Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2010 года № 418-ПП/14

О долгосрочной целевой программе «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Мурманской области на 2011-2015 годы»

(с изменениями на 14 июня 2013 года)

Документ утратил силу с 1 января 2014 года в связи с изданием постановления Правительства Мурманской области от 19.12.2013 N 746-ПП

_______________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Мурманской области от 10 февраля 2011 года № 42-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 12 апреля 2011 года № 183-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 30 мая 2011 года № 256-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 20 июня 2011 года № 313-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 30 сентября 2011 года № 491-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 24 ноября 2011 года № 596-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 16 марта 2012 года № 86-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 28 мая 2012 года № 248-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 1 октября 2012 года № 489-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 17 декабря 2012 года № 644-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 26 апреля 2013 года № 231-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 14 июня 2013 года № 319-ПП

_______________________________________________________________________________

В целях реализации Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года и создания условий для приведения систем коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания, в соответствии постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 № 309-ПП «О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации» Правительство Мурманской области  постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Мурманской области на 2011-2015 годы» (далее - Программа).

2. Министерству финансов Мурманской области (Кирилова Т. В.) предусмотреть при формировании областного бюджета на 2011-2015 годы ассигнования на реализацию Программы.

3. Признать утратившим силу постановления Правительства Мурманской области:

- от 09.02.2007 № 72-ПП/2 «О разработке региональной целевой программы «Водоснабжение Мурманской области» на 2008-2017 годы»;

- от 28.12.2007 № 639-ПП «О региональной целевой программе «Водоснабжение Мурманской области» на 2008-2017 годы».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Савина А.Г.

Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко

Утверждена
постановлением Правительства
Мурманской области
от 15.09.2010 № 418-ПП/14
(с изменениями постановления Правительства
 Мурманской области от 14.06.2013 № 319-ПП)

  

    Долгосрочная целевая программа
«Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Мурманской области» на 2011-2015 годы

Мурманск

2011

Паспорт долгосрочной целевой программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Мурманской области» на 2011-2015 годы
(далее - Программа)


Основание для разработки Программы

постановление Правительства Мурманской области от 13.09.2010 № 410-ПП/14 «О разработке долгосрочной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Мурманской области на 2011-2015 годы»

Тактическая цель социально-экономического развития, достижению которой способствует Программа

Обеспечение населения региона качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства

Государственный заказчик-координатор Программы

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области

Государственные заказчики Программы
(позиция с дополнениями постановления Правительства Мурманской области от 14.06.2013 № 319-ПП)

- Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (далее - Минэнерго и ЖКХ МО);

- Министерство строительства и территориального развития Мурманской области (далее - Минстрой МО);

     
- Министерство экономического развития Мурманской области (далее - Минэкономразвития МО)

- Министерство имущественных отношений Мурманской области (далее - Минимущество МО)

Цель Программы

- модернизация систем коммунальной инфраструктуры

Задачи Программы
(позиция с изменениями постановления Правительства Мурманской области от 17.12.2012 № 644-ПП)

- нормативное и методологическое обеспечение деятельности, направленной на повышение надежности и эффективности функционирования коммунальной инфраструктуры;

- модернизация источников теплоснабжения;

- модернизация систем электроснабжения;

- строительство, реконструкция и/или модернизация объектов коммунальной инфраструктуры с использованием ГЧП;

- модернизация систем водоснабжения и водоотведения, обеспечение иными объектами коммунальной инфраструктуры

Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы
(позиция с изменениями постановления Правительства Мурманской области от 26.04.2013 № 231-ПП)

1. Количество объектов коммунальной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых осуществляется в рамках Программы за счет бюджетов всех уровней;

2. Из них количество планируемых к вводу в эксплуатацию;

3. Количество разработанной проектной документации;

4. Количество объектов коммунальной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых предусматривается к реализации в рамках Программы за счет средств внебюджетных источников;

Сроки и этапы реализации Программы

2011 - 2015 годы

Краткая характеристика программных мероприятий
(позиция с изменениями постановления Правительства Мурманской области от 01.10.2012 № 489-ПП)

Мероприятия Программы предусматривают разработку концепции повышения эффективности источников теплоснабжения, схемы и программы развития электроэнергетики, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Мурманской области и реализацию проектов по строительству,реконструкции и (или) модернизации объектов и систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.

