Химический комплекс является базовым сегментом российской экономики. Потребителями его продукции являются практически все отрасли промышленности, сельского хозяйства, сфера услуг, торговля, наука, культура и образование, оборонный комплекс. От его состояния и развития зависит уровень национальной конкурентоспособности и темпы роста экономики России в целом.
В структуре обрабатывающих производств промышленности по объему продукции его удельный вес составляет около 10,4%. В отрасли сосредоточено более 4,5% основных фондов промышленности страны. Предприятия обеспечивают около 5,4% общероссийского объема валютной выручки.
В химической индустрии насчитывается около 800 крупных и средних промышленных предприятий и более 100 научных и проектно-конструкторских организаций, опытных и экспериментальных заводов с общей численностью более 740 тыс. человек.
После длительного периода спада производства в 1999 году наметился подъем отрасли. За последние шесть лет (2000-2005 годы) объем производства химической продукции увеличился в 1,43 раза. Рост производства в 2006 году к уровню 2005 года по оценке составит 103,3%.
Стабильное функционирование и дальнейшее развитие химического комплекса сдерживается целым рядом факторов и ключевых ограничений, а именно: недостаточным уровнем научно-технических разработок и их внедрением в промышленность; высокой степенью физического износа оборудования, отсталостью технологий и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции; диспаритетом цен и тарифов на продукцию естественных монополий; дефицитом инвестиционных ресурсов; сокращением спроса на продукцию малотоннажной химии на внутреннем рынке, в первую очередь, со стороны высокотехнологичных отраслей промышленности и оборонного комплекса; устойчивое развитие химической и нефтехимической промышленности невозможно без решения проблемы обеспечения предприятий отрасли углеводородным сырьем, на базе которого производится до 80% продукции комплекса.
Отставание технического, технологического и экономического уровня химических производств от соответствующих показателей развитых стран составляет по оценке 15-20 лет.
Сложившееся положение дел в химическом комплексе затрудняет решение важнейших социально-экономических проблем, изложенных в посланиях Президента России Федеральному Собранию и программных документах Правительства Российской Федерации, и потребовало уточнения приоритетов развития химического комплекса России и задач государства в области его развития.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 года N АЖ-П9-188 "О проектах стратегий развития отдельных отраслей" Минпромэнерго России разработало проект "Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года" (далее - Стратегия).
Материалы Стратегии прошли широкое общественное обсуждение: 11.10.2004 в Комитете Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; 06.09.2005 на научно-практической конференции, организованной Минпромэнерго России и Российским союзом химиков с участием крупных корпораций, предприятий и организаций отрасли. Особое внимание было уделено координации планов развития компаний и Стратегии.
Проект Стратегии 26.01.2006 рассмотрен и одобрен на Межведомственной рабочей группе по доработке стратегий развития отдельных отраслей промышленности, на совещании 01.03.2006 в Минпромэнерго России с участием руководителей ведущих химических предприятий, организаций и крупных корпораций.
В процессе согласования с министерствами и ведомствами получены замечания и предложения, которые в основном были учтены при доработке Стратегии.
На доработанный вариант получены заключения Минэкономразвития России (письмо N 16400-АБ/Д18 от 03.11.2006), Минфина России (письмо N 09-04-25-3 от 16.06.2006), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (письмо N СМ-19/975 от 14.03.2006), МПР России (письмо N 02-11-32/4077 от 24.05.2006), Министерства регионального развития Российской Федерации (письмо N 4966-ВД/02 от 21.06.2006), Минтранса России (письмо N АМ-15/3098 от 25.05.2006), Минобрнауки России (N АС-822/04 от 10.07.2006).
Стратегия развития химического комплекса является системообразующим отраслевым документом, который:
- определяет направления развития химического комплекса, устанавливает систему приоритетов развития отрасли и пути их реализации на предприятиях, в организациях и в отдельных регионах с учетом специфики химической и нефтехимической промышленности;
- является основой для принятия решений на государственном уровне по разработке целевых программ развития химического комплекса, обеспечивающих решение социальных, оборонных и других зависящих от химической индустрии проблем развития отдельных отраслей, регионов и экономики в целом;
- является базой для единого понимания роли химического комплекса и перспектив его развития органами исполнительной и законодательной власти различных уровней и ориентиром для бизнес-сообщества по направлениям развития отрасли в долгосрочной политике государства.
