ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2011 года № 256-ПП
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Мурманской области» на 2011-2015 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства Мурманской области от 19.12.2013 N 746-ПП.
____________________________________________________________________
В целях эффективного использования средств областного бюджета Правительство Мурманской области постановляет:
внести в долгосрочную целевую программу «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Мурманской области» на 2011-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 15.09.2010 № 418-ПП/14 (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 12.04.2011 № 183-ПП), изменения и изложить ее в новой редакции согласно приложению.
Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко
Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 30.05.2011 № 256-ПП
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Мурманской области» на 2011-2015 годы
Мурманск
2010
Паспорт
Наименование программы | «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Мурманской области» на 2011-2015 годы (далее - Программа) | ||||||
Дата принятия решения о разработке Программы | |||||||
Государственный заказчик Программы | - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (далее - Минэнерго и ЖКХ МО); | ||||||
Государственный заказчик-координатор Программы | Минэнерго и ЖКХ МО | ||||||
Основные разработчики Программы | - Минэнерго и ЖКХ МО; | ||||||
Цели Программы | - повышение устойчивости и надежности функционирования коммунальной инфраструктуры; | ||||||
Задачи Программы | - модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; | ||||||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - строительство, реконструкция (модернизация) 166 объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе 130 объектов, строительство которых к 2016 году будет завершено; | ||||||
Сроки и этапы реализации Программы | 2011 - 2015 годы | ||||||
Объемы и источники финансирования | Общий (прогнозный) объем финансирования Программы - 36 765,6 млн. руб., в том числе: млн.руб. | ||||||
Источники финансирования | 2011-2015 годы | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |
федеральный бюджет | 5 991,5 | 381,8 | 650,0 | 1 631,6 | 1 631,6 | 1 696,5 | |
областной бюджет | 2 247,5 | 500,2 | 818,3 | 339,5 | 279,3 | 310,1 | |
местные бюджеы | 122,5 | 42,2 | 28,4 | 21,0 | 15,8 | 15,0 | |
внебюджетные источники | 28 404,1 | 3 402,2 | 6 094,7 | 8 686,7 | 6 441,1 | 3 779,5 | |
Всего | 36 765,6 | 4 326,5 | 7 591,4 | 10 678,8 | 8 367,8 | 5 801,1 | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В настоящее время в целом деятельность организаций коммунального комплекса Мурманской области характеризуется недостаточным качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Причинами возникновения этих проблем являются:
- высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;
- низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики, затратные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.
Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является ненадлежащее качество предоставления коммунальных ресурсов.
Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
В 2007 - 2010 годах при реализации долгосрочной целевой программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы» и подпрограммы «Реконструкция действующих сетей водоснабжения» программы «Водоснабжение Мурманской области» оказана государственная поддержка в финансировании строительства и реконструкции объектов государственных областных унитарных предприятий коммунального комплекса и объектов коммунальной инфраструктуры в 9 муниципальных образованиях Мурманской области.
Согласно экспертной оценке остаток сметной стоимости по объектам по состоянию на 1 января 2011 г. составит 1,1 млрд. рублей.
Следует отметить, что проектно-сметная документация по финансировавшимся в рамках программ стройкам и объектам в ряде случаев была разработана в 1984-1999 годах, в связи с чем предусмотренные решения не отвечали современным требованиям как в части технологии, так и в части экономики. Пересмотр и приведение проектно-сметной документации в соответствие с современными технологиями и нормами привели к существенному увеличению сметной стоимости строительства объектов.
Завершение строительства строек и объектов коммунальной инфраструктуры, финансирование которых осуществлялось в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы» и подпрограммы «Реконструкция действующих сетей водоснабжения» программы «Водоснабжение Мурманской области» в 2007 - 2010 годах, позволит:
- повысить надежность работы объектов коммунальной инфраструктуры;
- обеспечить более комфортные условия проживания населения Мурманской области путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;
- обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;
- улучшить экологическое состояние территории Мурманской области.
Также в течение последних лет в муниципальных образованиях Мурманской области наблюдается сложная ситуация с обеспечением потребителей тепловой энергией (отопление и горячее водоснабжение) и расчетами за ранее полученную тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение), где источники теплоснабжения в качестве топлива используют топочный мазут и электрическую энергию. В настоящее время ситуация практически критическая.
