ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2012 года N 248-ПП
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ДОЛГОСРОЧНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011-2015 ГОДЫ
{Утратило силу в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 19.12.2013 N 746-ПП}
Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Мурманской области от 19.03.2012 N 101-ПП "О внесении изменений в Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации", в целях эффективного использования средств областного бюджета Правительство Мурманской области постановляет:
внести в долгосрочную целевую программу "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Мурманской области" на 2011-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 15.09.2010 N 418-ПП/14 (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 16.03.2012 N 86-ПП), изменения и изложить ее в новой редакции согласно приложению.
Губернатор
Мурманской области М. Ковтун
Приложение
к Постановлению Правительства
Мурманской области
от 28.05.2012 N 248-ПП
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Мурманской области" на 2011-2015 годы
Мурманск 2011
Паспорт долгосрочной целевой программы "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Мурманской области" на 2011-2015 годы
(далее - Программа)
Основание для разработки Программы | ||
Тактическая цель социально-экономического развития, достижению которой способствует Программа | Обеспечение населения региона качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства | |
Государственный заказчик-координатор Программы | Министерство энергетики и жили щно-коммунального хозяйства Мурманской области | |
Государственные заказчики Программы | - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (далее - Минэнерго и ЖКХ МО); | |
Цель Программы | - модернизация систем коммунальной инфраструктуры | |
Задачи Программы | - нормативное и методологическое обеспечение деятельности, направленной на повышение надежности и эффективности функционирования коммунальной инфраструктуры; | |
Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы |
Наименование | Ед. изм. | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год |
Показатели цели: | ||||||
Количество объектов коммунальной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых осуществляется в рамках Программы за счет бюджетов всех уровней | ед. | 14 | 17 | 12 | 10 | 7 |
из них количество планируемых к вводу в эксплуатацию | ед. | 6 | 8 | 2 | 2 | 3 |
Количество объектов коммунальной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых предусматривается к реализации в рамках Программы за счет средств внебюджетных источников | ед. | 5 | 5 | 6 | 6 | 2 |
Заявленная мощность, которая не была удовлетворена в связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства по субъектам электроэнергетики, участвующим в реализации программных мероприятий | МВт | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
Показатели задач приведены в разделе 2 Программы |
Сроки и этапы реализации Программы | 2011 - 2015 годы | |
Краткая характеристика программных мероприятий | Мероприятия Программы предусматривают разработку концепции повышения эффективности источников теплоснабжения, схемы и программы развития электроэнергетики, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Мурманской области и реализацию проектов по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов и систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. | |
Объемы и источники финансирования | Общий (прогнозный) объем финансирования Программы - 28 230,9 млн. руб., в том числе: |
Источники финанси-рования | 2011-2015 годы | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год |
федераль-ный бюджет | 442,7 | 381,8 | 60,8* | - | - | - |
областной бюджет | 2 898,0 | 1 161,9 | 363,3 | 521,9 | 453,8 | 397,1 |
местные бюджеты | 69,8 | 20,6 | 14,5 | 15,2 | 10,0 | 9,3 |
внебюд-жетные источники | 24 820,4 | 1 283,1 | 4 130,1 | 7 260,9 | 7 606,3 | 4 540,0 |
Всего | 28 230,9 | 2 847,5 | 4 568,8 | 7 798,0 | 8 070,2 | 4 946,4 |
* На 2012 год учтены подтвержденные остатки средств федерального бюджета в сумме 60 827 тыс.рублей, полученные из федерального бюджета в 2011 году и не использованные на 1 января 2012 года
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - реализация Программы будет способствовать снижению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры к 2016 году до 55 процентов; | |
Адрес размещения Программы в сети Интернет | http :// minzhkh . gov - murman . ru |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В настоящее время в целом деятельность организаций коммунального комплекса Мурманской области характеризуется недостаточным качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Причинами возникновения этих проблем являются:
- высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;
- низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики, затратные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.
Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является ненадлежащее качество предоставления коммунальных ресурсов.
Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
В 2007 - 2010 годах при реализации долгосрочной целевой программы "Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы" и подпрограммы "Реконструкция действующих сетей водоснабжения" программы "Водоснабжение Мурманской области" оказана государственная поддержка в финансировании строительства и реконструкции объектов государственных областных унитарных предприятий коммунального комплекса и объектов коммунальной инфраструктуры в 9 муниципальных образованиях Мурманской области.
Согласно экспертной оценке, остаток сметной стоимости по объектам по состоянию на 1 января 2011 г. составил 1,1 млрд. рублей.
Следует отметить, что проектно-сметная документация по финансировавшимся в рамках программ стройкам и объектам в ряде случаев была разработана в 1984-1999 годах, в связи с чем предусмотренные решения не отвечали современным требованиям как в части технологии, так и в части экономики. Пересмотр и приведение проектно-сметной документации в соответствие с современными технологиями и нормами привели к существенному увеличению сметной стоимости строительства объектов.
Завершение строительства строек и объектов коммунальной инфраструктуры, финансирование которых осуществлялось в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы" и подпрограммы "Реконструкция действующих сетей водоснабжения" программы "Водоснабжение Мурманской области" в 2007 - 2010 годах, позволит:
- повысить надежность работы объектов коммунальной инфраструктуры;
- обеспечить более комфортные условия проживания населения Мурманской области путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;
- обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;
- улучшить экологическое состояние территории Мурманской области.
Также в течение последних лет в муниципальных образованиях Мурманской области наблюдается сложная ситуация с обеспечением потребителей тепловой энергией (отопление и горячее водоснабжение) и расчетами за ранее полученную тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение), где источники теплоснабжения в качестве топлива используют топочный мазут и электрическую энергию. В настоящее время ситуация практически критическая.
Тяжелое финансовое состояние предприятий, имеющих на своем балансе электрические котельные, вызвано в первую очередь установленными ниже экономически обоснованного уровня тарифами на тепловую энергию, а также неэффективным использованием установленных мощностей котельных и либерализацией рынка электроэнергии.
В большей степени это связано с требованиями Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 N 643.
С 1 января 2011 года электрическая энергия в полном объеме (за исключением объемов электрической энергии для поставки населению) поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам.
Тяжелое финансовое состояние предприятий, использующих в качестве топлива топочный мазут, вызвано в первую очередь установленными ниже экономически обоснованного уровня тарифами на тепловую энергию.
Необходимо отметить, что Мурманская область относится к немногочисленным регионам Российской Федерации, в которых не используется природный газ на цели отопления ввиду его отсутствия, и большинство котельных используют для производства тепловой энергии мазут. Доля выработки тепловой энергии на мазутных котельных составляет более 80 процентов от общего объема ее производства.
В последние годы темпы роста стоимости топлива, в том числе мазута и электрической энергии, в связи с либерализацией цен на рынке электроэнергии опережали темпы роста тарифов на тепловую энергию, устанавливаемых в рамках предельных уровней тарифов, определяемых Федеральной службой по тарифам Российской Федерации, что привело к убыточности большинства теплоснабжающих организаций Мурманской области. Кроме того, мазут является одним из экспортно ориентированных видов топлива. Так, в 2010 году в системе нефтепродуктообеспечения страны под влиянием конъюнктуры мирового рынка сложилась ситуация, характеризующаяся ростом цен на нефтепродукты в оптовом звене, который составил 26% от плановых показателей роста, и наличием дефицита топлива на рынке. При этом весь объем потребляемого в регионе мазута завозится из разных регионов России (около 1,7 млн. тонн ежегодно, из которых 1,2 млн. тонн используется для обеспечения нужд жилищно-коммунального сектора и бюджетной сферы), при этом тариф на транспортировку топлива по железной дороге составляет в пределах 25% от его закупочной стоимости на нефтеперерабатывающих заводах.
