(с изменениями на 19 июля 2002 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия.
См. федеральную целевую программу "Культура России (2006-2010 годы)",
утвержденную постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 года N 740
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2002 года N 540.
____________________________________________________________________
В целях комплексного решения проблем сохранения и развития культурного потенциала страны, сохранения и эффективного использования культурного наследия народов Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Культура России (2001-2005 годы)" (далее именуется - Программа).
2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации начиная с 2001 года включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Установить, что в ходе реализации Программы мероприятия Программы и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей федерального бюджета.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании мероприятий Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 декабря 2000 года N 955
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Культура России (2001-2005 годы)"
(с изменениями на 19 июля 2002 года)
Наименование Программы | - федеральная целевая программа "Культура России (2001-2005 годы)" |
Основание для разработки | - распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июня 2000 года N 764-р |
Государственный заказчик - | - Министерство культуры Российской Федерации |
Государственный заказчик | - Федеральная архивная служба России |
Основные разработчики | - Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная архивная служба России |
Исполнители Программы | - организации культуры, искусства и кинематографии, архивные учреждения, научные организации, творческие союзы и объединения деятелей культуры и искусства, общественные объединения и организации |
Цели Программы | - создание условий для сохранения культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций; |
обеспечение единого культурного пространства страны, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве, равных возможностей доступа к культурным | |
формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества | |
Сроки реализации | - 2001-2005 годы |
Перечень подпрограмм | - подпрограмма "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" |
Объемы и источники | - средства федерального бюджета - 28408,7 млн. рублей; |
средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 7836,4 млн. рублей; | |
внебюджетные источники - 12908,8 млн. рублей | |
Ожидаемые конечные | - расширение возможностей для приобщения граждан к культурным ценностям и культурным благам; |
сохранение кадрового потенциала культуры; | |
укрепление единого культурного пространства страны; | |
эффективное сохранение и использование культурного наследия, включая возрождение и развитие Валаамского | |
развитие отечественного кинематографа; | |
Система организации | - контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством культуры Российской Федерации и Федеральной архивной службой России в порядке, установленном для контроля за реализацией федеральных целевых программ |
Федеральная целевая программа "Культура России (2001-2005 годы)" (далее именуется - Программа) разработана в целях реализации Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Преобразование российского общества и осуществляемые в стране экономические реформы не могли не затронуть культурную жизнь, которая в последнее десятилетие испытывала воздействие двух противоположных тенденций.
Формирование демократических основ государства обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение театров, музеев, творческих коллективов и объединений. Свободы, полученные деятелями и организациями культуры, обеспечили оптимальные условия для ее развития. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах.
В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы. Стало уменьшаться влияние культуры на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций граждан.
Несмотря на сложную, в некоторых областях культурного развития - кризисную, ситуацию, частично удалось преодолеть господство патерналистской психологии в сфере культуры, добиться распространения программных методов организации культурной деятельности, расширения форм и объемов участия общества в поддержке культуры. В настоящее время имеются необходимые социальные, экономические и психологические предпосылки для начала радикального обновления системы государственного управления и государственного регулирования в сфере культуры. Сегодняшнюю ситуацию в отрасли можно охарактеризовать как начало принципиально нового этапа ее устойчивого развития.
Вместе с тем в условиях становления рыночных отношений и демократизации общества накопленный потенциал культуры требует преобразований, на осуществление которых и направлена Программа.
Многообразие явлений, составляющих отрасль "Культура", делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, в отдельных регионах или организациях, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программных методов.
Основными целями Программы являются:
сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни;
обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;
формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.
Сохраняя преемственность с федеральными целевыми программами развития культуры Российской Федерации в 1993-1999 годах, Программа в наибольшей степени ориентирована на последовательное реформирование отрасли и призвана обеспечить:
гарантированную поддержку государством профессионального творчества, создание условий для его развития и участия граждан в культурной жизни;
сохранение культурного наследия России, Архивного фонда Российской Федерации, их эффективное использование;
развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечение условий для доступа граждан к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и архивных фондов, включение России в мировое информационное пространство;
достижение устойчивого развития кинематографии посредством структурной реорганизации государственного сектора и активизации рыночных механизмов взаимодействия сферы производства, проката и показа аудиовизуальной продукции;
повышение роли культуры в укреплении институтов гражданского общества, формировании социально активной личности, защите социально уязвимых категорий граждан;
концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры.
Программа взаимосвязана с программами в области науки, образования, молодежной и национальной политики, охраны окружающей среды, федеративных отношений.
Программа рассчитана на период с 2001 до 2005 года.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 49153,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 28408,7 млн. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 7836,4 млн. рублей и внебюджетных источников - 12908,8 млн. рублей.
Участие в реализации и финансировании мероприятий Программы субъектов Российской Федерации (за счет средств бюджетов) определяется соглашениями между государственными заказчиками Программы и соответствующими субъектами Российской Федерации.
Объемы финансирования Программы на 2001-2005 годы за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета и федеральной адресной инвестиционной программы на соответствующий год, исходя из возможностей федерального бюджета.
Распределение прогнозируемых объемов финансирования
Программы по источникам и направлениям расходования средств
|
|
(млн. рублей, в ценах 2000 года) | ||||
| Объем | В том числе | ||||
направления | сирова- | 2001 год | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
| | | | | | |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет | 28408,7 | 2231,1 | 4844,3 | 5839,3 | 7235,8 | 8258,2 |
бюджеты субъектов | 7836,4 | 1146,9* | 1328,5 | 1522,5 | 1785,3 | 2053,2 |
внебюджетные | 12908,8 | 1693,2 | 2124,2 | 2434,2 | 3018,5 | 3638,7 |
Государственные | | | | | | |
всего | 12871,8 | 772 | 2291,7 | 2755,8 | 3423 | 3629,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет | 12017,2 | 737,9 | 2163,8 | 2580,1 | 3194,2 | 3341,2 |
бюджеты субъектов | 824 | 30 | 122,4 | 169,2 | 221,8 | 280,6 |
внебюджетные | 30,6 | 4,1 | 5,5 | 6,5 | 7 | 7,5 |
НИОКР - всего | 122,3 | 11,5 | 24,8 | 25,6 | 28,6 | 31,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет | 120,3 | 11,3 | 24,5 | 25,2 | 28,1 | 31,2 |
бюджеты субъектов | - | - | - | - | - | - |
внебюджетные | 2 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 |
Прочие нужды - | 36159,8 | 4287,7 | 5980,5 | 7014,6 | 8588 | 10289 |
всего |
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет | 16271,2 | 1481,9 | 2656 | 3234 | 4013,5 | 4885,8 |
бюджеты субъектов | 7012,4 | 1116,9 | 1206,1 | 1353,3 | 1563,5 | 1772,6 |
внебюджетные | 12876,2 | 1688,9 | 2118,4 | 2427,3 | 3011 | 3630,6 |