Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 26 декабря 2009 года N 1778

О республиканской целевой программе "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы"

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 16.03.2010 N 1871;
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 15.03.2011 N 523
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 13.07.2011 N 816;
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 31.12.2011 N 1178)

Во исполнение Закона Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2009 года 709-3 N 289-IV "О республиканских целевых программах Республики Саха (Якутия)" постановляю:

1. Утвердить республиканскую целевую программу "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы" (далее - Программа) согласно приложению.

2. Определить государственным заказчиком-координатором республиканской целевой программы "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы" Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по связи и информационным технологиям.

(пункт 2 в редакции Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 13.07.2011 N 816)

3. Контроль исполнения Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова А.И.

(пункт 3 в редакции Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 13.07.2011 N 816)

4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Республики Саха (Якутия)

В. ШТЫРОВ

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 26 декабря 2009 года N 1778
(в редакции Указа Президента
Республики Саха (Якутия) от 13.07.2011 N 816)

Республиканская целевая программа "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы"

ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы" в новой редакции


Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Электронная Якутия на период 2009-2011 годы"  (далее по тексту - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения
 (наименование и номер соответствующего
 нормативного акта)

Закон Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2009 года 709-З N 289- IV "О республиканских целевых программах";

 Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2010 года N 409 "Об утверждении Плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию Электронного правительства на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов в Республике Саха (Якутия)"

Государственный заказчик - координатор Программы

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по связи и информационным технологиям

Государственный заказчик подпрограммы "Развитие производственной базы республиканского телевидения и радиовещания"

Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия)

Основные разработчики Программы

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по связи и информационным технологиям,
 государственное учреждение Национальное агентство "Информационный центр при Президенте Республики Саха (Якутия)",
 государственное учреждение Национальная вещательная компания "Саха",
 Министерство здравоо хранения Республики Саха (Якутия),
 Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия),
 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия),
 Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия),
 Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия),
 Управление ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия),
 Главное контрольное управление при Президенте Республики Саха (Якутия),
 Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).

Цель и задачи Программы

Цель Программы: повышение качества жизни населения за счет улучшения доступа к информации о деятельности органов государственной власти, в том числе за счет предоставления государственных услуг в электронном виде.
 Задачи программы:
 Подпрограмма 1. Развитие информационных технологий
 - создание инфраструктуры электронного правительства Республики Саха (Якутия) для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде и обеспечение функционирования элементов телекоммуникационной инфраструктуры.
 Подпрограмма 2. Развитие производственной базы республиканского телевидения и радиовещания
 - увеличение продолжительности вещания республиканских телерадиопрограмм, в том числе на языках малочисленных народов республики.
 Подпрограмма 3. Развитие телекоммуникацион-ной инфраструктуры Республики Саха (Якутия)
 - повышение качества предоставления телекоммуникационных услуг населению и организациям Республики Саха (Якутия).
 Подпрограмма 4. Развитие выделенной сети органов государственного управления РС(Я)
 - обеспечение штатного режима эксплуатации сети связи органов государственного управления.
 Подпрограмма 5. Использование информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения Республики Саха (Якутия)
 - создание единого информационного пространства на основе использования информационных систем, обеспечивающих решение текущих и стратегических задач здравоохранения и системы ОМС Республики Саха (Якутия).
 Подпрограмма 6. Развитие информационных технологий в сфере ЖКХ Республики Саха (Якутия) для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде
 - внедрение информационных технологий в сфере предоставления жилищно-коммуналь ных услуг населению.
 Подпрограмма 7. Развитие информационных систем Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде
 - внедрение и развитие информационных технологий в сфере управления государственной собственностью Республики Саха (Якутия).
 Подпрограмма 8. - внедрение информационных технологий в сферу государственного регулирования тарифов на территории Республики Саха (Якутия)
 (в редакции Укааза Президента Республики Саха (Якутия) от 31.12.2011 N 1178 )
 Подпрограмма 9. Развитие информационно-технологической инфраструктуры в области природоохранной деятельности Республики Саха (Якутия)
 -  разработка совокупности программно-технических средств, обеспечивающих процесс сбора, обработки, хранения информации об отходах.
 Подпрограмма  10. Организация перехода Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха  (Якутия) на предоставление государственных услуг по государственной регистрации актов гражданского состояния в электронном виде
 -  модернизация инфокоммуникационной инфраструктуры органов ЗАГС в целях повышения качества предоставления государственных услуг населению по государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе и в электронном виде.
 Подпрограмма 11. Развитие автоматизированной информационной системы государственного финансового контроля ГКУ при Президенте Республики Саха (Якутия)
 -  автоматизация сбора, систематизации, оформления итоговых документов и эффективного хранения результатов ревизий и проверок, проведенных ГКУ при Президенте Республики Саха (Якутия).
 Подпрограмма  12. Развитие информационной системы социальной защиты населения Республики Саха (Якутия)
 -  повышение эффективности системы оказания государственных и муниципальных услуг, связанных с социальным обслуживанием населения.

Сроки и этапы реализации Программы

2009-2011 годы

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

Подпрограмма  1. Развитие информационных технологий
 Мероприятия:
 обеспечение перехода органов государственной власти на межведомственный электронный документооборот;

 создание портала государственных услуг;

 обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Республики Саха  (Якутия) ;

 создание и развитие Регионального центра управления инфраструктурой электронного правительства;

 обучение населения и ликвидация компьютерной безграмотности;

 централизованное приобретение компьютерного оборудования и периферии для обеспечения деятельности электронного правительства;

 организация наземных каналов связи до объектов государственного и муниципального управления для обеспечения исполнения услуг в электронном виде;

 предоставление населению и организациям государственных и муниципальных услуг с использованием типовых ИС на уровне муниципальных образований в электронном виде;

 проведение тематических социологических исследований;

 ц ентрализованное приобретение правовых систем для обеспечения работы органов государственной власти Республики Саха (Якутия) ;

 развитие навигационной системы в целях обеспечения безопасности транспорта и грузов в Республике Саха (Якутия) ;

 приобретение и монтаж оборудования видеоконференцсвязи для обеспечения деятельности руководства Республики Саха (Якутия) ;

 проектирование и создание автоматизированной информационно-библиотечной сети.
 Подпрограмма  2. Развитие производственной базы республиканского телевидения и радиовещания
 Мероприятие:
 Реконструкция редакторского корпуса ГУ НВК "Саха".
 Подпрограмма 3. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры Республики Саха (Як утия)
 Мероприятия:
 строительство объектов электросвязи;

 организация каналов связи для телекоммуникационной сети органов государственной и муниципальной власти Республики Саха (Якутия) с использованием возможностей операторов связи;

 организация единого канала доступа к сети Интернет органов государственной власти Республики Саха (Якутия) для оптимизации затрат на услуги связи по передаче данных;

 создание и функционирование единого регионального центра телефонного обслуживания информирования граждан о предоставлении государственных и муниципальных услуг.
 Подпрограмма  4. Развитие выделенной сети органов государственного управления РС(Я)
 Мероприятия:
 аренда емкости космического сегмента ствола N ВЗ на КА "Экспресс-АМЗ";

 текущие эксплуатационные расходы.
 Подпрограмма 5. - поставка серверного оборудования для медицинских учреждений;- поставка вычислительной техники для организации мониторинга реализации программ модернизации здравоохранения;

 - поставка вычислительной техники для внедрения единой программы ведения кадрового учета в ЛПУ;

 - поставка программ для ведения электронного паспорта ЛПУ
 (В редакции Укааза Президента Республики Саха (Якутия) от 31.12.2011 N 1178 )
 Мероприятия:
 построение/модернизация ЛВС медицинских учреждений;

 организация мониторинга реализации программ модернизации здравоохранения;

 внедрение единой программы ведения кадрового учета в ЛПУ;

