Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2001 года N 797


О подпрограмме "Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации"
федеральной целевой программы "Жилище"
на 2002-2010 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2006 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 31 декабря 2005 года N 865

____________________________________________________________________


Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую подпрограмму "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее именуется - подпрограмма).

2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации ежегодно при формировании федерального бюджета предусматривать финансирование мероприятий, предусмотренных подпрограммой.

Установить, что мероприятия подпрограммы и объемы их финансирования подлежат ежегодно корректировке с учетом возможностей федерального бюджета.

Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу направлять ежегодно в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации перечень мероприятий подпрограммы, подлежащих финансированию из федерального бюджета, и осуществлять контроль за их реализацией.

3. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации в 2-месячный срок подготовить и внести в Правительство Российской Федерации согласованное предложение о проведении в 2002-2003 годах эксперимента по внедрению экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства в ряде субъектов Российской Федерации.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создать необходимые условия для реализации подпрограммы и обеспечить финансирование ее мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

     

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 ноября 2001 года N 797

ПОДПРОГРАММА
"РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ"
НА 2002-2010 ГОДЫ

     

ПАСПОРТ
подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального
комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы
"Жилище" на 2002-2010 годы

Наименование подпрограммы



-



подпрограмма     "Реформирование    и
модернизация    жилищно-коммунального
комплекса    Российской    Федерации"
федеральной     целевой     программы
"Жилище" на 2002-2010 годы

Дата принятия решения о
разработке подпрограммы

-

поручение   Президента     Российской
Федерации   от 11 марта  2001  года
N 466Пр.

Государственный заказчик
подпрограммы

-

Государственный   комитет  Российской
Федерации    по    строительству    и
жилищно-коммунальному комплексу

Основные разработчики
подпрограммы








-









Государственный  комитет   Российской
Федерации    по    строительству    и
жилищно-коммунальному      комплексу,
Министерство  экономического развития
и  торговли   Российской   Федерации,
Министерство    финансов   Российской
Федерации,  Министерство   энергетики
Российской Федерации, Министерство по
делам   федерации,   национальной   и
миграционной    политики   Российской
Федерации

Цели и задачи подпрограммы

























-

























основными    целями      подпрограммы
являются   повышение   эффективности,
устойчивости       и       надежности
функционирования жилищно-коммунальн ых
систем   жизнеобеспечения  населения,
привлечение       инвестиций        в
жилищно-коммунальный        комплекс,
улучшение                    качества
жилищно-коммунальных      услуг     с
одновременным               снижением
нерациональных    затрат,    адресная
социальная   защита   населения   при
оплате жилищно-коммунальных услуг
Для достижения  этих целей необходимо
решить следующие задачи:
обеспечить  финансовое   оздоровление
жилищно-коммунальных предприятий;
обеспечить условия    для    снижения
издержек   и    повышение    качества
предоставления   жилищно-коммунальных
услуг;
обеспечить             инвестиционную
привлекательность
жилищно-коммунального комплекса;
оказать   государственную   поддержку
модернизации    жилищно-коммунального
комплекса

Срок реализации
подпрограммы

-


2002-2010 годы:
1-й этап - 2002-2003 годы
2-й этап - 2004-2005 годы
3-й этап - 2006-2010 годы

Мероприятия подпрограммы






























-






























программные  мероприятия  включают  в
себя:
инвентаризацию,  реструктуризацию   и
ликвидацию дебиторской и кредиторской
задолженности             предприятий
жилищно-коммунального комплекса;
ликвидацию              дотационности
жилищно-коммунального   комплекса   и
обеспечение       стабильности      и
достаточности  финансирования  затрат
по                     предоставлению
жилищно-коммунальных услуг;
обеспечение социальной защиты семей с
низкими  доходами  при  переходе   на
полную   оплату  жилищно-коммунальных
услуг;
совершенствование       экономических
механизмов   в   жилищно-коммунальной
сфере;
формирование  благоприятных   условий
для    привлечения    инвестиций    в
жилищно-коммунальный комплекс;
обеспечение эффективного     целевого
использования  средств   федерального
бюджета,  выделяемых  на модернизацию
жилищно-коммунального комплекса;
создание    механизмов        участия
государства   и   органов    местного
самоуправления      в     привлечении
предприятиями   жилищно-коммунального
комплекса  внебюджетных  долгосрочных
заемных средств

