Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 февраля 2012 года N 209-р

[Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018) годы"]

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)".

2. Определить:

государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)" (далее - Программа) - Минкультуры России;

государственными заказчиками Программы - Минкультуры России, Росархив, Роспечать, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж", федеральное государственное учреждение культуры "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации".

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 186,5 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минкультуры России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин


     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 февраля 2012 года
N 209-р


КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)"

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)" приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала. Современного уровня интеллектуального и культурного развития возможно достичь только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества.

Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества, наиболее точно характеризующим его культурную и духовную составляющую. Культурная среда - это, во-первых, результат всей совокупности культурной деятельности общества - прошлой и настоящей (включая инфраструктуру организаций культуры, произведения искусства), во-вторых, институт приобщения граждан к нравственным ценностям, хранимым ею, в-третьих, область творческой реализации духовного потенциала людей, в том числе молодого поколения.

В связи с этим формирование и развитие культурной среды становится важнейшим условием улучшения качества жизни в Российской Федерации.

Следующие задачи, безусловно, являются приоритетными при реализации государственной культурной политики и могут быть решены только путем укрепления и развития культурной среды в Российской Федерации:

развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;

сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального культурного наследия России, использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;

воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, приобщение к мировой и отечественной культуре, обеспечение свободы творчества;

поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.

Концепция федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)" (далее - Концепция) разработана на основе положений, содержащихся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594. Также при подготовке Концепции были учтены положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах и ряда программных выступлений Президента Российской Федерации.

Разрабатываемая федеральная целевая программа "Культура России (2012-2018 годы)" (далее - Программа) характеризуется следующими принципиальными особенностями:

системный характер основных целей и задач, а также комплексный подход к их решению с учетом взаимосвязи с другими решениями органов государственной власти, направленными на развитие культурного потенциала России;

ориентация целей, задач и мероприятий Программы на достижение результатов, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями;

применение новых технологий, инновационных подходов, а также мирового опыта в области формирования материально-технической базы учреждений культуры, сохранения и реставрации культурных ценностей;

отбор инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в рамках Программы, с учетом важных для отрасли критериев и особенностей формирования культурного потенциала российских регионов.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Положительный опыт реализации федеральных целевых программ в области культуры насчитывает уже почти полтора десятка лет. Несмотря на внутренние и мировые экономические потрясения, благодаря реализации федеральных целевых программ "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)", "Культура России (2001-2005 годы)" и "Культура России (2006-2011 годы)" удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.

Необходимость программного подхода к развитию культуры объясняется в первую очередь тем, что культура России представляет собой сложную, разветвленную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов.

Программно-целевой метод обеспечит следующие важнейшие условия для осуществления государственной культурной политики:

стратегическое единство в принятии решений в области культуры на всех уровнях исполнительной власти;

координация финансирования за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, в том числе привлеченных на основе государственно-частного партнерства;

преемственность Программы и федеральных целевых программ, реализованных в предшествующие периоды;

установление стратегических ориентиров на модернизацию и инновационное развитие основных видов и направлений культурной деятельности;

концентрация источников финансового обеспечения культуры на приоритетных направлениях ее развития.

III. Предварительный анализ итогов реализации федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)"

В рамках федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)" на развитие отрасли было направлено 126,63 млрд. рублей, из них 113,62 млрд. рублей - средства федерального бюджета, 13,01 млрд. рублей - прочие источники. Кроме того, отдельные вопросы культурного развития решались и решаются в рамках следующих целевых программ:

федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы";

государственные программы Российской Федерации "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" и "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы";

федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года";

Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года;

Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2015 года;

федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".

Укрепление культурного пространства в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)" осуществлялось через создание возможностей получения для граждан доступа к культурным ценностям (включая памятники истории и культуры, Музейный фонд Российской Федерации, библиотечные и архивные фонды, фонды телевизионных и радиопрограмм, фильмофонды) путем обеспечения их сохранности, пополнения, представления и использования.