Тяжелое финансовое состояние предприятий, имеющих на своем балансе электрические котельные, вызвано в первую очередь установленными ниже экономически обоснованного уровня тарифами на тепловую энергию, а также неэффективным использованием установленных мощностей котельных и либерализацией рынка электроэнергии.
В большей степени это связано с требованиями Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 № 643, которыми предусмотрено, что с 1 января 2007 г. по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке электрическая энергия поставляется в следующих долях от объема производства (потребления) электрической энергии:
с 1 января по 30 июня 2007 г. - от 90 до 95 процентов;
с 1 июля по 31 декабря 2007 г. - от 85 до 90 процентов;
с 1 января по 30 июня 2008 г. - от 80 до 85 процентов;
с 1 июля по 31 декабря 2008 г. - от 70 до 75 процентов;
с 1 января по 30 июня 2009 г. - от 65 до 70 процентов;
с 1 июля по 31 декабря 2009 г. - от 45 до 50 процентов;
с 1 января по 30 июня 2010 г. - от 35 до 40 процентов;
с 1 июля по 31 декабря 2010 г. - от 15 до 20 процентов.
С 1 января 2011 года электрическая энергия в полном объеме (за исключением объемов электрической энергии для поставки населению) поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам.
Тяжелое финансовое состояние предприятий, использующих в качестве топлива топочный мазут, вызвано в первую очередь установленными ниже экономически обоснованного уровня тарифами на тепловую энергию.
Необходимо отметить, что Мурманская область не имеет собственных источников топлива, весь объем потребляемых топливных ресурсов завозится из других регионов России. Мазут занимает 81% в топливном балансе региона, его среднегодовое потребление для обеспечения нужд жилищно-коммунального сектора и бюджетной сферы составляет 1 200 тыс. тонн.
Действующие на настоящий момент цены на мазут топочный продолжают оставаться выше заложенных в тарифе. Непокрытые убытки теплоснабжающих предприятий Мурманской области за период 2005-2010 годов составили 6,1 млрд. руб. (без НДС), в том числе 1,6 млрд. руб. (без НДС) за 2010 год. Плановые убытки на 2011 год определены в размере 1,2 млрд. руб.
Комплекс мероприятий, направленных на модернизацию теплоэнергетического комплекса региона, позволит снизить издержки по приобретению электрической энергии для выработки тепловой энергии электрическими котельными и снизить мазутозависимость региона за счет перевода теплоснабжающих организаций на альтернативное, более дешевое топливо.
Предложенные меры позволят объединить отдельные мероприятия и добиться эффекта, выраженного в развитии и модернизации теплоэнергетического комплекса региона, эффективном использовании коммунальных ресурсов, создании благоприятного инвестиционного климата, и в итоге обеспечат надежность работы объектов коммунальной инфраструктуры, значительное снижение задолженности организаций (предприятий), обслуживающих такие источники тепловой энергии, перед электросбытовыми организациями региона и поставщиками топлива.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Целями Программы являются:
- повышение устойчивости и надежности функционирования коммунальной инфраструктуры;
- повышение качества коммунальных услуг, предоставляемых потребителям.
Основные направления программных мероприятий соответствуют задачам Программы:
- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
- повышение качества питьевой воды;
- снижение технологических потерь при передаче электрической энергии и повышение надежности электроснабжения;
- снижение издержек источников теплоснабжения, использующих в качестве основного вида топлива электрическую энергию и мазут;
- обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов.
Первое направление - повышение качества питьевой воды, обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным требованиям в технических регламентах и санитарно-эпидемиологических правилах, снижение уровня износа объектов водоснабжения и водоотведения. В рамках данного направления за счет всех источников финансирования планируется модернизация и строительство 66 объектов, в том числе ввод 55 объектов за период 2011-2015 годов. Особенностью данной сферы коммунальной инфраструктуры является то, что практически все объекты находятся в государственной или муниципальной собственности. Финансирование объектов предусматривается за счет средств бюджета, а также за счет применения механизмов государственно-частного партнерства. За счет бюджетного финансирования предусматривается завершение строительства и реконструкции объектов водоснабжения, финансирование которых осуществлялось в 2007-2010 годах в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы» и подпрограммы «Реконструкция действующих сетей водоснабжения» программы «Водоснабжение Мурманской области» на 2008-2017 годы, и ввод которых осуществляется позже 2010 года.
