ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2010 года № 418-ПП/14
О долгосрочной целевой программе «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Мурманской области на 2011-2015 годы»
(с изменениями на 14 июня 2013 года)
Документ утратил силу с 1 января 2014 года в связи с изданием постановления Правительства Мурманской области от 19.12.2013 N 746-ПП
_______________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Мурманской области от 10 февраля 2011 года № 42-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 12 апреля 2011 года № 183-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 30 мая 2011 года № 256-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 20 июня 2011 года № 313-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 30 сентября 2011 года № 491-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 24 ноября 2011 года № 596-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 16 марта 2012 года № 86-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 28 мая 2012 года № 248-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 1 октября 2012 года № 489-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 17 декабря 2012 года № 644-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 26 апреля 2013 года № 231-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 14 июня 2013 года № 319-ПП
_______________________________________________________________________________
В целях реализации Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года и создания условий для приведения систем коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания, в соответствии постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 № 309-ПП «О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации» Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Мурманской области на 2011-2015 годы» (далее - Программа).
2. Министерству финансов Мурманской области (Кирилова Т. В.) предусмотреть при формировании областного бюджета на 2011-2015 годы ассигнования на реализацию Программы.
3. Признать утратившим силу постановления Правительства Мурманской области:
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Савина А.Г.
Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко
Долгосрочная целевая программа
«Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Мурманской области» на 2011-2015 годы
Мурманск
2011
Основание для разработки Программы | ||||||||||
Тактическая цель социально-экономического развития, достижению которой способствует Программа | Обеспечение населения региона качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства | |||||||||
Государственный заказчик-координатор Программы | Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области | |||||||||
Государственные заказчики Программы | - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (далее - Минэнерго и ЖКХ МО); - Министерство имущественных отношений Мурманской области (далее - Минимущество МО) | |||||||||
Цель Программы | - модернизация систем коммунальной инфраструктуры | |||||||||
Задачи Программы | - нормативное и методологическое обеспечение деятельности, направленной на повышение надежности и эффективности функционирования коммунальной инфраструктуры; | |||||||||
Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы | 1. Количество объектов коммунальной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых осуществляется в рамках Программы за счет бюджетов всех уровней; 2. Из них количество планируемых к вводу в эксплуатацию; 3. Количество разработанной проектной документации; 4. Количество объектов коммунальной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых предусматривается к реализации в рамках Программы за счет средств внебюджетных источников; | |||||||||
Сроки и этапы реализации Программы | 2011 - 2015 годы | |||||||||
Краткая характеристика программных мероприятий | Мероприятия Программы предусматривают разработку концепции повышения эффективности источников теплоснабжения, схемы и программы развития электроэнергетики, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Мурманской области и реализацию проектов по строительству,реконструкции и (или) модернизации объектов и систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. | |||||||||
Объемы и источники финансирования | Общий (прогнозный) объем финансирования Программы - 5 977 708,2 тыс. рублей, в том числе: | |||||||||
Источники финансирования | 2011-2015 годы | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | ||||
федеральный бюджет | 442 660,8 | 381 833,8 | 60 827* | - | - | - | ||||
областной бюджет | 2 516 878,2 | 1 161 904,3 | 278 695,9 | 616 378 | 411 000 | 48 900 | ||||
местные бюджеты | 59 124,2 | 20 612,9 | 9 605,6 | 13 537,2 | 10 080,1 | 5 288,4 | ||||
внебюджетные источники | 2 959 045 | 456 328 | 2 502 217 | 500 | - | - | ||||
Всего | 5 977 708,2 | 2 020 679 | 2 851 345,5 | 630 415,2 | 421 080,1 | 54 188,4 | ||||
* На 2012 год учтены подтвержденные остатки средств федерального бюджета в сумме 60 827 тыс. рублей, полученные из федерального бюджета в 2011 году и не использованные на 1 января 2012 года. | ||||||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - реализация Программы будет способствовать снижению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры к 2016 году до 55 процентов; | |||||||||
Адрес размещения Программы в сети Интернет | http://minenergo.gov-murman.ru/_TEK/programs/index.html |
В настоящее время в целом деятельность организаций коммунального комплекса Мурманской области характеризуется недостаточным качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Причинами возникновения этих проблем являются:
- высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;
- низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики, затратные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.
Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является ненадлежащее качество предоставления коммунальных ресурсов.
Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
В 2007 - 2010 годах при реализации долгосрочной целевой программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы» и подпрограммы «Реконструкция действующих сетей водоснабжения» программы «Водоснабжение Мурманской области» оказана государственная поддержка в финансировании строительства и реконструкции объектов государственных областных унитарных предприятий коммунального комплекса и объектов коммунальной инфраструктуры в 9 муниципальных образованиях Мурманской области.
Согласно экспертной оценке, остаток сметной стоимости по объектам по состоянию на 1 января 2011 г. составил 1,1 млрд. рублей.
Следует отметить, что проектно-сметная документация по финансировавшимся в рамках программ стройкам и объектам в ряде случаев была разработана в 1984-1999 годах, в связи с чем предусмотренные решения не отвечали современным требованиям как в части технологии, так и в части экономики. Пересмотр и приведение проектно-сметной документации в соответствие с современными технологиями и нормами привели к существенному увеличению сметной стоимости строительства объектов.