Совершенствовались механизмы утверждения свободы творчества, права граждан на участие в культурной жизни, сохранялись лучшие традиции русского театрального искусства и кино, создавались условия для участия граждан в культурной жизни, обеспечения дальнейшего развития системы подготовки творческих кадров и специалистов в области управления.

В рамках федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)" на сохранение памятников истории и культуры Российской Федерации из федерального бюджета было выделено 13456,29 млн. рублей. Наиболее значимыми мероприятиями, финансовое обеспечение которых осуществлялось в 2006-2011 годах, являются реконструкция и реставрация Никольского Морского собора в г. Кронштадте, Собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге, Вознесенского войскового собора в г. Новочеркасске.

В 2006-2011 годах в полном объеме были проведены работы по сохранению памятников истории и культуры, начиная с разработки научно-проектной документации и заканчивая проведением комплекса ремонтно-реставрационных работ на 35 объектах культурного наследия Российской Федерации. Проведенные восстановительно-реставрационные работы позволили вывести ряд памятников из аварийного состояния. Результатом Программы стало увеличение до 35 процентов в 2011 году доли находящихся в федеральной собственности объектов культурного наследия, состояние которых является удовлетворительным, что соответствует целевым показателям федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)".

В 2006-2011 годах проведено 158 российских и международных музыкальных фестивалей и исполнительских конкурсов, 124 фестивальные акции в области драматического искусства, организовано 60 выставочных проектов в области современного искусства, фестивалей архитектуры и дизайна. Россия приняла участие в 79 международных книжных выставках-ярмарках.

В области театрального искусства проведено 69 гастрольных акций по России, в области музыкального искусства - 88 гастрольных акций. Проводились концерты и осуществлялся показ спектаклей в рамках таких крупнейших проектов, как всероссийские филармонические сезоны и фестиваль "Золотая маска".

В целях поддержки отечественных производителей культурных благ и их продвижения на мировой рынок проводятся зарубежные гастроли ведущих российских драматических и музыкальных коллективов. В 2006-2011 годах состоялось 35 зарубежных гастролей коллективов драматических театров и 44 зарубежных гастролей музыкальных коллективов и театров оперы и балета. Общее количество российских культурных акций, проведенных за рубежом, ежегодно возрастало на 1,15 процента, что соответствует целевым показателям федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)".

В целях поддержки культуры народов Российской Федерации проводятся региональные, межрегиональные, всероссийские и международные фестивали, конкурсы, выставки народного творчества. Всего в 2006-2011 годах проведено 235 региональных фольклорных фестивалей, посвященных традициям, обрядам и обычаям народов России, 435 всероссийских и межрегиональных фестивалей и конкурсов народного творчества, 144 мероприятия в рамках сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. Показатели количества театрально-концертных мероприятий, проводимых путем межрегионального обмена, ежегодно увеличивались на 1-3 процента, что соответствует целевым показателям федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)".

По разделу "Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок" в 2006-2011 годах завершено производство 114 игровых, 1174 неигровых и 96 анимационных фильмов, проведены 556 киномероприятий, 288 кинофестивалей, оказана финансовая поддержка в прокате 109 игровым и 11 анимационным фильмам.

Состоялись показы российских фильмов в рамках международных кинофестивалей, фестивалей и недель российского кино, ретроспективы фильмов российских режиссеров. С этой целью на указанные мероприятия было направлено 813 фильмокопий российских фильмов, проведено 1099 сеансов, для участия в зарубежных мероприятиях были командированы 458 кинематографистов. Ежегодно происходило увеличение доли национальных фильмов в общем объеме проката на территории Российской Федерации. К 2011 году этот показатель достиг 23 процентов, что соответствует целевым показателям федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)".

Возросло количество посетителей библиотек, клубных и других учреждений. Была продолжена работа по формированию и ведению Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации. Число записей о музейных предметах и музейных коллекциях составляет 2,1 млн. единиц. Однако положительные тенденции проявили себя недостаточно. Так, прирост посещаемости музеев по сравнению с предыдущим годом составлял 0,1 процента, что соответствует показателям федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)", однако является недостаточным для использования богатейшего культурного потенциала музейных учреждений. На несколько десятых процента за последние два года увеличилось количество посещений киносеансов, практически не выросло количество посещений театральных спектаклей. Во многом это связано с качественным состоянием учреждений культуры, неспособностью оказывать новые услуги и активно внедрять современные информационно-коммуникационные технологии.