Второе направление - снижение технологических потерь при передаче электрической энергии и повышение надежности электроснабжения. Данное направление охватывает объекты, вошедшие в инвестиционные программы энергоснабжающих и сетевых компаний, реализация которых осуществляется за счет средств предприятий, и объекты, финансирование которых осуществлялось в 2007-2010 годах в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы» за счет средств бюджета.
Третье направление - повышение эффективности источников теплоснабжения, использующих в качестве основного вида топлива электрическую энергию и мазут.
В течение последних лет в муниципальных образованиях Мурманской области наблюдается сложная ситуация с обеспечением потребителей тепловой энергией и расчетами за ранее полученную тепловую энергию, где источники теплоснабжения в качестве топлива используют электрическую энергию и топочный мазут. В настоящее время ситуация практически критическая.
Необходимо выполнить мероприятия по переводу котельных на использование иных видов первичного топлива - древесные отходы, уголь, по модернизации электрических котельных с переводом на расчеты по высокому напряжению и применению зонных тарифов.
Срок реализации Программы - 2011 - 2015 годы.
Реализация программных мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры позволит:
- повысить надежность работы объектов коммунальной инфраструктуры;
- обеспечить более комфортные условия проживания населения Мурманской области путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;
- обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;
- улучшить экологическое состояние территории Мурманской области;
- значительно снизить долги предприятий, обслуживающих электрические котельные, перед электросбытовыми организациями региона, перед поставщиками топлива, а также не допустить их роста в будущем.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит к 2016 году обеспечить количество введенных объектов коммунальной инфраструктуры до 130 единиц и снизить процент износа коммунальных сетей до 55%.
Целевые индикаторы и показатели Программы представлены в приложении № 1 к Программе.
3. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы предусматривают софинансирование за счет средств областного бюджета завершения строительства, реконструкции или модернизации строек и объектов, финансирование которых осуществлялось в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы» и подпрограммы «Реконструкция действующих сетей водоснабжения» программы «Водоснабжение Мурманской области» в 2007 - 2010 годах, а также финансирование комплекса мероприятий, направленных на снижение издержек по приобретению электрической энергии для выработки тепловой энергии электрическими котельными региона.
Реализация мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:
- нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
- организационное обеспечение реализации Программы;
- финансовое обеспечение реализации Программы;
- информационное обеспечение реализации Программы.
Перечень основных мероприятий Программы, объекты, объемы и источники финансирования представлены в приложении № 2 к Программе.
Осуществление мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры приведет к уменьшению износа объектов коммунальной инфраструктуры, повышению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры, повышению качества предоставления коммунальных услуг и улучшению экологической ситуации в муниципальных образованиях Мурманской области.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
В рамках Программы предусматривается финансирование мероприятий за счет бюджета, средств ресурсоснабжающих и сетевых предприятий и привлечения механизмов государственно - частного партнерства в коммунальную инфраструктуру. Мероприятия, финансируемые из бюджета, направлены на завершение строительства, реконструкции или модернизации объектов областной и муниципальной собственности, финансирование которых в 2007-2010 годах осуществлялось в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы», подпрограммы «Реконструкция действующих сетей водоснабжения» программы «Водоснабжение Мурманской области», и на снижение издержек по приобретению электрической энергии для выработки тепловой энергии электрическими котельными региона.
Финансирование строительства или реконструкции электрических котельных осуществляется после решения вопроса по технологическому присоединению.
Софинансирование за счет средств федерального бюджета указанных объектов коммунальной инфраструктуры может осуществляться на условиях участия Мурманской области и муниципальных образований Мурманской области за счет средств соответствующих бюджетов.
Средства бюджета Мурманской области, местных бюджетов включают так же заемные средства, привлеченные Мурманской областью, органами местного самоуправления и частными инвесторами для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. В случае отсутствия средств в бюджете Мурманской области и местных бюджетах обеспечение необходимого уровня софинансирования может осуществляться за счет увеличения доли средств частных инвесторов.
Объемы финансирования Программы рассчитаны с учетом затрат, необходимых для завершения строительства, реконструкции или модернизации строек и объектов за счет бюджета, средств ресурсоснабжающих и сетевых предприятий и привлечения механизмов государственно-частного партнерства, необходимых для достижения значений целевых индикаторов, намеченных Программой.
Предельный (прогнозный) объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах по источникам финансирования приведен в таблице: