Действующий
Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 февраля 2009 года N 29-П


Об утверждении региональной программы
«Развитие малого и среднего предпринимательства
в Республике Карелия на период до 2014 года»  

_______________________________________

Постановление с изменениями и дополнениями, внесенными

     
     Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.07.09 г. N 176-П (Газета "Карелия" N 178-П от 31.07.2009 г. С.9-12, Собрание Законодательства Республики Карелия
N 7 (Ч.2) 2009 г. Ст. 827)

     Постановлением Правительства Республики Карелия от 13.11.09 г. N 260-П (Газета "Карелия" N 136 (2004) 05.12.2009 г. С.12, Собрание Законодательства Республики Карелия N 11 2009 г. Ст.1291)

     Постановлением Правительства Республики Карелия от 19.07.2010 г. N 141-П (Собрание Законодательства Республики Карелия N 7 (Ч.2) 2010 г. Ст.844)

     Постановлением Правительства Республики Карелия от 17.12.2010 г. N 304-П (Собрание Законодательства Республики Карелия N 12 (Ч.2) 2010 г. Ст.1715)

     Постановлением Правительства Республики Карелия от 12.09.2011 N 237-П (Газета "Карелия" N 69 (2224 )20.09.2011 г. С. 7-12)

     _______________________________________

  

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Законом Республики Карелия от 3 июля 2008 года N 1215-ЗРК «О некоторых вопросах развития малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия» Правительство Республики Карелия постановляет:

1. Утвердить региональную программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года» (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство экономического развития Республики Карелия.

3. Контроль за реализацией Программы возложить на Министерство экономического развития Республики Карелия.


Глава Республики Карелия
С.Л. Катанандов

Утверждена постановлением
Правительства Республики Карелия
от 21 февраля 2009 года N 29-П

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Развитие малого и среднего предпринимательства
в Республике Карелия на период до 2014 года»


ПАСПОРТ
Региональной программы
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в Республике Карелия на период до 2014 года"

Наименование    
Программы          

- Региональная программа "Развитие малого и среднего
предпринимательства в Республике Карелия на период до
2014 года"  (далее - Программа)  

Дата принятия решения о разработке проекта целевой Программы
Правительством
Республики Карелия

- Перечень поручений Президента Российской Федерации
от 8 апреля 2008 года N Пр-582, распоряжение
Правительства Республики Карелия от 1 апреля 2008 года N 143р-П, распоряжение Главы Республики Карелия
от 29 января 2009 года N 56-р

Государственный
заказчик Программы

- Министерство экономического развития Республики
Карелия

Основные разработчики Программы

- Министерство экономического развития Республики
Карелия

Цель Программы

- обеспечение условий интенсивного роста малого и
среднего предпринимательства в Республике Карелия для
увеличения общего количества действующих субъектов
малого и среднего предпринимательства, обеспечения
занятости и развития самозанятости населения,
обеспечения конкурентоспособности малого и среднего
предпринимательства, увеличения доли производимых
малыми и средними предприятиями товаров, работ и
услуг в валовом региональном продукте

Задачи Программы

1. Формирование благоприятной внешней среды развития малого и среднего предпринимательства через:
совершенствование механизмов экономико-правового регулирования предпринимательской деятельности, ориентированного на обеспечение благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства, с учетом мнений предпринимателей;
обеспечение деятельности целостной системы информационно-консультационных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
содействие субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в переподготовке и повышении
квалификации кадров.

2. Усиление рыночных позиций малого и среднего предприни-мательства Республики Карелия, в том числе осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, деятельность в инновационной сфере и ремесленную деятельность через:
снижение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, возникающих в связи с привлечением финансовых ресурсов, и содействие развитию системы кредитования;
оказание имущественной поддержки субъектам малого и
среднего предпринимательства и реализацию субъектами
малого и среднего предпринимательства преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия;
развитие предпринимательства в ремесленной деятельности;
содействие в продвижении продукции, товаров и услуг, выпускаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, на российский и международный рынки;
создание условий для реализации инновационных проектов

Важнейшие целевые показатели и индикаторы

- количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 100 тыс. человек населения республики не менее 1360 единиц;

доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых (включая микропредприятия) и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций не менее 37,5 процента;

оборот организаций малого и среднего предпринимательства на одного жителя республики не менее 121 тыс. рублей;

доля производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом региональном продукте не менее 11 процентов

Сроки и этапы реализации Программы

- 2009-2014 годы, реализация Программы будет
осуществляться без выделения этапов

Объемы и источники
финансирования
Программы

- источниками финансирования Программы являются средства бюджета Республики Карелия и средства федерального бюджета (субсидии, предоставляемые по результатам конкурса по отбору субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации).

