(с изменениями на 7 мая 2006 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2002 года N 816;
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2006 года N 274.
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы (далее именуется - Программа).
2. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации - государственному заказчику - координатору Программы обеспечить организацию работ по выполнению мероприятий Программы (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2006 года N 274 - см. предыдущую редакцию).
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2006 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2006 года N 274 - см. предыдущую редакцию).
Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодно корректировке с учетом возможностей федерального бюджета.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать содействие государственным заказчикам Программы в ее реализации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 ноября 2001 года
N 779
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА"
на 2002-2006 годы
(в редакции постановления Правительства Российской Федерации
от 13 ноября 2002 года N 816 - см. предыдущую редакцию)
(с изменениями на 7 мая 2006 года)
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2001 года N 591-р |
Государственные заказчики Программы | - | Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю |
Государственный заказчик-координатор Программы | - | Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации |
Основные разработчики Программы | - | Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Российская академия наук, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство образования Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, |
Российское авиационно-космическое агентство, Российское агентство по боеприпасам, Российское агентство по обычным вооружениям, Российское агентство по системам управления, Российское агентство по судостроению, государственное унитарное предприятие "Государственный центр системных исследований" | ||
Цель и задачи Программы | - | целью Программы является развитие национальной технологической базы, способной обеспечить разработку и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции для решения приоритетных задач в области социально-экономического развития и национальной безопасности России. Задачами Программы являются: разработка промышленных технологий, критически важных для обеспечения разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции; технологическое перевооружение отечественной промышленности на основе передовых технологий; создание научно-технологического задела; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы | - | количество разработанных технологий; |
Срок и этапы реализации Программы | - | 2002-2006 годы (один этап) |
Наименование подпрограммы | - | подпрограмма "Создание авиационно-космических материалов и развитие специальной металлургии России с учетом восстановления производства стратегических материалов и малотоннажной химии" на 2005-2008 годы (далее - подпрограмма) |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем средств (в ценах соответствующих лет) на финансирование Программы, включая подпрограмму, составляет на 2002-2006 годы 16909,2 млн.рублей (в том числе подпрограмма - |
а) за счет средств федерального бюджета - 9749,2 млн.рублей (в том числе подпрограмма - 700 млн.рублей), из них: | ||
б) за счет средств внебюджетных источников - 7160 млн.рублей (в том числе подпрограмма - 350 млн.рублей). Объемы и источники финансирования Программы уточняются ежегодно исходя из реальных возможностей экономики и федерального бюджета на соответствующий год | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | - | создание современной технологической базы, необходимой для разработки и производства высокотехнологичной наукоемкой продукции, соответствующей мировому уровню, в области важнейших технических систем (воздушного, морского и наземного транспорта, ракетно-космической техники, машиностроительного, энергетического оборудования, вычислительной техники, систем управления и связи), медицинской техники и лекарственных средств, обеспечивающей технологическую безопасность России, возможности для равноправного международного сотрудничества в сфере развития технологий, увеличение доли высокотехнологичной продукции и услуг в сфере экономики; |
формирование научных и технологических предпосылок на основе создаваемых технологий, соответствующих мировому уровню (не менее 72 процентов общего объема разработок), для кардинального изменения структуры экспорта в пользу наукоемкой продукции за счет резкого повышения потребительских свойств и конкурентоспособности выпускаемой продукции, закрепления традиционных и освоения новых сегментов мирового рынка; | ||
индекс доходности инвестиций (рентабельность) бюджетных ассигнований составит 3,62, а срок окупаемости бюджетных ассигнований (период возврата) - около 1 года, что свидетельствует о высокой эффективности Программы"; |
(паспорт Программы в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2006 года N 274 - см. предыдущую редакцию).
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2001 года N 591-р с учетом полученных в 1996-2000 годах результатов реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" (1996-2005 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 986.