Разработка Стратегии проводилась на основе научных разработок ОАО "НИИТЭХИМ" (победителем конкурса) с участием отраслевых и академических институтов, вузовской и заводской науки, а также предложений корпорационных структур, крупных предприятий и экспертов по отдельным направлениям.
Прогнозные расчеты Стратегии проведены с учетом достигнутого состояния экономики и прогнозов социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу и на период до 2015 года по трем вариантам: пессимистическому, реалистическому и оптимистическому.
Пессимистический вариант развития химического комплекса приведет:
- к потере ценовой конкурентоспособности отечественной продукции;
- к вытеснению отечественных производителей с внутреннего и внешнего рынков;
- к невозможности качественного изменения структуры производства в направлении увеличения доли высокотехнологичной продукции;
- к усилению сырьевой направленности экономики;
- к "проеданию" имеющихся национальных богатств в ущерб будущим поколениям, невозможности решения социально-экономических проблем.
Оптимистический вариант связан с большими финансовыми и материальными затратами и ускоренным созданием новых мощностей, которые требуют длительного цикла разработки, проектирования и строительства.
За базовый вариант развития принят реалистический вариант, увязанный по ресурсам и срокам исполнения. В основу его заложено инновационное развитие отрасли, которое базируется на приоритетах исходя из национальных интересов страны и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники. Приоритеты развития химического комплекса не противоречат приоритетам охраны окружающей среды и здоровья граждан, не нарушают интересов будущих поколений.
Стратегической целью развития химического комплекса является решение проблемы структурного характера - обеспечение соответствия объемов производства, качества и ассортимента химической и нефтехимической продукции совокупному спросу отечественного и внешнего рынков.
При формировании прогноза спроса проведен расчет по комплексу, включающему 300 важнейших продуктов. Совокупный спрос рынка в 2015 году к 2005 году в целом по комплексу возрастет по базовому варианту развития в 1,6 раза. При этом спрос за счет отечественного производства увеличится с 88,5% до 90,4%.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
- насыщение рынка конкурентоспособной продукцией, формирование экспортного потенциала и развитие импортозамещающих производств, главным образом за счет более глубокой переработки сырья с использованием наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
- техническое перевооружение и модернизация действующих и создание новых производственных мощностей с целью выпуска востребованной рынком продукции;
- расширение ассортимента и улучшение потребительских свойств социально ориентированной продукции;
- обеспечение потребности в материалах стратегического назначения;
- развитие сырьевой базы для производства химической продукции;
- повышение роли научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, академической и вузовской науки, в части разработки и внедрения в промышленность конкурентоспособных технологий и продукции;
- улучшение подготовки высококвалифицированных кадров и воссоздание отраслевой системы повышения квалификации специалистов для химических и нефтехимических предприятий.
Основными инструментами, необходимыми для достижения целей и решения задач, являются:
- стимулирование инновационной и инвестиционной активности в химической и нефтехимической промышленности;
- осуществление таможенно-тарифной политики с целью защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
- проведение институциональных преобразований для более эффективного управления химическим комплексом и повышения его конкурентоспособности.
Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять поэтапно. Первый этап - 2007-2008 годы, второй этап - 2009-2010 годы и третий этап 2011-2015 годы.
На первом этапе по базовому варианту прогнозируется довести объем производства (в ценах 2004 года) до 610 млрд.рублей, на втором - до 670 млрд.рублей и на третьем - до 860 млрд.рублей. Долю продукции химической и нефтехимической продукции в общем объеме производства довести до 5,5%, 5,6% и 5,95 соответственно. Производство синтетических смол и пластмасс на душу населения по первому варианту составит 25 кг/чел., по второму - 30 кг/чел. и по третьему - 38 кг/чел., синтетических волокон и нитей - 1,4 кг/чел., 1,8 кг/чел. и 2,4 кг/чел., синтетических каучуков - 9,6 кг/чел., 11,2 кг/чел. и 13 кг/чел. соответственно.
В России имеются все условия для развития химической и нефтехимической промышленности в будущем.
Во-первых, Российская Федерация обладает достаточно мощной сырьевой базой. По разведанным запасам и добыче природного газа Россия стоит на первом месте в мире, нефти - на втором.
Во-вторых, наличие быстро развивающегося внутреннего рынка и потенциала спроса на продукцию химического комплекса.
В третьих, наличие крупной производственной инфраструктуры на предприятиях химического комплекса, физический износ которой значительно ниже износа основного технологического оборудования.