Объем и источники
финансирования
подпрограммы




-






объем   финансирования   подпрограммы
составляет 510,47 млрд. рублей
Источники финансирования:
средства    федерального     бюджета,
бюджетов     субъектов     Российской
Федерации,    местных    бюджетов и
предприятий     жилищно-коммунального
комплекса, заемные средства

Ожидаемые конечные
результаты реализации
подпрограммы
















-


















в результате  реализации подпрограммы
будут      обеспечены       повышение
эффективности,               качества
жилищно-коммунального   обслуживания,
надежность  работы  инженерных систем
жизнеобеспечения,   комфортность    и
безопасность    условий   проживания,
социальная   защита   населения   при
оплате жилищно-коммунальных услуг
Эти цели  будут  достигнуты  за  счет
финансового  оздоровления предприятий
жилищно-коммунального      комплекса,
демонополизации       и      развития
конкурентных               отношений,
совершенствования          договорных
отношений и  тарифного  регулирования
естественных   локальных   монополий,
государственной             поддержки
модернизации    жилищно-коммунального
комплекса

Исполнители подпрограммы










-










Государственный  комитет   Российской
Федерации    по    строительству    и
жилищно-коммунальному      комплексу,
Министерство экономического  развития
и   торговли   Российской  Федерации,
Министерство   финансов    Российской
Федерации,   Министерство  энергетики
Российской  Федерации,   Министерство
имущественных   отношений  Российской
Федерации,   Министерство   труда   и
социального    развития    Российской
Федерации

Система организации
контроля за исполнением
подпрограммы











-













формы и методы организации управления
реализацией подпрограммы определяются
государственным заказчиком.
Федеральные  органы    исполнительной
власти и органы исполнительной власти
субъектов    Российской     Федерации
представляют            ежеквартально
государственному заказчику  отчеты  о
ходе реализации подпрограммы. Обобщив
указанные   отчеты,   государственный
заказчик   ежегодно  в  установленном
порядке представляет  доклад  о  ходе
реализации       подпрограммы       в
Министерство экономического  развития
и торговли Российской Федерации



I. Введение

Настоящая подпрограмма является частью федеральной целевой программы "Жилище" и включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.

Подпрограмма предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерго-, водоснабжения и канализации.

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевыми методами

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.

В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и к началу 2001 года население оплачивало около 60 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически с учетом льгот и субсидий - около 40 процентов.

В свою очередь, сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов. Особенно сильно ухудшилась ситуация в регионах - получателях финансовой помощи.

В 2000 году недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило более 20 процентов объема необходимых средств. Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Задолженность в жилищно-коммунальном хозяйстве является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики.

Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера Российской Федерации превращается в источник угроз для социального и экономического развития страны.

Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 60 процентов) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.

Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.

Следствием этого стали обострение проблемы снабжения населения России питьевой водой, дефицит мощностей водоотведения и отчистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов.

Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов. В итоге затраты электроэнергии на производство и реализацию 1 куб. метра воды на 30 процентов выше среднеевропейского уровня, численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей в 1,5-2 раза выше, чем на аналогичных европейских предприятиях, потребление воды на одного жителя в 1,5-2 раза выше, чем в западноевропейских странах.

Данные аудиторских проверок показывают, с одной стороны, занижение тарифов по сравнению с экономически обоснованным уровнем (чаще всего при невыполнении необходимого регламента работ), а с другой стороны - наличие неиспользованных резервов (15-20 процентов) даже при самых низких тарифах.

Анализ большинства инвестиционных проектов по развитию систем коммунального обслуживания показывает, что в основном они направлены на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагают меры по сокращению затрат, потерь и утечек.

В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела к повсеместному рецидиву административного принуждения подрядчиков и фактическому отходу от выполнения в полном объеме контрольных функций. По тем же причинам не удалось в полной мере обеспечить государственный контроль качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, проводимый органами государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации.

Монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которое сегодня находится на беспрецедентно низком уровне, не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Недофинансирование коммунальной сферы обусловливает и отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.

Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода.

III. Экономическая модель реформы
жилищно-коммунального комплекса

Мероприятия подпрограммы в сочетании с мерами по совершенствованию жилищного строительства, развитию институтов жилищного финансирования и созданию инфраструктуры рынка жилья направлены на переход к новой экономической модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса.

1. Система экономических взаимоотношений
в жилищно-коммунальном хозяйстве, ее основные проблемы

Действующая система управления жилищно-коммунальным хозяйством характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Основой экономических отношений в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса. Дотационность отрасли и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество в сочетании с сохранившейся со времен административной экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий жилищно-коммунального комплекса, высокого уровня потерь ресурсов. Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что удорожает себестоимость их продукции и снижает ее конкурентоспособность.

Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий. В 2000 году из 123 млрд. рублей бюджетных средств, направленных на дотирование жилищно-коммунальных предприятий, компенсации адресных жилищных субсидий, предоставленных гражданам с низкими доходами, составили только 3 млрд. рублей. Это, во-первых, приводит к ситуации, в которой конечными получателями субсидий (через систему дотирования разницы в ценах жилищно-коммунальным предприятиям) выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами. Сегодня каждая семья, включая высокодоходную, в среднем получает от государства около 250 рублей в месяц в виде дотаций, субсидий и льгот. Во-вторых, такая система не гарантирует доведение средств бюджета до граждан - конечных получателей субсидий, и в-третьих, расчет необходимого размера дотаций в отсутствие полноценного понятия цены услуг носит субъективный, непрозрачный характер (сумма дотаций является не частью цены услуг, а результатом компромисса между региональными и местными властями).

Совмещение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда создает серьезный внутренний конфликт интересов, результатом которого является отсутствие стимулов для повышения эффективности управления жилищным фондом и его эксплуатации.

Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги безнадежно устарел, не сопровождается адекватной системой контроля за уровнем производственных издержек, в том числе аудитом, и не отражает объективных финансовых потребностей в развитии предприятий и замене изношенных основных фондов. Система определения рентабельности деятельности коммунальных предприятий сохранилась со времен планового хозяйства и не гарантирует достаточной прибыли для возврата капитала, вкладываемого в жилищно-коммунальную сферу.

Модель реформирования отрасли, реализуемая в настоящее время в рамках Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425, не в полной мере учитывает необходимость решения всех перечисленных проблем и экономические реалии сегодняшнего дня. Процесс реформ идет крайне медленными темпами. В силу этого отмеченные негативные явления не только не ликвидируются, но и продолжают нарастать.

2. Реформирование экономических отношений

Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.

Будет коренным образом изменена система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной идеей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.

Будет ликвидировано существующее разделение направлений бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства. В рамках системы персонифицированных социальных счетов граждан будут объединены все виды финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы). Главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг - граждане, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено). В результате потребители услуг - граждане получат возможность контролировать направление и расходование бюджетных средств, которое станет прозрачным и адресным. Будет использован потенциал финансовых институтов (банков), открывающих социальные счета для кредитования граждан, и местных бюджетов в целях покрытия кассовых разрывов, возникающих при выплате средств гражданам.

Использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилить социальную направленность бюджетной политики.

Будет ликвидирована система перекрестного субсидирования населения за счет промышленных предприятий.

Изменится и система финансирования мероприятий по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Инвестиционное финансирование жилищно-коммунального комплекса будет осуществляться в основном за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь средств частных инвесторов). Бюджетное финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство будет осуществляться в ограниченном объеме и будет не альтернативой, а дополнением к заемному финансированию. После 2010 года инвестирование за счет заемных ресурсов станет преобладающей формой финансирования жилищно-коммунального комплекса.

В результате развития конкурентных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет повышена эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на его содержание не менее чем на 20 процентов и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации. Перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят:

перейти на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;