Работы по указанной федеральной целевой программе начались в 1996 году. Основные исполнители работ на базе имеющегося задела приступили к выполнению первоочередных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, имеющих определяющее значение для сохранения и развития в приоритетном порядке отечественных технологических разработок. Указанные работы финансировались за счет консолидации части бюджетных средств, выделяемых на поддержку государственных научных центров, а также за счет их собственных средств.
Однако в дальнейшем темпы развертывания работ резко снизились в связи с недостаточным уровнем финансирования. В целом в 1996-2000 годах из федерального бюджета на эти цели было выделено менее 5 процентов запланированного объема средств. По этой причине многие из начатых разработок были приостановлены, объемы работ практически по всем направлениям указанной федеральной целевой программы значительно сокращены. Тем не менее, несмотря на сложные экономические условия, по ряду технологических направлений к настоящему времени удалось получить достаточно значимые результаты:
разработаны и внедрены в промышленное производство высококачественные композиционные материалы на основе углеродных волокон конструкционного назначения. Их использование позволило создать уникальные конструкции крыла самолета С-37, что на 30 процентов снизило массу крыла и в 1,5-2 раза увеличило ресурс высоконагруженных элементов конструкции самолета;
впервые в России разработаны конструкция, базовый технологический маршрут и технологические процессы изготовления монохромных электролюминесцентных полимерных плоских индикаторов (экранов) с высокими функциональными характеристиками, не уступающие лучшим мировым образцам, маршрутные технологии сверхбольших интегральных схем уровня 0,5 мкм, создан 6-координатный станочный модуль бездефектного микрошлифования электронных материалов;
разработаны и экспериментально подтверждены принципиальные технологические основы создания полупроводниковых и твердотельных лазеров с диодной накачкой и их элементной базы;
разработаны основы технологии создания геоинформационных систем нового поколения на основе сложноструктурированных баз данных дистанционного зондирования и принципов виртуальной реальности;
созданы технологии производства прецизионных реакторных и конструкционных материалов на основе циркония для оболочек твэлов и других элементов и узлов действующих и разрабатываемых реакторов атомных электростанций, позволяющие увеличить срок службы и повысить безопасность атомных электростанций;
разработаны базовые основы экологически безопасной технологии очистки оружейного плутония, включая иммобилизацию высокоактивных отходов в минералоподобные матричные системы, пригодные для длительного контролируемого хранения;
создана промышленная технология и разработан технический проект установки для дезинфекции питьевой воды и очистки сточных вод с использованием ускорителя электронов, обладающей уникальными характеристиками по производительности, сроку службы и стоимости обработки вод;
разработаны технологии биосинтеза рекомбинантного белка терапевтического назначения NEF-вируса иммунодефицита человека в биореакторах нового поколения;
по всем основным технологическим направлениям выполнены работы по созданию научно-технического задела, включая разработку базовых основ, расчетно-теоретическое и экспериментальное обоснование, что позволяет при обеспечении достаточного финансирования работ перейти к этапу создания опытных промышленных технологий, предназначенных для непосредственного использования при производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции нового поколения.
С учетом новых требований, предъявляемых к федеральным целевым программам, потребовалось внести существенные изменения в концепцию и содержание Программы. В соответствии с протоколом совещания в Правительстве Российской Федерации от 9 октября 2000 г. в составе Программы должны быть предусмотрены технологические направления, ранее включенные в отдельные федеральные целевые программы: "Российские верфи", "Развитие электронной техники в России", "Создание технических средств связи, телевидения и радиовещания", "Разработка и применение технологий двойного назначения "Спецхимия".
Программа разработана с учетом этих требований и на основе одобренных Правительством Российской Федерации приоритетов и критериев формирования федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета на 2002 год.
Программа изменена и дополнена в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации 11 апреля 2002 г. Основами политики Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и протоколом совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям, утвержденным Президентом Российской Федерации от 30 марта 2002 года N Пр-575.
Программа учитывает особенности современной международной и внутренней ситуации и исходит из необходимости не допустить отставания от мирового уровня в развитии критических технологий в области важнейших видов наукоемкой продукции.