В рамках Программы предусматривается софинансирование за счет средств областного бюджета завершения строительства, реконструкции или модернизации строек и объектов, финансирование которых осуществлялось в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы» и подпрограммы «Реконструкция действующих сетей водоснабжения» программы «Водоснабжение Мурманской области» в 2007 - 2010 годах, а также финансирование комплекса мероприятий, направленных на снижение издержек по приобретению электрической энергии для выработки тепловой энергии электрическими котельными региона.

Софинансирование мероприятий Программы, направленных на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, осуществляется при наличии утвержденных в установленном порядке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Мурманской области.

Объемы и источники финансирования
(позиция в редакции постановления Правительства Мурманской области от 26.04.2013 № 231-ПП)


Общий (прогнозный) объем финансирования Программы - 5 977 708,2 тыс. рублей, в том числе:

     
средства федерального бюджета - 442 660,8 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 2 516 878,2 тыс. рублей;

средства местных бюджетов - 59 124,2 тыс. рублей;

средства внебюджетных источников - 2 959 045 тыс. рублей.

Финансирование по годам реализации Программы:

                                                                                                                                                        
                   тыс. рублей    

Источники финансирования

2011-2015 годы

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

федеральный бюджет

442 660,8

381 833,8

60 827*

-

-

-

областной бюджет

2 516 878,2

1 161 904,3

278 695,9

616 378

411 000

48 900

местные бюджеты

59 124,2

20 612,9

9 605,6

13 537,2

10 080,1

5 288,4

внебюджетные источники

2 959 045

456 328

2 502 217

500

-

-

Всего

5 977 708,2

2 020 679

2 851 345,5

630 415,2

421 080,1

54 188,4

* На 2012 год учтены подтвержденные остатки средств федерального бюджета в сумме 60 827 тыс. рублей, полученные из федерального бюджета в 2011 году и не использованные на 1 января 2012 года.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

- реализация Программы будет способствовать снижению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры к 2016 году до 55 процентов;

- повышение надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры;

- улучшение экологической ситуации в водоемах региона посредством достижения к 2016 году сброса только нормативно очищенных сточных вод;

- снижение издержек по приобретению топлива для выработки тепловой энергии котельными Мурманской области;

- снижение технологических потерь при передаче электрической энергии и повышение надежности электроснабжения

Адрес размещения Программы в сети Интернет
(позиция в редакции постановления Правительства Мурманской области от 01.10.2012 № 489-ПП)

http://minenergo.gov-murman.ru/_TEK/programs/index.html

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


     В настоящее время в целом деятельность организаций коммунального комплекса Мурманской области характеризуется недостаточным качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.

     Причинами возникновения этих проблем являются:

     - высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;


- низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики, затратные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.

     Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является ненадлежащее качество предоставления коммунальных ресурсов.

     Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.

     В 2007 - 2010 годах при реализации долгосрочной целевой программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы» и подпрограммы «Реконструкция действующих сетей водоснабжения» программы «Водоснабжение Мурманской области» оказана государственная поддержка в финансировании строительства и реконструкции объектов государственных областных унитарных предприятий коммунального комплекса и объектов коммунальной инфраструктуры в 9 муниципальных образованиях Мурманской области.

     Согласно экспертной оценке, остаток сметной стоимости по объектам по состоянию на 1 января 2011 г. составил 1,1 млрд. рублей.

     Следует отметить, что проектно-сметная документация по финансировавшимся в рамках программ стройкам и объектам в ряде случаев была разработана в 1984-1999 годах, в связи с чем предусмотренные решения не отвечали современным требованиям как в части технологии, так и в части экономики. Пересмотр и приведение проектно-сметной документации в соответствие с современными технологиями и нормами привели к существенному увеличению сметной стоимости строительства объектов.

     Завершение строительства строек и объектов коммунальной инфраструктуры, финансирование которых осуществлялось в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы» и подпрограммы «Реконструкция действующих сетей водоснабжения» программы «Водоснабжение Мурманской области» в 2007 - 2010 годах, позволит:

     - повысить надежность работы объектов коммунальной инфраструктуры;

     - обеспечить более комфортные условия проживания населения Мурманской области путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;

     - обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;

     - улучшить экологическое состояние территории Мурманской области.


Также в течение последних лет в муниципальных образованиях Мурманской области наблюдается сложная ситуация с обеспечением потребителей тепловой энергией (отопление и горячее водоснабжение) и расчетами за ранее полученную тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение), где источники теплоснабжения в качестве топлива используют топочный мазут и электрическую энергию. В настоящее время ситуация практически критическая.

     
     Тяжелое финансовое состояние предприятий, имеющих на своем балансе электрические котельные, вызвано в первую очередь установленными ниже экономически обоснованного уровня тарифами на тепловую энергию, а также неэффективным использованием установленных мощностей котельных и либерализацией рынка электроэнергии.

     В большей степени это связано с требованиями Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 № 643.

     С 1 января 2011 года электрическая энергия в полном объеме (за исключением объемов электрической энергии для поставки населению) поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам.

     Тяжелое финансовое состояние предприятий, использующих в качестве топлива топочный мазут, вызвано в первую очередь установленными ниже экономически обоснованного уровня тарифами на тепловую энергию.

     Необходимо отметить, что Мурманская область относится к немногочисленным регионам Российской Федерации, в которых не используется природный газ на цели отопления ввиду его отсутствия, и большинство котельных используют для производства тепловой энергии мазут. Доля выработки тепловой энергии на мазутных котельных составляет более 80 процентов от общего объема ее производства.

     В последние годы темпы роста стоимости топлива, в том числе мазута и электрической энергии, в связи с либерализацией цен на рынке электроэнергии опережали темпы роста тарифов на тепловую энергию, устанавливаемых в рамках предельных уровней тарифов, определяемых Федеральной службой по тарифам Российской Федерации, что привело к убыточности большинства теплоснабжающих организаций Мурманской области. Кроме того, мазут является одним из экспортно ориентированных видов топлива. Так, в 2010 году в системе нефтепродуктообеспечения страны под влиянием конъюнктуры мирового рынка сложилась ситуация, характеризующаяся ростом цен на нефтепродукты в оптовом звене, который составил 26% от плановых показателей роста, и наличием дефицита топлива на рынке. При этом весь объем потребляемого в регионе мазута завозится из разных регионов России (около 1,7 млн. тонн ежегодно, из которых 1,2 млн. тонн используется для обеспечения нужд жилищно-коммунального сектора и бюджетной сферы), при этом тариф на транспортировку топлива по железной дороге составляет в пределах 25% от его закупочной стоимости на нефтеперерабатывающих заводах.

     В 2011 году стоимость мазута, приобретаемого предприятиями Мурманской области для целей производства тепловой энергии (по данным мониторинга), составила 13 789,1 руб./т (с НДС) при принятой стоимости мазута в тарифе 7 353,68 руб./т (с НДС), что превысило расходы на топливо в тарифе на тепловую энергию более чем на 56%.

     Ситуация с обеспечением теплом потребителей региона усугубляется высокой степенью изношенности инженерной инфраструктуры. Износ тепловых сетей составляет 80-100%, что приводит к сверхнормативным потерям тепловой энергии. Длительный отопительный сезон, составляющий 9 месяцев, ставит экономику региона в зависимость от теплоэнергетического комплекса, построенного на генерации тепловой энергии с использованием мазута.

     Для нормализации ситуации в регионе необходима подготовка документа (концепции), направленного на повышение эффективности источников теплоснабжения Мурманской области. В рамках данного документа должны быть определены основные параметры, направленные на модернизацию теплоэнергетического комплекса региона, которые позволят уменьшить издержки по приобретению электрической энергии для выработки тепловой энергии электрическими котельными и снизить мазутозависимость региона за счет перевода теплоснабжающих организаций на альтернативное, более дешевое топливо.

     Предложенные меры позволят добиться эффекта, выраженного в развитии и модернизации теплоэнергетического комплекса региона, эффективном использовании коммунальных ресурсов, создании благоприятного инвестиционного климата, и в итоге обеспечат надежность работы объектов коммунальной инфраструктуры, значительное снижение задолженности организаций (предприятий), обслуживающих такие источники тепловой энергии, перед электросбытовыми организациями региона и поставщиками топлива.

2. Цель, задачи Программы, показатели (индикаторы), степень влияния показателя (индикатора) на достижение цели

№ п/п

Цель, задачи и показатели (индикаторы)

Ед. изм.