В-четвертых, наличие ряда научно-технических разработок, внедрение которых обеспечит модернизацию действующих и создание новых конкурентоспособных производств.
В-пятых, наличие недорогой и квалифицированной рабочей силы.
В настоящее время решение отдельных вопросов развития химической и нефтехимической промышленности нашло отражение:
1) в программах федерального уровня:
а) по разделу "Развитие инфраструктуры"
Программа "Жилище" на 2002-2010 годы (подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации");
б) по разделу "Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды"
Президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации";
в) по разделу "Новая экономика"
"Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы";
Программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы (подпрограмма "Создание авиационно-космических материалов и развитие специальной металлургии России с учетом восстановления производства стратегических материалов (СМ) и малотоннажной химии на 2005-2008 годы". Мероприятия по реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы);
Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России" на 2007-2012 годы;
Программа "Электронная Россия" (2002-2010 годы);
2) в национальных проектах: успешная реализация национальных проектов непосредственно зависит от участия в них химического комплекса России.
Наиболее весомый вклад химический комплекс должен внести в обеспечение выполнения национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Реализация проекта потребует прежде всего резкого увеличения производства изделий из полимерных материалов для строительства - профильно-погонажных изделий, а из них - оконных переплетов, труб для водо- и газоснабжения, линолеума, отделочных панелей, листов, пленок и др. изделий.
Реализация проекта "Здоровье" потребует со стороны химического комплекса увеличения производства биоразлагаемых полимеров и волокон; коагулянтов и дезинфицирующих средств (для очистки и обеззараживания питьевой воды и сточных вод);
3) в инвестиционных проектах отдельных корпораций и предприятий: инвестиционные проекты развития компаний (в основном экспортеров), являются составной частью стратегии, однако в большинстве своем они носят корпоративный (прикладной) характер и не решают проблемы комплексного развития отрасли в целом.
Участие химических предприятий и научных организаций в данных программах носит локальный характер, как правило, речь идет о разработке какого-либо продукта или технологии и не связано с развитием химической отрасли в целом.
Разделяя риски с бизнесом, государство должно сосредоточиться на развитии таких направлений, которые обладают наукоемкими технологиями, дают возможность сохранить накопленный научно-технический и производственный потенциал. К ним относятся такие направления, как малотоннажная химия, химические волокна и нити, катализаторы и каталитические технологии, химические реактивы и особо чистые вещества, ингибиторы, модификаторы и другие, без которых невозможно функционирование, как самого химического комплекса, так и всех других секторов экономики.
Координацию комплексного развития химической и нефтехимической промышленности предлагается осуществлять посредством программно-целевого метода планирования в виде разработки и реализации ведомственных целевых программ, в том числе:
1. "Ведомственная целевая программа по организации производства крупнотоннажных полимерных материалов нового поколения (полипропилен особой чистоты, линейный полиэтилен, полиуретаны, поликарбонаты), полимерных композиций и биоразлагаемых полимеров, имеющих широкую сферу применения - от медицинской промышленности до автомобилестроения, с использованием широкой сырьевой основы".
2. "Ведомственная целевая программа по организации импортозамещающих производств изделий из пластмасс и лакокрасочных материалов на базе гибких модульных технологий, обладающих повышенными потребительскими свойствами".
Ведомственные целевые программы в соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 239 от 19.04.2005 разрабатываются сроком на три года. Это даст возможность вносить соответствующие корректировки в планы и механизмы реализации Стратегии.
Оценочные финансовые показатели реализации Стратегии за счет всех источников финансирования по реалистическому варианту составят 1693,9 млрд.руб., в том числе на первом этапе (2007-2008 годы) - 229,5 млрд.руб., на втором этапе (2009-2010 годы) - 345,3 млрд.руб. и на третьем этапе (2011-2015 годы) - 1119,1 млрд.рублей. По данным за 2004-2005 годы источниками финансирования являются собственные средства предприятий - около 60% и привлеченные средства - около 40%. В последующем эта пропорция будет изменяться в сторону увеличения доли привлеченных средств. Собственные средства предприятий будут формироваться как за счет прибыли, так и за счет амортизации примерно в равных долях.
Отсутствие инвестиций, финансируемых из федерального бюджета, связано с концентрацией значительной части предприятий в рамках холдинговых структур, способных обеспечивать развитие производства за счет собственных и привлеченных средств.