В Программе используются понятия, которые означают следующее:
"технология" - совокупность научно-технических знаний, процессов, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при разработке, производстве или эксплуатации продукции;
"базовая технология" - технология, лежащая в основе создания широкого спектра наукоемкой продукции и прямо не связанная с каким-либо видом конкретных технических систем;
"критическая технология" - технология, разработка и использование которой обеспечивают интересы государства в сфере национальной безопасности, экономического и социального развития;
"национальная технологическая база" - совокупность технологий, важнейших научно-производственных комплексов и интеллектуального потенциала производственного персонала, владеющего, развивающего и реализующего технологии в приоритетных областях науки, техники и промышленности, обеспечивающих жизнедеятельность и безопасность страны.
Технологическая оснащенность государства всегда являлась одной из важнейших задач, так как национальные интересы России самым непосредственным образом определяются развитием национальной технологической базы.
Достижение приоритетных долгосрочных целей национальной политики требует решения ряда крупнейших экономических и научно-технических задач, связанных с коренной перестройкой промышленности. Существенные изменения в связи с этим должны произойти в системе образования, подготовки и повышения квалификации кадров. В макроэкономическом плане необходимо кардинальным образом изменить структуру энергетического баланса, энергоемкость промышленности, структуру и эффективность трудовых ресурсов, резко повысить фондоотдачу. Эти проблемы в мировой практике решаются за счет внедрения новейших технологий и их достаточно быстрого обновления.
Обладание передовыми технологиями является важнейшим фактором развития национальной экономики и обеспечения национальной безопасности любой страны. Преимущество страны в технологической сфере обеспечивает ей приоритетные позиции на мировых рынках и одновременно увеличивает ее оборонный потенциал, позволяя компенсировать за счет применения высоких технологий диктуемое экономическими потребностями сокращение сил и средств вооруженной борьбы.
Программа направлена на решение следующих основных задач:
1) создание передовой технологической базы высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики, в том числе:
разработка новых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность производимой продукции, высокую производительность производственных процессов и гарантированные потребительские качества продукции;
снижение ресурсоемкости и энергоемкости отечественных производств;
разработка новых технических принципов создания машин и производств будущего;
повышение уровня импортозамещения и обеспечение независимости отечественной промышленности от импортных технологий;
увеличение доли продукции с высокой степенью переработки для преодоления сырьевого уклона в производственной структуре экономики;
обеспечение гибкости производств для быстрого приспособления (переориентации) их к новой рыночной конъюнктуре;
2) информатизация общества, совершенствование средств телекоммуникаций;
3) повышение жизненного уровня и обеспечение здоровья нации;
4) обеспечение безопасности функционирования сложных технических систем;
5) создание транспортной инфраструктуры будущего;
6) обеспечение экологической чистоты производств и комфортной среды обитания;
7) совершенствование подготовки кадров в интересах развития экономики.
Процесс развития базовых технологий в разных странах неравномерен. В настоящее время США, объединенная Западная Европа, Канада и Япония являются представителями высокоразвитых в технологическом отношении стран. Большая группа государств стремится овладеть современными технологиями. Ряд стран Восточной и Юго-Восточной Азии добились значительных успехов на этом направлении. По такому пути идут и развивающиеся страны.
Программа исходит из того, что в настоящее время в России нет ни возможности, ни необходимости создавать все технологии собственными силами. Необходимо использовать технологические достижения других развитых стран, включиться в международное технологическое пространство на правах равного партнера, то есть предложить собственные технологические достижения и при этом найти свою технологическую нишу. Для этого надо иметь достаточно высокий национальный технологический уровень.
Обороноспособность страны требует определенной технологической независимости от внешних рынков. Поэтому, опираясь на международное сотрудничество и разделение труда, необходимо иметь возможность создавать целый ряд технологий, которые, с одной стороны, гарантируют требуемый уровень обороноспособности, а с другой стороны, обеспечивают конкурентоспособность российских товаров на внутреннем и международном рынке.