Таким образом, в ходе реализации федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)" были достигнуты намеченные результаты, выполнены все контрольные показатели, осуществлены важные проекты по сохранению культурного наследия, обеспечению его доступности для населения. В рамках разрабатываемой Программы будет сохранена преемственность ключевых мероприятий, направленных на укрепление единого культурного пространства России, обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям.

IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о действующих расходных обязательствах Российской Федерации, а также о расходных обязательствах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в указанной сфере

Реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной в последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 1990-е годы. Это подтверждается данными статистики.

В России в настоящее время работают 2500 музеев и 600 государственных и муниципальных театров. По сравнению с началом 1990-х годов число музеев выросло в 1,9 раза, театров почти на 40 процентов. При всей внушительности этих цифр количество театров и объемы театрального предложения по-прежнему не покрывают потребности населения страны. По развитости сети театров наша страна проигрывает большинству европейских государств, в половине регионов России численность зрителей с 1995 года практически не увеличивалась и более 80 процентов населения не посещают театры в течение года. Число музейных посещений увеличилось с 1995 года всего на 7 процентов, до 70 процентов населения России не посещают музеи в течение года. Большое число исторических поселений, мемориальных мест до сих пор не имеют музеев.

В то же время число учреждений культурно-досугового типа сократилось по сравнению с началом 1990-х годов, поэтому доступность культурных форм досуга значительно снизилась для жителей сельской местности и небольших городских поселений. Резко сократилось посещение кинотеатров: с 10 киносеансов в год на 1 жителя в начале 1990-х годов до 0,3 киносеанса на 1 жителя в 2008 году. Только в последние 2 года этот показатель незначительно повысился.

На территории Российской Федерации в настоящее время на государственной охране находятся более 80 тыс. объектов культурного наследия, в том числе 23 тыс. объектов федерального значения. При этом состояние многих объектов является критическим. По различным оценкам, состояние от 50 до 70 процентов памятников, находящихся на государственной охране, характеризуется как неудовлетворительное, для большей их части необходимо принятие срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения. Объем реставрационной деятельности к настоящему времени составляет приблизительно 30 процентов от уровня начала 1990-х годов. В то же время потребность в реставрационных работах постоянно повышается: это связано, с одной стороны, с выявлением новых памятников, а с другой стороны, с крайне недостаточным развитием реставрационной деятельности из-за катастрофического невнимания к ней со стороны государства и общества.

То, что проблема культурного наследия является комплексной, подтверждается прямой зависимостью от указанных процессов нисходящей динамики туризма - как внутреннего, так и международного. По данным Всемирного экономического форума, Россия занимает 9-е место из 133 стран мира по числу культурных объектов. Однако богатейший природный и историко-культурный потенциал России используется, по экспертным оценкам, не более чем на 20 процентов. По количеству международных туристских прибытий и по объему поступлений от международного туризма Россия значительно отстает от ведущих мировых держав. Многие культурные блага стали недоступными не только для туристов, но и для значительной части населения из-за катастрофической неразвитости материальной базы учреждений культуры, малого числа этих учреждений, роста цен на услуги в сфере культуры.

В ходе выполнения федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)" были реализованы системные подходы в сфере поддержки современной драматургии и отечественной композиторской школы, адресной поддержки наиболее перспективных творческих проектов, активизации гастрольной деятельности. Однако современное искусство в России до сих пор не является одним из приоритетов государственной культурной политики, хотя популярность и потребность в нем молодежной аудитории растут с каждым годом. Институты современного искусства играют все более заметную роль в формировании культурной среды, интеллектуальном развитии личности, улучшении качества жизни.

Требуется скорейшее внедрение в сферу культуры и искусства информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к развитию отрасли и обеспечить научную обоснованность реализации мероприятий.

Актуальным остается оказание государством поддержки региональным и муниципальным учреждениям культуры и искусства, и в первую очередь тем, работа которых связана с детьми.