ГУБЕРНАТОР НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 17 ноября 2017 года № 135

О внесении изменения в Положение об осуществлении
мониторинга наркоситуации в Нижегородской области,
утвержденное Указом Губернатора Нижегородской
области от 3 мая 2012 года № 32



В целях приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства и организации наблюдения, анализа, оценки и прогноза развития ситуации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления, лечения, медицинской и социальной реабилитации больных наркоманией в Нижегородской области:

1. Внести в Положение об осуществлении мониторинга наркоситуации в Нижегородской области, утвержденное Указом Губернатора Нижегородской области от 3 мая 2012 года № 32, изменение, изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему Указу.

2. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего Указа.



И.о.временно исполняющего

обязанности  Губернатора                                                         Е.Б.Люлин

     

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Указу Губернатора
Нижегородской области
от 17 ноября 2017 года № 135


"УТВЕРЖДЕНО
Указом Губернатора
Нижегородской области
от 3 мая 2012 года № 32
(в редакции Указа Губернатора
Нижегородской области
от 17 ноября 2017 года № 135)

     

Положение

об осуществлении мониторинга наркоситуации

в Нижегородской области
(далее - Положение)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает цели, задачи, порядок организации и проведения мониторинга наркоситуации в Нижегородской области.

1.2. Положение разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690 и утвержденной им Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года № 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года № 485 "Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 года № 31 "О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту", Методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утвержденными Государственным антинаркотическим комитетом 15 февраля 2017 года (протокол № 32).

1.3. Под мониторингом наркоситуации (далее - мониторинг) понимается система наблюдения за развитием ситуации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ (далее - наркотики) и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков (за исключением случаев их применения в ветеринарии), лечения, комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях.

1.4. Мониторинг осуществляется на основе правовых актов, официальной статистической информации, информационно-аналитических документов, представляемых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Нижегородской области, данных научных и социологических исследований с учетом прогнозных и экспертных оценок по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения, комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях.

1.5. Мониторинг предусматривает проведение исследований различных аспектов незаконного оборота наркотиков (социального, медицинского, правоохранительного, экономического и других), в том числе с привлечением научно-исследовательских учреждений и других организаций.

1.6. Мониторинг базируется на следующих основных принципах:

- использование единых и обязательных для всех субъектов проведения мониторинга методологических подходов и критериев оценки показателей динамики развития наркоситуации;

- открытость данных мониторинга, обмен информацией между государственными органами, участвующими в данной деятельности.

1.7. Мониторинг осуществляется с использованием регионального сегмента единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотиков и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту (далее - единый банк данных), образованного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 года № 31, который формируется на уровне Нижегородской области.

1.8. Мониторинг в Нижегородской области осуществляется по итогам года.

1.9. Финансирование работ по проведению социологического исследования в рамках мониторинга наркоситуации в Нижегородской области осуществляется за счет средств областного бюджета, ежегодно выделяемых министерству информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области на реализацию мероприятий антинаркотической направленности.

2. Цели и задачи

2.1. Мониторинг осуществляется в целях:

- определения состояния наркоситуации в Нижегородской области и масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков;

- выявления, прогнозирования и оценки угроз, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров в Нижегородской области;

- оценки эффективности проводимой в Нижегородской области антинаркотической политики и формирования предложений по ее оптимизации.

2.2. Достижение целей мониторинга осуществляется посредством решения следующих основных задач:

- непрерывное получение и анализ информации о состоянии процессов и явлений в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики незаконного потребления наркотиков, лечения, медицинской и социальной реабилитации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях;

- своевременное выявление негативных тенденций развития наркоситуации, новых угроз, возникающих вследствие незаконного оборота наркотиков, а также вызывающих их факторов;

- прогнозирование развития наркоситуации и выработка предложений по ее улучшению.

3. Участники мониторинга

3.1. Мониторинг на территории Нижегородской области осуществляется антинаркотической комиссией Нижегородской области (далее - Антинаркотическая комиссия). В целях осуществления мониторинга Антинаркотической комиссией создается рабочая группа из представителей органов власти и организаций, принимающих участие в данной работе (далее - Рабочая группа).

     3.2. Участниками мониторинга являются:

Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области (по согласованию);

управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Нижегородской области (по согласованию);

Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области (по согласованию);

Приволжская оперативная таможня (по согласованию);

территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (по согласованию);

управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (по согласованию);

управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (по согласованию);

территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Нижегородской области (по согласованию);

управление Судебного департамента в Нижегородской области (по согласованию);

военный комиссариат Нижегородской области (по согласованию);

министерство здравоохранения Нижегородской области;

министерство образования Нижегородской области;

министерство социальной политики Нижегородской области;

министерство спорта Нижегородской области;

министерство культуры Нижегородской области;

министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области;

министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;

управление государственной службы занятости населения Нижегородской области;

совет ректоров ВУЗов Нижегородской области (по согласованию).