В 2011 году стоимость мазута, приобретаемого предприятиями Мурманской области для целей производства тепловой энергии (по данным мониторинга), составила 13 789,1 руб./т (с НДС) при принятой стоимости мазута в тарифе 7 353,68 руб./т (с НДС), что превысило расходы на топливо в тарифе на тепловую энергию более чем на 56%.
Ситуация с обеспечением теплом потребителей региона усугубляется высокой степенью изношенности инженерной инфраструктуры. Износ тепловых сетей составляет 80-100%, что приводит к сверхнормативным потерям тепловой энергии. Длительный отопительный сезон, составляющий 9 месяцев, ставит экономику региона в зависимость от теплоэнергетического комплекса, построенного на генерации тепловой энергии с использованием мазута.
Для нормализации ситуации в регионе необходима подготовка документа (концепции), направленного на повышение эффективности источников теплоснабжения Мурманской области. В рамках данного документа должны быть определены основные параметры, направленные на модернизацию теплоэнергетического комплекса региона, которые позволят уменьшить издержки по приобретению электрической энергии для выработки тепловой энергии электрическими котельными и снизить мазутозависимость региона за счет перевода теплоснабжающих организаций на альтернативное, более дешевое топливо.
Предложенные меры позволят добиться эффекта, выраженного в развитии и модернизации теплоэнергетического комплекса региона, эффективном использовании коммунальных ресурсов, создании благоприятного инвестиционного климата, и в итоге обеспечат надежность работы объектов коммунальной инфраструктуры, значительное снижение задолженности организаций (предприятий), обслуживающих такие источники тепловой энергии, перед электросбытовыми организациями региона и поставщиками топлива.
2. Цель, задачи Программы, показатели (индикаторы), степень влияния показателя (индикатора) на достижение цели
N п/п | Цель, задачи и показатели (индикаторы) | Ед. изм. | Значение показателя (индикатора) | Источник данных | Степень влияния показателя (индикатора) на достижение цели, % | ||||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |||||||
Цель: модернизация систем коммунальной инфраструктуры | 100 | ||||||||||
Количество объектов коммунальной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых осуществляется в рамках Программы за счет бюджетов всех уровней | ед. | 14 | 17 | 12 | 10 | 7 | Минэнерго и ЖКХ МО | ||||
из них количество планируемых к вводу в эксплуатацию | ед. | 6 | 8 | 2 | 2 | 3 | --"-- | ||||
Количество объектов коммунальной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых предусматривается к реализации в рамках Программы за счет средств внебюджетных источников | ед. | 5 | 5 | 6 | 6 | 2 | --"-- | ||||
Заявленная мощность, которая не была удовлетворена в связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства | МВт | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | --"-- | ||||
1. | Задача 1. Нормативное и методологическое обеспечение деятельности, направленной на повышение надежности и эффективности функционирования коммунальной инфраструктуры | 11 | |||||||||
1.1. | Количество разработанных (откорректированных) документов (схем, концепций) | ед. | -* | 2 | 1 | 1 | 1 | Минэнерго и ЖКХ МО | 4 | ||
* предусмотренные в 2011 году целевые показатели не достигнуты, т.к. работы в сроки, установленные заключенными государственными контрактами, не были выполнены | |||||||||||
1.2. | Доля городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек, в которых утверждены программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, в общем количестве городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. чел. | % | 50 | 100 | 100 | 100 | 100 | --"-- | 7 | ||
