ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 1996 года N 715
О федеральной целевой программе
"Развитие и сохранение культуры и искусства
Российской Федерации (1997-1999 годы)"
(с изменениями на 27 августа 1999 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока реализации
Федеральной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и
искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)"
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 966.
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)" (далее именуется - Программа).
2. Утвердить:
Министерство культуры Российской Федерации государственным заказчиком - координатором Программы;
Министерство культуры Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по кинематографии, Государственную архивную службу России и Российскую государственную цирковую компанию государственными заказчиками Программы по направлениям (подпрограммам).
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и проектов федерального бюджета на 1997 год и последующие годы предусматривать выделение средств для реализации Программы, имея в виду, что объемы и источники финансирования Программы определяются ежегодно в порядке, установленном для федеральных программ.
Считать необходимым привести к 1999 году объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета в соответствие с нормами, установленными Законом Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (действие абзаца приостановлено с 1 января 1999 года по 31 декабря 1999 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.99 N 966).
4. Министерству культуры Российской Федерации, Комитету Российской Федерации по кинематографии, Государственной архивной службе России и Российской государственной цирковой компании проработать в установленном порядке вопросы долевого финансирования Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
рассмотреть совместно с государственными заказчиками Программы вопросы долевого финансирования Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
разработать региональные программы развития и сохранения культуры и искусства на 1997-1999 годы и привести объемы их финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствие с нормами, установленными Законом Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 июня 1996 года N 715
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие и сохранение культуры и искусства
Российской Федерации (1997-1999 годы)"
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Паспорт Программы 4
Содержание проблемы и необходимость
ее решения программными средствами 7
Основные цели и приоритеты Программы 9
Ресурсное обеспечение Программы 10
Механизм реализации Программы 14
Организация управления Программой и
контроля за ее реализацией 14
Система программных мероприятий 16
Подпрограмма "Развитие культуры и сохранение
культурного наследия России" 16
Приоритетные задачи и направления 16
Объемы и источники финансирования 29
Основные мероприятия 32
Подпрограмма "Развитие отечественной кинематографии" 61
Приоритетные задачи и направления 61
Объемы и источники финансирования 67
Основные мероприятия 69
Подпрограмма "Развитие архивного дела" 78
Приоритетные задачи и направления 78
Объемы и источники финансирования 83
Основные мероприятия 85
Подпрограмма "Развитие циркового искусства" 106
Приоритетные задачи и направления 106
Объемы и источники финансирования 107
Основные мероприятия 108
Приложения
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
Наименование Программы - федеральная целевая программа
"Развитие и сохранение культуры и
искусства Российской Федерации
(1997-1999 годы)"
Дата принятия решения о - протокол заседания Правительства
разработке программы Российской Федерации от 14 сентября
1995 г. N 32
Государственный заказчик - - Минкультуры России
координатор Программы
Государственные заказчики - Минкультуры России, Роскомкино,
Программы по направлениям Росархив, Росгосцирк
(подпрограммам)
Основные разработчики - Минкультуры России, Роскомкино,
Программы Росархив, Росгосцирк
Цели и задачи Программы, - развитие и сохранение культуры и
важнейшие целевые показатели искусства России как системы
духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, важной
части мирового культурного наследия
и потенциала
Сроки реализации Программы - 1997-1999 годы
Перечень подпрограмм и - подпрограмма "Развитие культуры и
основных мероприятий сохранение культурного наследия
России";
подпрограмма "Развитие отечественной
кинематографии";
подпрограмма "Развитие архивного
дела";
подпрограмма "Развитие циркового
искусства"
Исполнители подпрограмм и - Минкультуры России, Роскомкино,
основных мероприятий Росархив, Росгосцирк, органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, творческие
союзы, Российский фонд культуры,
другие общественные объединения
деятелей культуры и искусства
Объемы и источники - 312 24,35 млрд. рублей на период с
финансирования 1997 по 1999 год, в том числе:
на подпрограмму "Развитие культуры и
сохранение культурного наследия
России" - 23644,2 млрд. рублей, из
них из федерального бюджета -
21321,1 млрд. рублей;
на подпрограмму "Развитие отечественной
кинематографии" - 5551,85 млрд. рублей,
из них из федерального бюджета - 4619,55
млрд. рублей;
на подпрограмму "Развитие архивного
дела" - 933,1 млрд. рублей, из них
из федерального бюджета -
761,8 млрд. рублей
на подпрограмму "Развитие циркового
искусства" - 1095,2 млрд. рублей,
из них из федерального бюджета -
851,8 млрд. рублей
Ожидаемые конечные - обеспечение широкого доступа всех
результаты социальных слоев населения к
реализации Программы ценностям отечественной и мировой
культуры;
гармонизация профессиональных
творческих устремлений деятелей
культуры и духовных потребностей
населения;
стимулирование плодотворного
развития всех видов и
жанров современной культуры и
искусства;
сохранение историко-культурного
наследия России и его
использование как важного
фактора морально-нравственной
консолидации народов страны;
развитие принципов федерализма при
осуществлении государственной
политики в сфере культуры на основе
четкого разграничения полномочий и
эффективного взаимодействия
федеральных органов
исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
Система организации - Минкультуры России, Роскомкино и
контроля за Росархив - ежегодно,
исполнением Программы Росгосцирк - ежеквартально
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ СРЕДСТВАМИ
В период радикальных социально-экономических преобразований основной целью государственной политики в сфере культуры являлось сохранение богатейшего культурного наследия народов России, сложившейся ранее системы институтов культурной жизни страны. На достижение этой цели была направлена федеральная целевая программа "Сохранение и развитие культуры и искусства" (1993-1995 годы) (продлена на 1996 год постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 541 "О продлении сроков реализации федеральных целевых программ на 1996 год".