 внедрение программы для ведения электронного паспорта ЛПУ.
 Подпрограмма  6. Развитие информационных технологий в сфере ЖКХ Республики Саха  (Якутия) для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде
 Мероприятия:
 развитие автоматизированной информационной системы и формирование базы данных по потребителям и поставщикам коммунальных услуг с целью предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде по коммунальным услугам на уровне администраций поселений и предприятий.
 - развитие автоматизированной информационной системы и формирование базы данных по субсидированию населения и поставщиков коммунальных услуг для автоматизации процесса и в дальнейшем предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде по коммунальным услугам
 (В редакции Укааза Президента Республики Саха (Якутия) от 31.12.2011 N 1178 )
 Подпрограмма 7. Развитие информационных систем Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде
   Мероприятия:
 развитие Информационной системы мониторинга объектов, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия);

 развитие Республиканского геоинформационного портала, как сегмента РЦУ Республики Саха (Якутия).
 Подпрограмма 8. Использование информацион-но-коммуникационных технологий в отрасли строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия)
 Мероприятия:
 - создание регионального сегмента Единой информационно-аналитической системы ФСТ России
 (В редакции Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 31.12.2011 N 1178 )
 Подпрограмма 9. Развитие информационно-технологической инфраструктуры в области природоохранной деятельности Республики Саха (Якутия)
 Мероприятия:
 создание базы данных АИС "Республиканский кадастр отходов".
 Подпрограмма 10. Организация перехода Управления ЗАГС при Правительстве Республики Са ха (Якутия) на предоставление государственных услуг по государственной регистрации актов гражданского состояния в электронном виде
 Мероприятия:
 оснащение средствами защиты информации органов ЗАГС в Республике Саха (Якутия).
 Подпрограмма 11. Развитие автоматизированной информационной системы государственного финансового контроля ГКУ при Президенте Республики Саха (Якутия)
 Мероприятия:
 модернизации и сопровождение ведомственной системы автоматизации деятельности ГКУ при Президенте Республики Саха (Якутия).
 Подпрограмма 12. Развитие информационной системы социальной защиты населения Республики Саха (Якутия)
 (В редакции Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 31.12.2011 N 1178 )
 Мероприятия:
 - сопровождение информационной системы "Адресная социальная помощь PRO.

(В редакции Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 31.12.2011 N 1178 )
 ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
    к Указу Президента
   Республики Саха (Якутия)
  от 31 декабря 2011 года N  1178

Объем и источники финансирования программы

Общий объем финансирования программы на период 2009-2011 годы составляет 3 500,169 млн рублей.
 По источникам финансирования:
 Республиканский бюджет - 574,504 млн рублей.
 Внебюджетные средства - 2 925,665 млн рублей (предполагаемые).
 Объем финансирования в разрезе подпрограмм:
 Подпрограмма 1 - Развитие информационных технологий – 281,959 млн рублей.
 Подпрограмма 2 - Развитие производственной базы республиканского телевидения и радиовещания – 112,274 млн рублей.
 Подпрограмма 3 - Развитие телекоммуникационной инфраструктуры Республики Саха  (Якутия) - 3 024,452 млн рублей.
 Подпрограмма 4 - Развитие выделенной сети органов государственного управления Республики Саха  (Якутия)- 49,230 млн руб.
 Подпрограмма 5 - Использование информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения  Республики Саха  (Якутия) - 15,291 млн руб.
 Подпрограмма 6 - Развитие информационных технологий в сфере ЖКХ Республики Саха  (Якутия) - 2,990 млн руб.
 Подпрограмма 7 - Ра звитие информационных систем МИО Республики Саха  (Якутия) для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде  - 4,660 млн руб.
 Подпрограмма 8 - Создание регионального сегмента ЕИАС ФСТ России - 3,800 млн руб.
 Подпрограмма 9 - Развитие информационно-технологической инфраструктуры в области природоохранной деятельности Республики Саха  (Якутия) - 0,240 млн руб.
 Подпрограмма 10 - Организация перехода Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха  (Якутия) на предоставление государственных  услуг по государственной регистрации актов гражданского состояния  в электронном виде - 2,842 млн руб.
 Подпрограмма 11 - Развитие автоматизированной информационной системы государственного финансового контроля ГКУ при Президенте Республики Саха  (Якутия) - 1,780 млн руб.
 Подпрограмма 12 - Развитие информационной системы социальной защиты населения Республики Саха  (Якутия) - 0,650 млн руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Количество государственных услуг, оказываемых республиканскими органами исполнительной власти, по которым обеспечена возможность для заявителей предоставлять необходимые документы в электронном виде - 27 единиц;