2. | Задача 2. Модернизация источников теплоснабжения, электроснабжения | 24 | |||||||||
2.1. | Количество объектов теплоснабжения, электроснабжения, строительство и реконструкция которых осуществляются в рамках Программы | ед. | 6 | 7 | 2 | 1 | 1 | Минэнерго и ЖКХ МО | 6 | ||
2.2. | Ввод мощности объектов электроснабжения | МВА | 0,4 | - | 15 | - | - | --"-- | 6 | ||
2.3. | Ввод в действие сете й электроснабжения | км | 5,804 | - | - | - | - | --"-- | 6 | ||
2.4. | Ввод мощности объектов теплоснабжения | Гкал/ч | 16,25 | 14,24 | - | - | - | --"-- | 6 | ||
3. | Задача 3. Модернизация систем электроснабжения | 10 | |||||||||
3.1. | Объем планируемой к вводу в эксплуатацию в соответствии с утверждёнными инвестиционными программами трансформаторной мощности | МВА | 114 | 224 | 146 | 331 | 304 | инвести-ционные програм-мы | 5 | ||
3.2. | Протяжённость планируемых к вводу в эксплуатацию в соответствии с утверждёнными инвестиционными программами электрических сетей | км | 16,7 | 84,3 | 64,5 | 176 | 100 | инвести-ционные програм-мы | 5 | ||
4. | Задача 4. Строительство, реконструкция и/или модернизация объектов коммунальной инфраструктуры с использованием ГЧП | 17 | |||||||||
4.1. | Количество объектов коммунальной инфраструктуры строительство, реконструкция и/или модернизация которых предусматривается в рамках Программы с использованием ГЧП | ед. | 5 | 5 | 6 | 6 | 2 | Минэнерго и ЖКХ МО | 7 | ||
4.2. | Ввод мощности объектов теплоснабжения | Гкал/ч | - | - | - | 1016 | 210 | -"-- | 5 | ||
4.3. | Ввод в действие сетей теплоснабжения | км | - | - | - | 14 | - | -"-- | 5 | ||
5. | Задача 5 . Модернизация систем водоснабжения и водоотведения, обеспечение иными объектами коммунальной инфраструктуры | 48 | |||||||||
5.1. | Количество объектов водоснабжения и водоотведения и иных объектов коммунальной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых осуществляется в рамках Программы | ед. | 8 | 10 | 10 | 9 | 6 | Минтер-развития МО | 4 | ||
5.2. | Ввод мощности систем водоснабжения | тыс. м3 в сутки | - | - | 19,2 | 20 | - | --"-- | 4 | ||
5.3. | Ввод мощности систем водоотведения | тыс. м3 в сутки | - | - | - | 106 | 2,7 | --"-- | 4 | ||
5.4. | Ввод сетей водоснабжения | км | 1,604 | 6,712 | - | - | 14,075 | --"-- | 4 | ||
5.5. | Ввод сетей водоотведения | км | - | 2,3 | - | - | - | --"-- | 4 | ||
5.6. | Доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть | % | 13,5 | 13 | 12,5 | 12 | 11,5 | Росстат | 4 | ||
5.7. | Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене | % | 43 | 40 | 38 | 35 | 30 | --"-- | 4 | ||
5.8. | Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене | % | 29,3 | 27 | 25 | 23 | 20 | --"-- | 4 | ||
5.9. | Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод | кол-во аварий в год на 1000 км сетей | 4,4 | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | --"-- | 4 | ||
5.10. | Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод | % | 57,8 | 60 | 65 | 80 | 100 | --"-- | 4 | ||
5.11. | Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения | % | 20 | 25 | 30 | 40 | 50 | --"-- | 4 | ||
5.12. | Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям | % | 24,9 | 22 | 20 | 18 | 15 | Роспот-ребнад-зор | 1 | ||
5.13. | Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям | % | 1,2 | 1,1 | 1 | 0,9 | 0,8 | --"-- | 1 | ||
5.14. | Зарегистрировано больных брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями | чел. | 4 876 | 4 300 | 3 800 | 3 200 | 2 500 | --"-- | 1 | ||
5.15. | Зарегистрировано больных вирусными гепатитами | чел. | 19 | 15 | 10 | 5 | 5 | --"-- | 1 |