Общий объем финансирования - 414,5 млн. рублей, в том числе по годам:

бюджет Республики Карелия - 125,7 млн. рублей:

2009 год - 40,4 млн. рублей,

2010 год - 12,6 млн. рублей,

2011 год - 23,8 млн. рублей,

2012 год - 16,1 млн. рублей,

2013 год - 16,1 млн. рублей,

2014 год - 16,7 млн. рублей;

федеральный бюджет (субсидии) - 288,8 млн. рублей:

2009 год - 100,5 млн. рублей,

2010 год - 20,6 млн. рублей,

2011 год - 76,1 млн. рублей,

2012 год - 31,6 млн. рублей,

2013 год - 31,0 млн. рублей,

2014 год - 29,0 млн. рублей

Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджета Республики Карелия могут подлежать уточнению и утверждению в установленном порядке Законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на соответствующий год.

Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета подлежат уточнению по результатам участия Республики Карелия в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства"

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и
показатели
социально-
экономической
эффективности

- рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 1360 единиц на 100 тыс. человек населения Республики Карелия;
увеличение среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых (включая микропредприятия) и средних предприятий до 85,3 тыс. человек;
увеличение удельного веса налоговых поступлений по специальным налоговым режимам (единый налог на вмененный доход; единый сельскохозяйственный налог; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения)
в консолидированном бюджете Республики Карелия до 10 процентов

Система организации контроля за
реализацией
Программы,
периодичность
отчета исполнителей, дата
представления
материалов

- Министерство экономического развития Республики Карелия:
подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации целевой Программы;
осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по программному мероприятию;
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы в целом, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств бюджета Республики Карелия, выделяемых на ее реализацию;
осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации целевой Программы, а также анализ рационального и эффективного использования средств;
подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы.
Министерство экономического развития Республики Карелия обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия по реализации Программы

".


(Паспорт Программы  в редакции Постановления Правительства Республики Карелия от 12.09.2011 N 237-П - см. предыдущую редакцию).

1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа


Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Республики Карелия от 3 июля 2008 года N 1215-ЗРК (в редакции от 15 декабря 2008 года) «О некоторых вопросах развития малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия», а также в целях реализации подраздела 10.2.12 Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 июля 2006 года N 2520-III ЗС, Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 27 декабря 2007 года N 706-IV ЗС и Программы экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 года, утвержденной Законом Республики Карелия от 12 ноября 2007 года N 1133-ЗРК.          

Развитие малого и среднего предпринимательства относится к числу приоритетных социально-экономических задач, при этом основными являются институциональные и организационные механизмы ее решения.    

В 2006-2008 годах государственная поддержка субъектам малого предпринимательства в республике предоставлялась в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 16 декабря 2005 года N 143-П «Об Отраслевой целевой программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия на 2006-2008 годы».    

В настоящей Программе предусмотрены механизмы и формы государственной поддержки, положительно зарекомендовавшие себя в ходе реализации «Отраслевой целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия на 2006-2008 годы».    

Одновременно предлагается внедрение новых прогрессивных направлений и механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства.    

Следует также отметить принятие в декабре 2008 года Закона Республики Карелия от 19 декабря 2008 года N 1250-ЗРК «Об установлении предельного значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Карелия или муниципальной собственности, и срока рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства такого имущества при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества», которым установлено предельное значение площади арендуемых помещений и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, 2000 кв. м и 5 лет, соответственно.     

Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» впервые установлено понятие субъекта среднего предпринимательства. Поэтому данные о состоянии и уровне развития среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в Республике Карелия, в настоящее время отсутствуют. По той же причине отсутствуют статистические данные о состоянии и уровне развития микропредприятий.     

Однако проблемы, сдерживающие рост субъектов среднего предпринимательства, и тенденции развития этого сектора экономики по большей части такие же, как и у малого предпринимательства.     

Одним из основных индикаторов качества экономической среды в регионе является количество субъектов малого предпринимательства. Следует отметить, что единственное сплошное статистическое обследование малых предприятий было проведено в 2001 году. В 2006 году, по статистическим данным, насчитывалось 4600 зарегистрированных малых предприятий, а в 2007 году сократилось на 10 процентов и составило 4123 единицы. Существуют объективные причины снижения этого показателя: изменение формы хозяйствующих субъектов - регистрация хозяйствующих субъектов в качестве индивидуальных предпринимателей (в сельском хозяйстве - в расчете на поддержку в рамках национального проекта по сельскому хозяйству, в транспортной отрасли - для упрощения системы налогообложения); ужесточение законодательства - в строительной отрасли, в обрабатывающей промышленности, в сфере оборота алкогольной продукции.   

Указанные обстоятельства, в свою очередь, повлияли на снижение численности занятых на малых предприятиях республики, которое за 2007 год составило 0,4 тысячи человек.

Численность занятых на малых предприятиях в 2007 году составила 36,2 тысячи человек, или 15 процентов в общей численности работающих. Несмотря на то, что сектор малого предпринимательства не является определяющим на рынке труда республики, он уже сегодня оказывает положительное влияние на замедление темпов роста безработицы.   

По данным федеральной налоговой службы, на территории республики в 2007 году зарегистрировано 14855 индивидуальных предпринимателей. Учет индивидуальных предпринимателей органами государственной статистики не осуществляется.