 доступность информации о деятельности государственных и муниципальных органов власти и предоставляемых ими услугах в электронном виде (источник информации  - региональный портал государственных услуг и сайты органов государственного и муниципального управления) - 100%;

 увеличение продолжительности вещания республиканских телерадиопрограмм (источник информации - Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия)), в т.ч. радиопрограмм  -  6 часов в день, телепрограмм - 10,5 часов в день;

 уровень обеспечения высокоскоростным доступом к сети Интернет населения и организаций в Республике Саха (Якутия), - 70%;

 количество пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты, - 7,1%;

 доля государственных  (муниципальных) учреждений здравоохранения, осуществляющих автоматизированную электронную запись на прием к врачу, к общему количеству государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, - 7,46%;

 доля услуг в сфере ЖКХ Республики Саха  (Якутия), информация о которых размещена на едином портале государственных (муниципальных) услуг - 100%;

 доля автоматизированных функций учета, управления, анализа и мониторинга государственной собственности Республики Саха  (Якутия) - 100%;

 создание АИС управления в курируемых отраслях - есть;

 с оздание информационной системы кадастра отходов - есть;

 доля рабочих мест, подключенных к корпоративной защищенной сети Управления ЗАГС - 70%;

 доля рабочих мест подключенных к ведомственной системе - 50%;

 доля рабочих мест, подключенных к единой информационной системе социальной защиты населения - 80%.

Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы

Индикаторы первого уровня:
 Количество государственных услуг, оказываемых республиканскими органами исполнительной власти, по которым обеспечена возможность для заявителей предоставлять необходимые документы в электронном виде, - единиц;

 Индикаторы второго уровня:
 Подпрограмма 1
 доля органов государственной исполнительной власти Республики Саха  (Якутия), осуществляющих обмен электронными образцами документов с использованием единой межведомственной системы электронного документооборота;

 количество услуг, описание которых размещено на портале (реестр государственных услуг);

 - количество исполненных пунктов ст.13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года
 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления"
на сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, размещенных в сети Интернет;

 количество автоматизированных сервисов, предоставляемых РЦУ населению, бизнесу, органов государственной власти и местного самоуправления ;

 количество обученных лиц;

 доля рабочих мест органов государственной власти Республики Саха (Якутия), оснащенных оборудованием, соответствующим требованиям к техническому и технологическому обеспечению электронного правительства;

 количество организаций, подключенных к центральному Интернет-шлюзу;

 доля муниципальных образований (на уровне поселений), использующих, с целью предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, типовую АИС;

 количество социологических исследований;

 расходы на эксплуатацию справочно-правовых систем в органах государственной власти и органах местного самоуправления Республики Саха (Якутия);

 послегарантийное сопровождение системы и подключение транспортных средств;

 количество органов МСУ, подключенных к комплекту ВКС для руководства Республики Саха (Якутия);

 количество подключенных библиотек.
 Подпрограмма 2
 увеличение продолжительности вещания республиканских телерадиопрограмм.
 Подпрограмма 3
 перевод оборудования систем межстанционных (внутриулусных) связей на цифровые технологии связи;

 количество населенных пунктов (центров муниципальных образований), подключенных к единой сети;

 доля рабочих мест сотрудников органов государственной власти, подключенных к единому каналу доступа к сети Интернет;

 наличие единого регионального центра телефонного обслуживания.
 Подпрограмма 4
 предоставление доступа к услугам выделенной сети для получателей средств республиканского и местного бюджетов (источник информации - Департамент республиканского казначейства РС(Я).
 Подпрограмма 5
 доля медицинских учреждений, в которых используются информационные системы поддержки медицинской деятельности.
 Подпрограмма 6
 доля услуг в сфере ЖКХ Республики Саха (Якутия), информация о которых размещена на едином портале государственных (муниципальных) услуг.
 Подпрограмма 7
 доля объектов, находящихся в государственной собственности Республики Саха  (Якутия), внесенных в ИС МО ГС РС(Я);

