ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2012 года N 186
О федеральной целевой программе "Культура России (2012-2018 годы)"
(с изменениями на 9 ноября 2018 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1446 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, 07.01.2013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года N 1219 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2014 года N 923 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru);
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2015 года N 337 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.04.2015, N 0001201504140038) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2016 года N 18 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.01.2016, N 0001201601250014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2016 года N 464 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.06.2016, N 0001201606060038);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2016 года N 515 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.06.2016, N 0001201606140033);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2017 года N 204 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.02.2017, N 0001201702270039);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года N 891 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2017, N 0001201708040019);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2018 года N 121 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.02.2018, N 0001201802090024);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2018 года N 968 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.08.2018, N 0001201808220024);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2018 года N 1340 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.11.2018, N 0001201811130018).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Культура России (2012-2018 годы)" (далее - Программа).
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансовому обеспечению за счет средств федерального бюджета.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2012-2018 годах региональных государственных программ учитывать положения Программы.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2014 года N 923. - См. предыдущую редакцию)
4. Министерству культуры Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации разработать в рамках реализации Программы и до 1 января 2013 года внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации, определяющего правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета для поддержки инновационных проектов в области современного искусства.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
Федеральная целевая программа "Культура России (2012-2018 годы)"
(с изменениями на 9 ноября 2018 года)
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Культура России (2012-2018 годы)" |
Дата принятия решения о | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 209-р |
Государственные заказчики | - | Министерство культуры Российской Федерации, |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1446. - См. предыдущую редакцию) | ||
Государственный заказчик - | - | Министерство культуры Российской Федерации |
Основные разработчики | - | Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям |
Цели и задачи Программы | - | сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; |
Важнейшие целевые индикаторы | - | доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности; |
(Позиция в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2016 года N 18; в редакции, введенной в действие с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года N 891. - См. предыдущую редакцию)
| ||
Сроки и этапы реализации | - | 2012-2018 годы |
Объем и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы составляет 147048,84 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года N 891; в редакции, введенной в действие с 30 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2018 года N 968; в редакции, введенной в действие с 21 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2018 года N 1340. - См. предыдущую редакцию)
| ||
Ожидаемые конечные | - | увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности (до 45,3 процента в 2018 году); |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года N 891. - См. предыдущую редакцию) |
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.
Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.
Приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач:
воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;
развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;
сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;
поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.
Российская Федерация обладает огромным культурным потенциалом, но этот потенциал до сих пор используется не в полной мере. Реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 90-е годы. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев общества, а также противоправные посягательства на объекты культуры.
Положительный опыт реализации федеральных целевых программ в области культуры насчитывает уже почти полтора десятка лет. Несмотря на внутренние и мировые экономические потрясения, благодаря реализации федеральных целевых программ "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)", "Культура России (2001-2005 годы)" и "Культура России (2006-2011 годы)", удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.
В случае отказа от применения программно-целевого метода возможны следующие негативные последствия:
разрозненные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в сфере культуры;
неэффективное использование бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников;
ухудшение и моральное устаревание материально-технической базы учреждений культуры и снижение качества досуга россиян;
снижение уровня подготовки кадров в сфере культуры;
стагнация в развитии самобытной культуры многонационального народа Российской Федерации и духовных ценностей ее граждан;
ослабление культурно-духовного единства многонационального народа Российской Федерации;
ограничение влияния государства на состояние культуры России в целом;
замедление процесса создания условий для творческой самореализации граждан.
Программно-целевой подход к развитию культуры едва ли имеет сегодня серьезную альтернативу. Конечно, отдельные мероприятия в сфере культуры могут быть инициированы отдельными решениями Правительства Российской Федерации, а некоторые даже обособлены в отдельную ведомственную программу. Однако единичность и несистемность подобных мер рано или поздно может привести к нарушению единства государственной политики в области культуры, неэффективному расходованию бюджетных средств, ослаблению связей между регионами Российской Федерации, возникновению непредвиденных сложностей в модернизации культуры и внедрении новых механизмов адаптации потенциала культуры к рыночным условиям, а в итоге - к ослаблению духовного единства многонационального народа России и ограничению позитивного влияния государства на состояние сферы культуры в Российской Федерации.
Для выбора вариантов решения проблем, стоящих перед отраслью культуры, были рассмотрены и проанализированы два сценария формирования и реализации федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)" (далее - Программа).
Первый сценарий (реалистичный) опирается на подходы, которые были разработаны в федеральной целевой программе "Культура России (2006-2011 годы)", и является логическим ее продолжением. Финансовое обоснование сценария сводится к решению комплекса текущих задач и мероприятий, к которым добавляются новые мероприятия, обусловленные современными потребностями развития сферы культуры.
Второй сценарий (оптимистичный) исходит из необходимости достижения стратегических целей и решения задач культурного развития страны, для чего выделяются приоритетные направления развития современного искусства, художественного образования, информатизации отрасли, дается их обоснование, предлагается перечень программных мероприятий и на основании этого определяется необходимый объем финансовых средств. Особая роль отводится формированию и использованию инновационных методов и подходов к решению задач, научным исследованиям и внедрению в отрасль информационно-коммуникационных технологий.
Для первого сценария наиболее вероятные риски связаны с возможным снижением масштабов финансового обеспечения культуры в зависимости от имеющихся ресурсов.
Для предотвращения негативных последствий при формировании Программы учитывались следующие принципы:
комплексное решение задач реализации государственной политики в области культуры в рамках широкого взаимодействия всех основных субъектов и участников культурного процесса (органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных организаций);
социальная ориентированность мероприятий Программы, касающихся сохранения и развития отечественной культуры и культурного наследия;
поддержка приоритетных инновационных и инвестиционных проектов Программы, использование современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности учреждений культуры;
адаптация проектов и мероприятий Программы к изменяющимся внутренним и внешним условиям развития сферы культуры России;
инвариантность подходов к реализации отдельных проектов и мероприятий Программы в зависимости от изменения условий.
Максимальная эффективность мероприятий Программы, выраженная в соотношении достигнутых результатов и понесенных затрат, может быть обеспечена в рамках второго сценария за счет ускоренной реализации культурных проектов и программ межрегионального значения, повышения качества услуг в сфере культуры.
Программа реализуется на территории Российской Федерации, в том числе на территориях Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов, Республики Крым, г.Севастополя и Калининградской области.
(Абзац дополнительно включен с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года N 891)
Основной стратегической целью Программы является сохранение российской культурной самобытности и создание условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности.
Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:
создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры;
обеспечение равного доступа к культурным благам и возможности реализации творческого потенциала в сфере культуры и искусства для всех граждан России;
информатизация отрасли;
модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей задачам сохранения традиций лучших российских школ и требованиям современности;
выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации;
создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе.
Достижение цели Программы и решение указанных задач будет происходить в рамках 6 направлений Программы.
Решение задач по созданию условий для повышения качества услуг и их разнообразия, а также по модернизации работы учреждений культуры регулируется в рамках направления по развитию образования в сфере культуры и искусства, а также направления по инвестициям в сферу культуры и развитию материально-технической базы.
В целях реализации указанных задач определены следующие основные индикаторы и показатели:
доля учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности (планируется увеличение до 72,8 процента в 2018 году);
увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий по сравнению с предыдущим годом (в 2018 году планируется увеличить на 4,2 процента по сравнению с предыдущим годом);
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2016 года N 18. - См. предыдущую редакцию)
доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации (планируется увеличение до 28 процентов в 2018 году);
увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий по сравнению с предыдущим годом (планируется увеличение до 7,2 процента в 2018 году);
выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению (планируется выпуск 61 наименования ежегодно).