Антинаркотической комиссии) организуется работа по проведению социологических исследований.
4.3.1. Объектом социологического исследования является общественное мнение населения Нижегородской области.
4.3.2. Предмет исследования - отношение населения Нижегородской области к проблемам наркотизации общества.
4.3.3. Цель исследования - выявление уровня наркотизации общества и отношения населения к проблемам наркомании.
Указанная цель предполагает решение основных задач:
- определение значимости проблемы немедицинского потребления наркотиков в списке социальных проблем среди населения Нижегородского области и отдельно взятого муниципального образования Нижегородской области (городского округа, муниципального района);
- проведение анализа ценностных установок населения Нижегородского области;
- выявление отношения населения Нижегородской области к проблеме немедицинского потребления наркотиков;
- анализ уровня распространения немедицинского потребления наркотиков в Нижегородской области, в том числе динамика числа лиц, употребляющих наркотики;
- выявление степени наркотизации населения в Нижегородской области;
- определение наиболее распространенных на территории Нижегородской области наркотиков;
- выявление степени доступности наркотиков;
- определение наиболее популярных мест и способов распространения наркотиков;
- определение причин распространения немедицинского потребления наркотиков;
- определение мотивов потребления наркотиков среди различных групп населения Нижегородской области;
- выявление основных механизмов приобщения к немедицинскому потреблению наркотиков;
- проведение анализа социокультурных факторов, как способствующих, так и препятствующих возникновению и развитию наркотической зависимости;
- анализ эффективности ранее принятых мер противодействия незаконному распространению и потреблению наркотиков на территории Нижегородской области;
- выявление наиболее действенных мер по борьбе с немедицинским потреблением наркотиков.
4.3.4. Срок проведения исследования 4 квартал отчетного года.
4.3.5. В исследовании должна быть использована многоступенчатая типологическая выборка с применением квотных значений на последней стадии отбора респондентов.
Объем выборки - не менее 0,1% населения Нижегородской области (возраст - от 14 до 60 лет).
На первом этапе определяются районы исследования. Ключевой принцип отбора - репрезентация основных территориально-экономических зон Нижегородской области (промышленная и сельскохозяйственная).
На территориях, где ярко выражены этнические группы, необходимо учитывать и распределение населения по наиболее крупным этническим группам и территориям их дислокации.
На втором этапе производится отбор населенных пунктов с учетом соотношения городского и сельского населения с реальным статистическим распределением этих групп населения региона.
На третьем этапе учитываются половозрастной, образовательный и национальный составы населения. Определяется количество респондентов, необходимых для опроса.
Четвертый этап - само анкетирование (полевое исследование). Метод сбора первичной социологической информации - опрос населения.
4.3.6. Вид исследования - аналитический. Способ проведения исследования - репрезентативный опрос населения.
4.3.7. Используемые в исследовании методы - анализ линейных распределений, корреляционный анализ.
4.3.8. Для целей мониторинга используется образец анкеты для проведения массового опроса населения, приведенный в приложении 2 к настоящему Положению.
4.3.9. Типовое техническое задание на проведение социологического исследования в рамках мониторинга наркоситуации в Нижегородской области, а также рекомендации по его подготовке приведены в приложении 3 к настоящему Положению.