 доступность к пространственной информации заинтересованных ОГВ, различных природоохранных организаций.
 Подпрограмма 8
 - создание информационного комплекса подсистем регионального сегмента ЕИАС ФСТ России на базе ГУ НА "ИЦП Республики Саха (Якутия)
 (В редакции Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 31.12.2011 N 1178 )
   Подпрограмма 9
 создание информационной системы кадастра отходов.
 Подпрограмма 10
 доля рабочих мест, подключенных к корпоративной защищенной сети Управления ЗАГС.
 Подпрограмма 11
 доля рабочих мест, подключенных к ведомственной системе.
 Подпрограмма 12
 доля рабочих мест, подключенных к единой информационной системе социальной защиты населения.

Система организации контроля за исполнением Программы

В соответствии с требованиями постановления Правительства Республики Саха  (Якутия)
 от 8 октября 2009 года N 415 "Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и Порядка проведения оценки эффективности республиканских целевых программ":
 контроль за ходом реализации и текущее управление реализацией целевой программы осуществляет государственный заказчик  - координатор Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по связи и информационным технологиям;

 текущее управление и контроль за ходом реализации подпрограмм осуществляют государственные заказчики подпрограмм.

Введение


Связь и информационные технологии в условиях Севера имеют особо важное значение. Наличие экстремальных климатических условий, обширная территория, разбросанность поселений предопределяют особую роль инфокоммуникационных технологий в жизнеобеспечении республики. Решение задач технологического прорыва республики, интеллектуального развития населения невозможно представить без проникновения Республики Саха (Якутия) в информационное поле всего цивилизованного мира.

Экономическая стратегия Правительства Республики Саха (Якутия), намеченная в основных направлениях социально-экономического развития республики на долгосрочную перспективу, определяет развитие информационных технологий и связи как одну из приоритетных задач государственной политики и рассматривает ее как важнейший фактор экономического развития, повышения культурно-образовательного уровня населения республики.

Данная Программа содержит перечень, характеристики и механизм реализации мероприятий по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры отраслей электросвязи, телевидения, радиовещания, подвижной связи, необходимые для их устойчивой и эффективной работы, и направлена на обеспечение доступа широких слоев населения к информационным ресурсам, создание условий для ускоренного развития информационного общества в республике.

Исходными установками для разработки Программы являются Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная решением Президента Российской Федерации от 07 февраля 2008 года N Пр-212, решение заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества от 13 февраля 2010 года N Пр-357, Системный проект формирования в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993 "О сводном перечне первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде", постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 октября 2009 года N 415 "Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и Порядка проведения оценки эффективности республиканских целевых программ".

1. Современное состояние и уровень развития информационных технологий и телекоммуникаций республики, содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

1.1. Информационные технологии


Развитие информатизации в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия) после утверждения первой редакции республиканской целевой программы информатизации и ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" в 2001 году прошло несколько этапов от автоматизации процессов государственного управления, внедрения цифровых технологий связи, информатизации и телевидения, предоставления новых видов услуг связи населению и бизнесу (исполнению функций) до решения задач создания информационного общества.

В нормативном правовом обеспечении регулирования поэтапного перехода к электронному правительству региона приняты решения, касающиеся не только уточнения состава мероприятий в рамках ранее принятых ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)", ГЦП "Электронная Якутия на период 2007-2011 годы", такие как:

Федеральный закон от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и муниципального управления";

Федеральный закон от 27 августа 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет";

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р, утвердившее перечень приоритетных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами власти регионов, органами МСУ, подведомственными учреждениями, а также этапы перехода к предоставлению услуг в электронном виде.

Распоряжением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации С.С. Собянина от 14 февраля 2009 года N 604-п П-16 утвержден План мероприятий по реализации концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.

Данный план имеет комплексный характер и затрагивает практически все важные аспекты и направления формирования электронного правительства, и хотя предназначен для федеральных органов власти, он касается и региональных органов власти. Таким образом, значительная часть мероприятий, планируемых к реализации в 2009 - 2011 годах, предполагает выполнение соответствующих мероприятий и в Республике Саха (Якутия).