При необходимости в осуществление мониторинга на территории Нижегородской области по решению Антинаркотической комиссии могут быть включены и иные участники, в том числе органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления), общественные объединения и организации (по согласованию).

3.3. Ответственным за организацию работы по осуществлению мониторинга на территории Нижегородской области является председатель Антинаркотической комиссии - Губернатор Нижегородской области, Председатель Правительства.

3.4. Организация работы по обеспечению мониторинга возлагается на Антинаркотическую комиссию.

4. Механизм осуществления мониторинга

4.1. Антинаркотической комиссией в целях проведения мониторинга на территории Нижегородской области осуществляется сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка следующей информации:

4.1.1. Статистические сведения, получаемые из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций.

4.1.2. Информационно-аналитические сведения и экспертные оценки (в виде информационно-аналитических справок) указанных органов по вопросам, касающимся оборота наркотиков и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения, медицинской и социальной реабилитации больных наркоманией.

4.1.3. Результаты социологических исследований.

В целях проведения мониторинга на территории Нижегородской области допускается также сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка иной информации.

4.2. Участники мониторинга направляют в Антинаркотическую комиссию информационно-аналитические справки и статистические сведения по единым показателям, в сроки и по формам в соответствии с Порядком осуществления мониторинга наркоситуации в Нижегородской области (приложение 1 к настоящему Положению).

4.3. Для получения достоверных сведений об уровне и структуре наркопотребления, масштабах распространения незаконного потребления наркотиков и влияющих на них факторов в Нижегородской области аппаратом антинаркотической комиссии Нижегородской области (далее - аппарат Антинаркотической комиссии) организуется работа по проведению социологических исследований.

4.3.1. Объектом социологического исследования является общественное мнение населения Нижегородской области.

4.3.2. Предмет исследования - отношение населения Нижегородской области к проблемам наркотизации общества.

4.3.3. Цель исследования - выявление уровня наркотизации общества и отношения населения к проблемам наркомании.

Указанная цель предполагает решение основных задач:

- определение значимости проблемы немедицинского потребления наркотиков в списке социальных проблем среди населения Нижегородского области и отдельно взятого муниципального образования Нижегородской области (городского округа, муниципального района);

- проведение анализа ценностных установок населения Нижегородского области;

- выявление отношения населения Нижегородской области к проблеме немедицинского потребления наркотиков;

- анализ уровня распространения немедицинского потребления наркотиков в Нижегородской области, в том числе динамика числа лиц, употребляющих наркотики;

- выявление степени наркотизации населения в Нижегородской области;

- определение наиболее распространенных на территории Нижегородской области наркотиков;

- выявление степени доступности наркотиков;

- определение наиболее популярных мест и способов распространения наркотиков;

- определение причин распространения немедицинского потребления наркотиков;

- определение мотивов потребления наркотиков среди различных групп населения Нижегородской области;

- выявление основных механизмов приобщения к немедицинскому потреблению наркотиков;

- проведение анализа социокультурных факторов как способствующих, так и препятствующих возникновению и развитию наркотической зависимости;

- анализ эффективности ранее принятых мер противодействия незаконному распространению и потреблению наркотиков на территории Нижегородской области;

- выявление наиболее действенных мер по борьбе с немедицинским потреблением наркотиков.

4.3.4. Срок проведения исследования 4 квартал отчетного года.

4.3.5. В исследовании должна быть использована многоступенчатая типологическая выборка с применением квотных значений на последней стадии отбора респондентов.

Объем выборки - не менее 0,1% населения Нижегородской области (возраст - от 14 до 60 лет).

На первом этапе определяются районы исследования. Ключевой принцип отбора - репрезентация основных территориально-экономических зон Нижегородской области (промышленная и сельскохозяйственная).

На территориях, где ярко выражены этнические группы, необходимо учитывать и распределение населения по наиболее крупным этническим группам и территориям их дислокации.

На втором этапе производится отбор населенных пунктов с учетом соотношения городского и сельского населения с реальным статистическим распределением этих групп населения региона.

На третьем этапе учитываются половозрастной, образовательный и национальный составы населения. Определяется количество респондентов, необходимых для опроса.

Четвертый этап - само анкетирование (полевое исследование). Метод сбора первичной социологической информации - опрос населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»