Несмотря на то, что культура страны в полной мере испытала на себе негативные последствия экономического кризиса и социально-политической нестабильности, поставленные задачи в основном решены. Кризисные процессы в сфере культуры удалось ослабить, а в ряде случаев и приостановить.
Главный позитивный итог реализации государственной политики в сфере культуры заключается в том, что в целом удалось сберечь накопленный ранее культурный потенциал России. Этому способствовал активный процесс формирования законодательства, начатый принятием в 1992 году Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
Однако социально-экономическая ситуация в стране не позволяла в короткие сроки разрешить сложный комплекс проблем, стоящих перед российской культурой. Ряд задач, предусмотренных федеральной целевой программой "Сохранение и развитие культуры и искусства" (1993-1995 годы), остался нереализованным из-за недостаточного финансирования и сохраняет свою актуальность.
Федеральный бюджет в сфере культуры, будучи и на бумаге весьма незначительным (в 1993 году - 0,35 процента от расходной части, в 1994 году - 0,82 процента, в 1995 году - 0,94 процента), исполнялся в среднем на 65-70 процентов. Не произошло существенного изменения ситуации и в 1996 году. В утвержденном на этот год федеральном бюджете расходы на культуру составляют всего 0,87 процента. Не намного лучше обстоит дело и с бюджетами регионов. В начальной стадии находится формирование многоканальной системы финансирования культуры. Из-за отсутствия материальных и моральных стимулов, сложного финансового положения меценатство культуры крайне медленно входит в практику предприятий, банков и других коммерческих структур. В то же время возможность увеличения собственных доходов учреждений культуры и искусства ограничена их социальными целями.
Увеличился разрыв между культурными потребностями общества и возможностями их удовлетворения из-за слабой материально-технической базы учреждений культуры и искусства, кинематографии, архивного дела.
Вместе с тем сегодня выдвигается ряд новых задач в сфере культуры, которые требуют корректировки сложившихся в предшествующий период приоритетов. Главные акценты переносятся с задач сохранения ранее накопленного культурного потенциала на задачи его дальнейшего развития.
Решение актуальных задач государственной политики в сфере культуры возможно только программными методами и требует реализации в ближайшие годы комплекса мероприятий. Такой увязанной по задачам, срокам, ресурсам и исполнителям системой мероприятий является федеральная целевая программа "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)(далее именуется - Программа).
Данная Программа разработана на основе концепции государственной поддержки развития и сохранения культуры, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации (протокол от 14 сентября 1995 г. N 32).
Программа исходит из фундаментального значения отечественной культуры в жизни государства и общества. При этом культура рассматривается не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни. В условиях светского демократического государства именно культура берет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров народа.
Реализация Программы будет способствовать широкому доступу всех слоев населения к произведениям отечественной и мировой культуры, позволит сохранить историко-культурное наследие народов Российской Федерации, поддержать высокий престиж российской культуры за рубежом, обеспечить разграничение полномочий и ответственности между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере культуры.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ ПРОГРАММЫ
Программа ориентирована на достижение долгосрочных целей культурной политики государства. Важнейшими из них являются:
формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства, в том числе уважения свободы творчества и инакомыслия, гражданственности и патриотизма;