План утверждает решение таких стратегических задач, как "Развитие сайтов государственных органов власти в сети Интернет", "Создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности государственных органов и к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде", "Создание единой системы информационно-справочной поддержки взаимодействия граждан с государственными органами", "Предоставление государственных услуг на основе многофункциональных центров и с использованием сети Интернет", "Внедрение информационных систем планирования и мониторинга деятельности государственных органов" и другие.

Ещё более масштабные задачи поставлены в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212.

В послании к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации от 12 ноября 2009 года определил задачи по модернизации и технологическому обновлению всей производственной сферы в условиях выхода страны из экономического кризиса.

В числе приоритетов модернизации экономики и выхода России на новый технологический уровень, для обеспечения лидерских позиций в мире указано форсированное развитие информационно-коммуникационных технологий, в том числе:

развитие космических и телекоммуникационных систем, в том числе, системы ГЛОНАСС. Они должны быть направлены на массовое использование навигационного оборудования на транспорте, на обеспечение безопасности транспорта и технически сложных объектов, координации работы служб, которые отвечают за предотвращение аварий и чрезвычайных ситуаций, за ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф, для предоставления цифровой картографической информации высокой точности;

обеспечение широкополосного доступа к сети Интернет во всех населенных пунктах до 2014 года. В городах, посёлках и сёлах, где нет современных киноконцертных залов, крупных библиотек, театральных и выставочных центров, поручено продвигать информационные технологии, как основы доступа к национальным ценностям в сфере культуры. Продвижение широкополосного доступа к сети Интернет в российские регионы, особенно в нашей республике, должно открыть новые перспективы населению для получения всесторонней информации о событиях в стране и мире. Специально указано, что для жителей Сибири и Дальнего Востока цены на телекоммуникационные услуги должны быть снижены;

предоставление государственных услуг, в том числе в электронном виде. К 2011 году в электронной форме должно предоставляться не менее 60 ключевых государственных услуг. Приоритет должен отдаваться тем услугам, в которых заинтересовано большинство населения нашей страны, прежде всего для связи с единой службой спасения и помощи при чрезвычайных ситуациях;

переход на цифровое телевидение и радиовещание, расширение услуг мобильной связи.

Перечень мероприятий целевой программы сформирован, исходя из соответствующих планов федеральных органов власти в развитии информационного общества в регионах, положений и требований нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), поручений Президента Российской Федерации и Президента Республики Саха (Якутия) в сфере информатизации, для развития республиканской инфраструктуры электронного правительства. Важнейшее место в Программе занимают мероприятия, утвержденные постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2010 года N 409 "Об утверждении Плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Саха (Якутия) на период 2010-2012 годы", разработанного во исполнение п. 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 26 декабря 2009 года ПР-3492.

1.2. Производственная база республиканского телевидения и радиовещания


Указами Президента Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2001 года N 1648 "Об открытии республиканского канала телевизионного вещания", от 15 сентября 2002 года N 489 "О создании технологической базы республиканского телевидения и радиовещания", от 9 декабря 2002 года N 614 "Вопросы государственного учреждения "Национальная вещательная компания "Саха", от 17 февраля 2003 года N 812 "О единой системе государственного телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)" и от 16 декабря 2005 года N 2441 "О создании республиканского канала радиовещания" перед Единой системой государственного телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия) были поставлены основные задачи:

1. Создание республиканского телеканала с увеличением объема вещания до 6 часов и обеспечения 100%-го охвата населения по спутниковой системе "Якутия".

2. Создание республиканского радиоканала с увеличением объема вещания до 10 часов и обеспечения 100%-го охвата населения по спутниковой системе "Якутия".

Основной распространитель программ государственного телерадиовещания ГУП "ТЦТР" путем ввода новых приемо-передающих станций по спутниковой распределительной системе "Якутия" и перевода на цифровые форматы аналоговых приемо-передающих устройств (передатчиков) улучшил качество уверенного приема и увеличил охват вещания республиканским телеканалом в июле 2004 года до 99,6% населения. На данном этапе ведется работа по увеличению охвата населения республики эфирным радиовещанием на УКВ-ЧМ диапазоне (FM).