Значение показателя (индикатора)

Источник данных

Степень влияния показателя (индикатора) на достижение цели, %

2011

2012

2013

2014

2015

 

Цель: модернизация систем коммунальной инфраструктуры

100

Количество объектов коммунальной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых предусматривается к реализации в рамках Программы за счет средств бюджетов всех уровней

ед.

13

15

10

5

2

Минэнерго и ЖКХ МО

из них количество планируемых к вводу в эксплуатацию

ед.

2

7

7

4

1

--«--

Количество разработанной проектной документации

ед.

2

1

5

1

0

--«--

Количество объектов коммунальной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых предусматривается к реализации в рамках Программы за счет средств внебюджетных источников

ед.

3

3

-

-

-

--«--

1.

Задача 1. Нормативное и методологическое обеспечение деятельности, направленной на повышение надежности и эффективности функционирования коммунальной инфраструктуры

11

1.1.

Количество разработанных (откорректированных) документов (схем, концепций)

ед.

-*

2

1

1

1

Минэнерго и ЖКХ МО

4

* предусмотренные в 2011 году целевые показатели не достигнуты, т.к. работы в сроки, установленные заключенными государственными контрактами, не были выполнены

1.2.

Количество разработанных программ

ед.

9

-

-

1

-

--«--

7

2.

Задача 2. Модернизация источников теплоснабжения

25

2.1.

Количество объектов теплоснабжения, строительство и реконструкция которых осуществляется в рамках Программы

ед.

4

5

1

-

-

Минэнерго и ЖКХ МО

10

2.2.

Ввод мощности объектов теплоснабжения

Гкал/ч

-

22,37

12,3

-

-

--«--

15

3.

Задача 3. Модернизация систем электроснабжения

9

3.1.

Количество объектов электроснабжения, строительство и реконструкция которых осуществляется в рамках Программы

ед.

4

2

-

-

1

Минэнерго и ЖКХ МО

3

3.2.

Ввод мощности объектов электроснабжения

МВА

-

0,4

-

0,5

15,0

--«--

3

3.3.

Ввод в действие сетей электроснабжения

км

9,8

5,804

-

-

-

--«--

3

4.

Задача 4. Строительство, реконструкция и/или модернизация объектов коммунальной инфраструктуры с использованием ГЧП

15

4.1.

Количество объектов коммунальной инфраструктуры, строительство, реконструкция и/или модернизация которых предусматривается в рамках Программы с использованием ГЧП

ед.

3

3

-

-

-

Минэнерго и ЖКХ МО

10

4.2.

Ввод мощности объектов теплоснабжения

Гкал/ч

-

30,

-

-

-

--«--

5

(Пункт 4.3 исключен на основании постановления Правительства Мурманской области от 26.04.2013 № 231-ПП)

5

Задача 5. Модернизация систем водоснабжения и водоотведения, обеспечение иными объектами коммунальной инфраструктуры

40

5.1.

Количество объектов водоснабжения и водоотведения и иных объектов коммунальной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых осуществляется в рамках Программы

ед.

5

8

9

5

1

Минстрой МО

4

5.2.

Ввод мощности систем водоснабжения

тыс.м3 в сутки

-

-

4,0

12,3

-

--«--

4

5.3.

Ввод мощности систем водоотведения

тыс.м3 в сутки

-

-

-

86,4

-

--«--

4

5.4.

Ввод технологии УФО для обеззараживания сточных вод на очистных сооружениях г. Апатиты

тыс.м3 в сутки

-

-

47,0

-

-

Минимущество МО

4

5.5.

Ввод сетей водоснабжения

км

-

8,757

-

1,3

-

Минстрой МО

4

5.6.

Ввод сетей водоотведения

км

-

-

3,386

--«--

4

5.7.

Доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть

%

16,5

13

12,5

12

11,5

Росстат

2

5.8.

Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене

%

46,2

40

38

35

30

--«--

2

5.9.

Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене

%

29,7

27

25

23

20

--«--

2

5.10.

Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

кол-во аварий в год на 1000 км сетей

7,5

4

3,5

3

2,5

--«--

2

5.11.

Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод

%

58,6

60

65

80

100

--«--

2

5.12.

Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения

%

11,2

25

30

40

50

--«--

2

5.13.

Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям

%

36,4

22

20

18

15

Роспотребнадзор

2

5.14.

Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям

%

1,17

1,1

1

0,9

0,8

--«--

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»