Завершение строительства строек и объектов коммунальной инфраструктуры, финансирование которых осуществлялось в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы» и подпрограммы «Реконструкция действующих сетей водоснабжения» программы «Водоснабжение Мурманской области» в 2007 - 2010 годах, позволит:
- повысить надежность работы объектов коммунальной инфраструктуры;
- обеспечить более комфортные условия проживания населения Мурманской области путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;
- обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;
- улучшить экологическое состояние территории Мурманской области.
Также в течение последних лет в муниципальных образованиях Мурманской области наблюдается сложная ситуация с обеспечением потребителей тепловой энергией (отопление и горячее водоснабжение) и расчетами за ранее полученную тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение), где источники теплоснабжения в качестве топлива используют топочный мазут и электрическую энергию. В настоящее время ситуация практически критическая.
Тяжелое финансовое состояние предприятий, имеющих на своем балансе электрические котельные, вызвано в первую очередь установленными ниже экономически обоснованного уровня тарифами на тепловую энергию, а также неэффективным использованием установленных мощностей котельных и либерализацией рынка электроэнергии.
В большей степени это связано с требованиями Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 № 643.
С 1 января 2011 года электрическая энергия в полном объеме (за исключением объемов электрической энергии для поставки населению) поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам.
Тяжелое финансовое состояние предприятий, использующих в качестве топлива топочный мазут, вызвано в первую очередь установленными ниже экономически обоснованного уровня тарифами на тепловую энергию.
Необходимо отметить, что Мурманская область относится к немногочисленным регионам Российской Федерации, в которых не используется природный газ на цели отопления ввиду его отсутствия, и большинство котельных используют для производства тепловой энергии мазут. Доля выработки тепловой энергии на мазутных котельных составляет более 80 процентов от общего объема ее производства.
В последние годы темпы роста стоимости топлива, в том числе мазута и электрической энергии, в связи с либерализацией цен на рынке электроэнергии опережали темпы роста тарифов на тепловую энергию, устанавливаемых в рамках предельных уровней тарифов, определяемых Федеральной службой по тарифам Российской Федерации, что привело к убыточности большинства теплоснабжающих организаций Мурманской области. Кроме того, мазут является одним из экспортно ориентированных видов топлива. Так, в 2010 году в системе нефтепродуктообеспечения страны под влиянием конъюнктуры мирового рынка сложилась ситуация, характеризующаяся ростом цен на нефтепродукты в оптовом звене, который составил 26% от плановых показателей роста, и наличием дефицита топлива на рынке. При этом весь объем потребляемого в регионе мазута завозится из разных регионов России (около 1,7 млн. тонн ежегодно, из которых 1,2 млн. тонн используется для обеспечения нужд жилищно-коммунального сектора и бюджетной сферы), при этом тариф на транспортировку топлива по железной дороге составляет в пределах 25% от его закупочной стоимости на нефтеперерабатывающих заводах.
В 2011 году стоимость мазута, приобретаемого предприятиями Мурманской области для целей производства тепловой энергии (по данным мониторинга), составила 13 789,1 руб./т (с НДС) при принятой стоимости мазута в тарифе 7 353,68 руб./т (с НДС), что превысило расходы на топливо в тарифе на тепловую энергию более чем на 56%.
Ситуация с обеспечением теплом потребителей региона усугубляется высокой степенью изношенности инженерной инфраструктуры. Износ тепловых сетей составляет 80-100%, что приводит к сверхнормативным потерям тепловой энергии. Длительный отопительный сезон, составляющий 9 месяцев, ставит экономику региона в зависимость от теплоэнергетического комплекса, построенного на генерации тепловой энергии с использованием мазута.
Для нормализации ситуации в регионе необходима подготовка документа (концепции), направленного на повышение эффективности источников теплоснабжения Мурманской области. В рамках данного документа должны быть определены основные параметры, направленные на модернизацию теплоэнергетического комплекса региона, которые позволят уменьшить издержки по приобретению электрической энергии для выработки тепловой энергии электрическими котельными и снизить мазутозависимость региона за счет перевода теплоснабжающих организаций на альтернативное, более дешевое топливо.
Предложенные меры позволят добиться эффекта, выраженного в развитии и модернизации теплоэнергетического комплекса региона, эффективном использовании коммунальных ресурсов, создании благоприятного инвестиционного климата, и в итоге обеспечат надежность работы объектов коммунальной инфраструктуры, значительное снижение задолженности организаций (предприятий), обслуживающих такие источники тепловой энергии, перед электросбытовыми организациями региона и поставщиками топлива.