В свою очередь производитель программ - ГУ НВК "Саха" с марта 2003 года во исполнение утвержденной Концепции вещания увеличило объем телевизионного вещания до 6 часов ежедневно. По состоянию на 01 июля 2006 года ГУ НВК "Саха" выдает в эфир по республиканскому телеканалу 2190 часов, из них собственного производства - 70%, по радиовещанию - 5840 часов, из них собственное производство - 75%. В настоящее время согласно лицензии на вещание на 40 ТВК в г. Якутске открыт 18 часовой государственный телеканал. ГУ НВК "Саха" на радиовещании с 01 февраля 2006 года увеличило объем собственного вещания с 6 часов до 10 часов в сутки.

В перспективе планируется увеличение прямых трансляций с различных мероприятий, в том числе со спортивных соревнований. Предусматривается дальнейшая модернизация телевизионного и радиооборудования НВК "Саха" в целях улучшение качества обработки и передачи информации.

1.2.1. Состояние технологического оборудования телевизионного вещания

Значительная часть технологического оборудования, эксплуатируемого в настоящее время в ГУ НВК "Саха", физически и морально устарела. Производство запасных частей к данному оборудованию прекращено. Приходится учитывать, что предприятия, занимающиеся передачей сигналов телерадиовещания и распространением как внутри республики, так и за ее пределами, по своим возможностям и развитию шагнули далеко вперед, предлагая все новые и новые возможности и услуги, реализация которых невозможна при существующей технологической базе ГУ НВК "Саха".

Реализация ряда мероприятий Программы "Развитие технологической базы единой системы государственного телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия) на 2003-2006 годы" позволила обеспечить модернизацию части телевизионного оборудования. Вместе с тем, основные мероприятия Программы остались незавершенными из-за недостаточного финансирования.

Производство и выпуск телевизионных программ ГУ НВК "Саха" включает в себя работу на нескольких производственных участках:

Аппаратно-студийный комплекс (АСК). АСК включает в себя студийный павильон и техническую аппаратную, в котором ведется запись и (или) организуется прямой эфир со студии. В состав АСК входят студийный блок информационного центра телепрограмм, осуществляются перегоны в различные телекомпании или непосредственно в ГУ НВК "Саха" с филиалов. В состав комплекса также входит телекинопроекционная аппаратная, имеющая в своем составе два кинопроектора "советского" производства для показа киноматериалов формата 38 мм, три проектора - 16 мм, слайд-проектор, стол оптической коммутации, две видеокамеры КТ-132 с камерными каналами БКК-1014. Телекинопроекционная аппаратная работает в основном для перевода на видео формат фондовых видеоматериалов и архивных фильмов;

Передвижные средства телевидения (ПТС). На ПТС производится внестудийная запись - на отдельных тележурналистских комплектах (ТЖК) и на передвижной телевизионной станции (ПТВС). Тележурналистский комплект занимает особое место в работе телевидения. На видеокамерах ТЖК записываются все информационно-политические события и внестудийные авторские передачи;

Аппаратные видеомонтажа (АВМ), в которых производится последующий видеомонтаж отснятого видеоматериала (записи произведенной в студии или внестудийной записи). АВМ делятся на нелинейные (с использованием компьютерных технологий) и линейные аппаратные.

1.2.2. Состояние технологического оборудования радиовещания

Технологическая база радиовещания и звукозаписи (РВ и ЗЗ) состоит из коммутационно - распределительной центральной аппаратной (КРА), вещательной аппаратной N 2 с дикторской студией (ВА), звукозаписывающей аппаратной N 1 для записи музыкальных произведений со студийным павильоном, двух аппаратно-студийных блоков N N 5 и 7 для монтажа. В центральную аппаратную заведены специальные линии связи с Управлением ГО и ЧС Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) для оповещения населения в случае чрезвычайных ситуаций, для проведения федеральных мероприятий.