Важным показателем развития предпринимательства является показатель «плотности» малых предприятий в субъектах Российской Федерации (в расчете на 100 тысяч населения).   

Максимально близки к среднеевропейским показателям (3 тысячи малых предприятий на 100 тысяч жителей) города Москва и Санкт-Петербург (2 тысячи и 2,3 тысячи предприятий на 100 тысяч жителей соответственно). Республику Карелия можно отнести к региону со средним уровнем «плотности» - 597 малых предприятий на 100 тысяч человек. Конечно, такая диспропорция во многом является следствием структуры экономики, сложившейся за десятилетия в регионах. Вместе с тем требуются более активные меры по устранению различий в уровне развития малого предпринимательства.

Потенциал для существенного увеличения количественных и качественных показателей деятельности малого и среднего предпринимательства в республике имеется.

Оборот малых предприятий республики за 2007 год достиг 69,2 млрд. рублей (рост к 2006 году на 38 процентов) и составил 100,1 тысяч рублей на одного жителя республики.

Наиболее привлекательной для предпринимателей остается непроизводственная сфера, особенно торговля и общественное питание. По данным статистического наблюдения, доля оборота торговых организаций в 2006 году составляла 77 процентов от оборота всех малых предприятий, а в 2007 году - 79 процентов. На долю оборота промышленных организаций в 2006 году приходилось 7,1 процента (5,1 процента в 2007 году соответственно) от общего оборота малых предприятий, строительство - 4,7 процента (3,9 процента), сельское хозяйство - 3,4 (4,4 процента).

Наибольшее количество рабочих мест, по статистическим данным за 2007 год, создается в оптовой, розничной торговле и сфере услуг - 11 тысяч человек (30 процентов). Промышленность и строительство предоставляют 6,9 тысяч и 5,9 тысяч рабочих мест соответственно (19 процентов и 16 процентов).

Показатели занятости на малых предприятиях в таких сферах, как здравоохранение, наука, очень низкие, что объясняется значительным присутствием государства в этих секторах.    

Отраслевое распределение занятости является отражением структуры малых предприятий по видам экономической деятельности.

Рост среднемесячной заработной платы занятых в малом предпринимательстве в 2006 году составил 24,4 процента к уровню 2005 года и достиг 6898 рублей. В 2007 году, по сравнению с 2006 годом, размер среднемесячной заработной платы возрос на 38 процентов и составил 9544 рублей. Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг малыми предприятиями в расчете на 1 малое предприятие возросла на 76 процентов к уровню 2006 года и составила 17,2 млн. рублей в год.

Несмотря на существующий прогресс в секторе малого и среднего бизнеса очевидна актуальность принятия мер для его дальнейшего развития, обусловленная необходи- мостью увеличения темпов экономического роста за счет активизации внутренних факторов, в числе которых малое и среднее предпринимательство является одним из ключевых, а также повышения уровня благосостояния населения главным образом за счет формирования экономически активного среднего класса.

Проблемы развития малого предпринимательства в республике обусловлены рядом причин:

ограниченность доступа к банковским кредитным ресурсам - банковское финансирование не решает проблем развития малого бизнеса из-за отсутствия должного залогового обеспечения, высокой минимальной суммы кредита, сложной процедуры оформления кредита, отсутствия банковских филиалов или отделений в месте ведения бизнеса (проживания);

низкий уровень развития микрофинансирования;

недостаточная развитость инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

проблема качества продукции и продвижения ее на региональный, российский и международный рынки;

дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки;

недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства по различным вопросам предпринимательской деятельности, особенно в муниципальных образованиях, удаленных от столицы республики;

ограниченное количество инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих коммерческие перспективы.


2. Основные цели и задачи Программы        

Цель Программы - обеспечение условий интенсивного роста малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия для увеличения общего количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечения занятости и развития самозанятости населения, обеспечения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства, увеличения доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом региональном продукте.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:    

1) формирование благоприятной внешней среды развития предпринимательства через:

совершенствование механизмов экономико-правового регулирования предпринимательской деятельности, ориентированного на обеспечение благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства, с учетом мнений предпринимателей;

обеспечение деятельности целостной системы информационно-консультационных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

содействие субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в переподготовке и повышении квалификации кадров;

2) усиление рыночных позиций малого и среднего предпринимательства Республики Карелия, в том числе осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, деятель- ность в инновационной сфере и ремесленную деятельность, через:

снижение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, возникающих в связи с привлечением финансовых ресурсов, и содействие развитию системы кредитования;    

оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и реализацию субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия;

развитие предпринимательства в ремесленной деятельности;

содействие в продвижении продукции, товаров и услуг, выпускаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, на российский и международный рынки;

создание условий для реализации инновационных проектов.

Ожидаемая эффективность реализации Программы

Ожидаемая эффективность предлагаемой Программы будет выражаться в результатах, приведенных в таблице 1.