ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2001 года N 675
О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы *О)
(с изменениями на 15 декабря 2010 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2002 года N 104 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 18.02.2002);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2004 года N 380 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 02.08.2004);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 года N 636 (Российская газета, N 246, 02.11.2005);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 847 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 16.01.2006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 6, 06.02.2006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2006 года N 481 (Российская газета, N 179, 16.08.2006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2006 года N 557 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 38, 18.09.2006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2006 года N 581 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 39, 25.09.2006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 851 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 2, 08.01.2007);
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2007 года N 424 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 28, 09.07.2007);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года N 510 (Российская газета, N 178, 16.08.2007);
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2007 года N 681 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 43, 22.10.2007) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2007 года N 681);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 979 (Российская газета, N 6, 16.01.2008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2008 года N 99 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 8, 25.02.2008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 257 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 15, 14.04.2008) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 821 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 47, 24.11.2008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902 (Российская газета, N 257, 17.12.2008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 133 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 8, 23.02.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 1069 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 52, 28.12.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2010 года N 1018 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 52, 27.12.2011, (ч.I)).
____________________________________________________________________
В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы (далее именуется - Программа), включив в ее состав федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 5, ст. 615; 2000, N 16, ст. 1708).
2. Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации ежегодно при разработке проектов федерального бюджета на 2002-2010 годы предусматривать выделение средств на финансирование Программы (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 257, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 821 - см. предыдущую редакцию).
3. Пункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 847. - См. предыдущую редакцию.
4. Пункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2004 года N 380. - См. предыдущую редакцию.
5. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в Положение о Межведомственной комиссии по вопросам реализации федеральной целевой программы "Жилище" и в ее состав.
6. Рекомендовать заинтересованным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в финансировании мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЖИЛИЩЕ" НА 2002-2010 ГОДЫ
(в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865)
(с изменениями на 15 декабря 2010 года)
Дата принятия решения | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 марта 2001 года N 346-р, |
Государственный | - | Министерство регионального развития Российской Федерации |
Государственный | - | Министерство регионального развития Российской Федерации. |
(позиция в редакции, введенной в действие с 24 августа 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2006 года N 481; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 821 - см. предыдущую редакцию) | ||
Основные разработчики | - | Федеральное агентство по строительству и |
Цели и задачи | - | основная цель Программы - комплексное решение проблемы перехода к устойчивому |
Важнейшие целевые | - | годовой объем ввода жилья - в 2010 году 53 млн.кв.м общей площади жилья; |
(позиция дополнена с 24 января 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 979; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 257, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 1069; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2010 года N 1018 - см. предыдущую редакцию) | ||
Сроки и этапы | - | 2002-2010 годы: |
Перечень подпрограмм | - | I этап реализации Программы: |
II этап реализации Программы: | ||
Объемы и источники | - | общий объем финансирования Программы в 2002-2010 годах за счет средств федерального бюджета составит 412 млрд. рублей. |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2006 года N 557; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 851; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 2007 года N 424; в редакции, введенной в действие с 24 августа 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 года N 510; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2008 года N 99; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 257, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года; в редакции, введенной в действие с 17 декабря 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 133; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 1069; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2010 года N 1018 - см. предыдущую редакцию) | ||
Ожидаемые конечные | - | реализация Программы должна обеспечить достижение в 2010 году следующих показателей (по сравнению с 2004 годом): |
(позиция дополнена с 24 января 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 979; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 257, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 1069; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2010 года N 1018 - см. предыдущую редакцию) |
В ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 431, и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Программа) были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Новые правовые условия создают основу для реализации на практике поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.
Острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Российской Федерации требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения страны.
В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации.
Второй этап реализации Программы (2006-2010 годы) предусматривает продолжение преобразований в жилищной сфере, а также реализацию комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
На первом этапе реализации Программы (2002-2005 годы) выполнялись следующие подпрограммы и мероприятия:
подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы" (до 2003 года - федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты");
подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда";
подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации";
подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";
подпрограмма "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации";
подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";
мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";
мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых.
За указанный период на реализацию входящих в состав Программы подпрограмм и мероприятий было выделено 59 млрд. рублей. Кроме того, были предоставлены государственные гарантии Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - Агентство) в размере 13,7 млрд. рублей.
Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета на первом этапе реализации Программы приведены в приложении N 1.
Результаты обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации на первом этапе реализации Программы по соответствующим подпрограммам и мероприятиям приведены в приложении N 2.
В целом за 2002-2005 годы:
за счет средств федерального бюджета было обеспечено жильем 97,7 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, перед которыми имеются государственные обязательства Российской Федерации по обеспечению жильем;
удалось обеспечить рост жилищного строительства (в 2004 году объем ввода жилья вырос на 13 процентов по сравнению с 2003 годом при целевом показателе Программы на первом этапе реализации 3 процента в год);
показатель доступности приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м семьей из 3 человек исходя из среднего размера совокупных денежных доходов такой семьи составил в 2004 году 3,9 года (для сравнения в 2001 году - 4,8 года);
повысился уровень адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг (в 2004 году 13 процентам семей были предоставлены жилищные субсидии).
Подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" реализовывалась в 65 субъектах Российской Федерации. Из аварийного и ветхого жилищных фондов было переселено 27100 семей. Ликвидирован непригодный для проживания жилищный фонд общей площадью 630,4 тыс. кв. м.
В рамках реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" за счет всех источников финансирования удалось:
построить и провести реконструкцию 8975 км сетей водоснабжения и канализации;
ввести в эксплуатацию отопительные котельные общей мощностью 22220 Гкал/ч;
построить и сдать в эксплуатацию водоочистные сооружения, станции очистки сточных вод общей производительностью 4938 тыс. куб. м в сутки.
Кроме того, проводились работы по созданию автоматизированных систем управления технологическими процессами городского коммунального хозяйства.
В подпрограмме участвовало 54 субъекта Российской Федерации. С привлечением средств федерального бюджета в рамках подпрограммы осуществлялось финансирование 186 объектов.
Основной формой оказания государственной поддержки в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" стало предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий молодым семьям - участникам подпрограммы в случае рождения (усыновления) ребенка.
Общее количество молодых семей участников подпрограммы, которым предоставлены субсидии в 2003-2005 годах, составило 114000, в том числе за счет средств федерального бюджета - 13700.
Наиболее эффективно подпрограмма реализовывалась в тех регионах, где разработаны и действуют схемы ипотечного жилищного кредитования, а также существуют возможности по использованию сбережений граждан (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Оренбургская и Кемеровская области).
Вместе с тем в 2002-2005 годах не удалось достичь ощутимого продвижения по следующим показателям реализации Программы:
среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования практически не изменилось и составляет около 20 лет;
износ основных фондов коммунального комплекса сохраняется на уровне 60 процентов и имеет тенденцию к увеличению.
Основными проблемами в реализации Программы и подпрограмм, осуществлявшихся в ходе первого этапа, явились:
недостаточная ориентированность мероприятий Программы на увеличение объемов жилищного строительства - объем ввода в эксплуатацию жилья в 2004 году составил всего 41,2 млн. кв. м, что в 1,5 раза меньше по сравнению с 1990 годом;
недостаточная нацеленность мероприятий Программы на решение основных проблем, препятствующих развитию рынка доступного жилья;
отсутствие концентрации ассигнований из федерального бюджета на главных направлениях, их распыление по 7 подпрограммам, 5 государственным заказчикам;
отсутствие механизмов консолидации бюджетных ассигнований федерального, регионального и муниципального уровней;