№ п/п | Цель, задачи и показатели (индикаторы) | Ед. изм. | Значение показателя (индикатора) | Источник данных | Степень влияния показателя (индикатора) на достижение цели, % | ||||||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |||||||||
| Цель: модернизация систем коммунальной инфраструктуры | 100 | |||||||||||
Количество объектов коммунальной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых предусматривается к реализации в рамках Программы за счет средств бюджетов всех уровней | ед. | 13 | 15 | 10 | 5 | 2 | Минэнерго и ЖКХ МО | ||||||
из них количество планируемых к вводу в эксплуатацию | ед. | 2 | 7 | 7 | 4 | 1 | --«-- | ||||||
Количество разработанной проектной документации | ед. | 2 | 1 | 5 | 1 | 0 | --«-- | ||||||
Количество объектов коммунальной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых предусматривается к реализации в рамках Программы за счет средств внебюджетных источников | ед. | 3 | 3 | - | - | - | --«-- | ||||||
1. | Задача 1. Нормативное и методологическое обеспечение деятельности, направленной на повышение надежности и эффективности функционирования коммунальной инфраструктуры | 11 | |||||||||||
1.1. | Количество разработанных (откорректированных) документов (схем, концепций) | ед. | -* | 2 | 1 | 1 | 1 | Минэнерго и ЖКХ МО | 4 | ||||
* предусмотренные в 2011 году целевые показатели не достигнуты, т.к. работы в сроки, установленные заключенными государственными контрактами, не были выполнены | |||||||||||||
1.2. | Количество разработанных программ | ед. | 9 | - | - | 1 | - | --«-- | 7 | ||||
2. | Задача 2. Модернизация источников теплоснабжения | 25 | |||||||||||
2.1. | Количество объектов теплоснабжения, строительство и реконструкция которых осуществляется в рамках Программы | ед. | 4 | 5 | 1 | - | - | Минэнерго и ЖКХ МО | 10 | ||||
2.2. | Ввод мощности объектов теплоснабжения | Гкал/ч | - | 22,37 | 12,3 | - | - | --«-- | 15 | ||||
3. | Задача 3. Модернизация систем электроснабжения | 9 | |||||||||||
3.1. | Количество объектов электроснабжения, строительство и реконструкция которых осуществляется в рамках Программы | ед. | 4 | 2 | - | - | 1 | Минэнерго и ЖКХ МО | 3 | ||||
3.2. | Ввод мощности объектов электроснабжения | МВА | - | 0,4 | - | 0,5 | 15,0 | --«-- | 3 | ||||
3.3. | Ввод в действие сетей электроснабжения | км | 9,8 | 5,804 | - | - | - | --«-- | 3 | ||||
4. | Задача 4. Строительство, реконструкция и/или модернизация объектов коммунальной инфраструктуры с использованием ГЧП | 15 | |||||||||||
4.1. | Количество объектов коммунальной инфраструктуры, строительство, реконструкция и/или модернизация которых предусматривается в рамках Программы с использованием ГЧП | ед. | 3 | 3 | - | - | - | Минэнерго и ЖКХ МО | 10 | ||||
4.2. | Ввод мощности объектов теплоснабжения | Гкал/ч | - | 30, | - | - | - | --«-- | 5 | ||||
(Пункт 4.3 исключен на основании постановления Правительства Мурманской области от 26.04.2013 № 231-ПП) | |||||||||||||
5 | Задача 5. Модернизация систем водоснабжения и водоотведения, обеспечение иными объектами коммунальной инфраструктуры | 40 | |||||||||||
5.1. | Количество объектов водоснабжения и водоотведения и иных объектов коммунальной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых осуществляется в рамках Программы | ед. | 5 | 8 | 9 | 5 | 1 | Минстрой МО | 4 | ||||
5.2. | Ввод мощности систем водоснабжения | тыс.м3 в сутки | - | - | 4,0 | 12,3 | - | --«-- | 4 | ||||
5.3. | Ввод мощности систем водоотведения | тыс.м3 в сутки | - | - | - | 86,4 | - | --«-- | 4 | ||||
5.4. | Ввод технологии УФО для обеззараживания сточных вод на очистных сооружениях г. Апатиты | тыс.м3 в сутки | - | - | 47,0 | - | - | Минимущество МО | 4 | ||||
5.5. | Ввод сетей водоснабжения | км | - | 8,757 | - | 1,3 | - | Минстрой МО | 4 | ||||
5.6. | Ввод сетей водоотведения | км | - | - | 3,386 | --«-- | 4 | ||||||
5.7. | Доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть | % | 16,5 | 13 | 12,5 | 12 | 11,5 | Росстат | 2 | ||||
5.8. | Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене | % | 46,2 | 40 | 38 | 35 | 30 | --«-- | 2 | ||||
5.9. | Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене | % | 29,7 | 27 | 25 | 23 | 20 | --«-- | 2 | ||||
5.10. | Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод | кол-во аварий в год на 1000 км сетей | 7,5 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | --«-- | 2 | ||||
5.11. | Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод | % | 58,6 | 60 | 65 | 80 | 100 | --«-- | 2 | ||||
5.12. | Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения | % | 11,2 | 25 | 30 | 40 | 50 | --«-- | 2 | ||||
5.13. | Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям | % | 36,4 | 22 | 20 | 18 | 15 | Роспотребнадзор | 2 | ||||
5.14. | Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям | % | 1,17 | 1,1 | 1 | 0,9 | 0,8 | --«-- | 2» |